Научно-фантастический фильм
Научно фантастический фильм — жанр кино, в котором используются вымышленные, научно-обоснованные изображения явлений, не полностью приняты наукой. Явления: внеземные формы жизни, космические аппараты, роботы, киборги, межзвёздные полёты. Научно-фантастические фильмы используются для фокусирования внимания на политических или социальных вопросах, для изучения философских вопросов. Действие в научно-фантастические фильмах происходит в будущем. Сценаристы прибегают к популярным научно-фантастическим приёмам в литературе, которые не правдивы научно или лишены сюжетной логики[1].
Научно-фантастическое кино существует с появлением немого кино. Первая фантастическая лента «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса. Для достижения спецэффектов, авторы прибегали к трюковой фотографии[2]. В 1927 году — «Метрополис» стал первой высокобюджетной и полнометражной научно фантастической картиной. С 1930-х по 1960-е годы, жанр научной фантастики считался предназначенным для определённого круга людей и применялся в низкобюджетных кинолентах, именуемых би-муви. В 1960-е года большой популярностью пользовался сериал «Звёздный путь». После выхода кинофильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» жанр научно-фантастического кино стал трактоваться более серьёзно[1].
История
В начале XX века кинематограф ещё не достиг современного статуса как основного источника развлечений. На заре 1900-х годов кино неожиданно стало рассматриваться как форма досуга, тогда как ранее его изучали лишь с научной точки зрения. Режиссёр Жорж Мельес стал расширять горизонты фильма, создавая работы: «Путешествие на Луну» и «Невероятное путешествие». Фильмы рассказывали о смелых учёных, исследующих неизведанное. События Второй мировой войны, включая атомные бомбардировки, серьёзно повлияли на жанр, порождая фильмы, отражающие страхи и параноидальные настроения общества. Научная фантастика в настоящем виде появилась в 1950-е годы. Ранее она была дополнением к популярным жанрам: ужасам, катастрофам или приключениям. Несмотря на то, что простая научная фантастика не утратила своей популярности, «Одиссея» вызвала волну интеллектуальных сай-фай триллеров по всему миру. Фильмы «Штамм „Андромеда“», «Зелёный сойлент» и «Солярис», отличались размеренной, методичной подачей, погружаясь в глубокие философские размышления. Создатели кино начали осознавать мощь блокбастеров и возможности, которые открываются при объединении их с различными жанрами.
С выходом «Звёздных войн» в 1977 году и «Супермена» в 1978 году киноиндустрия навсегда изменилась. Первый фильм стал оригинальной концепцией, второй — адаптацией комикса. Оба проекта стали невероятно успешными и заложили основы для масштабных франшиз. «Супермен», «Звёздные войны» предварили эру фильмов о супергероях и способствовали развитию спецэффектов[3].
Множество научно-фантастических фильмов исследовали технологии с любопытством и тревогой, включая «Железо» и «Терминатор 2», касающийся кибернетической паранойи.
Однако ничто не смогло так глубоко исследовать постмодернистские вопросы о технологиях и интернете, как «Матрица». Сочетая разнообразные вдохновения, включая буддизм и «Призрака в доспехах», это произведение братьев Вачовски представило антиутопичный мир, где человечество стало рабами роботов, отражая духовный климат времени и вдохновив волны схожих фильмов[3].
Научная фантастика долгое время пыталась признать себя, как полноценный жанр. В 1971 году доля кассовых сборов научно-фантастических кинолент составляла всего 5 % от кассовых сборов в США, к 1982 году доля выросла с 50 %, в 2010 году — почти 90 %.
Научно-фантастическое кино сначала зависело от научно-фантастической литературы и представляло собой экранизации известных литературных произведений. С 1970-х годов, произведения и фильмы становятся двумя самостоятельными явлениями. Научно-фантастический роман делает особый акцент на диалогах и метафорах. Фильмы имеют упрощённый сюжет и делают акцент на окружающем пространстве и спецэффектах. Наиболее популярными режиссёрами научно-фантастических фильмов принято считать Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга[3].
Характеристика научно-фантастического кино
Научно-фантастическое кино характеризуется[4][1]:
- Телепортация;
- Контроль над разумом;
- телепатия и телекинез ;
- Инопланетяне, внеземные формы жизни и мутанты;
- Космические путешествия и исследования;
- Межпланетная война;
- Параллельные вселенные;
- Вымышленные миры;
- Альтернативные истории;
- Спекулятивная технология;
- Сверхразумные компьютеры и роботы.
Категории и жанры научно-фантастических фильмов
Научно-фантастические фильмы можно классифицировать по двум основным категориям[5][6]:
- «Твёрдая» научная фантастика — фильмы, основанные на реальной науке и изобретениях, что реально спрогнозировать на условное ближайшее будущее.
- «Мягкая» научная фантастика — фильмы, основанные на более фантастической линзе. В этой категории сброшены все оковы реальности, и воображению позволено буйствовать, так как надежды на любую достоверность практически нет.
Научно-фантастические фильмы можно разделить на поджанры. Деление условно, научно-фантастические фильмы сочетают несколько поджанров[5]:
- Космическая фантастика. Самый популярный жанр — поиск (встреча) с инопланетянами.
- Искусственный интеллект.
- Сверхспособности.
- Историческая.
- Путешествия во времени.
- Научно-техническая.
- Катастрофы.
- Роман-предупреждение.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Научная фантастика в кинематографе . КартаСлов. Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ Сценические иллюзии, фокусы и трюковая фотография из книги 1897 года . fishki.net. Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Ульянёнок В. Как и почему научная фантастика в кино менялась каждые 10 лет . После титров (14 августа 2020). Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ Керри Э. Краткий экскурс в научно-фантастический кинематограф. Часть 1 . javarush.com. Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Такая разная фантастика! . История кино.ру. Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ «Твёрдая» научная фантастика vs «Мягкая» . dtf.ru. Дата обращения: 19 ноября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |