Утёс (симфоническая поэма)
Утёс | |
---|---|
Утёс | |
Композитор | Сергей Рахманинов |
Форма | симфоническая поэма |
Первое исполнение | |
Дата | 20 марта 1894 года |
Место | Петербург: Русское музыкальное общество |
Утёс (The Rock, Op. 7) — фантазия (симфоническая поэма) для большого симфонического оркестра Сергея Рахманинова, написанная летом 1893 года. Премьера состоялась 20 марта 1894 года в симфоническом собрании Русского музыкального общества под управлением Василия Сафонова. Произведение было посвящено композитору Николаю Римскому-Корсакову.
История создания
Фантазия (симфоническая поэма) «Утёс» для большого симфонического оркестра была написана Сергеем Рахманиновым летом 1893 года в уездном городке Лебедин Харьковской губернии. Появление фантазии «Утес» было вызвано личной драмой Рахманинова с категорическим отказом родителей его возлюбленной Веры Скалон от его общения с ней. В середине сентября 1893 года на музыкальном вечере у Сергея Танеева, где Пётр Ильич Чайковский показывал свою симфонию № 6, Рахманиновым была представлена его первая симфоническая поэма, которая по его признанию была написана под впечатлением одноимённого стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова. Произведение Рахманинова настолько понравилось Чайковскому и он предложил включить его в программу предстоящего европейского тура, который однако не состоялся в связи со смертью композитора. Эпиграфом к своему сочинению он избрал начальные слова этого стихотворения: «Ночевала тучка золотая. На груди утёса великана». Однако содержание музыки в которой просматривается страсть, отчаяние и протест не исчерпывается стихотворением Лермонтова. Рахманинов, отталкиваясь от литературных впечатлений, создаёт в «Утёсе» самостоятельную музыкальную композицию, в которой основные образные элементы, подсказанные поэтическим источником, получают свободное, в некотором роде независимое от него развитие. Премьера состоялась 20 марта 1894 года в симфоническом собрании Русского музыкального общества под управлением В. И. Сафонова[1][2][3]. По словам музыкального критика Николая Кашкин в рецензии на премьеру «Утеса»:
Программой для фантазии Рахманинову послужил один из рассказов Антона Павловича Чехова — «На пути»; но композитор дал своему сочинению название «Утес», потому что эпиграфом к рассказу послужило начало известного стихотворения Лермонтова[2]
9 ноября 1898 года Рахманинов подарит Антону Павловичу Чехову экземпляр нотной записи оркестровой композиции «Утёса» (партитуры) в которой им было написано:
Дорогому и глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову, автору рассказа «На пути», содержание которого с этим же эпиграфом служило программой этому музыкальному сочинению[2]
Состав оркестра
- четыре валторны;
- большой барабан;
- флейта-пикколо;
- два кларнета;
- три трамбона;
- треугольник;
- две флейты;
- два фагота;
- два гобоя;
- две трубы;
- струнные;
- тарелки;
- литавры;
- тамтам;
- бубен;
- туба;
- арфа
Музыка
Вступительный раздел фантазии открывается темой утёса, скорбной, но полной сдержанной страсти. Её вокальная музыкальная форма (речитатив) интонируют низкие струнные и фаготы в музыкальный интервал (октаву). На шелестящем восходящем многократном быстром повторение одного звука (тремоло) струнных появляется тема тучки в лёгких беззаботно порхающих последовательных звуков в быстром движении (пассажах) флейты. Она развивается, на какое-то мгновение становится более нежной и душевной, а потом истаивает. В новом эпизоде (немного менее подвижно — Un росо meno mosso) тема утёса приобретает характер страстной мольбы, в дальнейшем появляется робкий мотив любви (в сочетании игры флейты соло, затем гобоя и валторны), где как будто дрогнуло сердце старого утёса. Этот мотив переходит в мелодию, воплощающую одиночество и тоску. Снова проносятся прихотливые пассажи темы тучки в сопровождении арпеджио арф и трелей струнных. Основные темы преображаются, мотив любви приобретает характер плясового напева а тема утёса становится всё более тревожной. Ускоряется движение. Тема утёса звучит с нарастающим отчаянием; как будто издалека доносится отголосок темы несбыточной любви. Несколько раз возвращается тема тучки как воспоминание. Музыкальное развитие доходит до огромной кульминации и лишь последние такты замирают на Pianissimo (очень тихий звук)[1][2][3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Л. Михеева. Рахманинов. «Утёс» . Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
- ↑ 3,0 3,1 С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — С. 44—46. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9
Литература
- С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — С. 44—46. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
- Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев - Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
- С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
- История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890-1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3
- Sergei Rachmaninoff : a lifetime in music / Sergei Bertensson a. Jay Leyda ; with the assistance of Sophia Satina a. with a new introd. by David Butler Cannata. — Bloomington ; Indianapolis : Indiana univ. press, cop. 2001. — 464 с. — С.58-62.