Соната для фортепиано № 1 (Рахманинов)
Первая соната для фортепиано | |
---|---|
Соната для фортепиано № 1 | |
Композитор | Сергей Васильевич Рахманинов |
Тональность | ре минор |
Продолжительность | ок. 39 минут |
Дата создания | 14 мая 1907 года |
Место создания | Ивановка, Дрезден |
Номер опуса | 28 |
Первое исполнение | |
Дата | 17 октября 1908 года |
Место | Москва |
Основные исполнители | К. Игумнов |
Сона́та для фортепиа́но № 1 ре мино́р (оп. 28) — фортепианная соната Сергея Рахманинова. Работа над ней была начата в 1906 году, в имении Ивановка и закончена в первой половине 1907 года в Дрездене[1]. В соответствии с отметкой автора, сделанной на рукописи, датой окончания работы над сонатой считается 14 мая 1907 года[2].
Соната существует в двух редакциях — первая, неопубликованная, хранящаяся в Российском национальном музее музыки и вторая, получившая распространение[3].
История создания
Набросок рукописи Первой сонаты для фортепиано был сделан ещё до отъезда в Германию. Работа велась с 1906 года и уже весной 1907 Рахманинов сыграл сонату для своего друга пианиста Владимира Вильшау. Среди других слушателей были музыканты: Лев Конюс, Николай Метнер, Георгий Катуар, Константин Игумнов. Игумнов был сокурсником Рахманинова в Московской консерватории и его другом. Именно Игумнов сыграл значимую роль во второй редакции нот. Прослушав Первую сонату, Константин обратился к композитору с письмом, в котором попросил уточнить, скоро ли партитура произведения появится в продаже. В ответ на это Рахманинов направил ему рукописный экземпляр партитуры и попросил ответить ему в Дрезден, и изложить свою оценку удобства фортепианного переложения и произведения в целом[3][4][5].
Под непосредственным впечатлением от музыки, я не чувствовал себя достаточно объективным для подробного анализа и потому, не полагаясь только на свои силы, я привлек к просмотру сонаты Леонида Николаева; при его содействии и был выработан ряд замечаний, изложенных в моем ответном письме. Долго ничего не получая от Сергея Васильевича, я стал опасаться, не сделал ли я в своих замечаниях какой-либо бестактности.Константин Игумнов
Поправки Игумнова были обширны: затронуты оказались значительная часть репризы первой части, а финал был сокращён; в целом соната стала короче более чем на 150 тактов. О необходимости сокращения сонаты Рахманинов задумывался и ранее, и оттого бо́льшую часть предложенных Игумновым правок включил в финальную версию сонаты.
Из письма Рахманинова H. С. Морозову[6]
Соната безусловно дикая и бесконечно длинная. Я думаю, около 45 минут. В такие размеры меня завлекла программа, то есть, вернее, одна руководящая идея. Это три контрастирующие типа из одного мирового литературного произведения. Конечно, программы преподано никакой не будет, хоть мне и начинает приходить в голову, что если б я открыл программу, то Соната стала бы яснее. Это сочинение никогда никто играть не будет из-за трудности и длины, а может быть, ещё, что самое главное, из-за её сомнительных музыкальных достоинств.
В этой своей работе Рахманинов обращается к философской интерпретации произведения Иоганна Гёте «Фауст», что прослеживается в структуре композиции: 1-я часть соответствует самому Фаусту, 2-я — Гретхен (Маргарите), 3-я — полёту Фауста и Мефистофеля на Броккен. Из-за сложности идейных концепций и возникли трудности сокращения тактов первой части, оказавшейся такой масштабной, поскольку в ней были воплощены романтические черты гётевского героя — неудовлетворенность и сомнения, стремление и неустанные поиски[2][3].
Структура
Соната для фортепиано № 1 ре минор Рахманинова трёхчастная.
Первая часть (Allegro moderato)
В содержании первой части, в которой вырисовывается образ Фауста, ярко прослеживается борьба противоположных начал — индивидуализированного и эпически-величавого. В музыке образ Фауста передан контрастами задумчивого мелодического хода и хоральной вставки, перекликающейся по стилю с древнерусскими песнопениями. Именно этот контраст определяет конфликт и идейный замысел сонаты.
Главная партия основывается на многократно повторяемом квинтовом мотиве. Побочная партия, статичная и молитвенно-отрешённая, постепенно драматизируется и трепетными интонациями и синкопированными ритмами начинает перекликаться с лейтмотивом главной партии. В заключительной теме экспозиции быстрыми и звенящими пассажами передаются колокольные перезвоны. В напряжённой драматической гамме происходит столкновение основных тем, среди которых всё сильнее проступают стремительные пассажи, усиливающие ощущение тревоги и беспокойства. Эмоциональная разрядка приходит с грозными ударами набата с проведением на спаде волны побочной партии. В начале репризы возвращаются императивные импульсы главной партии[7].
Вторая часть (Lento)
Несмотря на большу́ю продолжительность (около восьми минут), вторая партия лишена тематических контрастов и звучит более умиротворенно. Она олицетворяет собой образ Маргариты — образ красоты, нежности, женственного начала, что и определяет её лирический лад. Отсутствие контрастных, противоречивых мотивов нивелируется богатым звучанием и красочными переливами: спокойная мелодия обволакивается кружевными виртуозно исполненными фигурациями.
Однако полного ощущения безмятежного покоя не случается из-за беспокойных, всплывающих мотивов Adagio второй части Второго концерта. Квинтовый мотив первой части становится основой для ритмической триольной фигуры, эмоциональный тон становится более беспокойным из-за ритмического ускорения, смене тональности мажор на минор и постепенному динамическому нарастанию. Мелодия в репризе возвращается к главной теме предыдущей части[7].
Третья часть, финал (Allegro molto)
Несмотря на то, что заключительная часть вновь отсылает к образам борьбы, по яркости тематизма третья часть уступает двум предыдущим. Образ Мефистофеля проступает в теме Dies irae, а стремительные трубные возгласы рисуют скачку нечистой силы. Как и в первой части, мотив задан колючими, пунктирными ритмами, сквозь которые проступает хоральное песнопение. В репризе Dies irae проходит ровными длительностями — зловещие ритмы мрачного напева иногда звучат как поступь марша. Побочная партия предопределяет окончательный итог борьбы: терзания героя, стремление и поиск первой части находят разрешение и успокоение — добро торжествует над злом. Лирические чувства звучат мощным аккордовым звучанием знаменного распева[7].
Премьера
Впервые соната была исполнена 17 октября 1908 года в Москве, на концерте, посвящённом произведениям Рахманинова. Пианист Константин Игумнов исполнил композицию в новой, второй, редакции. Спустя месяц Первая соната была исполнена в Берлине и Лейпциге[3].
Критика
Самым строгим критиком Первой сонаты был сам Рахманинов. Он не раз в письмах к друзьям сетовал, что соната вышла слишком затянутой и сложной для исполнения[8].
Третьего дня я играл Сонату Риземану, и, кажется, она ему не понравилась. Вообще я начинаю замечать, что что я пишу за последнее время — то никому не нравится. Да и у меня самого часто является сомнение, не ерунда ли это всё.Сергей Рахманинов, из письма H. С. Морозову
Часть музыкальных критиков восторженно встретила новое творение Рахманинова, но в большинстве случаев оценка была сдержанной и невысокой. Сонату сочли слишком сухой и затянутой, с неоправданной демонстрацией виртуозных приёмов. Критики говорили про отсутствие как тематического вдохновения, так и новизны идеи. Первая соната оставалась менее популярной среди других композиций, так что в число наиболее часто исполняемых произведений Рахманинова не вошла[9].
В настоящее время пианисты с интересом относятся к первоначальным идеям Рахманинова и изучают первую редакцию Первой сонаты. Например, Николай Луганский, исполняя Первую сонату, добавил в финале четыре такта из первой редакции, почувствовав их необходимость для уравновешивания структуры композиции.
Примечания
- ↑ Произведения Сергея Васильевича Рахманинова . tstu.ru. Дата обращения: 19 августа 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Соколова О. И. Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943). — М.: Музыка, 1987.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Наталья Тартаковская. Дрезденские зимы Сергея Рахманинова // Музыкальная жизнь : журнал. — 2023. — 1 февраля.
- ↑ Письма Рахманинова. 340. К. Н. Игумнову . senar.ru. Дата обращения: 25 августа 2023.
- ↑ Письма Рахманинова. 354. К. Н. Игумнову . senar.ru. Дата обращения: 25 августа 2023.
- ↑ Письма Рахманинова. 337. H. С. Морозову . senar.ru. Дата обращения: 19 августа 2023.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Ю. Келдыш. Рахманинов. Соната для фортепиано No. 1, ре минор . Belcanto.ru. Дата обращения: 19 августа 2023.
- ↑ Письма Рахманинова. 337. H. С. Морозову . senar.ru. Дата обращения: 19 августа 2023.
- ↑ Рахманинов Сергей Васильевич. Соната для фортепиано №1 ре минор . Музыкальные сезоны (24 апреля 2017). Дата обращения: 19 августа 2023.
Ссылки
Партитура сонаты для фортепиано № 1
Соната для фортепиано № 1 в исполнение разных композиторов
Литература
- Бажанов Н. Рахманинов. М.: Молодая гвардия, 1962.
- Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973.
- Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. М.: Сов. композитор, 1976.
- Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. М.: Сов. композитор, 1966.
- Брянцева В. Н. Детство и юность Сергея Рахманинова. М.: Сов. композитор, 1973.
- Молодые годы Рахманинова. Письма. Воспоминания. М.: Гос. муз. изд-во, 1949.
- Соколова О. И. Сергей Васильевич Рахманинов. М.: Музыка, 1984.
- Воспоминания о Рахманинове. Т. 1. Под ред. З. Апетян. М.: Музыка, 1961.
- Воспоминания о Рахманинове. Т. 2. Под ред. З. Апетян. М.: Музыка, 1961.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |