Рахманинов, Сергей Васильевич

Эта статья входит в число избранных
Материал из «Знание.Вики»
Сергей Васильевич Рахманинов
рус. дореф. Сергѣй Васильевичъ Рахманиновъ
Сергей Рахманинов в 1921 году
Сергей Рахманинов в 1921 году
Дата рождения 20 марта (1 апреля) 1873(1873-04-01)
Место рождения Семёново, Старорусский уезд,
Новгородская губерния
Российская империя
Дата смерти 28 марта 1943(1943-03-28) (69 лет)
Место смерти Беверли-Хиллз (Калифорния), Калифорния, США
Страна  Российская империя,
Флаг США США
Профессии композитор, пианист, дирижёр
Инструменты фортепиано
Жанры симфония, опера, фортепианный концерт, фортепианная миниатюра
Награды золотая медаль Королевского филармонического общества (1932)
Автограф
Автограф
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов (20 марта (1 апреля1873, Семёново, Старорусский уезд, Новгородская губерния, Российская империя — 28 марта 1943, Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США) — русский композитор, дирижёр, пианист. В творчестве совмещал принципы петербургской и московской композиторских музыкальных школ, а также традиции западноевропейской и ближневосточной музыки, создав свой оригинальный стиль игры[1].

Сергей Васильевич начал проявлять интерес к музыке с четырёх лет, обучаясь игре на фортепиано, и уже в девять лет поступил на фортепианное отделение Санкт-Петербургской консерватории[2]. Рахманинов в 24 года стал дирижёром в Русской частной опере и в 31 год дирижировал в Большом театре. Сергей Васильевич стал символом русской музыки во всём мире[2]. Эмигрировал в США после Октябрьской революции и прожил там последнюю треть жизни[3].

Рахманинов оставил после себя богатое музыкальное наследие. Несмотря на необходимость покинуть Родину, любовь к России он пронёс через всю жизнь, отразив это в своём творчестве[4].

Биография

Родословная и ранние годы

Фамилия Рахманинова уходит к 1400-м годам. Когда Елена, дочь Стефана IV Молдавского, вышла замуж за старшего сына Великого князя Московского, сына Василия прозвали Рахманиным, что означает «ленивый» на древнерусском. Семья Рахманиновых состояла из музыкантов и военных. Дедушка, Аркадий Александрович, был музыкантом и брал уроки у ирландского композитора Джона Филда. Василий Аркадьевич Рахманинов (1841—1916), был армейским офицером и пианистом-любителем, женился на Любови Петровне Бутаковой (1853—1929), дочери богатого армейского генерала, подарившего ей пять имений в качестве приданого[5]. Отец композитора был дворянского происхождения Тамбовской губернии. Мать, Любовь Петровна ― дочь генерал-майора П. И. Бутакова, преподавателя истории Аракчеевского кадетского корпуса. Сергей был четвёртым ребёнком, всего в семье было три сына и три дочери. Сергей Васильевич до девяти лет рос в Онеге, и сам назвал это место своим местом рождения. Отцу Рахманинова пришлось продать имение Онег с аукциона в 1882 году из-за своей финансовой не стабильности; пять поместий семьи были уменьшены до одного[6].

Интерес Рахманинова к музыке проявился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки Анна Дмитриевна Орнатская. Рахманинов посвятил ей свою фортепианную композицию «Родниковые воды» из 12 романсов, соч. 14. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс Владимира Демянского. Обучение в Петербургской консерватории шло неудовлетворительно, Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете было решено перевезти его в Москву. Позже в том же году его сестра София умерла от дифтерии, а отец уехал из семьи в Москву. Бабушка по материнской линии помогала воспитывать детей, уделяя особое внимание их духовной жизни, регулярно водя Рахманинова на службы Русской Православной церкви, где он впервые услышал литургические песнопения и церковные колокола.

Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869-му году» для фортепиано в четыре руки[7].

Начало творческой карьеры

Сергей Рахманинов, приблизительно 1885 год

Осенью 1885 года Рахманинов переехал к Звереву, профессору Московской консерватории, и пробыл там почти четыре года, в это время он подружился с однокурсником Александром Скрябиным. После двух лет обучения пятнадцатилетний Рахманинов был удостоен стипендии Рубинштейна и окончил нижний отдел Консерватории.

Четыре года Рахманинов провёл в пансионе Зверева (где в разные годы также жили пианисты Александр Зилоти[8], Константин Игумнов, Фёдор Кёнеман, Леонид Максимов, Матвей Пресман, Арсений Корещенко). Здесь же в тринадцать лет Рахманинов был представлен Петру Чайковскому.

Летом 1886 года профессор Н. С. Зверев с учениками поселился в усадьбе Олеиз купца-мецената И. Ф. Токмакова. Среди учеников был тринадцатилетний Сергей Рахманинов, впервые приехавший в Крым. В Олеизе он создал свой первый ноктюрн. Спустя четыре года Рахманинов покинул пансион, но остался в Москве, где его приютили родственники — Сатины, на дочери которых, тоже пианистке, он впоследствии женился.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в фортепианном классе своего двоюродного брата Александра Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал изучать композицию.

Ивановка

Рахманинов провёл свои летние каникулы в 1890 году с Атласами в Ивановке, их усадьбе недалеко от Тамбова, в которую композитор возвращался много раз до 1917 года. Мирная сельская местность стала источником вдохновения для композитора, который написал много сочинений в усадьбе, в том числе Концерт для фортепиано с оркестром № 1, который он посвятил Зилоти в июле 1891 года. В том же году Рахманинов завершил однотонную «Юношескую симфонию» и симфоническую поэму Князь Ростислав[9].

Зилоти покинул Московскую консерваторию после окончания учебного года в 1891 году, и Рахманинов попросил сдать выпускные экзамены на фортепиано на год раньше, чтобы не назначить другого учителя. Несмотря на слабое доверие со стороны Зилоти и директора консерватории Василия Сафонова, поскольку у него была всего трёхнедельная подготовка, Рахманинов получил помощь от недавнего выпускника, который знаком с тестами, и сдал каждый с отличием в июле 1891 года. Несколько дней спустя он сдал ежегодные экзамены по теории и композиции. Прогресс в учёбе неожиданно притормозился во второй половине 1891 года, когда он серьёзно заболел малярией во время летних каникул в Ивановке[10][8].

В 19 лет Рахманинов с золотой медалью окончил консерваторию как пианист и как композитор. Уже в консерватории он получил известность среди московской публики. Во время обучения в консерватории он уже написал Первый фортепианный концерт, ряд романсов и пьесы для фортепиано, в том числе Прелюдию до-диез минор (op.3 № 2) из цикла Пьесы-фантазии для фортепиано (фр. Morceaux de fantaisie), которая позднее стала известным произведением Рахманинова. Дипломной работой стала первая опера Рахманинова — «Алеко», написанная по произведению Александра Пушкина «Цыганы»[11]. Опера понравилась Петру Чайковскому, и по его настоянию была поставлена в Большом театре. Чайковский даже хлопотал о её включении в репертуар Большого театра вместе со своей оперой «Иоланта», но вскоре неожиданно заболел и скончался, и его замысел не был осуществлён[12].

Депрессия и дебют дирижирования

Рахманинов в 1892 году

Рахманинов тяжело воспринял смерть Чайковского. Ему не хватало вдохновения для сочинения, а руководство Большого театра исключило из программы «Алеко». Чтобы заработать больше денег, Рахманинов вернулся к игре на фортепиано и в конце 1895 года согласился на трёхмесячное турне по России с программой, которую разделяла итальянская скрипачка Терезина Туа. В сентябре 1895 года, до начала тура, Рахманинов завершил свою Симфонию № 1 (соч. 13), произведение, задуманное в январе и основанное на песнопениях, которые он слышал на богослужениях в Русской Православной церкви. До октября 1896 года, когда во время поездки на поезде у Рахманинова украли «довольно крупную сумму денег», не принадлежавшую ему, и ему пришлось потрудиться, чтобы возместить убытки, он создал сочинения «Шесть хоров» (соч. 15) и «Шесть музыкальных моментов» (соч. 16), его последнее законченное сочинение за несколько месяцев[13].

В 20 лет ради заработка Рахманинов стал преподавателем в московском Мариинском, а позднее — в Елизаветинском и Екатерининском женских институтах. Он также давал частные уроки. В 24 года Рахманинов стал вторым дирижёром Московской русской частной оперы, где работал в течение одного сезона, однако успел внести творческий вклад и прославился как дирижёр. Там же его другом стал оперный певец Фёдор Шаляпин[14].

Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его карьера прерваласб 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии в Петербурге. Композитор А. К. Глазунов тогда загорелся идеей познакомить столицу с музыкой Рахманинова, но премьера окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения дирижёром (Глазунов был неопытным), так и — главным образом — из-за новаторской музыки, не понятой ни самим Глазуновым, ни петербургской публикой. Рецензии были разгромными[4]. Цезарь Кюи написал в своей рецензии: «если бы в аду была консерватория, Рахманинов, несомненно, был бы в ней первым учеником». Особенно огорчил Рахманинова отрицательный отзыв Николая Римского-Корсакова[15], с которым он познакомился в Московской русской частной опере и чьё мнение очень ценил. Провал послужил причиной глубокой депрессии Рахманинова. «Я был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки…», — так описывал Рахманинов своё состояние[16].

В 1897—1901 годах Рахманинов почти ничего не сочинял, большую часть времени проводил лёжа в своей комнате на кушетке, выходя из дома только для частных уроков. Лишь с помощью известного врача гипнотизёра, доктора Николая Даля, он смог преодолеть творческий кризис[17].

Восстановление

В период с января по апрель 1900 года Рахманинов ежедневно проходил у Даля сеансы гипнотерапии и психотерапии, специально структурированные таким образом, чтобы улучшить его режим сна, настроение и аппетит, и возродить его желание сочинять музыку. Тем летом Рахманинов почувствовал, что «зародились новые музыкальные идеи», и возобновил сочинение[18].

В 1901 году закончил свой второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре, где два сезона дирижировал весь русский оперный репертуар. В первой половине 1900-х годов неоднократно выступал в концертах московского Кружка любителей русской музыки в качестве пианиста и дирижёра[7].

В 1906 году, оставив Большой театр, Рахманинов совершил путешествие по Италии, на три года поселился в германском Дрездене, где плодотворно сочинял.

В течение второго дирижёрского сезона Рахманинов потерял интерес к своей должности. Социальные и политические волнения вокруг революции 1905 года начали влиять на артистов и театральный персонал, которые устраивали протесты и требовали повышения заработной платы и улучшения условий жизни. Рахманинов по большей части оставался безразличным к окружающей его политике, а революционный дух делал условия работы более трудными. В феврале 1906 года, проведя 50 спектаклей в первом сезоне и 39 во втором, Рахманинов подал прошение об отставке. Затем он взял свою семью в длительное турне по Италии в надежде закончить новые работы, но болезнь поразила его жену и дочь, и они вернулись в Ивановку[19].

Переезд в Дрезден

Рахманинов проверяет свой Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. в имении Ивановка, 1910

Рахманинов со своей семьей уехал из Москвы в Дрезден в ноябре 1906 года. Семья пробыла в Дрездене до 1909 года, вернувшись в Россию только на летние каникулы в Ивановку. Во время посещения Лейпцига Рахманинов вошёл в художественную галерею, в которой размещался «Остров мёртвых», работы Арнольда Бёклина. Картина создавала вдохновение для одноимённого оркестрового произведения Рахманинова, соч. 29. Несмотря на периоды депрессии, апатии и слабой веры в какую-либо из своих работ, Рахманинов начал Симфонию № 2 (соч. 27) в 1906 году, через двенадцать лет после провальной премьеры своего первого произведения. Во время написания композитор уехал в Париж, чтобы принять участие в сезоне русских концертов Сергея Дягилева в мае 1907 года. Его выступление в качестве солиста в Концерте для фортепиано с оркестром № 2 с выходом на бис. Прелюдия до-диез-минор имела успех. К Рахманинову вернулось чувство собственного достоинства после восторженной реакции на премьеру его Симфонии № 2 в начале 1908 года, которая принесла ему вторую премию имени Глинки и 1000 рублей[7].

Находясь в Дрездене, Рахманинов согласился выступить и дирижировать в США в рамках концертного сезона 1909—1910 года с дирижёром Максом Фидлером и Бостонским симфоническим оркестром. Во время перерывов, в Ивановке он дорабатывал новую пьесу, Концерт для фортепиано № 3 (соч. 30), который он посвятил Йозефу Хофманну. В ходе гастролей композитор сыграл 26 выступлений, из них 19 — как пианист и семь — как дирижёр. Это были его первые сольные концерты, в программе которых не было другого исполнителя. Его первое выступление состоялось в колледже Смит в Нортгемптоне (штат Массачусетс), где он выступил с сольным концертом 4 ноября 1909 года. Второе исполнение фортепианного концерта № 3 Нью-Йоркским симфоническим оркестром дирижировал Густав Малер в Нью-Йорке, с композитором в качестве солиста — опыт, который он лично ценил[7].

По возвращении домой в феврале 1910 года, Рахманинов стал вице-президентом Императорского Музыкального общества, председатель которого был членом императорской семьи. Позже, в 1910 году, Рахманинов завершил своё хоровое произведение «Литургия святого Иоанна Златоуста (соч. 31)», но его исполнение было запрещено, так как оно не соответствовало формату типичной литургической церковной службы. Два сезона, с 1911 по 1913 год, Рахманинов был бессменным дирижёром Московской филармонии; он помог поднять её авторитет и увеличить количество аудитории и доходов. В 1912 году Рахманинов покинул пост заместителя председателя Российского музыкального общества[20].

«Ко времени его отъезда из России он был, в сущности, самым любимым и популярным композитором своего, тогда молодого поколения и самым популярным пианистом. А впереди его ждала мировая слава, триумфы и почёт. Он был богат и семейно — счастлив…»[21]

Композитор дирижировал «Колоколами» на премьере в Санкт-Петербурге в конце 1913 года[22].

С сентября 1914 года Рахманинов начал концертное турне по Англии, которое было встречено с энтузиазмом. Он слишком боялся путешествовать в одиночку после смерти Рауля Пуньо от неожиданного сердечного приступа в гостиничном номере; Сергей Васильевич стал опасаться подобной судьбы. После начала Первой мировой войны в том же году должность инспектора музыки в Дворянской средней школе для девочек отнесла Рахманинова в группу государственных служащих, благодаря чему он избежал призыва в армию; но композитор регулярно делал благотворительные пожертвования на военные нужды. В 1915 году Рахманинов завершил своё второе крупное хоровое произведение «Всенощное бдение (соч. 37)» после того, как посетил литургию святого Иоанна Златоуста. Потратив две недели на написание «Всенощного бдения», он передал оценку Сергею Танееву за вычитку и исправление ошибок в его полифонии, но она была возвращена без изменений[20].

Смерть Скрябина в апреле 1915 года стала трагедией для Рахманинова, который отправился в концертный тур, посвящённый творчеству своего друга. Это было его первое публичное исполнение произведений, отличных от его собственного. Во время отпуска в Финляндии летом Рахманинов узнал о смерти Танеева — эта утрата сильно на него повлияла. К концу года Рахманинов закончил свои «14 романсов (соч. 34)», заключительный раздел которых, «Вокализ», стал одним из его самых популярных произведений.

Иммиграция

Сергей Рахманинов в эмиграции

В день февральской революции 1917 года в Санкт-Петербурге Рахманинов выступил с фортепианным концертом в Москве в помощь раненым русским солдатам, сражавшимся на войне. Через два месяца после этого он посетил Ивановку, где обнаружил полный беспорядок в своём доме, поскольку группа партии эсеровзахватила его как свою общинную собственность. Рахманинов вложил большую часть своих доходов в поместье, но он оставил его через три недели, обещав никогда не возвращаться. Вскоре дом был конфискован большевиками, пришедшими ко власти в стране, и был заброшен.

В середине января 1918 года, выехав из России, Рахманинов отправился через шведский Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в столице Дании, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Георгом Хёэбергом. Поняв, что не сможет сейчас писать музыку и что сможет заработать средства только как пианист, начал усиленно заниматься на фортепиано. До конца сезона Рахманинов выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами[20].

Во время скандинавского турне Рахманинов получил три предложения из США: стать дирижёром Симфонического оркестра Цинциннати на два года, дирижировать 110 концертами за 30 недель для Бостонского симфонического оркестра и дать 25 фортепианных концертов. Он отказался от них всех. Тем не менее, Рахманинов теперь считал США финансово выгодным местом, поскольку необходимо было содержать свою семью. Ему также помогали друзья и поклонники. 1 ноября 1918 года семья села на борт норвежского океанского лайнера «СС Бергенсфьорд» в Осло, и направилась в Нью-Йорк. Новость о приезде Рахманинова быстро распространились по городу, из-за чего возле гостиницы Sherry-Netherland собралась толпа музыкантов, художников и поклонников творчества композитора[23].

На протяжении почти 10 первых лет эмиграции Рахманинов не мог писать:

«Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…»[7].

Многие знакомые связывали это с глубокой тоской по Родине. Рахманинов, несмотря на славу и многочисленные приглашения, общался в основном в среде русских эмигрантов, окружил себя русскими друзьями и русской прислугой, предметами, напоминавшими о России. По воспоминаниям родственников, только общаясь с русскими он был весел и доволен. За все годы в эмиграции у Рахманинова почти не было друзей-иностранцев, одним из немногих исключений был Фредерик Стейнвей — глава фирмы Steinway & Sons, производитель роялей[24].

Финальные сочинения

Из-за напряжённых графиков гастролей выпуск сочинений Рахманинова значительно замедлился; с момента приезда в США в 1918 году до своей смерти он завершил всего шесть композиций, не считая исправлений предыдущих произведений и фортепианных транскрипций для своего концертного репертуара. Позже композитор признался, что покинув Россию, «оставил своё желание сочинять: потеряв страну, я потерял и себя».

Первое сочинение — Четвёртый концерт и русские песни — он создал только в 19261927 годах.

Живя и выступая в основном в США, с 1930 по 1940 год Рахманинов много времени проводил в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар» с большим садом и с видом на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. В это время Рахманинов часто гастролировал по Европе. Выступал с концертами на люцернском фестивале[25].

В 1931 году Рахманинов и несколько других подписали статью в The New York Times, в которой критиковали культурную политику Советского Союза. Музыка композитора подверглась бойкоту в СССР из-за негативной реакции советской прессы, продлившейся до 1933 года.

В октябре 1932 года Рахманинов начал концертный сезон, состоящий из 50 выступлений. Тур ознаменовал сороковую годовщину его дебюта в качестве пианиста. В честь этого несколько его русских друзей, ныне живших в Америке, прислали ему свиток и венок в знак признания. В мае 1934 года Рахманинов перенёс небольшую операцию и завершил «Рапсодию на тему Паганини» во время своего пребывания в Сенаре. В 1936 году композитор уехал на короткое время в Экс-ле-Бен во Франции, чтобы вылечить артрит. Во время посещения Сенара в 1937 году Рахманинов начал переговоры с хореографом Мишелем Фокиным о постановке балета по пьесе Никколо Паганини, в котором должна была быть представлена ​​его рапсодия; его премьера состоялась в Лондоне в 1939 году с участием дочерей композитора. В 1938 году Рахманинов исполнил свой Второй фортепианный концерт на благотворительном юбилейном концерте в Лондоне Генри Вуда, основателя Королевского Альберт-холла и поклонника творчества Рахманинова[26].

В сезон 19391940 годов Рахманинов давал меньше концертов, чем обычно, всего 43 выступления, в основном в США. Некоторое время он не мог выступать после того, как поскользнулся на полу виллы и получил травму. Он поправился, и выступил Международном музыкальном фестивале в Люцерне 11 августа 1939 года. Это должен был быть его последний концерт в Европе. Через два дня он вернулся в Париж, где Рахманинов, его жена и две дочери были вместе в последний раз перед тем, как композитор 23 августа покинул охваченную войной Европу.

Рахманинов был нетерпим к советской власти, однако не был равнодушен к своим бывшим соотечественникам. В годы Великой Отечественной войны он перечислял сборы от концертов в фонд Красной армии и в фонд обороны СССР — на эти деньги в СССР построили военный самолёт.

Последние годы

Могила С. В. Рахманинова

В начале 1942 года врач посоветовал Рахманинову переехать в более тёплый климат, чтобы поправить здоровье после склероза, люмбаго, невралгии, высокого кровяного давления и головной боли. После завершения своих последних студийных композитор вместе с супругой приняли решение переехать в Калифорнию. В мае они поселились в арендованном доме Тауэр-роуд в Беверли-Хиллз. В июне они купили дом по адресу 610 North Elm Drive в том же Беверли-Хиллз. Они жили недалеко от пианиста Владимира Горовица, который часто навещал коллегу и исполнял фортепианные дуэты с Рахманиновым.

В последние годы жизни Рахманинов создал «Симфонические танцы», которые исследователи музыки считают одним из его лучших произведений. Всё это время он продолжал выступать — и свой последний концерт дал за шесть недель до смерти[7].

В последнюю неделю марта 1943 года здоровье Рахманинова ухудшалось. У него была постоянная боль в руках и боках, ему становилось всё труднее дышать. 26 марта композитор потерял сознание и умер. Композитор не дожил несколько дней до 70-летнего юбилея. Рахманинова похоронили на кладбище Кенсико в Нью-Йорке рядом с женой и дочерью[27].

«Мелодическая изобретательность — главная жизненная цель композитора»

Пианизм

Техника

Рахманинов входил в число пианистов своего времени, вместе с Леопольдом Годовски, Игнацем Фридманом, Морисом Розенталем, Йосифом Левином, Ферруччо Бузони и Йосифом Гофманом; он славился чистой и виртуозной техникой[28]. Его игра была отмечена точностью, ритмичностью, заметным использованием стаккато и способностью сохранять ясность при исполнении произведений со сложными текстурами. Рахманинов применил эти качества в музыке Шопена, в том числе в Сонате для фортепиано си-бемоль минор. Репертуар Рахманинова, за исключением его собственных произведений, состоял в основном из стандартных виртуозных произведений XIX века и музыки Баха, Бетховена, Бородина, Дебюсси, Григ, Лист, Мендельсона, Моцарт, Шуберт, Шуман и Чайковский[29].

Его техника левой руки была необычайно мощной. Его игра была отмечена по определению — там, где игра других пианистов становилась размытой из-за чрезмерного использования педали или недостатков техники пальцев, текстуры Рахманинова всегда были кристально чистыми. Специалисты называют среди тех, кто был сопоставим с Рахманиновым в чистоте игры, Иосифа Гофмана и Иосифа Левина. У всех троих в качестве модели для такого рода игры был Антон Рубинштейн — Гофман был учеником Рубинштейна, Рахманинов слушал его знаменитую серию исторических сольных концертов в Москве во время учёбы у Зверева, а Левин слушал и играл с ним.

Две пьесы, отмеченные Рахманиновым из концертов Рубинштейна, стали краеугольными камнями его собственных сольных программ. Это были «Аппассионата» Бетховена и «Похоронная марш-соната» Шопена. Возможно также, что он основывал свою интерпретацию сонаты Шопена на интерпретации Рубинштейна. Биограф Рахманинова Барри Мартин указывает на сходство между письменными описаниями интерпретации Рубинштейна и аудиозаписью произведения Рахманинова.

В рамках своих ежедневных разминок Рахманинов играл технически сложный этюд в ля-бемоль, соч.1, № 2, который приписывается Полю де Шлёцеру[30].

Тон

Артур Рубинштейн писал: «У него был секрет золотого живого тона, идущего из сердца… Я всегда очаровывался его великолепным и неповторимым тоном, который мог заставить меня забыть моё беспокойство по поводу его слишком быстро мимолетных пальцев и его преувеличенный rubatos. Всегда было неотразимое чувственное очарование, мало чем отличное от Крейслера»[31].

Вокальные качества в сочетании с этим тоном мало чем отличались от того, что приписывалось игре Шопена. Обладая оперным опытом, Сергей Васильевич был большим поклонником пения. Рахманинов обладает способностью заставлять музыкальную линию петь, независимо от норм измерения или вспомогательной обработки, при этом большинство его интерпретаций приобретало повествовательный характер. С историями, которые он рассказывал на клавиатуре, звучало несколько голосов — полифонический диалог, не в последнюю очередь с точки зрения динамики. Запись 1940 года его транскрипции песни «Daisies» очень хорошо передаёт это качество. На записи отдельные музыкальные нити входят как бы из разных человеческих голосов в красноречивую беседу. Эта способность проистекает из исключительной силы пальцев и рук[32].

Память

Рахманинов обладал сверхъестественной памятью — такой, которая помогала ему, когда нужно выучить стандартный репертуар фортепиано. Он мог услышать музыкальное произведение, даже симфонию, а воспроизвести её на следующий день, в следующем году или через десять лет после этого. Зилоти давал ему для изучения длинную и сложную пьесу, такую ​​как Вариации Брамса и Фуга на тему Генделя. Через два дня Рахманинов сыграет её «с полной художественной отделкой». Александр Гольденвейзер сказал: «Какое бы сочинение ни упоминалось — фортепианное, оркестровое, оперное или другое — классическим или современным композитором, если Рахманинов когда-либо слышал его, и особенно если оно ему нравилось, он играл его, как это было произведение, которое он досконально изучил»[33].

Интерпретации

Независимо от стиля музыки, Рахманинов всегда планировал свои выступления. Он основывал свои интерпретации на теории, согласно которой музыкальное произведение имеет «кульминационный момент». Независимо от того, где находилась эта точка или в какой динамике внутри пьесы, исполнитель должен был знать, как подойти к ней с абсолютным расчётом и точностью. Этой практикой он научился у своего верного друга, русского баса Фёдора Шаляпина[29]. Парадоксально, но Рахманинов часто звучит так, как будто импровизировал, хотя на самом деле это не так. В то время как его интерпретации были мозаикой из крошечных деталей, когда эти мозаики соединялись во время исполнения, они могли, в зависимости от темпа играемой пьесы, пролетать мимо с большой скоростью, создавая впечатление мгновенной мысли[34].

Он считал, что «интерпретация требует чего-то от творческого инстинкта. Если вы композитор, у вас есть близость с другими композиторами. Вы можете вступить в контакт с их воображением, зная кое-что об их проблемах и их идеалах. Вы можете придать их произведениям цвет. Это в моих интерпретациях цвет является для меня самым важным. Таким образом, вы делаете музыку живой. Без цвета она мертва»[35]. Рахманинов также обладает менее эффективными структурами, чем многие его современники, такие как Гофман, или большинство пианистов предыдущего поколения, судя по их качеству.

Запись, демонстрирующая подход Рахманинова — «Второй полонез» Листа, записанный в 1925 году. Игра Рахманинова намного более напряженная и сосредоточенная, чем у Грейнджера. Напористость и монументальность русского музыканта отличаются от более тонких представлений австралийца. Текстуры Грейнджера сложны. Рахманинов показывает, что филигранность важна для структуры произведения, и это не просто украшение.

Наследие

Музыкальное наследие

В разнообразном по жанрам творческом наследии Сергея Васильевича центральное место занимают фортепианные сочинения. В них Рахманинов следует традициям пианизма Ференца Листа (его учитель — Зилоти был непосредственным учеником Листа), соединяя их с эмоционально открытыми лирическими темами русского характера[7].

Композиционный стиль

В стиле Рахманинова изначально проявилось влияние Чайковского. С середины 1890-х годов его композиции стали приобретать более индивидуальный тон. Его Первая симфония имеет много оригинальных черт. Его жестокие жесты и бескомпромиссная выразительность были беспрецедентными в русской музыке того времени. Его гибкие ритмы, широкий лиризм и строгая экономия тематического материала — все это он сохранил и усовершенствовал в произведениях. Спустя три года после неудачного приема симфонии стиль Рахманинова стал значительно развиваться. Он начал склоняться к пышным гармониям и широким лирическим, часто страстным мелодиям. Его оркестровка стала более тонкой и разнообразной, с тщательно обработанной текстурой, а его письмо в целом стало более лаконичным[17].

Особенно важно то, что Рахманинов использовал необычно широко расположенные аккорды для звуков колокольчика: это происходит во многих произведениях, особенно в хоровой симфонии Колокола, второго фортепианного концерта, Этюд-Табло ми-бемоль мажор (соч. 33, № 7) и прелюдии си минор (соч. 32, № 10). Недостаточно сказать, что церковные колокола Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы оказали влияние на Рахманинова и занимали видное место в его музыке. Он также любил русские православные песнопения. Наиболее заметно он использовал их во время вечерни. Начальная мелодия Первой симфонии происходит от песнопений. Начальная мелодия Третьего фортепианного концерта, с другой стороны, не является производной от песнопений; когда его спросили, Рахманинов сказал, что «он написал сам»[36].

Рахманинов владел контрапунктом и фугальным письмом благодаря своим занятиям с Танеевым. Появление Dies Irae во Второй симфонии (1907 год) является лишь примером этого. Для его письма очень характерен хроматический контрапункт. Этот талант сочетался с уверенностью в написании как больших, так и малых форм. Третий фортепианный концерт особенно демонстрирует структурную изобретательность, в то время как каждая из прелюдий перерастает из крошечного мелодического или ритмического фрагмента в напряжённую, сильно вызывающую воспоминания миниатюру, кристаллизуя определённое настроение или чувство, используя сложную структуру[29].

Его композиционный стиль начал меняться ещё до Октябрьской революции. Гармоническое письмо в The Bells было написано в 1913 году, но не публиковалось до 1920 года. Это могло быть связано с тем, что главный издатель Рахманинова, Гутхейль, умер в 1914 году, и каталог Гутхейля был приобретён Сержем Кусевицким. Дальнейшие изменения очевидны в переработанном Первом фортепианном концерте, который он закончил незадолго до отъезда из России, а также в соч. 38 песен и соч. 39 Études-Tableaux. В обоих наборах Рахманинова меньше заботила чистая мелодия, чем колорит. Его почти импрессионистский стиль соответствовал текстам поэтов-символистов. Соч. 39 «Этюды-Таблицы» — одни из самых сложных произведений, которые он написал для любой среды, как в техническом плане, так и в том смысле, что исполнитель должен смотреть не только на технические проблемы, но и на широкий спектр эмоций, а затем объединить все эти аспекты[37].

Друг композитора Владимир Уилшоу заметил, что это композиционное изменение продолжалось в начале 1930-х годов с разницей между экстравертированными соч. 39 «Этюды-картины» (на одном из спектаклей композитор порвал струну на фортепиано) и Вариации на тему Корелли (соч. 42, 1931 год). Вариации демонстрируют даже бо́льшую текстурную ясность, чем в соч. 38 песен в сочетании с резким использованием хроматической гармонии и новой ритмической остротой. Это было бы характерно для всех его более поздних работ — Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (соч. 40, 1926 год) составлен в более эмоционально интровертном стиле с большей ясностью текстуры. Тем не менее, некоторые из его (ностальгических и меланхоличных) мелодий встречаются в Третьей симфонии, Рапсодии на тему Паганини и Симфонических танцах[7].

Теоретик музыки и музыковед Иосиф Яссер ещё в 1951 году обнаружил прогрессивные тенденции в сочинениях Рахманинова. Он увидел использование Рахманиновым интратонального хроматизма, которое заметно контрастирует с межтональным хроматизмом Рихарда Вагнера и разительно контрастирует с экстра-тональным хроматизмом более радикального двадцатого века. Такие композиторы, как Шёнберг, Арнольд, Яссер предположили, что вариативное, тонкое, но безошибочное характерное использование этого внутритонального хроматизма пронизывает музыку Рахманинова[38].

Сочинения Сергея Васильевича Рахманинова по опусам с указанием названия, тональности, номера опуса, года создания:

Среди дирижёров, осуществивших записи полного комплекта симфоний Рахманинова, — Владимир Ашкенази, Лорин Маазель, Юджин Орманди, Михаил Плетнёв, Андре Превин, Евгений Светланов, Марис Янсонс[40].

«Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством». — Сергей Васильевич Рахманинов[41].

Рахманиновские общества

Имени С. В. Рахманинова посвящается

музей-усадьба С. В. Рахманинова в Ивановке

Фильмы о Рахманинове

Личность знаменитого музыканта всегда привлекала внимание кинорежиссёров, которые по биографии Рахманинова сняли картины, рассказывающие о жизни композитора.

В фильме «Поэма о крыльях» (1980 год) режиссёра Даниила Храбровицкого рассказывается о советской авиации, тем не менее в картине довольно часто появляется фигура Сергея Рахманинова, которого сыграл Олег Ефремов.

В 1992 году студия Центрнаучфильм выпустила ленту «Портрет Рахманинова» в двух частях. Режиссёр фильма — Александр Косачёв.

Фильм «Сергей Рахманинов. Две жизни» можно называть первой кинолентой, посвящённой композитору, которая охватила весь жизненный путь музыканта. Внук талантливого исполнителя Александр Рахманинов принимал участие при создании картины. В фильме показано две жизни Сергея Васильевича — на Родине и в США. В картине присутствуют редкие материалы и сведения, которые удалось получить из личных бесед с родными и близкими композитора. Очень точно рассказывается о его зарубежной жизни и творческом пути[46].

Сирень

В 2003 году Андрей Кончаловский снял «Сергей Рахманинов», который вошёл в цикл «Гении». Картина знакомит публику с редкими кадрами из жизни известного музыканта. Сам Кончаловский признавался, что это его любимый композитор, наделённый сильным, настоящим русским характером[47].

В 2007 году вышел фильм Павла Лунгина «Ветка сирени», который был приурочен к 135-летию музыканта. В первую очередь это художественный фильм, где очень тесно взаимодействуют реальные факты и вымысел сценариста. В самом конце ленты есть пометка о том, что события являются художественным вымыслом, впрочем, как и сам главный герой. Тем не менее эта кинолента заслуживает внимания всех любителей и почитателей таланта Рахманинова. Уже с первой минуты зрители погружаются в мир музыки, оказываясь на концерте маэстро в Карнеги-Холле. Игра актёров (Евгений Цыганов, Виктория Толстоганова), а также знаменитые композиции Сергея Васильевича переносят всех зрителей в то время, заставляя переживать все моменты личной жизни вместе с главным героем картины.

В 2012 году телеканал «Культура» представил фильм о Сергее Васильевиче из цикла «Партитуры не горят». Артём Варгафтик в своей авторской программе затронул старинную испанскую тему «Фолии», на которую Рахманинов сочинил свои известные вариации.

Существует огромное количество кинолент, в которых присутствуют образцы творчества Сергея Рахманинова, этот список регулярно пополняется[48].

Список наиболее популярных фильмов, в которых встречается музыка композитора:

Литература

Примечания

  1. Ковалёва-Огороднова Л. Л. Сергей Рахманинов: Биография.. — СПб.: Вита Нова, 2015.
  2. 2,0 2,1 РАХМА́НИНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. Дата обращения: 24 июля 2023.
  3. С. В. Рахманинов крупнейший композитор, пианист и дирижёр конца XIX начала XX веков. Дата обращения: 25 июля 2023.
  4. 4,0 4,1 Три амплуа Сергей Рахманинова. Дата обращения: 27 июля 2023.
  5. Новое о Рахманинове. — М., 2006.
  6. Белкин А. Как Рахманинов потерял свои земли. — Город на Цне, 2000.. — С. 6.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 Рахманинов Сергей Васильевич / О. В. Фраёнова // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2023.
  8. 8,0 8,1 Зилоти Александр Ильич. Большая Российская Энциклопедия (3 марта 2023). Дата обращения: 30 сентября 2023.
  9. Емельянова Н. Ивановка в жизни и творчестве Рахманинова. — Воронеж, 1984. — С. 159.
  10. 10,0 10,1 «Ивановка» — музей-заповедник С. В. Рахманинова.
  11. Казьмин О. Казьмин О. Пушкинская страничка в жизни Рахманинова. — 2001.
  12. Брянцева В.Н. Детство и юность Сергея Рахманинова. — 1973.
  13. Рахманинов.
  14. Шаляпин Фёдор Иванович. БРЭ. Дата обращения: 15 июля 2023.
  15. Римский-Корсаков Николай Андреевич. Дата обращения: 27 июля 2023.
  16. Сергей Рахманинов. Дата обращения: 23 июля 2023.
  17. 17,0 17,1 Липаев И. В. С. В. Рахманинов: Жизнь композитора. Фортепианные сочинения. Камерная музыка. Симфонич. произведения. Романсы. Хоры. Оперы. Рахманинов-дирижер, пианист. Список сочинений.
  18. 18,0 18,1 Алексеев А.Д. С. В. Рахманинов: Жизнь и творческая деятельность. — М., 1954.
  19. Алексеев А. Д. Сергей Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность. — М.
  20. 20,0 20,1 20,2 Заслуги и провал. Дата обращения: 27 июля 2023.
  21. РАХМА́НИНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. Дата обращения: 21 июля 2023.
  22. Соколова О.И. Сергей Васильевич Рахманинов. — 1984.
  23. Рахманинов биография.
  24. С. А. Сатина. Записка о С. В. Рахманинове. Дата обращения: 2023-07-2023.
  25. С. В. Рахманинов крупнейший композитор, пианист и дирижёр конца XIX начала XX веков. Дата обращения: 15 июля 2023.
  26. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. — 1973.
  27. Новое о Рахманинове. — М., 2006.
  28. Schonberg 1997, p. 520.
  29. 29,0 29,1 29,2 Norris, Geoffrey. Rachmaninoff, Serge / Sadie, Stanley. — London: MacMillan, 2001. — С. 707–718. — (The New Grove Dictionary of Music and Musicians). — ISBN 978-0-333-23111-1.
  30. Фарбер Я. «Полный воздух» творчества великого мастера. — 2003.
  31. Алексеев А. Русская фортепианная музыка конца XIX-начала XX века. — 1969.
  32. Коган Г. Артур Рубинштейн/ Вопросы пианизма. — 1968.
  33. Валькова В.Б. Валькова В.Б. Романтизм как основа рецепции творчества С. В. Рахманинова. — М., 2012.
  34. РАХМА́НИНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. Дата обращения: 21 июля 2023.
  35. Сенков С.Е. С. Рахманинов. — Тамбов, 2013.
  36. Bertensson, Sergei; Leyda, Jay. Sergei Rachmaninoff – A Lifetime in Music. — New York: New York University Press, 1956. — ISBN 978-0-814-70044-0.
  37. Новое о Рахманинове. — М., 2006.
  38. Сенков С.Е. С. Рахманинов. — Тамбов, 2013.
  39. Сочинения Рахманинова. Дата обращения: 17 июля 2023.
  40. Алексеев А.Д. С. В. Рахманинов: Жизнь и творческая деятельность. — М., 1954.
  41. Сенков С.Е. С. Рахманинов. — Тамбов, 2013.
  42. История музея. Дата обращения: 15 июля 2023.
  43. Путин обещал изучить ситуацию с имением Рахманинова в Швейцарии. РИА. Дата обращения: 15 июля 2023.
  44. История ТГМПИ. Дата обращения: 20 июля 2023.
  45. Рахманинов Сергей Васильевич. Дата обращения: 15 июля 2023.
  46. Новое о Рахманинове. — М., 2006.
  47. Сергей Рахманинов. Дата обращения: 15 июля 2023.
  48. Фильмография Сергей Рахманинов. Дата обращения: 15 июля 2023.

Ссылки