Утёс (симфоническая поэма)

Материал из «Знание.Вики»
Утёс
Утёс
Композитор Сергей Рахманинов
Форма симфоническая поэма
Первое исполнение
Дата 20 марта 1894 года
Место Петербург: Русское музыкальное общество

Утёс (The Rock, Op. 7) — фантазия (симфоническая поэма) для большого симфонического оркестра Сергея Рахманинова, написанная летом 1893 года. Премьера состоялась 20 марта 1894 года в симфоническом собрании Русского музыкального общества под управлением Василия Сафонова. Произведение было посвящено композитору Николаю Римскому-Корсакову.

История создания

Фантазия (симфоническая поэма) «Утёс» для большого симфонического оркестра была написана Сергеем Рахманиновым летом 1893 года в уездном городке Лебедин Харьковской губернии. Появление фантазии «Утес» было вызвано личной драмой Рахманинова с категорическим отказом родителей его возлюбленной Веры Скалон от его общения с ней. В середине сентября 1893 года на музыкальном вечере у Сергея Танеева, где Пётр Ильич Чайковский показывал свою симфонию № 6, Рахманиновым была представлена его первая симфоническая поэма, которая по его признанию была написана под впечатлением одноимённого стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова. Произведение Рахманинова настолько понравилось Чайковскому и он предложил включить его в программу предстоящего европейского тура, который однако не состоялся в связи со смертью композитора. Эпиграфом к своему сочинению он избрал начальные слова этого стихотворения: «Ночевала тучка золотая. На груди утёса великана». Однако содержание музыки в которой просматривается страсть, отчаяние и протест не исчерпывается стихотворением Лермонтова. Рахманинов, отталкиваясь от литературных впечатлений, создаёт в «Утёсе» самостоятельную музыкальную композицию, в которой основные образные элементы, подсказанные поэтическим источником, получают свободное, в некотором роде независимое от него развитие. Премьера состоялась 20 марта 1894 года в симфоническом собрании Русского музыкального общества под управлением В. И. Сафонова[1][2][3]. По словам музыкального критика Николая Кашкин в рецензии на премьеру «Утеса»:

Программой для фантазии Рахманинову послужил один из рассказов Антона Павловича Чехова — «На пути»; но композитор дал своему сочинению название «Утес», потому что эпиграфом к рассказу послужило начало известного стихотворения Лермонтова[2]

9 ноября 1898 года Рахманинов подарит Антону Павловичу Чехову экземпляр нотной записи оркестровой композиции «Утёса» (партитуры) в которой им было написано:

Дорогому и глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову, автору рассказа «На пути», содержание которого с этим же эпиграфом служило программой этому музыкальному сочинению[2]

Состав оркестра

Музыка

Вступительный раздел фантазии открывается темой утёса, скорбной, но полной сдержанной страсти. Её вокальная музыкальная форма (речитатив) интонируют низкие струнные и фаготы в музыкальный интервал (октаву). На шелестящем восходящем многократном быстром повторение одного звука (тремоло) струнных появляется тема тучки в лёгких беззаботно порхающих последовательных звуков в быстром движении (пассажах) флейты. Она развивается, на какое-то мгновение становится более нежной и душевной, а потом истаивает. В новом эпизоде (немного менее подвижно — Un росо meno mosso) тема утёса приобретает характер страстной мольбы, в дальнейшем появляется робкий мотив любви (в сочетании игры флейты соло, затем гобоя и валторны), где как будто дрогнуло сердце старого утёса. Этот мотив переходит в мелодию, воплощающую одиночество и тоску. Снова проносятся прихотливые пассажи темы тучки в сопровождении арпеджио арф и трелей струнных. Основные темы преображаются, мотив любви приобретает характер плясового напева а тема утёса становится всё более тревожной. Ускоряется движение. Тема утёса звучит с нарастающим отчаянием; как будто издалека доносится отголосок темы несбыточной любви. Несколько раз возвращается тема тучки как воспоминание. Музыкальное развитие доходит до огромной кульминации и лишь последние такты замирают на Pianissimo (очень тихий звук)[1][2][3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Л. Михеева. Рахманинов. «Утёс». Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
  3. 3,0 3,1 С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — С. 44—46. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9

Литература

  • С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — С. 44—46. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
  • Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев - Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
  • С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
  • История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890-1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3
  • Sergei Rachmaninoff : a lifetime in music / Sergei Bertensson a. Jay Leyda ; with the assistance of Sophia Satina a. with a new introd. by David Butler Cannata. — Bloomington ; Indianapolis : Indiana univ. press, cop. 2001. — 464 с. — С.58-62.