Верди, Джузеппе

Материал из «Знание.Вики»
Джузеппе Верди
Фотография Верди 1870 года
Фотография Верди 1870 года
Полное имя Джузеппе Фортунино Франческо Верди
Дата рождения 10 октября 1813 года
Место рождения деревня Ле Ронколе, близ Буссето департамент Таро, Французская империя
Дата смерти 27 января 1901 года
Место смерти Милан Королевство Италия
Профессии композитор, дирижёр
Инструменты фортепиано
Жанры опера
Награды

Кавалер Большого креста ордена Святых Маврикия и Лазаря Кавалер Савойского гражданского ордена Кавалер Большого креста ордена Короны Италии Кавалер Большого Креста ордена Почётного легиона Кавалер ордена Почётного легиона Орден «Pour le Mérite»

Кавалер командорского креста ордена Франца Иосифа Орден Меджидие 3-й степени Орден Святого Станислава
http://www.giuseppeverdi.it/

Джузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября 1813 года, деревня Ле Ронколе (ит.), Пармское герцогство, Французская империя — 27 января 1901 года, Милан, Италия[1]) — итальянский композитор, творчество (26 опер[2], реквием, струнный квартет и ряд духовных пьес) которого считается одним из величайших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века.

Биография

Дом в деревне Ле Ронколе, где родился Джузеппе Верди

Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в деревне Ле Ронколе, неподалёку от Буссето Пармского герцогства. Так как семья жила бедно, детство Джузеппе было нелёгким. В церкви он помогал служить мессу, где учился музыкальной грамоте и игре на орга́не. Заметив увлечение чада искусством, родители подарили ему спинет, который композитор сохранил до конца своей жизни.

Музыкально одарённый мальчик привлёк внимание богатого торговца и любителя музыки из соседнего города Буссето — Антонио Барецци (Antonio Barezzi). По его совету десятилетний Верди переехал для учёбы в Буссето, в то же время по воскресным он возвращался в Ле Ронколе и играл на органе во время мессы.

В Буссето у Верди появился учитель композиции — Фернандо Провези, директор «Филармонического общества» города, который занимался не только контрапунктом, он ещё пробудил у подростка тягу к чтению классиков мировой литературы. как Шекспир, Данте, Гёте, Шиллер.

Для продолжения образования, в возрасте восемнадцати лет Верди отправляется в Милан в консерваторию (сегодня носящую имя Верди), где его не приняли[3]. Частные уроки контрапункта, посещение оперных спектаклей, концертов, также общение с миланским бомондом в Милане не прошли даром: он всерьёз задумался о карьере театрального композитора.

Верди в возрасте 29 лет

Первое публичное выступление Верди состоялось в доме Барецци в 1830 году, после возвращения из Милана.

Очарованный музыкальным даром Верди, Барецци предлагает ему стать учителем музыки для своей дочери Маргариты, которая впоследствии (4 мая 1836 года) стала женой Верди и родила ему двух детей: Вирджинию Марию Луизу (26 марта 1837 года — 12 августа 1838 года) и Ицилио Романо (11 июля 1838 года — 22 октября 1839 года).Оба ребёнка умерли в младенческом возрасте. Через некоторое время (18 июня 1840 года) в возрасте 26 лет[4] от энцефалита умирает и супруга композитора[5][6].

Творчество

Первая постановка оперы Верди «Оберто, граф Бонифачьо» (Oberto) в миланской «Ла Скала» была одобрена критиками и Верди получил контракт на написание двух опер. Ими стали «Король на час» (Un giorno di regno) и «Набукко» («Навуходоносор»). Работа над первой из этих двух опер совпала с семейной трагедией, когда двое детей и жена умерли. Верди хотел перестать писать оперную музыку, однако премьера «Набукко» 9 марта 1842 года в «Ла Скала» шла с большим успехом и утвердила репутацию Верди как оперного композитора. В следующем году опера ставилась в Европе 65 раз и до сих пор не сходит из репертуара ведущих оперных театров мира. После «Набукко» появились несколько опер, в том числе «Ломбардцы в крестовом походе» (I Lombardi alla prima crociata) и «Эрнани» (Ernani), которые сопровождались с большим успехом в Италии.

В 1847 году Верди переписал и переименовал оперу «Ломбардцы» в «Иерусалим» (Jérusalem), итальянские персонажи были заменены на французские. 26 ноября этого же года она была поставлена в опере Парижа и стала первым произведением Верди в стиле гранд-опера.

Супруга и муза Верди — Джузеппина Стреппони, выдающаяся певица своего времени

В возрасте тридцати восьми лет у Верди возник роман с заканчивавшей карьеру певицей (сопрано) Джузеппиной Стреппони. Верди тоже решил закончить карьеру, но Джузеппина убедила его продолжить творчество. Первая же опера — «Риголетто» написанная Верди после «ухода на покой», стала первым же шедевром. Первая постановка состоялась в Венеции в 1851 году и имела грандиозный успех. «Риголетто» стала одной из лучших опер в истории музыкального театра. Следующей великой оперой стала «Травиата».

Затем последовали ещё несколько опер, среди них — постоянно исполняемые сегодня «Сицилийская вечерня» (Les vêpres siciliennes; написана по заказу Парижской Оперы), «Трубадур» (Il Trovatore), «Бал-маскарад» (Un ballo in maschera), «Сила судьбы» (La forza del destino; 1862 год, написана по заказу Императорского Большого Каменного театра Санкт-Петербурга), вторая редакция оперы «Макбет» (Macbeth).

В 1869 году Верди сочинил «Libera Me» к Реквиему памяти Джоаккино Россини (остальные части были написаны ныне малоизвестными итальянскими композиторами). В 1874 году написал свой Реквием на смерть почитаемого им писателя Алессандро Мандзони, включив в него переработанную версию ранее написанной «Libera Me».

Одну из своих последних великих опер — «Аиду» Верди сочинил по заказу правительства Египта и была поставлена в Каире в 1871 году с огромным успехом.

Последние годы и смерть

Верди в возрасте 84 лет
«Grand Et De Milan»

В последующие двенадцать лет Верди в основном редактировал свои ранние произведения.

Опера «Отелло» (Otello), написанная по мотивам пьесы Уильяма Шекспира, была поставлена в Милане в 1887 году. Последняя опера Верди — «Фальстаф» (Falstaff), либретто которой либреттист и композитор Арриго Бойто написал по пьесе Шекспира «Виндзорские проказницы» (Merry Wives of Windsor). Неуловимость и искромётность мелодий позволяет не задерживать развитие сюжета и создает неповторимый эффект сумбурности, столь близкий духу этой шекспировской комедии. Опера заканчивается семиголосной фугой, в которой Верди в полной мере демонстрирует своё блестящее владение контрапунктом.

Могила Верди

21 января 1901 года во время пребывания в отеле «Grand Et De Milan»[7] у Верди случился инсульт и спустя шесть дней, рано утром 27 января 1901 года умер.

Изначально Верди был похоронен на Монументальном кладбище в Милане. Через месяц его тело было перенесено в Casa Di Riposo в Musicisti, в дом отдыха для пенсионеров-музыкантов, который создал он сам.

Оперы

  1. Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, Conte di San Bonifacio) — 1839; в 2 актах.
  2. Король на час (Un Giorno di Regno) — 1840; в 2 актах.
  3. Набукко, или Навуходоносор (Nabucco) — 1842; в 4 актах.
  4. Ломбардцы в первом крестовом походе (I Lombardi') — 1843; в 4 актах. Вторая редакция под названием Иерусалим (Jérusalem) — 1847.
  5. Эрнани (Ernani) — 1844; в 4 актах.
  6. Двое Фоскари (I due Foscari) — 1844; в 3 актах.
  7. Жанна д’Арк (Giovanna d’Arco) — 1845; в 3 актах с прологом.
  8. Альзира (Alzira) — 1845; в 2 актах с прологом.
  9. Аттила (Attila) — 1846; в 3 актах с прологом.
  10. Макбет (Macbeth) — 1847; в 4 актах. Вторая редакция — 1865.
  11. Разбойники (I masnadieri) — 1847; в 4 актах.
  12. Корсар (Il corsaro) — 1848; в 3 актах.
  13. Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano) — 1849; в 4 актах.
  14. Луиза Миллер (Luisa Miller) — 1849; в 3 актах.
  15. Стиффелио (Stiffelio) — 1850; в 3 актах. Вторая редакция под названием Арольдо (Aroldo) — 1857; в 4 актах.
  16. Риголетто (Rigoletto) — 1851; в 3 актах.
  17. Трубадур (Il Trovatore) — 1853; в 4 актах.
  18. Травиата (La Traviata) — 1853; в 3 актах.
  19. Сицилийская вечерня (Les vêpres siciliennes) — 1855; в 5 актах. Вторая редакция под названием «Джованна де Гусман» — 1855.
  20. Симон Бокканегра (Simon Boccanegra) — 1857; в 3 актах с прологом. Вторая редакция — 1881.
  21. Бал-маскарад (Un ballo in maschera) — 1859; в 3 актах.
  22. Сила судьбы (La forza del destino) — 1862; в 4 актах.
  23. Дон Карлос (Don Carlos) — 1867; в 5 актах. Вторая редакция — 1884; в 4 актах.
  24. Аида (Aida) — 1871; в 4 актах.
  25. Отелло (Otello) — 1887; в 4 актах.
  26. Фальстаф (Falstaff) — 1893; в 3 актах.
Джузеппе Верди в журнале Vanity Fair, 1879

Другие сочинения

  • Струнный квартет e-moll — 1873
  • Реквием (Messa da Requiem) — 1874
  • Четыре духовные пьесы (Quattro Pezzi Sacri) — 1892

Литература

  • Бушен А. Рождение оперы. (Молодой Верди). Роман, M., 1958.
  • Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера — три мира. М., 1986.
  • Орджоникидзе Г. Оперы Верди на сюжеты Шекспира. — M., 1967.
  • Соловцова Л. А. Джузеппе Верди. Жизненный и творческий путь. — М., 1986.
  • Тароцци. Джузеппе Верди. — М., 1984.
  • Эсе Ласло. Если бы Верди вёл дневник… — Будапешт, 1966.
  • Angermann, Klaus. Verdis szenisches Orchester // Verdi-Theater, hrsg. v. U. Brambach. Stuttgart; Weimar: Metzler, 1997, S. 105—116.

Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

Фильмы и сериалы о жизни и творчестве композитора

Память

В скульптуре

В филателии

В астрономии

В честь Джузеппе Верди назван кратер на Меркурии.

Примечания

  1. Биография Джузеппе Верди. РИА Новости (10 октября 2013). Дата обращения: 5 августа 2014. Архивировано 29 сентября 2014 года.
  2. Giuseppe Verdi Operas (недоступная ссылка). Giuseppe-Verdi.Net. Дата обращения: 30 апреля 2014. Архивировано 2 мая 2014 года.
  3. И. Молчанова, И. Охалова, Д. Петров, Е. Царева. Музыкальная литература зарубежных стран : Для студентов музыкальных училищ / Под ред. Е. Царевой. — М. : Музыка, 2010. — Вып. 4. — 704 с. — ISBN 978-5-7140-1200-6.
  4. museocasabarezzi.it (in Italian): Архивная копия от 3 февраля 2020 на Wayback Machine «She died the following year [1840] on 18 June, aged only 26 years, while Verdi was working on his ill-fated second opera, Un Giorno di Regno
  5. on magiadellopera.com (in Italian) Архивная копия от 5 ноября 2020 на Wayback Machine: «On 18 June 1840 Margherita Barezzi’s life was cut short by violent encephalitis.»
  6. reocities.com (in Italian): Архивная копия от 24 августа 2013 на Wayback Machine «…on 20 [sic] June 1840 his young wife Margherita died, struck down by a severe form of acute encephalitis.»
  7. The hotel’s website Архивная копия от 3 июля 2010 на Wayback Machine contains a brief history of the composer’s stay and a few photographs of those days

Ссылки


WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!