Сарказм
Сарказм (греч. σαρκασμός, от греч. σαρκάζω; букв. «разрывать плоть») — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, презрение[1]. Также сарказм определяют как высшую степень иронии[2], основанной не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого[3].
Это распространенный тип юмора, представленный во многих культурах[4]. При этом его использование может варьироваться в зависимости от социокультурного контекста. Так в рамках формирования сарказма предполагается формулирование высказывания, которое будет противоположно тому, что (фактически) подразумевает автор. Данное высказывание может иметь любую стилистическую окраску (чаще встречается негативная), а также выражаться намеренно преувеличенным или неискренним тоном.
Сарказм имеет долгую историю развития и различные формы выражения[5]. Так он может быть представлен через словесный, ситуативный и драматический сарказм.
Данный тип юмора, как реакция на социокультурную, политическую и экономическую жизнь общества, изучается психологами, социологами и философами.
История понятия
Понятие «сарказм» происходит от греческого слова «сарказейн» (греч. σαρκάζω), что означает «рвать (разрывать) плоть». Первоначально данное понятие относилось к форме едкой и негативной критики, (преимущественно) направленной в адрес оппонента в дебатах (как часть аргументации). Что касается художественной литературы, то сарказм в ней представлял аналогичную, обличающую оппонента героя, роль[6].
Термин «сарказм» впервые был использован в английском языке в середине XVI века, в аннотации английского поэта елизаветинской эпохи и старшего современника Шекспира Эдмунда Спенсера к работе «Календарь пастухов» (1579 год)[7][8]. С этого времени сарказм активно используется различными деятелями, писателями и ораторами (во всем мире) для ироничного описания окружающей действительности и/или юмористического анализа событий прошедших периодов.
Формы сарказма
Среди основных форм сарказма выделяют[9][10]:
Вербальный сарказм — это наиболее распространенная (классическая) форма сарказма, при которой автор использует тон и слова, чтобы передать сообщение, противоположное тому, что они на самом деле означают.
Примеры:
Я не настолько молод, чтобы все знать.
Мне нравится проводить весь свой день, убирая за тобой.
Наличие детей делает вас родителем не более, чем наличие фортепиано — пианистом.
Ситуационный сарказм — данная форма сарказма выражается через преувеличенную реакцию на какую-либо ситуацию или событие; данная форма часто используется, чтобы высмеять кого-то или что-то, что считается смешным в определённом сообществе.
Примеры:
Ещё одна встреча. Как раз то, что нужно, чтобы сделать мой день полноценным.
Я не знаю, сможем ли мы вас простить (в ответ на извинения за опоздание).
Завтра я буду трезвым, а ты все равно будешь некрасивым!
Драматический сарказм — данная форма сарказма выражается с помощью драматических жестов и/или действий автора, которые призваны (дополнительно) подчеркнуть степень его психоэмоционального неприятия фактической ситуации.
Примеры:
О, конечно! Ты абсолютно прав! «Неформальная пятница» — это отличный повод прийти на работу в костюме цыпленка.
Мне безразлично, даже если вы застрелитесь (в ответ на вопрос, нет ли возражений против курения сигарет).
Ах ты, хозяюшка моя! Сама лед приготовила? (в ответ на ситуацию ознакомления с содержимым холодильника).
Я часто бываю неправа, простите меня, идеальные люди!
Сарказм в различных сферах
Для наиболее точного отражения в устной речи, сарказм может формироваться за счет интонации, а также при помощи гипертрофированной несоразмерности высказывания фактической ситуации[11]. Выбор базиса построения сарказма в значительной степени зависит от контекста событий, в рамках которых формируется саркастичное высказывание. При этом, в рамках своей структуры, сарказм может использовать амбивалентность, при этом сохранение ироничного контекста высказывания будет выступать не обязательной опцией.
Так, сарказм представляет собой многоуровневое понятие, характеризующее не только психоэмоциональное состояние автора, но и отражающее фактический контекст его внешней среды (через призму восприятия событий). Данные особенности позволяют анализировать построение и применение сарказма в различных сфера человеческого общества[12].
В психологии
Сарказм изучается психологами, а также специалистами из смежных областей[13]. Так он рассматривается с позиции оказываемого влияния на психическое, психологическое и эмоциональное состояние индивида. В частности рассматривается воздействие (как его положительное, так и отрицательное), а также возможности стабилизации состояния и/или преодоления психоэмоционального кризиса индивидом[14].
Так, в силу специфики явления, сарказм может быть использован[15]:
- как форма терапии (при помощи юмора), которая позволяет снять напряженность в различных социальных и личных ситуациях индивида;
- как форма агрессии (активной или пассивной), которая может нанести значительный вред, а также спровоцировать регрессию психоэмоционального состояния как у самого индивида (автора сарказма), так и у окружающих его индивидов (в зависимости от формы и направленности сарказма).
Во втором случае сарказм представляет собой девиацию механизма преодоления стрессовой ситуации индивидом, который подвергается влиянию неразрешенного конфликта (конфликтов), гнева или разочарования. В таком случае сарказм — деструктивен (по своей природе), и используется индивидом как средство подавления, приводящее к негативным последствиям[16].
В философии
Сарказм также изучается в рамках философии[17]. В данном случае рассматривается роль сарказма в коммуникации (как в рамках фактического общения, так и в качестве средства сохранения данных о состоянии общества в различные периоды истории).
Так сарказм может выступать эффективным инструментом для передачи смысла, поскольку он может помочь подчеркнуть несоответствие между тем, что сказано, и тем, что подразумевается. При этом учитывается, что сарказм может вводить читателя / слушателя в заблуждение, вызывая недопонимание и неверную интерпретацию событий (как между индивидами, так и при анализе исторических текстов / записей)[18].
В религиозном аспекте сарказм определяют как неумелую и нездоровую форму юмора, которому противопоставляют подход, основанный на подчеркивании иронии, присущей жизни[19].
В социологии
Сарказм является распространенной формой юмора и часто используется в популярных средствах массовой информации, таких как передачи (различной направленности и первичного размещения (телевидение или сеть Интернет)) и фильмы[20].
В ряде культур сарказм считается грубым, неуважительным или недопустимым (вне границ девиантной социокультурной среды) явлением по отношению к любым адресатам[21]. В то время в других культурах сарказм рассматривается как признак интеллекта или остроумия автора, но (при этом) приветствуется его применение в определённом, допустимом в данной социокультурной среде, контексте. Так формирование и использование сарказма имеет значительные вариации в зависимости от культурного и социального контекста (как автора высказывания, так и его социального окружения).
См. также
Примечания
- ↑ Сарказм / Философский словарь
- ↑ Ирония (определение)
- ↑ Сарказм (определение)
- ↑ Что такое Сарказм
- ↑ История сарказма
- ↑ Сарказм: определение и описание
- ↑ Календарь пастухов: онлайн-текст отрывками
- ↑ Ирония и сарказм как неотъемлемая часть английской культуры и их когнитивная важность в преподавании английского языка и практике межкультурного общения
- ↑ Что такое сарказм? Примеры сарказмов в литературе
- ↑ Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
- ↑ Исследование необходимых компонентов саркастического контекста
- ↑ Сарказм — для образованных людей
- ↑ Сарказм, ирония или оскорбление: где проходит грань
- ↑ Куда девать сарказм? И что с ним не так
- ↑ Сатирические приемы
- ↑ Говорить дёшево: сарказм, отчуждение и эволюция языка
- ↑ Сарказм и философия
- ↑ Сарказм: теория и практика восприятия
- ↑ Правильная речь
- ↑ ИРОНИЯ: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РОЛЬ В ФИЛОСОФСКОМ ПОЗНАНИИ
- ↑ Современный сарказм как отражение уровня культуры
Литература
- Марк Твен. Как обманывать людей. Пособие для политиков, журналистов и карточных шулеров . — Алисторус, 2021. — 240 с. — ISBN 978-5-00180-321-8.
- Карло Чиполла. Фундаментальные законы человеческой глупости . — АСТ, 2023. — 60 с. — ISBN 978-5-17-123209-2.
- Хамза Ахмадович. Основы традиции использования смеха в литературе // Общество и инновации. — 2021. — № 3/S. — doi:10.47689/2181-1415-vol2-iss3/S-pp49-52.
- Киселева Лариса Айратовна, Ибрагимова Эльвина Радиковна. ЭМОТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В КОНФЛИКТОГЕННЫХ МЕДИАТЕКСТАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ТОК-ШОУ) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2021. — № 6.
- Лежнина Анна Сергеевна. САРКАЗМ КАК РЕЧЕВОЕ СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДИСКРЕДИТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ ПРЕССЫ О Д. ТРАМПЕ) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2022. — № 2.
- Шилова Елена Сергеевна. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧЕВОЙ СТРАТЕГИИ В ЮРИДИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ // Гуманитарные и социальные науки. — 2022. — № 2.