Рапсодия на тему Паганини

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

«Рапсодия на тему Паганини» (англ. яз. «Rhapsody on a Theme of Paganini» (a-moll), Op. 43) ля минор, произведение Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром.

История создания

«Рапсодия на тему Паганини» относится к позднему периоду творчества С. Рахманинова. Во время создания данного сочинения композитор проживал за границей. Многие годы музыкант ничего не сочинял, зарабатывая на жизнь исполнением. Поселившись в 1931 году со своей семьёй в Швейцарии в своём имении Сенар, после долгого перерыва Сергей Васильевич искал вдохновение, обращаясь к творцам прошлого. Советский композитор не мог не отметить тонкость изложение музыкальной мысли Паганини[1]. 3 июля 1934 года он начинает работу над «Рапсодией на тему Паганини». Целью произведения было объединить современные джазовые импровизации с классическим романтическим произведением. 18 августа того же года мир получил лучшее творение С. В. Рахманинова[2].

RahmaninovPaganiniInverzija-pt.jpg

Созданный материал был очень сложным, при попытках его исполнить Рахманинов С. В. сталкивался с некоторыми сложностями, что заставило композитора задуматься о том, что произведение должно быть исполнено другими пианистами. Однако, Сергей Васильевич решил, что должен исполнить произведение сам. 7 ноября 1934 года состоялась премьера, где партия фортепиано была исполнена Сергеем Рахманиновым. Леопольд Стоковский руководил филадельфийский оркестр. Выступление с данной программой было непростым, Рахманинов С. В. очень переживал, что публика неправильно воспримет смысловой посыл, и отвернётся от него. Публика сразу полюбила столь произведение[3].

Особый стиль рапсодии

Для своего произведения, которое написано в форме вариаций, Рахманинов Сергей Васильевич выбрал тему 24-го Каприса для скрипки Н. Паганини. Она считается ярким символом эпохи романтизма и музыкальным «двойником» Никколо Паганини. В то же время в процессе исполнения в ней параллельно развивается другая заимствованная тема — из средневекового католического песнопения Dies Irae («День гнева»). «Рапсодия на тему Паганини» является соединение стиля, унаследованного Рахманиновым от XIX века с элементами новейшей музыки, джаза (как символ зла)[4], эстрадных жанров[5].

24 вариации, каждая из которых несёт в себе определённую жанровую нагрузку, создают широкую эмоциональную амплитуду от ностальгии до безумных страстей. Образ постоянно трансформируется и видоизменяется[6].

Стиль, в котором написана рапсодия, не только нов для С. В. Рахманинова по внешнестилевым признакам — музыкальному языку, методам изложения, но и является примером нового отношения к музыкально-драматургическим принципам[7].

Структура произведения

Произведение состоит из 24 вариации. Каждая вариация наделена определённой жанровой нагрузкой. Вариационный цикл делится на три раздела:

  • С 1 — 11 вариации (Вступление: Allegro vivace — Variation I (Precedente); Тема: L’istesso tempo; Variation II: L’istesso tempo; Variation III: L’istesso tempo; Variation IV: Più vivo; Variation V: Tempo precedente; Variation VI: L’istesso tempo; Variation VII: Meno mosso, a tempo moderato; Variation VIII: Tempo I; Variation IX: L’istesso tempo; Variation X: L’istesso tempo;Variation XI: Moderato) — это экспозиционный раздел, который характеризуется незначительными изменениями темы. 11 вариация — местная кульминация, которая передаёт особый стиль Рахманинова.
  • С 12-18 вариации (Variation XII: Tempo di minuetto; Variation XIII: Allegro; Variation XIV: L’istesso tempo; Variation XV: Più vivo scherzando; Variation XVI: Allegretto; Variation XVII: Allegretto; Variation XVIII: Andante cantabile) представляет активное музыкальное развитие. Кульминация достигается вариаций № 18.
  • С 19-24 вариации (Variation XIX: A tempo vivace; Variation XX: Un poco più vivo; Variation XXI: Un poco più vivo; Variation XXII: Un poco più vivo (Alla breve); Variation XXIII: L’istesso tempo; Variation XXIV: A tempo un poco meno mosso) представляют заключительный этап. По темповым обозначениям становится понятно, что страсти угасают, наступает тишина и смирение[8].

Интересные факты о произведении

Использование произведения в балете

Примечания

  1. С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини» (рус.) ?. Дата обращения: 19 июля 2023.
  2. Вилла Сенар открывает двери (рус.) ?. Дата обращения: 19 июля 2023.
  3. Рапсодия на тему Паганини как образец синтеза джазовых импровизаций и романтического стиля (рус.) ?. Дата обращения: 9 августа 2023.
  4. “Рапсодия на тему Паганини” Рахманинова как модель постисторического мироощущения (рус.) ?. Дата обращения: 10 августа 2023.
  5. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини (рус.) ?. Дата обращения: 19 июля 2023.
  6. С.РАХМАНИНОВ. РАПСОДИЯ НА ТЕМУ ПАГАНИНИ (рус.) ?. Дата обращения: 19 июля 2023.
  7. "Рапсодия на тему Паганини" Рахманинова как модель постисторического мироощущения (рус.) ?. Дата обращения: 19 июля 2023.
  8. Rhapsody on a Theme of Paganini (неопр.). Дата обращения: 9 августа 2023.
  9. С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини» (рус.) ?. Дата обращения: 9 августа 2023.
  10. Вариации паганини для фортепиано с оркестром (рус.) ?. Дата обращения: 10 августа 2023.

Ссылки

Сергей Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини. 24 вариации для фортепиано с оркестром. Опус 43. https://senar.ru/works/rachmaninoff-rhapsody-paganini

Рапсодия на тему Паганини для фортепиано и оркестра (1934), op.43 https://classic-online.ru/ru/production/2685

Ю.Барахтина — Вариации на тему Паганини http://chtoigrat.com/variacii-paganini-pianino-noty/

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!