Князь Ростислав (симфоническая поэма)
Князь Ростислав | |
---|---|
Князь Ростислав | |
Композитор | С. В. Рахманинов |
Форма | симфоническая поэма |
Тональность | Ре минор |
Дата создания | 9—15 декабря 1891 года |
Первое исполнение | |
Дата | 2 ноября 1945 года |
Место | Москва: Московская государственная академическая филармония |
«Князь Ростислав» (Prince Rostislav) — симфоническая поэма Сергея Васильевича Рахманинова написанная по мотивам одноимённой поэмы Алексея Толстого с 9—15 декабря 1891 года в период обучения в Московской консерватории. Поэма посвящалась профессору Антону Аренскому. Первая премьера состоялась 2 ноября 1945 года в Московской государственной академической филармонии под руководством Николая Аносова.
История создания
Симфоническая поэма «Князь Ростислав» была создана с 9—15 декабря 1891 года в период обучения Рахманинова в Московской консерватории. Симфония была написана по мотивам одноимённой поэмы Алексея Толстого написанной в 1840 году, где её основной персонаж князь Ростислав который по сюжету баллады, был унесён русалками на дно реки, где подолгу пребывает в глубоком сне; время от времени Ростислав просыпается, зовёт жену и брата, но «до отчизны слабый зов не может долететь», и герой стихотворения снова погружается в сон. В балладе царит дух легенды: погибший воин-князь «продолжает» свою таинственную, фантастическую жизнь на дне реки в окружении русалок. Стихи, привлекшие внимание композитора на этот раз, перекликаются по содержанию с фантастическими «подводными» образами в творчестве содружества русских композиторов «Могучей кучки». Особенно близкие ассоциации возникают с романсом «Морская царевна» композитора Александра Бородина, с оперой «Садко» Николая Римского-Корсакова или с оркестровой фантазией «Буря» Петра Чайковского. В своей поэме Рахманинов подобно Ференцу Листу в его симфонических поэмах «Мазепа», «Прелюды» и «Прометей», большое внимание уделяет героике. С ней связаны крайние разделы формы, особый трагический аспект героики присутствует в конце среднего эпизода. Лирика тоже имеет место, но её роль в драматургии поэмы иная, чем у Листа. В поэмах Листа лирика является одной из граней единого художественного образа. В поэме Рахманинова лирика лишь оттеняет героику, лирические образы не играют большой роли в драматургии произведения. Произведение Рахманинова было посвящено профессору Московской консерватории Антону Аренскому у которого он проходил обучение. Первая премьера произведения состоялась 2 ноября 1945 года в Московской государственной академической филармонии под руководством Николая Аносова[1][2][3][4].
Музыка
Князь Ростислав в земле чужой
Лежит на дне речном,
Лежит в кольчуге боевой
С изломанным мечом.
Днепра подводные красы
Лобзаться любят с ним
И гребнем витязя власы
Расчесывать златым.
Его напрасно день и ночь
Княгиня дома ждет:
Ладья его умчалась прочь,
Назад не принесет.
В глухом лесу, в земле чужой,
В реке его приют.
Ему попы заупокой Молитвы не поют:
Но с ним подводные красы,
С ним дев веселых рой,
И чешет витязя власы
Их гребень золотой.
Когда же на берег Посвист
Седые волны мчит,
В лесу крутится лист,
Ярясь, Перун гремит, –
Тогда от сна на дне речном
Внезапно пробудясь,
Очами мутными кругом
Взирает бедный князь.
Жену младую он зовет –
Увы! Его жена.
Прождав напрасно целый год,
С другим обручена.
Зовет к себе и брата он,
Его обнять бы рад –
Но, сонмом гридней окружен,
Пирует дома брат.
Зовет он киевских попов,
Велит себя отпеть,
Но до отчизны слабый зов
Не может долететь.
И он, склонясь на ржавый щит,
Опять тяжелым сном
В кругу русалок юных спит
Один на дне речном
Во вступлении к поэме дважды звучат таинственные ходы по звукам увеличивая трезвучия в Ре минор у нисходящей поступенной темы у низких Bassi и Celli, которым отвечает мрачный аккорд у валторна и других медных духовых. На развитии вступления строится главным планом экспозиции, тема с использованием увеличения трезвучия всё более насыщается героическим и мужественным началом, а фоном ей служат ажурные и лёгкие фигурации шестнадцатыми у струнных, что в сочетании с терцовыми и малосекундовыми сдвигами в тональном плане рождает ассоциации с красочными переливами струй. В следующем разделе формы, идёт поиск оркестровых красок при неярком тематизме и даже наличии нейтральных эпизодов, никак не связанных с интонационной драматургией произведения. Последующие два раздела с лирическими темами и их развитием сменяются эпизодом в среднем разделе формы, связанным с картиной бури и "пробуждением" князя, аккордам у медных духовых как бы отвечает глиссандирующий пассаж у арфы. Но вместе с тем встречаются и романтические штампы в виде хроматизированных пассажей у струнных при изображении бури. В тональном плане находятся всe те же «цепочки» из терцовых и секундовых сдвигов связанные с влиянием романтического стиля, в дальнейшем в виде доминантового нонаккорда с пропущенной квинтой и терцовым тоном вместо неё, что сообщает звучанию особую напряженность. Усеченная реприза с отсутствующей второй, более трепетной лирической темой, все более мрачное звучание таинственных ходов из вступления, всё это не оставляют надежды на возвращение князя к прежней жизни[1][2][3][4].
Дискография
- В 1973 году симфония была записана Государственным академическим симфоническим оркестром СССР под руководством народного артиста СССР Евгения Светланова на «Мелодии» под редакцией музыковеда Павла Ламма
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Князь Ростислав : Симфоническая поэма для большого оркестра на сюжет баллады А.К. Толстого / Ред. Павла Ламма. — Москва ; Л. : Гос. муз. изд-во, 1947. — 85 с
- ↑ 2,0 2,1 Ю. Келдыш. Рахманинов. «Князь Ростислав» . Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
- ↑ 3,0 3,1 С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — С. 44—46. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9
- ↑ 4,0 4,1 Г. М. Никитина. Симфоническая поэма "Князь Ростислав" . Искусство музыки. Дата обращения: 19 июня 2023.
Литература
- Князь Ростислав : Симфоническая поэма для большого оркестра на сюжет баллады А.К. Толстого / Ред. Павла Ламма. — Москва ; Л. : Гос. муз. изд-во, 1947. — 85 с
- С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — С. 44—46. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
- Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев - Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
- С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
- История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890-1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3