Соната для фортепиано № 2 (Рахманинов)
Вторая соната для фортепиано | |
---|---|
Соната для фортепиано № 2 | |
Композитор | Сергей Васильевич Рахманинов |
Дата создания | 1913 год (отредактирована в 1931 году) |
Первое исполнение | |
Дата | 18 октября 1913 года |
Место | Российская империя: Курск |
Вторая соната для фортепиано (фр. Piano Sonata) No. 2 (си-бемоль минор), Op. 36 — последняя фортепьянная соната русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова написанная в 1913 году и впервые исполненная 18 октября 1913 года в Курске. Соната была отредактирована Рахманиновым в 1931 году; третья версия сонаты на основе версий 1913 и 1931 годов была создана с согласия Рахманинова в 1940 году советским и американским пианистом Владимиром Горовицом.
История создания
В 1913 году Сергеем Васильевичем Рахманиновым была написана вторая соната для фортепиано (си-бемоль минор), начинал он её писать в Риме, в доме которым пользовался Пётр Ильич Чайковский, в дальнейшем он писал её в Берлине и закончил её написание в России в своём поместье в деревне Ивановка, Тамбовской губернии[1]. Первая премьера сонаты состоялась 18 октября 1913 года в Курске. Многие черты второй сонаты напоминают первую, где та же блестящая виртуозность, пышная фактура и монументальность, не имеющая никакой литературной программы. По словам самого Рахманинова отличие первой от второй сонаты заключались в том, что, первая соната была связана с образами трагической поэмы «Фауст» Иоганна Гёте, во второй же этого не прослеживается. Композиция второй сонаты отличается сложностью, сплетённой структурой. Три части, из которых состоит соната, объединяются не только тематическим родством, но и непрерывностью музыкального развития, что придает ей черты одночастно-циклической формы. Общий строй музыки является взволнованно-патетическим, но порой с отпечатком известной рассудочности. Рахманинов широко использовал эффект диссонанса и развил его применение в сонатах в более глубоком спектре, чем его предшественник Фредерик Шопен. произведение хорошо принималось публикой и критиками, однако сам Рахманинов не был удовлетворен произведением и считал, что слишком многое в пьесе было излишним, поэтому в 1931 году соната была им отредактирована: была изменена фактура и сократилась продолжительность сонаты посредством ряда купюр. В этой редакции сонату в последствии исполняли такие пианисты как Владимир Ашкенази и Ван Клиберн. В 1940 году, с согласия Рахманинова, пианист Владимир Горовиц создал новую версию сонаты на основе версий 1913 и 1931 годов. Эту версию в последующем исполняли такие американские пианистки как Рут Ларедо и Элен Гримо[2][3][4][5].
Строение сонаты
Соната была написана в форме трёх частей и продолжительностью в тридцать минут (после редакции сонаты в 1931 году она сократилась до двадцати минут)
- No.2 № 1 Allegro agitato (b-moll)
- No.2 № 2 Non allegro (е minor—е major)
- No.2 № 3 Allegro molto (в-dur)
Allegro agitato была выполнена в форме сонатного аллегро. Экспозиция начинается с первой темы, которая имеет нисходящий звук arpeggio который заканчивается низким b-moll. Первая тема длится до cadence, как проход создает мост во второй тематический уголок. Вторая тема начинается в Des-dur с текстуре хорала и контрастирует с блеском первой темы. Пересказ повторяет первые две темы с си-бемоль минор. Заключительная часть продолжения к перепросмотру чередуется между си-бемоль мажор и b-moll, оставляя тонику неясной до кода. Кода с b-moll, повторяет две темы, замеченные ранее в части. Non allegro была выполнена в двухчастной троичной форме. Семиместная интерлюдия G major соединяет первую и вторую части, после чего идёт относительная область минорной тональности в E minor. Главная тема второй части основана на мотиве последовательно повторяющегося падающего интервала (терции). Allegro molto начинается с повторения интерлюдии ко второй части. Эта часть в форме сонатного аллегро, дополнительно использует циклическое единство, используя темы из первой части. Переход ко второй тематической области экспозиции вводит новую тему в D major, необычную для формы сонатного аллегро. Как и в первой части, раздел развития также разделен на три подраздела. Подобно экспозиции, в ней используются темы из первой части в дополнение к новым темам, представленным в экспозиции. Перепросмотр темы выполнен в в-dur и повторяет первую тему из третьей части только один раз. В ней широко используется другая прошлая тема, ведущая к коду. В коде использованы темы из первой части, она очень хроматична и блестяща. Эффектно звучащий, бравурный финал не лишен, однако, внешней помпезности и малосодержателен по материалу[2][3][4][6][5].
Примечания
- ↑ Сочинения С. Рахманинова для двух фортепиано. Генезис, драматургия / Н. Ю. Катонова ; М-во культуры России, Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. — Санкт-Петербург, 2000
- ↑ 2,0 2,1 Ю. Келдыш. Рахманинов. Соната для фортепиано No. 2, си-бемоль минор . Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
- ↑ 3,0 3,1 С. В. Рахманинов / Под ред. Е. Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9
- ↑ 4,0 4,1 Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / Сост., ред., коммент и предисл. З. Апетян. — 4-е изд., доп. — Москва : Музыка, 1974
- ↑ 5,0 5,1 Ю. Келдыш. Сергей Васильевич Рахманинов. Соната для фортепиано No. 2, си-бемоль минор . Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
- ↑ Соната № 2 для фортепиано. Op. 36 / С. Рахманинов. — Moscou : Gutheil, 1913. — 43 с.
Литература
- Соната № 2 для фортепиано. Op. 36 / С. Рахманинов. — Moscou : Gutheil, 1913. — 43 с.
- С. В. Рахманинов / Под ред. Е. Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
- Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев — Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
- С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
- История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890—1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3
- Harrison, Max. Rachmaninoff: Life, Works, Recordings. — London: Continnum, 2005. — С. 33—34, 36, 63, 67, 82. — 422 с. — ISBN 0-8264-5344-9
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |