Нолан, Кристофер
Кристофер Нолан | |||
---|---|---|---|
англ. Christopher Nolan | |||
Режиссер Кристофер Нолан участвует в панели "Начало" на WonderCon 2010. | |||
Имя при рождении | Кристофер Эдвард Нолан | ||
Профессия | кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер | ||
Карьера | 1998 — наст. время | ||
Награды |
«Золотой глобус» (2024 — дважды) BAFTA (2024 — дважды) «Сатурн» (2006, 2009, 2011 — дважды, 2015) «Империя» (2007, 2009 — дважды, 2011, 2015) |
Сэр Кри́стофер Эдвард Но́лан (Christopher Edward Nolan) (род. 30 июля 1970, Лондон, Англия)[1] — американский и британский продюсер, сценарист, режиссёр, оператор, монтажёр, актёр, композитор[2][3]. Он является одним из наиболее успешных режиссёров в истории и признанным мастером киноискусства. Его работы пользуются большой популярностью среди фанатов драм, триллеров, фантастики и боевиков. Нолан ориентируется не на количество своих проектов, а на их качество[4].
Биография
Кристофер Нолан родился 30 июля 1970 года. Вырос в лондонском пригороде Хайгейт. Его отец, Бернард Джеймс Нолан, работал в рекламе. Мать, Кристина Дженсен, была бортпроводницей и преподавательницей английского языка.
У Кристофера есть младший брат Джонатан (родился в 1976 году), который стал писателем, сценаристом и телевизионным продюсером, соавтором пяти фильмов Нолана. Старший брат Мэтью был замешан в нескольких противоправных делах и использовал псевдоним МакКолл Опенгеймер. Дядя и тётя Кристофера, Джон Нолан и Ким Хартман, являются актёрами. С юности братья Нолан росли в двух странах: Великобритании и США (Эванстон).
В детстве у Кристофера обнаружили дальтонизм, но это не помешало ему заниматься визуальным искусством. В возрасте семи лет он был вдохновлён фильмами «Звёздные войны» и «Космическая одиссея 2001 года», начал писать сценарии и снимать их на камеру отца. Кристофер всегда мечтал стать кинематографистом, но не был уверен в себе.
Он окончил частную школу Haileybury and Imperial Service College, после чего поступил в Университетский колледж Лондона на факультет английской литературы. Там он продолжал экспериментировать с камерой, создав несколько короткометражек («Кража», «Жук-скакун», «Тарантелла»), которые стали его трамплином в мир полнометражного кино[4].
Большую часть своего подросткового возраста Кристофер Нолан провёл в школе-интернате в Хартфордшире, после чего поступил в Университетский колледж Лондона и в 1993 году получил степень бакалавра английской литературы. В это время он встретил свою будущую жену Эмму Томас, с которой они поженились в 1997 году. У пары четверо детей: Флора, Рори, Оливер и Магнус.
Кристофер использует имена своих детей в качестве кодовых названий для своих фильмов. Например, «Тёмный рыцарь» (2008) изначально назывался «Первый поцелуй Рори» («Rory’s First Kiss»), «Начало» — «Стрела Оливера» («Oliver’s Arrow»), «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» — «Король Магнус» («Magnus Rex»), а «Интерстеллар» — «Письмо Флоры» («Flora’s Letter»). Эмма является продюсером большинства фильмов Кристофера. В 2001 году они основали компанию Syncopy, в которую также входит Джонатан Нолан.
Кристофер начал карьеру как сценарист, оператор и режиссёр небольших проектов. До своего дебюта в 1999 году с фильмом «Преследование» («Following») он снял три короткометражки, из которых только одна, «Жук-скакун» («Doodlebug», 1997), была завершена.
Одним из самых ярких воспоминаний детства Нолана стал мюзикл Алана Паркера «Багси Мэлоун» («Bugsy Malone», 1976). В семь лет он увидел «Звёздные войны» («Star Wars», 1977) Джорджа Лукаса, а позже — ререлиз «2001 год: Космическая одиссея» («2001: A Space Odyssey», 1968) Стэнли Кубрика. Эти фильмы произвели на него глубокое впечатление. Нолан называл ленту «2001 год: Космическая одиссея» панк-роком среди кино (Shone, 2020). Также на него сильно повлияли «Чужой» («Alien», 1979) и «Бегущий по лезвию» («Blade Runner», 1982). Именно во время просмотра «Чужого» он решил стать режиссёром (Shone, 2020)[5].
Деятельность
Карьера
Режиссёрский дебют Кристофера Нолана произошёл в 1998 году с созданием его первой значимой картины «Преследование». Подготовка к фильму заняла два года. Нолан основал киностудию Syncopy Films. С этой командой он позднее снял множество известных лент. Его взгляд на мир глубоко отражается в его работах; он выбрал стиль неонуара, характеризующийся холодными оттенками и пессимистичными сюжетами. Тем не менее, его первая работа получила огромный успех — сборы составили 43 тысячи долларов при бюджете всего в шесть тысяч.
Через два года Кристофер Нолан выпустил ещё одну ленту — фильм «Помни», который был представлен на Венецианском кинофестивале. Главную роль в картине сыграл Гай Пирс. Этот детектив стал одним из самых заметных фильмов того года и получил номинацию на «Оскар». В 2002 году Нолан снял ещё один детектив — «Бессонница», который также оказался успешным и собрал значительные кассовые сборы. После этих работ к молодому режиссёру начали обращаться крупные компании для сотрудничества. Первая настоящая работа Нолана в жанре блокбастеров — «Бэтмен. Начало», основанная на комиксах о Бэтмене. Этот фильм открыл новую главу в его карьере, собрав более двухсот миллионов долларов всего за две недели после выхода, что стало огромным достижением[6].
Кристофер Нолан прекрасно подобрал актёрский состав и глубоко раскрыл характер главного героя, которого сыграл Кристиан Бейл. В фильме была использована компьютерная графика, разработанная студией Double Negative. Работа оказалась настолько успешной, что получила несколько наград. Он начал активно трудиться над новыми проектами, и мир увидел такие фильмы, как «Престиж», «Тёмный Рыцарь», «Начало», «Человек из стали», «Дюнкерк» и знаковый «Интерстеллар», который продолжает оставаться в сознании зрителей. Одной из последних громких работ режиссёра стал фильм «Довод», выполненный в жанре научно-фантастического боевика. Сюжет сосредоточен на предотвращении войны и управлении временем, что затрудняло зрителям полное восприятие истории. Тем не менее, после выхода фильм произвёл настоящий фурор, и его кассовые сборы превысили 200 миллионов долларов[6].
Композиторы и музыка
Нолан подчёркивает, что музыка играет важную роль в его работах. С ростом масштабов его фильмов значение музыкального сопровождения также увеличивалось, становясь ключевым элементом структуры лент. Значительный вклад в создание саундтреков внёс и сам Нолан, особенно для фильма «Дюнкерк» (Shone, 2020).
Он сотрудничал с несколькими композиторами:
Дэвид Джульяном над фильмами «Воровство» (1996);
Хансом Циммером для «Бэтмен: Начало» (2005);
- «Тёмный рыцарь» (2008);
- «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» (2012);
- «Начало» (2010);
- «Интерстеллар» (2014);
- «Дюнкерк» (2017);
А также с Людвигом Йоранссоном:
В короткометражном фильме «Куэй» (2015) Нолан сам стал композитором[5].
Влияние, стиль, темы и критика
Нолан является одним из самых популярных и успешных режиссёров современности. По количеству фильмов и их позициям в списке лучших фильмов IMDb (всего 7) он занимает первое место среди режиссёров (Directors of Top 250 Movies 2020). Четыре его работы входят в первую тридцатку этого списка. Нолана часто сравнивают с Стэнли Кубриком, обращая внимание на фильм «Интерстеллар» и «2001 год: Космическая одиссея».
Автор книги «Нолановские вариации: фильмы, загадки и чудеса Кристофера Нолана» Тед Шоун подчёркивает влияние на Нолана творчества Яна Флеминга, создателя серии книг о Джеймсе Бонде (Shone, 2020). Нолан сам признаёт, что вдохновение для фильма «Начало» черпал из франшизы о Джеймсе Бонде. В рецензии The New York Times на фильм «Довод» (2020) главного героя сравнивают с агентом 007 (Kiang, 2020).
Тед Шоун также ищет вдохновение для фильмов Нолана в Викторианской эпохе: «Фауст» Гёте доминирует над трилогией «Престиж» и «Тёмный рыцарь». В «Тёмном рыцаре: Возрождение легенды» переработана «Повесть о двух городах» Диккенса 1859 года. «Интерстеллар» содержит множество отсылок к работам Томаса Р. Мальтуса, а также к органу на 382 ступени и сочинениям Конана Дойла. Лодка в «Дюнкерке» носит имя из романа Уилки Коллинза «Лунный камень» 1868 года, а музыка Ханса Циммера перекликается с «Энигма-вариациями» Э. Элгара (Shone, 2020).
Нолан стремится сочетать субъективную точку зрения с масштабным параллельным повествованием, что в его фильмах реализуется в разной степени. Уникальной чертой его работ является характерный нарратив (O’Connell, 2020). Время играет ключевую роль в творчестве Нолана, и он постоянно экспериментирует с ним, что можно увидеть в картинах «Помни», «Престиж», «Начало», «Интерстеллар» и «Довод» (Кушнарева, 2020)[5].
Режиссёр Майкл Манн, чей фильм «Схватка» (1995) повлиял на трилогию о Бэтмене, отмечает, что Нолан не только создаёт нового постгероического супергероя, но и является одним из немногих режиссёров, имеющих смелость воплощать свои амбициозные идеи на экране (Shone, 2020). Нолан предпочитает практические эффекты цифровой графике, много внимания уделяя декорациям и техническим решениям. В «Дюнкерке» он использовал картонные фигуры солдат вместо CGI, а для сцены с изменяющейся гравитацией в «Начале» была построена сложная конструкция. В «Доводе» актёры учились выполнять движения «назад», чтобы создать инверсивный эффект.
Несмотря на многочисленные поклонники и коммерческий успех его фильмов, Нолан сталкивается с критикой за поверхностность, избыточную претенциозность и технические недостатки. Киновед Дэвид Бордвелл отмечает, что у Нолана нет чёткого стиля («стиль без стиля»), что демонстрирует фильм «Бессонница». Также он выделяет быстрый монтаж и частые склейки как характерные черты, что приводит к неряшливому кадрированию (Бордвелл, 2014)[5].
Личная жизнь
Жена Кристофера Нолана — Эмма Томас. Они встретились в университете. Эмма работает продюсером всех его фильмов. У пары четверо детей: Оливер, Магнус, Рори и Флора.
Младший брат Джонатан Нолан (родился в 1976 году) — писатель, сценарист и телевизионный продюсер[7], который сотрудничал с Кристофером над пятью фильмами.
Старший брат Мэтью Нолан[8], по информации нескольких британских СМИ, в прошлом был наёмным убийцей, хотя эта информация не имеет достаточного подтверждения. Известно, что Мэтью действительно был вовлечён в ряд незаконных действий и использовал псевдоним МакКолл Опенгеймер, вдохновлённый семьёй Оппенгеймеров, которая контролирует корпорацию De Beers. Это породило конспирологическую теорию о том, что Кристофер снял фильм «Оппенгеймер» с целью изменить результаты поисковых запросов «Nolan Oppenheimer».
Также известные британские актёры Джон Нолан и Ким Хартман являются дядей и тётей Кристофера[6].
Фильмография
- Преследование (Following) — 1998, Momentum Pictures — режиссёр, сценарист, продюсер, кинооператор, монтажёр.
- Помни (Memento) — 2000, Newmarket Films — режиссёр, сценарист.
- Бессонница (Insomnia) — 2002, Warner Bros — режиссёр.
- Бэтмен: Начало (Batman Begins) — 2005, Warner Bros., Legendary Pictures — режиссёр, сценарист.
- Престиж (The Prestige) — 2006, Touchstone Pictures, Warner Bros — режиссёр, сценарист, продюсер.
- Тёмный рыцарь (The Dark Knight) — 2008, Warner Bros., Legendary Pictures — режиссёр, сценарист, продюсер.
- Начало (Inception) — 2010, Warner Bros., Legendary Pictures — режиссёр, сценарист, продюсер.
- Тёмный рыцарь: Возрождение легенды (The Dark Knight Rises) — 2012, Warner Bros., Legendary Pictures — режиссёр, сценарист, продюсер.
- Человек из стали (Man of Steel) — 2013, Warner Bros., Legendary Pictures — сценарист, продюсер.
- Превосходство (Transcendence) — 2014, Warner Bros — исполнительный продюсер.
- Интерстеллар (Interstellar) — 2014, Paramount Pictures, Warner Bros., Legendary Pictures — режиссёр, сценарист, продюсер.
- Бэтмен против Супермена: На заре справедливости (Batman v Superman: Dawn of Justice) — 2016, Warner Bros — исполнительный продюсер.
- Дюнкерк (Dunkirk) — 2017, Warner Bros — режиссёр, сценарист, продюсер.
- Довод (Tenet) — 2020, Warner Bros — режиссёр, сценарист, продюсер.
- Оппенгеймер (Oppenheimer) — 2023, Universal Pictures — режиссёр, сценарист[3].
Награды и номинации
Фильм | Год | Премия | Категория | Результат |
---|---|---|---|---|
«Преследование» | 1999 | Кинофестиваль в Динарде | «Серебряный Хичкок» | Победа |
«Золотой Хичкок» | Номинация | |||
Международный кинофестиваль в Ньюпорте | Лучший режиссёр | Победа | ||
Приз жюри за лучший фильм | Номинация | |||
Роттердамский кинофестиваль | Tiger Award | Победа | ||
Кинофестиваль в Слэмданс | Black & White Award | Победа | ||
Большой приз жюри | Номинация | |||
«Помни» | 2002 | Оскар | Лучший оригинальный сценарий | Номинация |
Золотой глобус | Лучший сценарий | Номинация | ||
Премия Гильдии режиссёров Америки | Выдающаяся режиссёрская работа в фильме | Номинация | ||
Выбор критиков | Лучший сценарий | Победа | ||
Премия британского независимого кино | Лучший иностранный независимый фильм на английском языке | Номинация | ||
Премия Эдгара Аллана По | Лучший фильм | Победа | ||
Американский институт киноискусства | Сценарист года | Победа | ||
Национальный совет кинокритиков США | ТОП-10 фильмов года | Победа | ||
Премия «Независимый дух» | Лучший фильм | Победа | ||
Лучший режиссёр | Победа | |||
Лучший сценарий | Победа | |||
Сандэнс | Waldo Salt Screenwriting Award | Победа | ||
Большой приз жюри — драма | Номинация | |||
Премия «Сатурн» | Лучший экшн / триллер / приключенческий фильм | Победа | ||
Премия «Спутник» | Лучший фильм | Номинация | ||
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Лучший оригинальный сценарий | Номинация | |||
MTV Movie & TV Awards | Лучший новый режиссёр | Победа | ||
Премия «Империя» | Лучший режиссёр | Номинация | ||
«Бэтмен: Начало» | 2006 | Номинация | ||
MTV Movie & TV Awards | Лучший фильм | Номинация | ||
Премия «Сатурн» | Лучший фэнтези фильм | Победа | ||
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Лучший сценарий | Победа | |||
People’s Choice Awards | Любимый фильм | Номинация | ||
Любимый фильм — драма | Номинация | |||
«Престиж» | 2007 | Премия «Империя» | Лучший режиссёр | Победа |
Премия «Сатурн» | Лучший научно-фантастический фильм | Номинация | ||
«Тёмный рыцарь» | 2009 | Премия Гильдии режиссёров Америки | Выдающаяся режиссёрская работа в фильме | Номинация |
Премия Гильдии продюсеров США | Лучший фильм | Номинация | ||
Премия Гильдии сценаристов США | Лучший адаптированный сценарий | Номинация | ||
Выбор критиков | Лучший режиссёр | Номинация | ||
Американский институт киноискусства | Лучшие фильмы года | Победа | ||
Национальный совет кинокритиков США | ТОП-10 фильмов года | Победа | ||
Голливудский кинофестиваль | Голливудский фильм года | Победа | ||
Премия «Спутник» | Лучший режиссёр | Номинация | ||
Премия «Сатурн» | Лучший экшн или приключенческий фильм | Победа | ||
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Лучший сценарий | Победа | |||
Премия «Империя» | Лучший фильм | Победа | ||
Лучший режиссёр | Победа | |||
Премия «Роберт» | Лучший американский фильм | Номинация | ||
MTV Movie & TV Awards | Лучший фильм | Номинация | ||
People’s Choice Awards | Любимый фильм | Победа | ||
Любимый фильм — экшн | Победа | |||
«Начало» | 2011 | Оскар | Лучший фильм | Номинация |
Лучший оригинальный сценарий | Номинация | |||
Золотой глобус | Лучший фильм — драма | Номинация | ||
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Лучший сценарий | Номинация | |||
BAFTA | Лучший фильм | Номинация | ||
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Лучший оригинальный сценарий | Номинация | |||
Премия Гильдии режиссёров Америки | Выдающаяся режиссёрская работа в фильме | Номинация | ||
Премия Гильдии продюсеров США | Лучший фильм | Номинация | ||
Премия Гильдии сценаристов США | Лучший оригинальный сценарий | Победа | ||
Премия «Сезар» | Лучший иностранный фильм | Номинация | ||
Американский институт киноискусства | Лучшие фильмы года | Победа | ||
Национальный совет кинокритиков США | ТОП-10 фильмов года | Победа | ||
Голливудский кинофестиваль | Голливудский фильм года | Победа | ||
Премия «Спутник» | Лучший фильм | Номинация | ||
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Лучший оригинальный сценарий | Номинация | |||
Премия «Сатурн» | Лучший научно-фантастический фильм | Победа | ||
Лучший режиссёр | Победа | |||
Лучший сценарий | Победа | |||
Премия «Империя» | Лучший фильм | Победа | ||
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Премия «Роберт» | Лучший американский фильм | Победа | ||
MTV Movie & TV Awards | Лучший фильм | Номинация | ||
People’s Choice Awards | Любимый фильм | Номинация | ||
Любимый фильм — драма | Номинация | |||
«Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» | 2013 | Американский институт киноискусства | Лучшие фильмы года | Победа |
Премия «Сатурн» | Лучший экшн или приключенческий фильм | Номинация | ||
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Премия «Империя» | Лучший фильм | Номинация | ||
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Премия «Роберт» | Лучший американский фильм | Номинация | ||
Премия «Золотой орёл» | Лучший иностранный фильм | Номинация | ||
MTV Movie & TV Awards | Лучший фильм | Номинация | ||
People’s Choice Awards | Любимый фильм | Номинация | ||
Любимый фильм — экшн | Номинация | |||
«Интерстеллар» | 2015 | Американский институт киноискусства | Лучшие фильмы года | Победа |
Премия «Сатурн» | Лучший научно-фантастический фильм | Победа | ||
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Лучший сценарий | Победа | |||
Премия «Империя» | Лучший режиссёр | Победа | ||
Премия «Роберт» | Лучший американский фильм | Номинация | ||
«Дюнкерк» | 2018 | Оскар | Лучший фильм | Номинация |
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Золотой глобус | Лучший фильм — драма | Номинация | ||
Лучший режиссёр | Номинация | |||
BAFTA | Лучший фильм | Номинация | ||
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Премия Гильдии режиссёров Америки | Выдающаяся режиссёрская работа в фильме | Номинация | ||
Премия Гильдии продюсеров США | Лучший фильм | Номинация | ||
Премия «Сезар» | Лучший иностранный фильм | Номинация | ||
Американский институт киноискусства | Лучшие фильмы года | Победа | ||
Национальный совет кинокритиков США | ТОП-10 фильмов года | Победа | ||
Международный голливудский кинофестиваль Капри | Лучший режиссёр | Победа | ||
Премия «AACTA» | Лучший фильм | Номинация | ||
Лучший режиссёр | Победа | |||
Лучший сценарий | Номинация | |||
Премия «Спутник» | Лучший фильм | Номинация | ||
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Лучший оригинальный сценарий | Номинация | |||
Премия «Сатурн» | Лучший экшн или приключенческий фильм | Номинация | ||
Премия «Роберт» | Лучший неамериканский фильм | Номинация | ||
Премия «Золотой орёл» | Лучший иностранный фильм | Номинация | ||
«Довод» | 2021 | Ассоциация голливудских критиков | Лучший экшн фильм | Номинация |
Лучший блокбастер | Номинация | |||
Премия «Спутник» | Лучший фильм | Номинация | ||
Премия «Сатурн» | Лучший научно-фантастический фильм | Номинация | ||
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Лучший сценарий | Номинация | |||
People’s Choice Awards | Любимый фильм — экшн | Номинация | ||
«Оппенгеймер» | 2024 | Золотой глобус | Лучший фильм — драма | Победа |
Лучший режиссёр | Победа | |||
Оскар | Лучший фильм | Победа | ||
Лучший режиссёр | Победа |
Примечания
- ↑ Кристофер Нолан . Biography.com. Дата обращения: 31 августа 2024.
- ↑ Кристофер Нолан . Kinopoisk. Дата обращения: 31 августа 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Кристофер Нолан . Kinorium.com. Дата обращения: 31 августа 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Кристофер Нолан . Svpressa. Дата обращения: 31 августа 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Нолан Кристофер . Bigenc. Дата обращения: 31 августа 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Кристофер Нолан — Биография . Persono (3 декабря 2021). Дата обращения: 31 августа 2024.
- ↑ Джонатан Нолан . Kinopoisk. Дата обращения: 1 сентября 2024.
- ↑ Кино: Брат режиссера «Оппенгеймера» оказался на`мным убийцей . Muz-tv (22 июля 2023). Дата обращения: 1 сентября 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Кинорежиссёры по алфавиту
- Кинорежиссёры Великобритании
- Кинорежиссёры США
- Сценаристы по алфавиту
- Сценаристы Великобритании
- Сценаристы США
- Кинопродюсеры по алфавиту
- Кинопродюсеры Великобритании
- Кинопродюсеры США
- Командоры ордена Британской империи
- Рыцари-бакалавры
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Кристофер Нолан
- Лауреаты премии «Сатурн» за лучший сценарий
- Сценаристы XXI века
- Выпускники Университетского колледжа Лондона
- Лауреаты почётной премии «Сезар»