Шесть музыкальных моментов (Рахманинов)
Музыкальные моменты | |
---|---|
Шесть музыкальных моментов | |
Композитор | Сергей Васильевич Рахманинов |
Дата создания | 1896 год |
Части | шесть:Andantino, Allegretto , Andante cantabile, Presto, Adagio sostenuto, Maestoso |
Музыкальные моменты (Шесть музыкальных моментов, фр. Six moments musicaux, Op. 16) — цикл фортепианных пьес в шести частях Сергея Васильевича Рахманинова написанных в 1896 году и опубликованных в 1897 году отдельным сборником в музыкальном издательстве Петра Юргенсона. Название цикла отсылает к одноимённому сочинению Франца Шуберта. Цикл был посвящён композитору Александру Затаевичу.
История создания
В период с октября по декабрь 1896 года Сергеем Васильевичем Рахманиновым был написан цикл фортепианных пьес в шести частях, столь быстрое сочинение композитором своих произведений сказывалось острой нехваткой в денежных потребностях. 7 декабря 1896 года в своём письме композитору Александру Затаевичу, которому он и посвятил произведения он писал : «Я спешу, чтобы получить деньги, которые мне нужны к определенной дате ... Это постоянное финансовое давление, с одной стороны, весьма выгодно ... к 20 числу этого месяца я должен написать шесть фортепианных пьес». В 1897 году цикл был опубликован отдельным сборником в музыкальном издательстве Петра Юргенсона. В этом цикле каждое музыкальное мгновение воспроизводит музыкальную форму, характерную для предыдущей музыкальной эпохи. Несмотря на то, что оно составлено как часть сета, каждое произведение является самостоятельным концертным соло с индивидуальными темами и настроениями. Это сложное произведение, которое отличается большей продолжительностью, более плотной текстурой и большими требованиями к виртуозности исполнителя, чем любое из предыдущих сольных фортепианных произведений композитора. Отдельные пьесы были описаны как «настоящие концертные произведения, которые лучше всего подавать на сцене и с концертным роялем». Несмотря на то, что они составлены как часть сета, каждое произведение стоит отдельно как концертное соло с индивидуальными темами и настроениями. Пьесы охватывают множество тем: от похоронного марша номер три до канона номер шесть. Название цикла отсылает к одноимённому сочинению Франца Шуберта.[1][2][3][4]. Но оно похоже больше на сочинение Этюд ре-диез минор Александра Скрябина, в обеих композициях детали скорее функциональны, чем декоративны в их музыкальной аргументации[5].
Строение пьес
Пьеса была написана в форме шести частей и продолжительностью в тридцать минут.
- Op. 16 № 1 Andantino (си-бемоль минор)
- Op. 16 № 2 Allegretto (ми-бемоль минор)
- Op. 16 № 3 Andante cantabile (си минор)
- Op. 16 № 4 Presto (ми минор)
- Op. 16 № 5 Adagio sostenuto (ре-бемоль мажор)
- Op. 16 № 6 Maestoso (до мажор)
Andantino сочетает в себе элементы жанров ноктюрн и вариации. Мелодия синкопированная, хроматическая, достаточно длинная. Отдельные мелодические обороты этой пьесы говорят о близости к Чайковскому. Однако общий эмоциональный колорит и приемы мелодического развития в ней типично рахманиновские. Выразительная напевная тема плавно и постепенно развертывается из начального четырёхтактового построения, достигая протяженности в двадцать тактов. Если в первом предложении периода тема спокойно колышется примерно на одном звуковысотном уровне, то во втором, расширенном по объёму предложении мелодическая линия непрерывно устремлена кверху. Этот постепенно подготавливаемый взрыв сильного яркого чувства вносит в общий элегически-задумчивый колорит пьесы ноту страстного беспокойства и душевной тревоги. Достигаемая в конце первого периода выразительная кульминация оказывается наивысшей во всей пьесе, последующие динамические нарастания уже не звучат с такой силой и напряженностью. После середины разработочного характера, основанной на том же тематическом материале, в репризе тема как бы растворяется в движении ровных фигураций, скрадывающих и вуалирующих её мелодические очертания. В Allegretto так и в Presto и в Maestoso динамика меняется так часто, что становится одним из основных препятствий в этом произведении, эти пьесы подвижного, моторного характера, проникнутые действенным динамическим началом. Эти произведения в своих безостановочных стремительных движений широко разливающихся по клавиатуре пассажей, коротких, ритмически активных фраз восклицательного характера, звучащих на их фоне, непрерывные приливы и отливы динамики создают впечатление неудержимо рвущейся наружу раскрепощенной энергии. В Andante cantabile создаётся настроение скорбного, сосредоточенного элегического раздумья, которое приобретает трагическую окраску. Слышна внутренняя скованность, гнёт неотвязных тягостных мыслей вместе с суровой мужественной волей. Несмотря на прерывистость фактуры, в музыке ощущается скрытый маршевый ритм, более явственно выступающий в репризе с тяжелыми, размеренными октавными ходами басов. В Adagio sostenuto присутствует поэтически светлый, ясный колорит, в отличие от мрачного, трагического настроения всей пьесы. Полнозвучное богатство красок, свобода и широта рисунка соединяются с экономией средств и выдержанностью фактуры. Ласкающая и нежная, лирически упоённая мелодия звучит на фоне спокойно колышущегося триольного сопровождения. В каждой из пьес было по разному передано состояние страстной, мятежной возбужденности и беспокойства[1][2][3][4].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Ю. Келдыш. Рахманинов. Музыкальные моменты . Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
- ↑ 2,0 2,1 С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9
- ↑ 3,0 3,1 Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / Сост., ред., коммент и предисл. З. Апетян. — 4-е изд., доп. — Москва : Музыка, 1974
- ↑ 4,0 4,1 Шесть музыкальных моментов для фортепиано : Ор. 16. — Москва ; Л. : Гос. муз. изд-во, 1947. — 42 с.
- ↑ Rachmaninoff : life, works, recordings / Max Harrison. - London ; New York : Continuum, cop. 2005. — vi, 422 с. — ISBN 0-8264-9312-2
Литература
- Шесть музыкальных моментов для фортепиано : Ор. 16. — Москва ; Л. : Гос. муз. изд-во, 1947. — 42 с.
- С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
- Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев - Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
- С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
- История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890-1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3
- Harrison, Max. Rachmaninoff: Life, Works, Recordings. — London: Continnum, 2005. — С. 33—34, 36, 63, 67, 82. — 422 с. — ISBN 0-8264-5344-9