Баритон
Барито́н (итал. baritono, от др.-греч. βαρύτονος — низкозвучащий, от βαρύς — тяжёлый и τόνος — тон), 1) средний мужской певческий голос, по высоте средний между тенором и басом, с диапазоном от «ля» большой октавы до «фа» первой[1]. Бари́тон также обозначает исполняемую им партию, которая может быть сольной, ансамблевой или хоровой. 3) струнный смычковый инструмент, разновидность басовой виолы, имеющий 9–27 дополнительных струн для сопровождения верхнего голоса. Этот инструмент был распространён в Европе, особенно в Германии и Австрии, в XVII – начале XIX века. Наибольший интерес представляют сочинения Й. Гайдна, написанные для князя Миклоша Эстергази, который играл на баритоне. 3) медный духовой инструмент семейства саксгорнов, имеющий диапазон, аналогичный тенору, но с более широкой мензурой, что сближает его звучание с тубой. Баритон также включает баритоновую разновидность саксофонов и гобоев (геккельфон)[2].
Разновидности
По характеру звучания различают следующие виды баритонов[3][4]:
- Тенор-баритон (Bariton martin, от певца Ж. Мартена) — Название этого типа голоса указывает на его сходство с тенором. Тенор-баритон, также известный как лирический баритон, обладает диапазоном, который может достигать си первой октавы. Для певца с таким типом голоса (например, австрийский певец Г. Маришка), сочинены многие главные партии в опереттах И. Кальмана (Мистер Икс в «Принцессе цирка», Эдвин в «Королеве чардаша», Тассило в «Марице» и т. д.).
- Лирический баритон — голос отличается лиричным звучанием и может быть легко спутан с баритональным тенором. Однако, в отличие от тенора, лирический баритон сохраняет характерный окрас даже в высокой тесситуре.
- Лирико-драматический баритон — тип голоса представляет собой сочетание лирического и драматического баритона. Лирико-драматический баритон способен исполнять как лирические, так и драматические партии с одинаковым мастерством, объединяя прозрачность и светлое звучание с насыщенным тембром.
- Драматический баритон — голос драматического баритона отличается мощным и темным звучанием, особенно в нецентральных и высоких участках диапазона. Партии, написанные для драматического баритона, имеют более низкую тесситуру по сравнению с партиями лирического баритона и тенор-баритона.
- Бас-баритон — голос находится на границе между басом и баритоном и обладает самым низким регистром среди баритонов. В некоторых случаях его могут отнести к басу, однако по глубине и насыщенности тембра он уступает настоящему басу. Традиционный репертуар: Вотан в «Валькирии» и Голландец в «Летучем Голландце» (Р. Вагнер), Фигаро в «Севильском цирюльнике», Дон Жуан в «Дон Жуане» (В. А. Моцарт), Игорь Святославич в «Князе Игоре», Томский в «Пиковой даме».
Оперные партии для баритона
Некоторые из наиболее известных оперных партий, написанных для баритона[5][6]:
- Муслим Магомаев: Аслан шах («Шах Исмаил»);
- Беллини: сэр Ричард Форт («Пуритане»);
- Берг: Воццек («Воццек»);
- Бизе: Эскамильо («Кармен»), Зурга («Искатели жемчуга»);
- Бородин: Князь Игорь («Князь Игорь»);
- Вагнер: Вольфрам фон Эшенбах («Тангейзер»), Тельрамунд («Лоэнгрин»), Курвенал («Тристан и Изольда»), Альберих («Золото Рейна», «Зигфрид», «Гибель богов»), Доннер («Золото Рейна»), Гюнтер («Гибель богов»), Бекмессер («Нюрнбергские мейстерзингеры»), Амфортас («Парсифаль»);
- Верди: Набукко («Набукко») — первая, собственно баритоновая, роль; дон Карлос («Эрнани»), Макбет («Макбет»), Риголетто («Риголетто»), Жорж Жермон («Травиата»), Амонасро («Аида»), Яго («Отелло»), граф ди Луна (Трубадур), сэр Джон Фальстаф, Форд («Фальстаф»), Ренато («Бал-маскарад»);
- Гуно: Валентин («Фауст»), Меркуцио («Ромео и Джульетта»);
- Дебюсси: Голо («Пеллеас и Мелизанда»);
- Доницетти: доктор Малатеста («Дон Паскуале»), Белькоре («Любовный напиток»), лорд Генрих Астон («Лючия ди Ламмермур»);
- Леонкавалло: Тонио, Сильвио («Паяцы»);
- Масканьи: Альфио («Сельская честь»);
- Массне: Леско («Манон»);
- Моцарт: граф Альмавива, Фигаро(«Свадьба Фигаро»), Дон Жуан («Дон Жуан»), Папагено («Волшебная флейта»);
- Мусоргский: Шакловитый («Хованщина»), Андрей Щелкалов, Рангони («Борис Годунов»);
- Прокофьев: Андрей Болконский («Война и мир»);
- Пуччини: Марсель («Богема»), Скарпиа («То́ска»), Шарплес («Мадам Баттерфляй»), Пинг, Мандарин («Турандот»), Леско («Манон Леско»);
- Рахманинов: Алеко («Алеко»);
- Римский-Корсаков: Мизгирь («Снегурочка»), Голова («Ночь перед Рождеством»), Веденецкий гость («Садко»), Грязной («Царская невеста»);
- Россини: Фигаро («Севильский цирюльник»), Вильгельм Телль («Вильгельм Телль»);
- Рубинштейн: Демон («Демон»);
- Чайковский: Евгений Онегин («Евгений Онегин»), Мазепа («Мазепа»), Бес («Черевички»), Елецкий, Томский («Пиковая дама»), Роберт, Эбн-Хакиа («Иоланта»);
- Штраус: Иоканаан («Саломея»).
Известные баритоны
Выдающиеся исполнители, которые оставили значительный след в мире оперного искусства и эстрады[7]:
- Джанджакомо Гуэльфи — итальянский оперный певец с «вердиевским» баритоном, ученик Титта Руффо, дебютировал в 1950 году в роли Риголетто; гастролировал по престижным сценам, включая Ла Скала; скончался 8 февраля 2012 года в Больцано;
- Джузеппе Таддеи — итальянский оперный певец, победитель вокального конкурса в 19 лет; известен ролью королевского герольда в «Лоэнгриде» и главной партией в «Свадьбе Фигаро»; считается классическим «вердиевским» баритоном;
- Дитрих Фишер-Дискау — немецкий оперный певец, обладатель Премии Роберта Шумана; дебютировал в «Немецком Реквиеме» в 1947 году; стал солистом Берлинской городской оперы с 1948 года; завершил карьеру в 1992 году и скончался в 2012 году;
- Тито Гобби — итальянский актёр и баритон 20-го века; учился вокалу у Джулио Крими; дебютировал в 1935 году и стал известным после победы на вокальном конкурсе в Вене; завершил карьеру в 1977 году и скончался 5 марта 1984 года;
- Этторе Бастианини — выдающийся итальянский оперный певец; начал карьеру с басовых партий, затем стал баритоном; дебютировал в «Богеме» Пуччини; ушёл из жизни в 1967 году из-за рака горла;
- Георг Отс — народный артист СССР, родился в Петрограде; окончил Таллинское музыкальное училище; был солистом Театра оперы и балета «Эстония»; продолжал выступать до своей смерти 5 сентября 1975 года;
- Эдуард Хиль — народный артист РСФСР, начал заниматься вокалом с 18 лет; лауреат фестиваля «Белые ночи»; прославился песней «О друге» и стал известен как «мистер Трололо» в 2010 году;
- Муслим Магомаев — народный артист СССР, эстрадный баритон, отказался от работы в Большом театре в пользу эстрады; гастроли в Париже, более 600 произведений в репертуаре; ушёл со сцены, завершив карьеру вовремя;
- Лев Лещенко — народный артист РСФСР, начал петь в школе и в армейском ансамбле; учился в ГИТИСе, стал солистом Мосоперетты; известен благодаря песне «День победы», активно выступает как шоумен;
- Сергей Лейферкус — заслуженный артист РСФСР, выпускник Ленинградской консерватории; работал в Лондонской Королевской опере и «Метрополитен-Оперу»; известен драматическим баритоном и техникой бельканто; эмигрировал в Португалию в 2008 году;
- Дмитрий Хворостовский — народный артист РФ с глубоким драматическим баритоном; солист Красноярского театра, гастролировал за рубежом; эмигрировал в Лондон в 1994 году; активно поддерживал благотворительность;
- Ильдебрандо Д’Арканджело — итальянский оперный певец с бас-баритоном, обучался в Пескаре и Болонье; победитель конкурса «Тоти Даль Монте», известен ролями в операх Моцарта и Россини; сочетает артистизм с внешней красотой;
- Людовик Тезье — современный вердиевский баритон, награждён орденом искусств и литературы; получил образование в Парижской опере; дебютировал в Люцернской опере, исполняет главные роли в операх Верди и Вагнера;
- Петер Маттеи — шведский «моцартовский» баритон, выпускник Королевской академии музыки; титулованный королём Швеции как Hovsångare; известен ролью царя Пенфея в «Вакханках» и основатель фестиваля в Лулео;
- Томас Хэмпсон — американский лирический баритон, солист «Метрополитен-Оперы»; основатель фонда «Хэмпсонг», репертуар включает более 80 ролей; известен разнообразным репертуаром и тщательно проработанными выступлениями.
Баритон в других жанрах
Баритон в различных музыкальных жанрах занимает уникальное место, особенно в рок-музыке, где его тембр часто оказывается более подходящим, чем теноровый, несмотря на то, что тенор может исполнять более высокие ноты. Примеры таких исполнителей, как Григорий Лепс, показывают, как баритоны могут преодолевать трудности с высокими нотами, используя головной регистр, что придаёт их стилю уникальность. В классической музыке композиторы традиционно писали партии, учитывая особенности голосов: например, Ленский в «Евгении Онегине» представлен как тенор, тогда как Онегин — баритон, что подчеркивает важность тембра для передачи характера персонажа. Интересно, что многие женщины предпочитают баритональные голоса, что подтверждается наблюдениями в фольклоре. Однако молодые мужчины иногда испытывают трудности с принятием баритонального диапазона, поскольку он ограничивает их возможности пения в теноровом диапазоне. В то же время, разница в диапазоне между тенором и баритоном не так велика, и теноры также сталкиваются с трудностями при исполнении высоких нот. В международной музыке, как, например, в группе «Металлика», баритоны также находят своё место, в то время как в роке Европы, особенно в Скандинавии и Германии, баритоны встречаются чаще, чем в США и Англии, где преобладают теноры. Вокалисты, такие как Матт Левен из «Therion» и группа «Раммштайн», демонстрируют разнообразие баритонального звучания, хотя их стиль может напоминать речитатив. Основоположник соула, Рэй Чарльз, также является баритоном, что подтверждает универсальность этого типа голоса. В современных реалиях, таких как проект «Голос», баритоны могут оставаться менее заметными, поскольку многие молодые вокалисты предпочитают исполнять чужие песни, а не создавать свои. Тем не менее, баритональный тембр остаётся важным богатством, особенно в рок-музыке, где его обертоны и богатство звучания могут превосходить теноровые высоты, что делает баритонов значимыми фигурами в музыкальном мире[8].
Примечания
- ↑ Певческие голоса и их классификации. Сетевое издание: demusic.online. Дата обращения: 19 февраля 2025.
- ↑ БАРИТО́Н. Сетевое издание: БРЭ. Дата обращения: 19 февраля 2025.
- ↑ Соловьёв Н. Ф. Голос, в вокальной музыке // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Что такое баритон?. Сетевое издание: singlikeme.ru. Дата обращения: 19 февраля 2025.
- ↑ Оперы. Сетевое издание: Belcanto.ru. Дата обращения: 19 февраля 2025.
- ↑ 10 величайших арий для бас-баритона. Сетевое издание: musicseasons.org. Дата обращения: 19 февраля 2025.
- ↑ 15 лучших мировых баритонов. Сетевое издание: yatskevichmusic.ru. Дата обращения: 19 февраля 2025.
- ↑ Баритон в роке и других стилях современной музыки. Интернет-проект «Вокальная механика». Дата обращения: 19 февраля 2025.
Ссылки
- Баритон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Баритон // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |