Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов)
Второй концерт для фортепиано с оркестром | |
---|---|
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 | |
Композитор | Сергей Васильевич Рахманинов |
Дата создания | 1900 год |
Части | три: Moderato, Adagio sostenuto и Allegro scherzando |
Первое исполнение | |
Дата | 27 октября 1901 год |
Место | Москва |
Основные исполнители | Московское филармоническое общество: Александр Зилоти |
Второй концерт для фортепиано с оркестром (Piano Concerto No. 2 (c-moll), Op. 18) — концерт для фортепиано с оркестром в трёх частях Сергея Васильевича Рахманинова написанный в 1900 году. Впервые исполнен 27 октября 1901 года в Московском филармоническом обществе под управлением Александра Зилоти. Концерт был посвящён известному московскому врачу Николаю Далю.
История создания
15 марта 1897 года после провала Первой симфонии Рахманинова в Петербурге и последующей за этим жёсткой критике, в ходе которой композитор Цезарь Кюи написал: «Если бы в Аду была консерватория, если бы одному из её талантливых студентов было поручено написать программную симфонию на тему „Семи казней египетских“, и если бы он сочинил симфонию, подобную симфонии мистера Рахманинова, то он бы блестяще выполнил свою задачу и привел в восторг обитателей Ада»[1], душевное состояние Рахманинова было нарушено, и в течение трёх лет он находился в глубоком творческом кризисе[2]. И лишь благодаря московскому врачу Николаю Далю, композитор вновь смог вернуться к активной композиторской деятельности, и в 1900 году приступил к написанию Второго концерта который посвятил своему спаситель Николаю Далю. По своему общему характеру Второй концерт приближался к типу симфонизированной лирической поэмы. Преобладанию мягких, лирических тонов в его музыке отвечает сжатость формы и сдержанность звучания. Композитором в структуре Второго концерта был найден своеобразный синтез формы классического трёхчастного цикла и поэмного-романтического принципа непрерывного развития, базирующегося на единстве основных интонационно-тематических элементов. Внешне эта непрерывность и связность развития подчеркнута наличием модулирующих построений в начале второй и третьей частей, подготавливающих наступление новой тональности. Так же плавно и постепенно подготавливаются переходы от одного тематического раздела к другому внутри отдельных частей. 27 октября 1901 года концерт был впервые исполнен в Московском филармоническом обществе под управлением Александра Зилоти[3][4][5]. Музыкальный критик Николай Кашкин, прослушав концерт, указывая на то, что Рахманинов «совсем отступает от типа виртуозного концерта, и фортепиано у него не является господствующим инструментом, а лишь первым среди равных», сомневался, следует ли отнести эти особенности произведения «к его достоинствам или недостаткам». После концерта который был принят публикой «на ура», композитор Сергей Танеев присутствовавший на нём, напишет в своём дневнике:
…Рахманинова концерт с каждым разом мне больше и больше нравится. Разве можно придираться к тому, что фортепиано почти не играет без оркестра…[3]
Композитор Николай Метнер, так же был восхищён концертом написав в своём дневнике:
…Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России, и только потому, что душа этой темы русская. Здесь нет ни одного этнографического аксессуара, ни сарафана, ни армяка, ни одного народно-песенного оборота, а между тем каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия…[5]
Один из исследователей творчества композитора, музыковед Григорий Прокофьев, писал:
…Русское спокойствие, величавая простота и вместе затаенная грусть рахманиновских переживаний передались в этих широких аккордах, выдержанных основных гармонических линиях, плавных, иногда даже малоподвижных мелодиях, на фоне которых так рельефно выступает рисунок проходящих гармонических сочетаний[3]
8 ноября 1909 года состоялся его дебют со Вторым концертом в Филадельфийской академии музыки совместно Бостонским симфоническим оркестром под управлением Макса Фидлера, включая повторные их выступления в Балтиморе и Нью-Йорке[2].
Состав оркестра
- Деревянные духовые: две флейты, два гобоя, два кларнета и два фагота
- Духовые: четыре рожка, две трубы, три тромбона и туба
- Ударные: литавры, бас-барабан, тарелки
- Струнные: две скрипки, альты, виолончель, контрабас[6]
Строение концерта
I. Moderato | |
Помощь по воспроизведению |
Концерт был написан в форме трех частей:
- I часть: Moderato (C minor)
- II часть: Adagio sostenuto (C minor — E major)
- III часть: Allegro scherzando (E major — C minor — C major)
II. Adagio sostenuto | |
Помощь по воспроизведению |
III. Allegro scherzando | |
Помощь по воспроизведению |
Первая часть: Moderato отличающаяся наибольшим богатством и разнообразием образного содержания, является основополагающей в цикле. Она содержит в себе истоки всего дальнейшего музыкального развития. Сохраняя в этой части стройную форму классического сонатного быстрого темпа (allegro), композитор очень индивидуально, новаторски трактует соотношение её элементов. В основе первой части концерта лежат две темы, обе широко распевные, проникнутые свободой мелодического дыхания, но различные по выразительной окраске. Первая тема носит более суровый, мужественный, динамически устремлённый характер, вторая тема лирически светлая и мечтательная[5][3][4].
Вторая часть: Adagio sostenuto одно из совершеннейших образов светлой, поэтической лирики композитора Своеобразие этой части состоит уже в том, что при довольно значительной продолжительности звучания она вся построена на одной теме. Единство и выдержанность эмоционального колорита подчеркиваются остинатностью непрерывно текучего триольного ритмического фона. Она состоит из двух элементов. Четырёхтакт вступительного характера имеет известное сходство с началом побочной партии первой части, однако мелодия взлетает наверх не так легко и стремительно, фаза её восхождения короче. После активного восходящего хода на кварту с последующим хроматическим повышением второго звука идет плавная нисходящая секвенция, а затем она словно застывает на одном уровне. Реприза короче экспозиции, но это компенсируется заключительным построением, проникнутым таким же светлым, спокойным настроением. Ровно, неторопливо покачивающиеся аккорды на фоне волнообразных арпеджированных пассажей представляют собой замечательный образец рахманиновской «поющей» гармонии. Как выразительный прощальный вздох звучит завершающая эту часть краткая реплика фортепиано после того, как оркестр умолкает[5][3][4].
Третья часть: Allegro scherzando образно-тематические контрасты выявлены с гораздо большей резкостью и отчётливостью, чем в предыдущих частях, и в этом отношении он ближе к традиционному типу сонатного быстрого темпа (allegro), нежели начальное умеренное (мoderato). Вместе с тем индивидуальное своеобразие мышления композитора ясно выражено как в его тематическом материале, так и в общем характере музыкального развития. Чётко разграниченные между собой темы главной и побочной партии интонационно связаны с тематизмом первой части, хотя эта связь и не всегда улавливается сразу, по первому впечатлению. Так в мелодико-ритмическом рисунке первой темы финала есть элементы, общие с эпически суровой начальной темой концерта, однако они настолько видоизменены и переосмыслены, что это приводит к возникновению нового тематического образа. В ритмически упругой теме главной партии финала соединяются черты скерцозности и маршеобразности[5][3][4].
В кинематографе
- 1945 год — «Короткая встреча» (Англия)
- 1956 год — «Весна на Заречной улице» (СССР)
- 1954 год — «Рапсодия» (США)
- 1955 год — «Зуд седьмого года» (США)
- 1979 год — «Поэма о крыльях» (СССР)
- 1982 год — «Частная жизнь» (СССР)
- 1982 год — «Бинго-Бонго» (Италия)
- 1985 год — «Подсудимый» (СССР)
- 1997 год — «Титаник» (США)
- 2007 год — «Ветка сирени» (Россия, Люксембург)
- 2011 год — «Бункер» (Испания, Колумбия)
- 2016 год — «Рай» (Россия, Германия)
Примечания
- ↑ Рахманинов: композитор, пианист, дирижёр / Б. Мартин, Олдершот: Ратледж. 2017. — ISBN 978-0-85967-809-4
- ↑ 2,0 2,1 Rachmaninoff : life, works, recordings / Max Harrison. — London ; New York : Continuum, cop. 2005. — vi, 422 с. — С.78 — ISBN 978-0-8264-9312-5
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Ю. Келдыш. Рахманинов. Фортепианный концерт No. 2, до минор . Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 С. В. Рахманинов / Под ред. Е. Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / Сост., ред., коммент и предисл. З. Апетян. — 4-е изд., доп. — Москва : Музыка, 1974
- ↑ Концерт: руководство для слушателя / Steinberg, Michael, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. — ISBN 978-0-19-510330-4
Литература
- С. В. Рахманинов / Под ред. Е. Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — С. 44—46. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
- Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев — Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
- С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
- История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890—1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |