Эффект Кулешова

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Лев Кулешов в фильме «За счастьем» (1917 год)

Эффект Кулешова — правила монтажа, с помощью которых сочетание двух разнородных кадров, стоящих рядом, приводит к возникновению нового смысла. Описан основателем русской школы кино Львом Кулешовым в книге «Искусство кино», опубликованной в 1929 году, и более ранних статьях[1][2].

Описание эксперимента

Автор киноприёма Лев Кулешов один из представителей советского и мирового киноискусства, занимающийся документальными съемками в 1920-е годы. Основал учебную мастерскую в ГосКиноШколе, где вместе со студентами экспериментировал с разными техниками монтажа[3]. Во время одного из уроков, Кулешов провёл эмпирический опыт, целью которого было — продемонстрировать, как трактовка эмоций персонажа, запечатленная на одном кадре, может зависеть от показа последующего. В качестве примера кинорежиссёр продемонстрировал публике кадры с крупным планом актёра Ивана Мозжухина. Затем для эксперимента были сняты три разных плана:

  • ребёнок в гробу;
  • тарелка горячего, испускающего пар супа;
  • молодая девушка на диване.

Видеоряд был показан таким образом, что сначала показывалось лицо главного героя, а затем — один из трех перечисленных выше сюжетов. После просмотра группе людей предлагалось определить эмоциональное состояние актера. Зрители после просмотра пришли к выводу, что:

  • в первом фрагменте герой испытывает грусть;
  • во втором — испытывает чувство голода;
  • в третьем — очарован девушкой.

Важным достижением этого эксперимента является то, что в действительности, чувства мужчины были идентичны в трех разных миниатюрах, однако интерпретация эмоций зависела от порядка в котором показывались кадры[4]. Отмечается, что сочетание двух разнородных кадров способно создавать новые смысловые образы и менять сюжетную линию. С тех пор, в кинематографе закрепился особый язык, с помощью которого можно описать, как зрители воспринимают переживания героя в зависимости от контекста сцены.

В философии есть понятие о случайности и необходимости. То, что это эффект «Кулешова» — это случайность, а то, что это «эффект» — это необходимость.Л.В. Кулешов, «Эффект Кулешова», 1969

Значение эффекта

Эксперимент Кулешова стал революционным на момент становления кинематографа. В мировом кинематографе эксперимент Кулешова стал одной из первых попыток осмыслить важность структуры и последовательности кадров. С помощью киномонтажа Кулешов стремился донести до зрителя, что контекст в котором появляется лицо актера, влияет на то, как это лицо воспринимается.

Кулешов представлял монтаж, как «творческий и технический процесс в кинематографе, позволяющий в результате соединения отдельных фрагментов и исходных записей, получить единое композиционно-цельное произведение». Монтаж является важнейшей частью языка кино, способной придать повествованию выразительность и внятность минимальными средствами.

Подлинность любого вида искусства определяется наличием характерного средства выражения.Л.В. Кулешов

Применение

Примеры применения этого эффекта можно найти в кинокартинах таких мировых режиссеров, как Альфред Хичкок и Стэнли Кубрик. Альфред Хичкок адаптировал эффект Кулешова, создав свою концепцию pure cinema, в основе которой он поставил:

  • Съёмку крупным планом;
  • Приём субъективной камеры;
  • Кадр-реакцию[5].

В качестве примера эффекта также приводится робот-компьютер HAL 9000 из «Космической Одиссеи» кинематографической работы Стэнли Кубрика. Робот выражает множество разных эмоций, несмотря на то, что по его мимике и реакции прочитать какие-либо эмоции невозможно. Объяснение эмоций достигнуто исключительно при помощи чередования определенных кадров.

Примечания

  1. «Эффект Кулешова». Культура.РФ. Дата обращения: 11 сентября 2023.
  2. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Часть 1.. — М., 2000. — С. 242. — ISBN ISBN 5-9900144-3-0.
  3. Зоркая Н.М. История отечественного кино. XX век. — Белый город, 2014. — 512 с. — ISBN 978-5-7793-2429-8.
  4. Кулешов Л.В. Азбука кинорежиссуры. — 2013. — 132 с. — ISBN 978-5-458-35007-5.
  5. Что такое «эффект Кулешова»?. DTF (31.03.2020). Дата обращения: 11 сентября 2024.