Соната для фортепиано № 1 (Рахманинов)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Первая соната для фортепиано
Соната для фортепиано № 1
Город, в котором Рахманинов писал Первую сонату – Дрезден в 1900-х годахГород, в котором Рахманинов писал Первую сонату – Дрезден в 1900-х годах
Композитор Сергей Васильевич Рахманинов
Тональность ре минор
Продолжительность ок. 39 минут
Дата создания 14 мая 1907 года
Место создания Ивановка, Дрезден
Номер опуса 28
Первое исполнение
Дата 17 октября 1908 года
Место Москва
Основные исполнители К. Игумнов

Сона́та для фортепиа́но № 1 ре мино́р (оп. 28) — фортепианная соната Сергея Рахманинова. Работа над ней была начата в 1906 году, в имении Ивановка и закончена в первой половине 1907 года в Дрездене[1]. В соответствии с отметкой автора, сделанной на рукописи, датой окончания работы над сонатой считается 14 мая 1907 года[2].

Соната существует в двух редакциях — первая, неопубликованная, хранящаяся в Российском национальном музее музыки и вторая, получившая распространение[3].

История создания

Набросок рукописи Первой сонаты для фортепиано был сделан ещё до отъезда в Германию. Работа велась с 1906 года и уже весной 1907 Рахманинов сыграл сонату для своего друга пианиста Владимира Вильшау. Среди других слушателей были музыканты: Лев Конюс, Николай Метнер, Георгий Катуар, Константин Игумнов. Игумнов был сокурсником Рахманинова в Московской консерватории и его другом. Именно Игумнов сыграл значимую роль во второй редакции нот. Прослушав Первую сонату, Константин обратился к композитору с письмом, в котором попросил уточнить, скоро ли партитура произведения появится в продаже. В ответ на это Рахманинов направил ему рукописный экземпляр партитуры и попросил ответить ему в Дрезден, и изложить свою оценку удобства фортепианного переложения и произведения в целом[3][4][5].

Под непосредственным впечатлением от музыки, я не чувствовал себя достаточно объективным для подробного анализа и потому, не полагаясь только на свои силы, я привлек к просмотру сонаты Леонида Николаева; при его содействии и был выработан ряд замечаний, изложенных в моем ответном письме. Долго ничего не получая от Сергея Васильевича, я стал опасаться, не сделал ли я в своих замечаниях какой-либо бестактности.Константин Игумнов

Поправки Игумнова были обширны: затронуты оказались значительная часть репризы первой части, а финал был сокращён; в целом соната стала короче более чем на 150 тактов. О необходимости сокращения сонаты Рахманинов задумывался и ранее, и оттого бо́льшую часть предложенных Игумновым правок включил в финальную версию сонаты.

Из письма Рахманинова H. С. Морозову[6]

Соната безусловно дикая и бесконечно длинная. Я думаю, около 45 минут. В такие размеры меня завлекла программа, то есть, вернее, одна руководящая идея. Это три контрастирующие типа из одного мирового литературного произведения. Конечно, программы преподано никакой не будет, хоть мне и начинает приходить в голову, что если б я открыл программу, то Соната стала бы яснее. Это сочинение никогда никто играть не будет из-за трудности и длины, а может быть, ещё, что самое главное, из-за её сомнительных музыкальных достоинств.

В этой своей работе Рахманинов обращается к философской интерпретации произведения Иоганна Гёте «Фауст», что прослеживается в структуре композиции: 1-я часть соответствует самому Фаусту, 2-я — Гретхен (Маргарите), 3-я — полёту Фауста и Мефистофеля на Броккен. Из-за сложности идейных концепций и возникли трудности сокращения тактов первой части, оказавшейся такой масштабной, поскольку в ней были воплощены романтические черты гётевского героя — неудовлетворенность и сомнения, стремление и неустанные поиски[2][3].

Структура

Соната для фортепиано № 1 ре минор Рахманинова трёхчастная.

Первая часть (Allegro moderato)

Фрагмент первой части фортепианной сонаты № 1

В содержании первой части, в которой вырисовывается образ Фауста, ярко прослеживается борьба противоположных начал — индивидуализированного и эпически-величавого. В музыке образ Фауста передан контрастами задумчивого мелодического хода и хоральной вставки, перекликающейся по стилю с древнерусскими песнопениями. Именно этот контраст определяет конфликт и идейный замысел сонаты.

Главная партия основывается на многократно повторяемом квинтовом мотиве. Побочная партия, статичная и молитвенно-отрешённая, постепенно драматизируется и трепетными интонациями и синкопированными ритмами начинает перекликаться с лейтмотивом главной партии. В заключительной теме экспозиции быстрыми и звенящими пассажами передаются колокольные перезвоны. В напряжённой драматической гамме происходит столкновение основных тем, среди которых всё сильнее проступают стремительные пассажи, усиливающие ощущение тревоги и беспокойства. Эмоциональная разрядка приходит с грозными ударами набата с проведением на спаде волны побочной партии. В начале репризы возвращаются императивные импульсы главной партии[7].

Вторая часть (Lento)

Несмотря на большу́ю продолжительность (около восьми минут), вторая партия лишена тематических контрастов и звучит более умиротворенно. Она олицетворяет собой образ Маргариты — образ красоты, нежности, женственного начала, что и определяет её лирический лад. Отсутствие контрастных, противоречивых мотивов нивелируется богатым звучанием и красочными переливами: спокойная мелодия обволакивается кружевными виртуозно исполненными фигурациями.

Однако полного ощущения безмятежного покоя не случается из-за беспокойных, всплывающих мотивов Adagio второй части Второго концерта. Квинтовый мотив первой части становится основой для ритмической триольной фигуры, эмоциональный тон становится более беспокойным из-за ритмического ускорения, смене тональности мажор на минор и постепенному динамическому нарастанию. Мелодия в репризе возвращается к главной теме предыдущей части[7].

Третья часть, финал (Allegro molto)

Несмотря на то, что заключительная часть вновь отсылает к образам борьбы, по яркости тематизма третья часть уступает двум предыдущим. Образ Мефистофеля проступает в теме Dies irae, а стремительные трубные возгласы рисуют скачку нечистой силы. Как и в первой части, мотив задан колючими, пунктирными ритмами, сквозь которые проступает хоральное песнопение. В репризе Dies irae проходит ровными длительностями — зловещие ритмы мрачного напева иногда звучат как поступь марша. Побочная партия предопределяет окончательный итог борьбы: терзания героя, стремление и поиск первой части находят разрешение и успокоение — добро торжествует над злом. Лирические чувства звучат мощным аккордовым звучанием знаменного распева[7].

Премьера

Впервые соната была исполнена 17 октября 1908 года в Москве, на концерте, посвящённом произведениям Рахманинова. Пианист Константин Игумнов исполнил композицию в новой, второй, редакции. Спустя месяц Первая соната была исполнена в Берлине и Лейпциге[3].

Критика

Самым строгим критиком Первой сонаты был сам Рахманинов. Он не раз в письмах к друзьям сетовал, что соната вышла слишком затянутой и сложной для исполнения[8].

Третьего дня я играл Сонату Риземану, и, кажется, она ему не понравилась. Вообще я начинаю замечать, что что я пишу за последнее время — то никому не нравится. Да и у меня самого часто является сомнение, не ерунда ли это всё.Сергей Рахманинов, из письма H. С. Морозову

Часть музыкальных критиков восторженно встретила новое творение Рахманинова, но в большинстве случаев оценка была сдержанной и невысокой. Сонату сочли слишком сухой и затянутой, с неоправданной демонстрацией виртуозных приёмов. Критики говорили про отсутствие как тематического вдохновения, так и новизны идеи. Первая соната оставалась менее популярной среди других композиций, так что в число наиболее часто исполняемых произведений Рахманинова не вошла[9].

В настоящее время пианисты с интересом относятся к первоначальным идеям Рахманинова и изучают первую редакцию Первой сонаты. Например, Николай Луганский, исполняя Первую сонату, добавил в финале четыре такта из первой редакции, почувствовав их необходимость для уравновешивания структуры композиции.

Примечания

  1. Произведения Сергея Васильевича Рахманинова. tstu.ru. Дата обращения: 19 августа 2023.
  2. 2,0 2,1 Соколова О. И. Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943). — М.: Музыка, 1987.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Наталья Тартаковская. Дрезденские зимы Сергея Рахманинова // Музыкальная жизнь : журнал. — 2023. — 1 февраля.
  4. Письма Рахманинова. 340. К. Н. Игумнову. senar.ru. Дата обращения: 25 августа 2023.
  5. Письма Рахманинова. 354. К. Н. Игумнову. senar.ru. Дата обращения: 25 августа 2023.
  6. Письма Рахманинова. 337. H. С. Морозову. senar.ru. Дата обращения: 19 августа 2023.
  7. 7,0 7,1 7,2 Ю. Келдыш. Рахманинов. Соната для фортепиано No. 1, ре минор. Belcanto.ru. Дата обращения: 19 августа 2023.
  8. Письма Рахманинова. 337. H. С. Морозову. senar.ru. Дата обращения: 19 августа 2023.
  9. Рахманинов Сергей Васильевич. Соната для фортепиано №1 ре минор. Музыкальные сезоны (24 апреля 2017). Дата обращения: 19 августа 2023.

Ссылки

Партитура сонаты для фортепиано № 1

Соната для фортепиано № 1 в исполнение разных композиторов

Литература

  • Бажанов Н. Рахманинов. М.: Молодая гвардия, 1962.
  • Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973.
  • Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. М.: Сов. композитор, 1976.
  • Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. М.: Сов. композитор, 1966.
  • Брянцева В. Н. Детство и юность Сергея Рахманинова. М.: Сов. композитор, 1973.
  • Молодые годы Рахманинова. Письма. Воспоминания. М.: Гос. муз. изд-во, 1949.
  • Соколова О. И. Сергей Васильевич Рахманинов. М.: Музыка, 1984.
  • Воспоминания о Рахманинове. Т. 1. Под ред. З. Апетян. М.: Музыка, 1961.
  • Воспоминания о Рахманинове. Т. 2. Под ред. З. Апетян. М.: Музыка, 1961.