Вагнер, Рихард

Материал из «Знание.Вики»
Рихард Вагнер
нем. Wilhelm Richard Wagner
Портрет
Дата рождения 22 мая 1813(1813-05-22)
Место рождения Лейпциг
Дата смерти 13 февраля 1883(1883-02-13) (69 лет)
Место смерти Венеция
Профессии композитор, дирижёр
Инструменты фортепиано
Жанры опера
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Вильге́льм Ри́хард Ва́гнер (нем. Wilhelm Richard Wagner; 22 мая 1813, Лейпциг — 13 февраля 1883, Венеция) — немецкий композитор, дирижёр, драматург. Крупнейший реформатор оперного искусства[1]. Вагнер занимает особое место в мировом искусстве. Рихард Вагнер стал автором тринадцати опер, восемь из них вошли в сокровищницу мировой классики, оперных либретто. Нашлось в его биографии место и литературному творчеству, его статьи, мемуары и письма были изданы в 16-ти томах[2].

Биография

Литография Рихарда Вагнера

Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в городе Лейпциг. Он был девятым ребенком в семье. Отец Рихарда Вагнер Карл Фридрих Вагнер умер от 23 ноября 1813 года. Мать Рихарда Вагнера Йоханна Розина Вагнер вышла замуж второй раз за немецкого актера Людвига Гейера. Семья переехала в Дрезден, где у Людвига Гейера была работа в театре. Гейер умер, когда Вагнеру не исполнилось и семи лет. В девять лет Вагнера устроили в гимназию в Дрездене. В 1827 году семья Вагнера переехала в Лейпциг. Рихард поступил в лейпцигскую гимназию и в 1830 году Вагнер окончил её.

В 1831 году Вагнер поступил в Лейпцигский университет и тогда же начал заниматься теорией музыки под руководством Теодора Вайнлинга, кантора церкви святого Фомы[3].

В 1833 году Вагнер получил место театрального хормейстера в Вюрцбурге. В 1834 году дебютировал как дирижёр оперного театра в Магдебурге. В 1836 году переехал в Кенигсберг, где он работал директором музыкального театра, затем в Ригу, где также работал директором музыкального театра. В 1839 году переехал в Лондон и в этом же году — в Париж. В 1842 году Вагнер вернулся в Германию.

В 1849 году Вагнер принял участие в дрезденском майском восстании и после его поражения бежал в Швейцарию. Был объявлен государственным преступником, он тринадцать лет не пересекал границы Германии. В Цюрихе Вагнер занялся эстетическими трактатами, которые стал издавать с 1850 года. В 1850 году Вагнер уехал из Швейцарии. В 1862 году Вагнер получил полную амнистию и право на беспрепятственный въезд в Германию. В 1863 году Вагнер посетил Санкт-Петербург и Москву, где познакомил публику со своими произведениями.

Вагнер был женат два раза. Первая супруга — Кристина Вильгельмина (Минна) Планер (1809—1866), театральная актриса. Минна и Рихард поженились в 1836 году и оставались в браке до смерти Минны в 1866 году. В 1870 году Вагнер женился во второй раз на Козиме Бюлов, дочери венгерского композитора и пианиста Ференца Листа. Сын Вагнера от второго брака Зигфрид (1869—1930) — композитор, дирижер, оперный режиссер. Вагнер умер 13 февраля 1983 года в Венеции от сердечного приступа и похоронен в Байройте[4].

Творчество

В пятнадцать лет Рихард Вагнер написал свою первую театральную пьесу, а в шестнадцатилетнем возрасте начал сочинять музыку. В 1833 году Вагнер сочинил свою первую оперу «Феи» (по пьесе Карло Гоцци «Женщина-змея»), которая при жизни композитора поставлена не была. В 1835 году написал свою вторую оперу «Запрет любви» по комедии Шекспира «Мера за меру». Премьера состоялась в Магдебурге 1836 году. В 1837 году в Риге, Вагнер развернул активную дирижёрскую деятельность, он исполнял преимущественно музыку Бетховена. Для достижения более полного контакта с оркестром он впервые развернулся лицом к оркестру.

В 1842 году, в Германии, постановка оперы «Риенци» в Дрездене принесла Вагнеру большой успех. 13 апреля 1945 года Вагнер завершил работу над оперой Тангейзер и в этом же году в Дрездене состоялась премьера произведения[4].

С 1845 по 1848 годы Вагнер большое количество времени уделял изучению скандинавской мифологии и германского эпоса, это отразилось в опере «Лоэнгрин» и в текстах опер «Кольцо Нибелунга» и «Нюрнбергские мейстерзингеры».

В своей теоретической работе «Опера и драма» Вагнер критикует разрыв между драматическим содержанием и музыкой в оперных постановках и призывает к органическому их соединению, то есть созданию музыкальной драмы. Вагнер говорил, что музыка в современной опере сделалась целью, тогда как настоящая цель постановки-драма-превратилась в средство[5].

Концертные турне по Европе с 1859 года принесли Вагнеру славу одного из лучших дирижёров.

Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.Рихард Вагнер

Оперы:

Музыкально-эстетические труды:

  • Художественное произведение будущности, 1848 год.
  • Опера и драма, 1851 год.
  • Искусство и революция[6]

Память

  1. Памятник в Лейпциге в честь 200-летия со дня рождения Рихарда Вагнера.
  2. Памятник в Тиргартене в Берлине.
  3. Бюст в Лейпциге.
  4. Кратер на Меркурии назван в честь Рихарда Вагнера[7].

Примечания

  1. Вагнер Рихард. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 2004-2017.
  2. Браудо Е. Рихард Вагнер Опыт характеристики. — Санкт-Петербург: Светозар, 1921. — С. 5—20. — 61 с.
  3. Базунов С.А. Рихард Вагнер. Его жизнь и музыкальная деятельность. — 2008. — С. 4—5. — 115 с.
  4. 4,0 4,1 Биография Рихарда Вагнера. РИА Новости. Дата обращения: 5 сентября 2023.
  5. Друскин М.С. Вагнер Р.В.. Музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 10 сентября 2023.
  6. Мировое искусство в лицах. Департамент культуры ЦАО г. Москвы. Библиотека искусств им. А. П. Боголюбова. Дата обращения: 10 сентября 2023.
  7. Чащухин В. Памятник Вагнеру вызвал споры в Германии (22.05.2013). Дата обращения: 5 сентября 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!