Прелюдия до-диез минор (Рахманинов)
Прелюдия до-диез минор | |
---|---|
Прелюдия до-диез минор | |
Композитор | Сергей Васильевич Рахманинов |
Дата создания | 29 мая 1892 года |
Части | вторая часть «Пьесы-фантазии для фортепиано» |
Первое исполнение | |
Дата | 26 сентября 1892 года |
Место | Москва: 18-й симфонический концерт при Первой Московской электрической выставке |
Основные исполнители | Войтех Главач |
Прелюдия (фр. Prélude) No. 2 до-диез минор Оp. 3 — пьеса русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова написанная 29 мая 1892 года в рамках второй части цикла из пяти номеров «Пьесы-фантазии для фортепиано». Впервые было исполнено 26 сентября 1892 года в Москве на 18-м симфоническом концерте при Первой Московской электрической выставке под управлением Войтеха Главача. В 1895 году была опубликована издательством «А. Гутхейль» отдельным сборником с посвящением профессору Московской консерватории Антону Аренскому. Прелюдия стала одним из самых известных произведений Рахманинова[1].
История создания
В 1892 году Рахманиновым был написан цикл пьес в пяти частях, который был впервые исполнен 20 сентября этого же года в Москве. Об этом цикле музыковед Григорий Прокофьев писал: «...Правда, индивидуального здесь еще немного, но господствующее настроение — чисто рахманиновское, настроение грусти, уверенной в лучшем будущем...». Наиболее известная из всех считалась Прелюдия до-диез минор (фр. Prélude) до-диез минор) которую молодой Рахманинов сочинил 29 мая 1892 года как «свободный художник» после окончания Московской консерватории. В дальнейшем Рахманинов рассказывал о том что: «В один прекрасный день прелюдия просто пришла сама собой, и я её записал. Она явилась с такой силой, что я не мог от неё отделаться, несмотря на все мои усилия»[2], в одном из своих писем по поводу создания прелюдии он писал, что «меня вдохновляло только желание создать что то прекрасное и художественное»[3]. Композиция впервые прозвучала 26 сентября 1892 года на 18-м симфоническом концерте при Первой Московской электрической выставке под управлением Войтеха Главача; после премьеры которой, в рецензии на концерт она была выделена как одна из лучших и было отмечено что она «вызвала энтузиазм у публики»[4]. Бывшая на концерте пианистка Елена Гнесина вспоминала о своих впечатлениях от концерта Рахманинова: «Прелюдия нас поразила, в отличие от обычных юношеских опытов, она была совершенно самобытна, обещая в будущем раскрытие огромного композиторского таланта её автора»[2]. В последующем пианист и дирижёр Александр Зилоти гастролирующий в Германии и Англии познакомил с нею тамошнею публику, которая встретила прелюдию довольно доброжелательно. В Европе эту прелюдию называли «Московским вальсом», «Судным днём» и «Пожаром Москвы», в США она была названа «Это» (It) и при гастролировании Рахманинова в Америку или Европу его всегда просили исполнить именно её. Эту композицию наряду с «Мелодией», Пётр Чайковский в письме от 3 мая 1893 года к Александру Зилоти назвал одной из лучших пьес цикла. В 1895 году все Пьесы-фантазии для фортепиано были опубликованы издательством «А. Гутхейль» отдельным сборником с посвящением профессору Московской консерватории и учителю Рахманинова Антону Аренскому, прелюдия значилась там под вторым номером[5][6][7][8]. По словам советского музыковеда-историка Юрия Келдыша о прелюдии:
С пианистической точки зрения, прелюдия замечательна монументальностью звучания, мастерством регистровки, одновременного сопоставления разных планов; фортепиано звучит подобно целому оркестру или мощному большому органу…»[9]
Композиция прелюдии
Prelude in C-sharp minor | |
Прелюдия до диез минор. Запись Сергея Рахманинова для «Edison Records», 1919 | |
Помощь по воспроизведению |
Прелюдия состоит из трёх главных частей, включающие сложную трёхчастную форму и коды. Пьеса начинается мрачным мотивом из трёх нот, исполняемых fortissimo в тональности cis-moll), которая является доминирующей в произведении и исполняется угрожающе и торжественно. Каденционный оборот повторяется постоянно, он звучит на протяжении двенадцати тактов первого раздела и в противовес ему в обоих ключах звучит контрастная мелодия в аккордовых последованиях. В третьей строке громкость меняется на динамику для экспозиции темы. Средняя часть подвижная и обозначена как взволнованная (Agitato), она начинается с хроматических триолей, зажигательно строится в соединённые аккордовые триоли, которые переходят в интенсивную репризу главной темы со стремительными пассажами средней части врываются подобно нарастающей буре, напряжение усиливается, и в момент наивысшего подъёма снова выступает на первый план основная тема как несокрушимая и грозная сила. Некоторые аккорды в эпизоде отмечены четырёхкратным сфорцандо. Окончательная часть завершается короткой кодой и заканчивающейся спокойно и тихо. Как писал Рахманинов «Буря стихает, музыка постепенно успокаивается и семитактная кода завершает сочинение»[3][5][6][7][8].
Примечания
- ↑ Большая Российская энциклопедия : в 30 т. / научно-редакционный совет: председатель — Ю. С. Осипов и др. — Москва : Большая Российская энциклопедия, Т. 28: Пустырник — Румчерод. Т. 28 / [отв. ред. С. Л. Кравец]. — 2015. — 766 с. — ISBN 978-5-85270-365-1
- ↑ 2,0 2,1 Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) / О. И. Соколова. — 3-е изд. — Москва : Музыка, 1987. — 157 с
- ↑ 3,0 3,1 Литературное наследие : В 3 т. / Сост.-ред. З.А. Апетян. — Москва : Сов. композитор, Т. 1: Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. — 1978. — 648 с. — С.63
- ↑ С. Бертенссон, Д. Лейда, С. Сатина (2001). Сергей Рахманинов: жизнь в музыке. — Индиана: Издательство Университета Индианы. 2001. — С. 48-49. — ISBN 0-253-21421-1
- ↑ 5,0 5,1 Ю. Келдыш. Рахманинов. «Пьесы-фантазии» для фортепиано . Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
- ↑ 6,0 6,1 С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9
- ↑ 7,0 7,1 Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / Сост., ред., коммент и предисл. З. Апетян. — 4-е изд., доп. — Москва : Музыка, 1974
- ↑ 8,0 8,1 Сергей Васильевич Рахманинов «Пьесы-фантазии» . Музыкальные сизоны. Дата обращения: 19 июня 2023.
- ↑ Рахманинов и его время / Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. — Москва : Музыка, 1973. — 469 с
Литература
- Две прелюдии (до-диез минор и соль минор) : Для ф.-п.: Соч. 3, № 2 и соч. 23, № 5. — Москва : Музыка, 1966. — 15 с.
- Пьесы-фантазии: для фортепиано : соч. 3 / Рахманинов ; [коммент. В. Самарин]. - Москва : П. Юргенсон, 2011. — 47 с.
- С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
- Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев - Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
- С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
- История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890-1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3