Скупой рыцарь (опера)

Материал из «Знание.Вики»
Скупой рыцарь
Скупой рыцарь
С. В. Рахманинов с группой исполнителей оперы «Скупой рыцарь» в Большом театре (стоят слева направо): И. Грызунов — "Герцог", Г. Бакланов — "Барон", А. Боначич — "Альбер". 1906С. В. Рахманинов с группой исполнителей оперы «Скупой рыцарь» в Большом театре (стоят слева направо): И. Грызунов — "Герцог", Г. Бакланов — "Барон", А. Боначич — "Альбер". 1906
Композитор Сергей Рахманинов
Форма опера
Тональность Ми минор
Первое исполнение
Дата 11 января 1906 года
Место Москва: Большой театр

«Скупой рыцарь» — одноактная опера Сергея Васильевича Рахманинова в трёх картинах, на собственное либретто, написанная 28 февраля 1904 года по мотивам одной из маленьких трагедий А. С. Пушкина — «Скупой рыцарь». Была поставлена 11 января 1906 года в Большом театре Москвы.

История создания

Опера «Скупой рыцарь», написанная 28 февраля 1904 года Сергеем Рахманиновым и оркестрованная в мае — июне 1905 года, причисляется к циклу русских опер по одной из маленьких трагедий А. С. Пушкина. В этой опере как и в «Каменном госте» Александра Даргомыжского (1869) и в «Моцарте и Сальери» Николая Римского-Корсакова (1897), в качестве либретто использован непосредственный пушкинский текст, с небольшими сокращениями и видоизменениями (Рахманинов внёс в текст Пушкина несущественные корректировки: текст несколько сокращён и изменены имена персонажей). В центре внимания оперы как и в пушкинских миниатюрах находится какое-либо одно эмоциональное состояние, одна принципиальная черта характера, выраженная с максимально возможной силой и яркостью; при этом вместо длительного развития действия даётся его кульминация, взрыв чувств, во время которого в предельно концентрированной форме высвечивается суть характера того или иного персонажа. В опере нет традиционных арий и ансамблей, три её картины в соответствии с пушкинским текстом объединены системой тематических и тональных «арок» как внутри каждой картины, так и в опере в целом; и начало, и заключение оперы написаны в одной тональности ми минор. Премьера оперы состоялась 11 января 1906 года в Москве на сцене Большого театра; впервые она была исполнена, вместе с другой оперой Рахманинова — «Франческа да Римини». Композитор рассчитывал, что в спектакле на главной роли будет участвовать Фёдор Иванович Шаляпин, но тот отказался, откровенно высказав Рахманинову свое мнение, что опера не стоит на одном уровне с одноимённой поэмой Пушкина. После отказа Шаляпина от роли несколько по иному была пересмотрена постановка. В первый сезон опера была дана всего четыре раза, после чего она была снята с репертуара композитором. И только в 1912 году обе оперы были возобновлены Рахманиновым на той же сцене[1][2][3].

С. В. Рахманинов с первыми исполнителями оперы: А. Боначич (Альбер), Г. Бакланов (Барон), С. Рахманинов, И. Грызунов (Герцог). Большой театр. 1906

Основное действие и действующие лица

Увертюра —

Оркестровое вступление сжато намечает основные черты главного действующего лица оперы — Скупого рыцаря. Музыка вступления мрачна и сурова; она передает маниакальную сосредоточенность барона на одной идее, обогащения и богатства.

Первая картина

В башне рыцарского замка.

Альбер, сын барона, сокрушается по поводу унизительной для него бедности, в которой он влачит свою жизнь из-за скупости своего отца. Альбер вспоминает свое успешное участие в рыцарском турнире, где он одерживает победу над неким графом, выбивая его из седла. При этом он признаётся, что, виной его геройства на самом деле была отцовская скупость. Он был взбешён тем, что граф повредил его шлем, а приобрести новый он не имеет возможности. Музыка монолога Альбера идёт в точности за его текстом, на слове «скупость» у труб и тромбонов появляется медленный стонущий мотив, символизирующий этот смертный грех. К Альберу приходит ростовщик: «проклятый жид, почтенный Соломон», которого интересует долг, возвращение которого он ждёт от Альбера, но он не имеет денег. Альбер требует от ростовщика, чтоб тот верил его слову, но Соломон резонно замечает, что «ваше слово, пока вы живы, много, много значит. Но если вы его передадите мне, бедному еврею, а между тем умрете, тогда в моих руках оно подобно будет ключу от брошенной шкатулки в море». Альбер в шоке, ему не приходило в голову, что может так случиться, что его отец его переживёт. На это ростовщик замечает, что барон здоров и, может, проживёт ещё лет тридцать. Но Альберу через тридцать лет «стукнет пятьдесят, тогда и деньги на что мне пригодятся?» — вопрошает Альбер. Ростовщик отвечает что деньги нужны всегда. Альбер злится на своего отца, обвиняя его в скупости. И для Альбера и для Соломона было бы хорошо, если бы Господь поскорее послал Альберу наследство. Они понимают, что это значит, чтобы старый барон поскорее отошёл в мир иной. И у Соломона, как он подумал, для этого могло бы найтись средство. Есть у него один знакомый старичок, аптекарь, который составляет капли, действующие совершенно удивительно. Только тут Альбер начинает понимать, о чём идет речь. «Как! Отравить отца! И смел ты сыну…». Позвав слугу, Альбер выгоняет ростовщика. Альбер скорбит о том, до какого состояния довела его скупость отца, уже ростовщик осмеливается предложить ему такое!.. Но продолжает размышлять о том что «Однако деньги мне нужны…». Альбервновь намеревается послать слугу за ростовщиком, но только ни в коем случае не пускать «Иуду этого» в свой дом. Напоминание самому себе о предательстве иуды охлаждает Альбера, и в конце концов он решает искать правды у герцога[1][2][3].

Вторая картина

В подвале

Старый барон наконец-то дождался момента, когда смог спуститься в подвал, где хранятся его сокровища. Краткое оркестровое вступление замечательно передает сумрачную и гнетущую атмосферу подвала, в котором барон хранит свои сундуки с золотом. Сознание того, что ему может быть всё подвластно, опьяняет его. Перебирая сокровища, он вспоминает, как они доставались ему — сколько слёз, страданий, труда и горя видели они, прежде чем попали сюда. «Вот мое блаженство!» — барон зажигает свечи и открывает сундуки. Каждая из золотых монет напоминает ему о тех кого он обобрал, вот монета от вдовы с тремя детьми, вот монета от должника который, чтобы возвратить долг, украл её, а может быть и хуже. От вида блистающего золота и страстного возбуждения, почти экстаза, он кричит «Я царствую!.. Какой волшебный блеск!» Но неожиданно им овладевает тревога что некому передать эти сокровища. Он с болью говорит о своем сыне, который унаследует его сокровища, называя его молодым расточителем и безумцем. Он никак не может смирится с этим...[1][2][3].

Третья картина

Во дворце герцога

Герцог выслушав жалобу Альбера на скупость его отца, сочувствует ему и приглашает отца Альбера к себе. Альбер уходит в соседнюю комнату. Герцог укоряет старого барона, что тот не бывает у него; барон ссылается на старость и неспособность участвовать в развлечениях при дворе герцога. Разговор переходит на сына, герцог призывает старого барона «назначить сыну приличное по его званью содержанье…». Однако барон очерняет Альбера, обвиняет его в покушении на него и на ограбление. Альбер, услышав эту ложь, в бешенстве врывается в комнату, и бросает своему отцу обвинение: «Барон, вы лжете». Барон вызывает своего сына на дуэль. Альбер принимает вызов отца. Герцог, поражённый реакцией молодого человека, выгоняет Альбера. Барон пытается оправдаться, но ему становится худо. Старый барон чувствуя приближение смерти, думает только о своём богатстве. С криком «Где ключи? Ключи, ключи мои…» барон падает замертво[1][2][3].

Аудио-видео и фильмография

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Барабанов Н. «Скупой рыцарь» // «Искусство» : журнал. — М., 2008. — № 12
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Л. Михеева. Опера Рахманинова «Скупой рыцарь». Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 С. В. Рахманинов и русская опера: Сборник статей / Под ред. проф. И. Ф. Бэлза. — Москва : Всерос. театр. о-во, 1947. — 199 с

Литература

  • С. В. Рахманинов и русская опера: Сборник статей / Под ред. проф. И. Ф. Бэлза. — Москва : Всерос. театр. о-во, 1947. — 199 с.
  • Скупой рыцарь : опера в 3 картинах : соч. 24 / текст А.С. Пушкина ; музыка С. Рахманинова ; deutsche Umdichtung von Friedrich Fiedler. — A. Gutheil. — 118 с.
  • История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890-1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3