Утёс (стихотворение)
Утёс | |
---|---|
Утёс | |
Жанр | Стихотворение |
Автор | Михаил Юрьевич Лермонтов |
Дата написания | 1841 |
Дата первой публикации | 1843 |
«Утёс» — литературное произведение (стихотворение). Написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1841 году, относится к пейзажно-философской лирике[1].
В своём стихотворении поэт не просто рисует «пейзаж души» (термин Александра Николаевича Веселовского), но и рассказывает историю любви. В стихотворении есть повествовательный сюжет и два персонажа: утёс и тучка. Сюжет иносказательный, а персонажи символические. Лирический герой выступает в этом произведении одновременно и повествователем[2].
История создания
Поэтическое произведение «Утёс» было написано всего за несколько недель до трагической гибели Лермонтова на дуэли в 1841 году. Поэт создал строки, пронизанные романтической грустью, будто предчувствуя, что земная жизнь подходит к концу[3]. Стихотворение было опубликовано в журнале «Отечественные записки» только в 1843 году, то есть спустя два года после смерти автора[4][5].
Тема, жанр, композиция
Стихотворение «Утёс» посвящено теме одиночества. В произведении поэт отражает идею того, что в одно мгновение можно встретить что-то или кого-то, что вызовет душевное волнение, в то время как всё остальное время приходится проводить в «пустыне» — символе глубокого одиночества в романтической поэзии. Основная мысль, заложенная в этом стихотворении, заключается в том, что счастье всегда недолговечно[5].
Также существует и другая интерпретация: считается, что поэт, используя образы природы, раскрывает взаимодействие духовного и материального миров. Для души, символизируемой тучкой, тело (утёс) представляет собой лишь прибежище, в то время как тело без души вечно страдает. Поэтому в материальном мире гармония может быть достигнута только при условии единства духовного и физического начал[6].
«Утёс» представляет собой лирическое стихотворение, относящееся к пейзажно-философской лирике: в нём автор воплощает образ природы, который на самом деле отражает состояние человеческой души. Лермонтов, используя природные явления и их взаимодействие, иллюстрирует внутренний мир людей. Созданное им произведение является многогранным и несёт в себе несколько смыслов. Стихотворный размер составляет пятистопный хорей, а опоясывающая (кольцевая) рифмовка подчёркивает завершённость мысли в каждой строфе[1].
Стихотворение состоит из двух четверостиший, персонажи которых являются антиподами (весёлая, беззаботная молодая тучка — одинокий утёс-великан, который стоит на месте). В стихотворении лирический герой задумывается о смысле жизни, обращая внимание на то природное явление, которое он когда-то наблюдал. У поэта есть желание найти подлинную духовность и проникновенность в природе. Он считает, что люди стали менее чувствительны, лишены искренности и духовной жизни. В начале произведения Михаил Юрьевич всего лишь изобразил сцену: золотая туча, словно отдыхая, опускается на вершину утёса, а на следующее утро отправляется в путь. Она отличается своей беззаботностью, которая подчёркивается лёгкостью расставания с утёсом: "Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя"[7].
Фиксация изменений деталей пространства, через которые поэт объединяет чувства природного мира и чувства человека, создаёт проекцию собственного душевного мира[8].
Средства выразительности
В поэтическом произведении «Утёс» поэт использует различные литературные приёмы, которые служат для усиления образов и передачи настроения[6]:
- Эпитеты — «тучка золотая», «влажный след», «старый утёс», «весело играя», «тихонько плачет».
- Олицетворения — «ночевала тучка», «тучка умчалась», «утёс задумался... и ...плачет». Смысл олицетворения в стихотворении «Утёс» состоит в раскрытии бытийственного парадокса, связанного с тем, что идеалом совершенного человека является сочетание чувствительной души, понимания истинности небесного бесстрастия и тоски по единству земли и неба[8].
- Метафоры — «утёс-великан», «грудь утёса», (о тучке) «по лазури весело играя», «морщина утёса», "ночевала тучка".
Текст стихотворения
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне[9].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Утёс» по плану . Hronika. Дата обращения: 26 декабря 2024.
- ↑ Матюшенко А.Г. Анализ лексики стихотворного текста в практике преподавания РКИ («Утёс» М.Ю. Лермонтова) // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература : журнал. — С. 37—41.
- ↑ Анализ стихотворения Лермонтова «Утёс» . pishi-stihi. Дата обращения: 23 февраля 2024.
- ↑ Анализ стиха Утёс . stihirus24. Дата обращения: 23 февраля 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Анализ стихотворения «Утес» (М.Ю. Лермонтов) . literoved. Дата обращения: 23 февраля 2024.
- ↑ 6,0 6,1 «Утёс» анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова . nauka.club. Дата обращения: 23 февраля 2024.
- ↑ Анализ стихотворения Утёс . chitalnya. Дата обращения: 23 февраля 2024.
- ↑ 8,0 8,1 Киселева И. А., Поташова К. А. Динамическая поэтика стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес» (1841) // Проблемы исторической поэтики : журнал. — 2020. — Т. 18, № 2. — С. 128—144.
- ↑ Михаил Лермонтов Утёс . culture. Дата обращения: 23 февраля 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |