Каприччио на цыганские темы
Каприччио на цыганские темы | |
---|---|
Каприччио на цыганские темы | |
Композитор | С. В. Рахманинов |
Форма | симфоническая поэма |
Тональность | Ре минор |
Дата создания | 1892—1894 год |
Первое исполнение | |
Дата | 22 ноября 1895 года |
Место | Москва |
Каприччио на цыганские темы (фр. Caprice bohémien, Ор. 12) — симфоническая поэма Сергея Васильевича Рахманинова созданная в 1892—1894 годах основой которой было каприччио для оркестра на цыганские темы. Поэма была посвящена товарищу композитора Петру Лодыженскому. Впервые была исполнена композитором 22 ноября 1895 года в Москве.
История создания
Симфоническая поэма «Каприччио на цыганские темы» писалась Сергеем Васильевичем Рахманиновым с 1892 по 1894 год основой которой было каприччио для оркестра на цыганские темы. Задуманное Рахманиновым каприччио вскоре после окончания «Алеко» написанной по поэме «Цыганы» Александра Сергеевича Пушкина, развивало сферу национально-жанровых и драматических образов его юношеской оперы. Поэма была посвящена товарищу композитора знатоку цыганской музыки Петру Лодыженскому. Поэма на цыганские темы впервые была исполнена 22 ноября 1895 года в Москве. Рахманинов при выборе тематического материала старался находить образцы напевов, наиболее близких к фольклорному первоисточнику. В каприччио практически нет мелодий романсного склада, занимавших значительное место в репертуаре цыганских певцов. В своей разработке мелодий композитор прибегал как к обычным при использовании фольклорного материала приёмам вариационного развития, так и к жанровому преобразованию тем, в том числе к секвенцированию отдельных вычлененных отрезков. Двумя основными темами произведения являются мелодия трагической пляски «Малярка» и плясовой напев, известный под названием «Цыганской венгерки». Композитор стремился создать красочную оркестровую пьесу жанрового характера, аналогичную «Итальянскому каприччио» Петра Чайковского и «Испанскому каприччио» Николая Римского-Корсакова[1][2][3]. 2 августа 1892 года Рахманинов в письме к своему товарищу, композитору Михаилу Слонову написал:
Я пишу теперь каприччио для оркестра, не на испанские мотивы, как у Римского-Корсакова, не на итальянские, как у Чайковского, а на цыганские темы[1]
Основной сюжет
В симфонической поэме три основных раздела. В первом разделе интонационно напоминает начало «Песни о молдавских цыганах». Эта тема постепенно формируется и вырисовывается на фоне мрачных и глухих ударов неизменно повторяющегося тонического басового звука. После первого краткого проведения тема ускоряется вдвое и, меняя свой облик, превращается в стремительную пляску с характерными для цыганских плясовых напевов акцентированными синкопами в звучании оркестрового тутти. Дальнейшему изменению та же самая тема подвергается в эпизоде медленно и мрачно (Lento lugubre). Далее идёт траурный марш (Alia marcia funebre), где он звучит драматически в насыщенных унисонах струнных, сопровождаемая суровыми, размеренными аккордами группы духовых инструментов. Приглушенный, матовый колорит общего оркестрового звучания подчеркивает скорбную экспрессию этого эпизода. Небольшое шестнадцатитактовое построение более подвижно (Un росо piu mosso), в котором эта тема проходит у кларнета на фоне трепетного тремоло скрипок, служит переходом ко второму разделу. В теме этого раздела нетрудно узнать мелодию из «Цыганочки», но значительно облагороженный. В светлом звучании флейты на легком, прозрачном фоне тремолирующих скрипок и арфы она приобретает характер нежной лирической грации. Далее тема развивается посредством вычленения и секвенцирования отдельных мотивов, насыщаясь более напряженной экспрессией. В основе третьего раздела становится оживлённая плясовая тема русского склада, принадлежащая к группе русских городских народных песен, вошедших в репертуар цыганских хоров в XIX века. Сначала она проводится несколько раз в различном темброво-оркестровом освещении и с небольшими вариантами, не затрагивающими её основного характера. Праздничная жанровая картина омрачается и приобретает драматические нюансы. Как ответ на этот патетический возглас слышится первая тема в её плясовом варианте. Дальше перемежается развитие обеих плясовых тем, появляются другие варианты первой темы и тема второго раздела, возникают различные контрапунктические сочетания между ними. Всё ускоряющееся вихревое движение пляски внезапно обрывается и перед самым концом ещё раз[3][1][2].
Исполнение
- 1972 год — Государственный академический симфонический оркестр СССР: дирижёр народный артист СССР Евгений Светланов
- 1979 год — Сент-Луисский симфонический оркестр: дирижёр Слаткин, Леонард
- 1996 год Ирландский национальный симфонический оркестр (National Symphony Orchestra (Ireland)): дирижёр Александр Анисимов
- 2001 год — Государственная академическая симфоническая капелла России: дирижёр Валерий Полянский
- 2021 год — Симфонический оркестр Кёльнского радио (нем. WDR Sinfonieorchester Köln, англ. Cologne Radio Symphony Orchestra): дирижёр Кристиан Мэчелару
- 2021 год — Королевский ливерпульский филармонический оркестр (англ. Royal Liverpool Philharmonic Orchestra): Василий Петренко[4]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Ю. Келдыш. Рахманинов. Каприччио на цыганские темы . Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
- ↑ 2,0 2,1 С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9
- ↑ 3,0 3,1 Каприччио на цыганские темы для оркестра : Соч. 12. — Москва : Гутхейль, б.г. — 61 с.
- ↑ Рахманинов. Каприччио на цыганские темы`, симфоническая поэма (1892-94), op.12 . CLASSIC-ONLINE.RU. Дата обращения: 19 июня 2023.
Литература
- Каприччио на цыганские темы для оркестра : Соч. 12. — Москва : Гутхейль, б.г. — 61 с.
- С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — С. 44—46. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
- Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев - Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
- С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
- История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890-1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3