Симфония

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Симфонический оркестр исполняет восьмую симфонию Малера

Симфóния (от греч. «symponia» — созвучие) ― крупное многочастное произведение, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром. Является основным жанром европейской симфонической музыки. Музыкальное произведение, написанное в сонатной циклической форме; обычно состоит из четырех частей, отличающихся друг от друга темпом и характером[1][2].

История развития жанра

Термин «симфония» имеет древнюю историю и интересное происхождение. В Древней Греции «симфонией» называли пение в унисон и приятное сочетание различных звуков. В Древнем Риме этим словом обозначали разнообразные инструментальные ансамбли. В Средние века «симфонией» именовали светскую музыку и музыкальные инструменты, задействованные при исполнении светской музыки.

Со временем значение этого слова изменилось. Уже в эпоху Ренессанса «симфонией» называли стройное хоровое пение, крупные духовно-вокальные произведения, а также вступления к популярным многоголосным вокальным композициям — канцонам и мадригалам.

Оперное искусство зародилось в Италии в конце XVI века. Гуманисты мечтали создать произведение, которое по совершенству формы и богатству содержания было бы подобно древнегреческой драме. В этих драмах часто звучали песни, исполняли танцы и хороводы[3].

Со временем театральные представления менялись и развивались. Появились постановки с музыкальными вступлениями, звукоизобразительными картинками и развёрнутыми интермедиями. Слово «симфония» изначально обозначало инструментальные эпизоды спектаклей. В следующем столетии оно стало использоваться в значении «увертюра» или «прелюдия». Это могло произойти потому, что итальянский композитор Алессандро Скарлатти писал увертюры-симфонии к своим операм. Они состояли из трёх частей, контрастных по темпу, но объединённых в единое целое. К концу столетия в творчестве композиторов преобладали образцы, в которых уже намечались очертания формы сонатного аллегро. Это направление получило дальнейшее развитие[4].

Йозеф Гайдн, первый из Венских классиков, стал основоположником жанра симфонии. Вначале его симфонии были похожи на развлекательные камерные произведения, но со временем они наполнились смыслом и драматизмом. Чтобы воплотить свои идеи, Гайдн расширил состав оркестра, добавив новые инструменты и экспериментируя с их тембрами. Более ста написанных им симфоний отличаются остроумием, изобретательностью в развитии тем и оригинальностью инструментовки. В этих сочинениях новый жанр окончательно формировался и имел классический вид симфонии, в котором все четвёртые части имеют свой тематический материал, разделены, но в то же время связаны друг с другом по смыслу и составляют единое целое. Последующие Венские классики, такие как Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен, тоже внесли свой неоценимый вклад в развитие жанра симфонии[5].

Типичные черты симфонии

Первая и последняя части симфонии играют ключевую роль в её структуре. Начало произведения характеризуется развертыванием драматического действия, а финал завершает композиционный круг.

Первая часть симфонии, как правило, очень динамичная, имеет форму сонатного аллегро. Она начинается со вступления и состоит из трёх частей: экспозиции, разработки (темы) и репризы. Вторая часть произведения является его поэтическим центром. Обычно она имеет медленный темп и может быть написана в различных формах: вариация, соната или в контрастной трёхчастной схеме. Третья часть симфоний Моцарта и Гайдна обычно представляет собой менуэт, а Бетховен заменил его оживлённым скерцо. В финалах симфоний венских классиков форма рондо-сонаты со временем претерпела изменения. Заключительная часть сочинения подводит итог всему циклу и возвращает слушателя к настроениям первой части, но при этом звучит не только бодро, но и оптимистично.

Смысл симфонии, как жанра, заключается в том, как композитор развивает свою идею в разных частях произведения, как он объединяет эти части в единое целое и к какому выводу приходит в итоге[2].

Симфония в России

Первым русским композитором, обратившимся к жанру симфонии, был Дмитрий Степанович Бортянский с его «Концертной симфонией», написанной в 1790 году. Далее следуют Михаил Виельгорский и Александр Алябьев. Михаил Виельгорский написал свою вторую симфонию в 1825 году, а Александр Алябьев — одночастную симфонию e-moll в 1830 году и трёхчастную симфонию E-dur с валторнами, дата создания которой неизвестна.

Александр Рубинштейн написал шесть симфоний в период с 1850 по 1886 годы, включая знаменитую «Океан» (вторая симфония) в 1854 году и «Драматическую» (четвёртую) в 1874 году.

Михаил Глинка, автор «незаконченной симфонии-увертюры на тему русской песни» (1834), завершил это произведение в 1837 году. Своим симфоническим творчеством Глинка оказал значительное влияние на формирование стилистических черт русской симфонии.

Среди композиторов «Могучей кучки» первым, кто написал симфонию, был Николай Римский-Корсаков. Он создал три симфонии в период с 1865 по 1874 годы.

Александр Бородин, создатель русской эпической симфонии, написал две симфонии в период с 1867 по 1876 годы. Его третья симфония осталась незаконченной, но была частично записана по памяти Анатолием Глазуновым. В своём творчестве Бородин особенно ярко воплотил образы исполинской народной силы в «Богатырской» (второй) симфонии.

Пётр Чайковский, один из величайших композиторов в истории, написал шесть симфоний в период с 1866 по 1893 годы, а также программную симфонию «Манфред» по мотивам произведения Джорджа Байрона в 1885 году. Четвёртая, пятая и особенно шестая симфонии, известные как «Патетическая», с медленным финалом, достигают трагедийной силы в выражении жизненных коллизий и с глубокой психологической проникновенностью передают богатую гамму человеческих переживаний.

Драматической патетикой отличаются симфонии Сергея Рахманинова (три симфонии, 1895, 1907 и 1936 годы) и Александра Скрябина, создавшего шестичастную первую (1900), пятичастную вторую (1902) и трёхчастную третью симфонию («Божественная поэма», 1904), отличающуюся особой драматургической цельностью и силой выражения[6].

Примечания

  1. Симфония. Грамота. Дата обращения: 20 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 Симфония. Большая Российская Энциклопедия. Дата обращения: 20 мая 2024.
  3. Что такое симфония, история симфонии. Soundtimes.ru. Дата обращения: 21 мая 2024.
  4. Б. С. Штейнпресс. Симфония. Belcanto.ru. Дата обращения: 21 мая 2024.
  5. Что такое симфония, история симфонии. Soundtimes.ru. Дата обращения: 21 мая 2024.
  6. Симфония. Belcanto.ru. Дата обращения: 21 мая 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!