Комедия

Материал из «Знание.Вики»
Комедия дель арте

Коме́дия (от греч. ϰωμῳdία, от ϰω͡μος — весё­лое ше­ст­вие и ᾠδή — пес­ня) — один из основных видов драмы, в которой осмеивается какие-либо отрицательные черты и свойства людей, а подчас и целый строй общественных отношений. Комедия как особая форма комического в литературе наиболее точно улавливает и передает его важнейшие оттенки: юмор, иронию, сарказм, сатиру. Отсюда многокрасочность и разнообразие комедийных жанров: от развлекательных (фарс, интермедия, водевиль) до серьёзных, содержащих в себе глубокую идейную задачу.

Аристотель определял комедию как «воспроизведение дурного, порочного, но такого только, что возбуждало бы смех, а не отвращение»[1].

Яркие примеры комедии в русской литературе — «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Ревизор» Н. В. Гоголя; комедиями называли и свои пьесы А. С. ГрибоедовГоре от ума») и А. П. ЧеховВишнёвый сад»)[2].


История возникновения и развитие жанра

Античность: греческая и римская комедия

Развитие комедии прошло через различные эпохи и культуры, создавая уникальные формы и стили, которые отражают общественные, культурные и политические тенденции своего времени. Комедия и трагедия как жанры сформировались в литературе в V веке до нашей эры в Древней Греции.

Основы жанровой типологии Древней Греции, постепенно выделившись из единого синкретитрагедии и комедии обрядно-культового действа, которое включало в себя элементы трагики и комики. Поэтому в своих внутриродовых отношениях трагедия и комедия являются жанрами-перевертышами. Они соотносятся между собой примерно так же, как ода и сатира. Это значит, что трагедия и комедия имеют общий набор структурных признаков, но смыслы жанрообразующих понятий, входящих в этот набор, каждый раз противоположны. Любое жанрообразующее понятие трагедии является полным антонимом соответственного жанрообразующего понятия комедии[3].

Первым комедиографом был поэт Сусарион. Тексты комедий Сусариона до нашего времени не дошли, если не считать отдельных предложений, цитируемых другими авторами[4]. Древнегреческие комедии были фаллические песни — обрядовые, посвящённые богу плодородия Фалету. На дионисийских праздниках имели место и весёлые карнавальные процессии (комы), во время которых участники шествия пели, танцевали, обменивались всевозможными шутками сатирического характера. Постепенно из обрядового действия развивалась драматическая игра актёров. Уже в глубокой древности появились первые зачатки комедии: дорийские бытовые сцены (мимы) и аттические хоровые обличительные песни. Расцвет древнегреческой комедии относится к V веку до нашей эры. Величайшим создателем древнегреческой комедии является Аристофан. Он высмеивал алчность, кровожадность и безнравственность афинской аристократии, часто соревновался с другими поэтами на ежегодных праздниках в честь бога виноделия Диониса. Там выбирали лучшие юмористические произведения и показывали комедийные театральные постановки. Всего Аристофаном было написано более 40 комедий, из которых до нашего времени дошло только 11. Его комедии были прогрессивны и сыграли огромную положительную роль в дальнейшем развитии этого вида драматического жанра. Главной заслугой Аристофана явилось приданое комедии действенного общественного характера, основная тема его комедий — тема мира. Актуальными были и другие темы: тема богатства и нищеты — «Плутос», тема социально-политического устройства общества — «Птицы», тема поэзии и общественного значения — «Лягушки». Среди политических комедий Аристофана наибольшей остротой отличаются «Всадники».

Становление римской комедии проходило как под влиянием фольклора, так и греческих литературных образцов. В качестве источника для своих пьес авторы комедии брали главным образцом сочинения Менандра[5]. Комедия в Риме была представлена двумя жанрами: паллиатой и тогатой. Паллиата — комедия с греческим сюжетом, её герои носят греческую одежду и имеют греческие имена. С паллиаты начинается литературный путь римской комедии. Представителями этого жанра были два крупных римских комедиографа: Плавт и Теренций.Они внесли свой вклад в развитие комического жанра и оказали влияние на европейскую литературу вплоть до эпохи Возрождения[6].

Классицизм сохранил грань трагического и комического присущий эпохи античности. В понимании «смешного» классицизм остался на уровне античной теории. Он отклонил язвительный, то есть сатирический, смех комедий Аристофана. Цель комедий, согласно классицизму, «просвещать», высмеивая недостатки, стремилась утвердить высокий идеал[7][8].

В Европе

Сцена из «Тартюфа», илл. Пьера Брисара, 1682

В Европе комедии появились в эпоху Возрождения, в XIVXVI веках. Первым итальянским комедиографом позднего итальянского Возрождения является великий поэт Лодовико Ариосто (1474—1533). От него идет развитие итальянской комедии по двум направлениям: сатирическому, представленному Макиавелли, Аретино, и чисто развлекательному, начавшемуся «Каландрией» Бибьены и продолженному большинством итальянских комедиографов XVI века. В 1508 году Ариосто написал комедию «Шкатулка». Хотя отдельные попытки сочинения оригинальных итальянских комедий делались уже до Ариосто, однако именно от его «Шкатулки» пошло развитие нового жанра. Первая комедия Ариосто имела откровенно подражательный характер: драматург не только шел по стопам Теренция и Плавта, но даже взял сюжет из античного быта и назвал персонажей античными именами.

В Италии даже возник особый тип таких произведений — комедия дель арте. Комедия дель арте родилась из карнавальных празднеств: театральные представления, состоявшие из смешных сценок, танцев, музыкальных и акробатических номеров. Актёры, которые в них участвовали, носили особые маски. В основе таких постановок лежали переделанные комедии итальянских писателей. Сюжет произведений часто менялся прямо во время выступлений: артисты много импровизировали. Начиная с XVII века комедия стала одним из главных жанров европейской литературы. Развивались разные типы комедий. Высокие были посвящены важным общественным и философским проблемам. А в низких сюжет строился вокруг смешных бытовых ситуаций, курьезных случаев.

Новые большие завоевания в области комедии были сделаны в XVII веке знаменитым французским драматургом Мольером. Он синтезировал лучшие достижения комедии от Аристофана до современной ему комедии классицизма, включая опыт Сирано́ де Бержера́ка (6 марта 1619-28 июля 1655), которого учёные часто упоминают среди непосредственных создателей первых образцов национальной французской комедии[9].

В России

Иллюстрация к «Горю от ума»

В России национальные, а не переводные комедии появились только в середине XVIII века. Высокие образцы комедии дала русская классическая комедия. В своих лучших образцах комедия XVIII века поднимается до осуждения существующего правопорядка. Таким образом, русская комедия классицизма оформляется как комедия общественная по своему художественному смыслу и идейной направленности. Так как комедия осмеивает не частные недостатки, а те явления, что представляли общественную опасность, драматурги использовали средства не безобидного, «лёгкого» смеха, а сатиры, обличавшей эти явления беспощадно и зло. Авторами первых произведений в этом жанре были Александр Сумароков, Денис Фонвизин и Василий Капнист. В них авторы писали о ключевых проблемах России тех лет: низком уровне образования, взятках чиновников, крепостном праве. За свою жизнь Сумароков создал 12 комедий: «Тресотиниус», «Чудовищи», «Пустая ссора», «Нарцисс» и «Приданое обманом», «Опекун», «Лихоимец», «Три брата совместники», «Ядовитый», «Рогоносец по воображению», «Мать — совместница дочери» и «Вздорщица»[10]. Комедии Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, Островского и Чехова заняли почётное место в мировой драмотургии. Советская комедия унаследовала лучшие традиции русской и зарубежной классики. Основоположник советской комедии В. В. Маяковский — автор «Мистерии-буфф», «Клопа» и «Бани». О многообразии тематики, жанров, стилистических приёмов в советской многонациональной комедии свидетельствуют произведения В. П. Катаева («Квадратура круга»), В. С. Романова («В добрый час!»), А. Е. Макаенка («Левониха на орбите»), Н. Думбадзе («Я, бабушка, Илико или Иллирион)» и многие другие[11].

Комедийные жанры

В жанровом отношении различают комедии сатирические и лирические. Авторы первых обычно относились к своим героям с симпатией. А в сатирических комедиях писатели обличали пороки общества, поэтому их персонажей часто представляли в неприглядном виде.

Различают комедию положений, комедию интриги, комедию характеров, нравов, комедию буффонаду и дель арте.

  • Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) — комедия, в которой источником смешного являются события и обстоятельства. Классическими примерами комедии положений являются пьесы «Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше, «Комедия ошибок» Уильяма Шекспира, «Ревизор» Н. Гоголя.
  • Комедия характеров (комедия нравов) — комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, то есть высмеивает все эти человеческие качества. Классический пример — «Тартюф» Мольера.
  • Существуют также комедии, действие которых не содержит смешных ситуаций. Их называют поэтому «высокими». В русской драматургии «высокой» комедии названо «Горе от ума» А. Грибоедова[11].

Примечания

Литература

  • Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века: Учебник. — М. : Высшая школа, 2003. — Драматургия и лирика А. П. Сумарокова (1717—1777). — С. 114—150. — 415 с. — ISBN 5-06-004391-6.
  • С.А. Тураева. Литература. Справочные материалы. Краткий словарь литературоведческих терминов. — Москва: Просвещение, 1989. — 335 с. — ISBN 5-09-002953-9.
  • Г. А. Абрамович. Введение в литратуроведение. — Москва: Учебно-педагогическое издательство Минпросвещения РСФСР, 1961. — 402 с.
  • В.Н. Ярко. У истоков европейской комедии. — Москва: Наука, 1979. — 176 с.
  • П. Н. Берков. История русской комедии. — Ленинград: Наука, 1977. — 391 с.
  • Г. Н. Москвичева. Русский классицизм. — Москва: Просвещение, 1986. — 189 с.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!