Недоросль

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Недоросль
Недоросль
Издание
Афиша в честь столетия постановки «Недоросля», комедии Фонвизина, 1882 год. Типография Императорских Санкт-Петербургских Театров
Жанр комедия
Автор Денис Иванович Фонвизин
Язык оригинала русский
Дата написания 1781
Дата первой публикации 1783

Не́доросль — пьеса в жанре комедии, созданная Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1781 году. Впервые она была поставлена на сцене 24 сентября 1782 года, а первое издание увидело свет в 1783 году[1].

История создания

После долгого путешествия по Европе писатель Денис Фонвизин начал создавать комедию, погружаясь в размышления о системах образования как за границей, так и на Родине. Первые наброски появились в 1770-х годах. Работа над пьесой продолжалась в течение трёх лет. В 1781 году Фонвизин завершил работу над текстом комедии[1].

На его творчество оказали значительное влияние французские драматурги. Правительство отреагировало на комедию «Недоросль» негативно. Получить одобрение цензуры помог Панин Никита, близкий друг и бывший начальник Фонвизина.

Через несколько месяцев после завершения работы над комедией она была представлена в Санкт-Петербурге, а через год — в Москве. Премьера состоялась 24 сентября 1782 года. Через год комедия была впервые опубликована[2].

Смысл названия

Слово «не́доросль» в XVIII веке обозначало молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего на государственную службу. Употребляется как символ глуповатого, недоучившегося юноши шестнадцати лет из обеспеченной семьи.

Комедия Фонвизина «Недоросль» не только иллюстрирует характер Митрофанушки, но и отражает целую эпоху, поднимая вопросы воспитания и моральных устоев дворянства. Митрофанушка, воспитывавшийся в семье Простаковых и окружённый невежеством, остаётся «недорослем» в любом возрасте, поскольку его образование не способствует интеллектуальному или нравственному развитию.

Образ этого персонажа стал символом невежества, а его имя, означающее «показывающий свою мать», акцентирует внимание на его зависимости от матери и её безраздельном влиянии. Он использует свои умственные способности не для обучения, а для манипуляций.

Ключевой проблемой воспитания того времени является отсутствие самостоятельности: родители и наставники принимают решения вместо детей. Стародум, размышляя о будущем таких «недорослей», подчёркивает важность воспитания дворян как активных граждан.

В комедии обсуждается влияние среды на формирование будущих дворян. И в XXI веке «недоросли» всё ещё существуют, и путь к решению данной проблемы лежит в самостоятельном обучении и преодолении лени[3].

Жанр

Жанр — комедия, направление — классицизм. Фонвизин основывается на классических традициях, но его новаторский подход заключается в том, что комедия «Недоросль» пронизана актуальными социальными проблемами и сатирическим взглядом на реальное положение дел в помещичьих губерниях.

Это создаёт связь с произведениями Ж. Б. Мольера и Н. В. Гоголя, такими как «Ревизор». Автор стремится не осудить или унизить, а с помощью юмора направить общество на путь исправления.

В этом литературном движении особое внимание уделяется высоким идеалам: долг важнее чувств, а разум превосходит страсти. Так, несмотря на настойчивые просьбы Простаковой, Правдин лишает её влияния на крестьян, ставя свои служебные обязанности выше личных симпатий[3].

Идейный замысел

Идея комедии «Недоросль» заключается в осуждении безнравственности и глупости помещиков, а также в воспевании идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин, как их представитель, подчёркивает важность высших человеческих начал, обнажая недостатки общественного строя России через ужасы невежества старых дворян. Победа над ними представляется в главенстве справедливого закона, что демонстрирует персонаж Правдин, который, получив деревню Простаковых под опеку, запрещает им издеваться над крепостными и сам расплачивается с учителями.

Однако, справедливый закон восторжествовал лишь в этой деревне, тогда как высшие чины всё ещё подвержены помещицкой морали, что указывает на сохранение старых порядков. Фонвизин высмеивает жестоких помещиков и на примере Правдина, Милона, Софьи и Стародума показывает идеал личности Просвещения. Автор акцентирует внимание на необходимости реформы системы воспитания и образования для обновления общества, при этом гуманизм, честность, справедливость и мораль должны стать основой нового дворянства[4]

Композиция и сюжет

Сюжет комедии развивается логично и последовательно. В самом начале произведения, в сцене примерки кафтана, автор мастерски погружает зрителя в повседневную атмосферу провинциального поместья. В данном фрагменте встречаются многие ключевые герои спектакля, что выполняет функцию экспозиции.

В шестом и седьмом явлениях первого действия происходит завязывание ключевых конфликтов комедийного сюжета, когда на сцене появляется новые действующие лица: Софья и Правдин. Данный момент можно рассматривать как начало сюжета.

Во втором и третьем действиях события развиваются и напряжение нарастает. Все персонажи комедии вступают в борьбу за Софью, одновременно раскрывая свои характеры. Кульминация действия достигает своего апогея в конце четвёртого акта, когда Простакова замышляет похитить Софью и насильно выдать её замуж за Митрофанушку.

В пятом акте, когда планы Простаковой терпят крах, начинается спад. Развязка происходит в четвёртом явлении, когда имение Простаковой попадает под опеку. Финальная сцена завершает пьесу, и восклицание Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» подводит итог всей жизни Простаковой, одновременно раскрывая основную мысль комедии[5].

Конфликт

В данной пьесе ярко проявляется социальный конфликт. Сватовство к Софье нельзя расценивать как любовную коллизию, поскольку женихи в первую очередь заботятся о приданом, а не о самой девушке. В то же время, Софья испытывает чувства к Милону, и это взаимно. Конфликт разрешается, когда Стародум даёт своё согласие на их брак.

Идейный конфликт в произведении заключается в противопоставлении двух сил: жестокой деспотичной Руси (Простаковы и Скотинин) и просвещённой, прогрессивной России (Стародум, Софья, Правдин и Милон). По замыслу автора, концовка пьесы и наказание Простаковой олицетворяют победу справедливости и установление нового порядка в обществе[4].

Главные и второстепенные герои

Недоросль, графика. Пётр Львов
  • Госпожа Простакова — коварная и безжалостная помещица. Она угнетает и избивает крестьян, унижает и наносит побои своему супругу. Простакова с безмерной любовью относится к своему единственному сыну Митрофанушке и потакает ему во всём.
  • Простаков — супруг Простаковой, скромный и нерешительный «недотёпа». Он позволяет своей агрессивной жене делать с собой всё, воспринимая её побои и пренебрежения. Простаков сильно привязан к своему сыну Митрофану и испытывает гордость за него.
  • Митрофан Терентьевич Простаков — сын Простаковых, недоросль. Ему 15 лет. Митрофан — это неумный и ленивый юноша. Он обучается различным наукам уже 3 года, но так и не смог овладеть ни одной из них. Митрофан — капризный, жестокий и неблагодарный человек.
  • Еремеевна — старушка-крестьянка, являющаяся няней Митрофанушки, ухаживает за ним с самого рождения. Она работает на Простаковых около 40 лет. Ей приходится терпеть унижение от семьи Простаковых за небольшое жалование.
  • Правдин — справедливый и человеколюбивый чиновник и землевладелец. Он путешествует по губерниям с целью предотвратить зверское отношение к крестьянам. Правдин наказывает Простаковых за их жестокие действия и передаёт их имущество под государственный контроль.
  • Стародум — дядя Софьи, представляющий собой дворянское сословие. Ему около 60 лет. Своё богатство он приобрёл в Сибири, трудясь честно и упорно. Этот человек отличается мудростью и добротой.
  • Софья — племянница Стародума. Справедливая, порядочная, умная и отзывчивая молодая женщина. Восхищается взглядами дяди.
  • Милон — честный, добрый и скромный молодой офицер. Он испытывает чувства к Софье. Поддерживает дружеские отношения с Правдиным, служил вместе с Цыфиркиным.
  • Скотинин — брат госпожи Простаковой. Он очень любит свиней. Это человек с грубыми манерами и недостатком образования. Его стремление жениться на Софье обусловлено её достойным приданым. Он не испытывает интереса к чтению и размышлениям.
  • Кутейкин — семинарист, является наставником по грамоте для Митрофана и работает дьячком в городской церкви. По своим знаниям он недостаточно образован и не может похвастаться хорошими педагогическими способностями. Его характер расчётлив, но в то же время он является трусливым человеком. Кроме того, он испытывает неприязнь к Митрофану из-за его глупости.
  • Цыфиркин — отставной сержант, преподаватель математики для Митрофана. Ранее служил в армии. Провёл 20 лет на военной службе. У него невысокий уровень образования, он не очень компетентен в своём деле, но при этом это искренний и добродушный человек. Он не испытывает симпатии к Митрофану из-за его лени.
  • Вральман — немецкий педагог Митрофана. Якобы преподаёт ему французский язык и различные дисциплины. Лжец и двуличный человек. В течение трёх лет он трудился извозчиком у Стародума.
  • Тришка — портной-самоучка. Является дворовым крестьянином у Простаковых. Умный и рассудительный крестьянин, который не боится вступить в дискуссию со своей злой хозяйкой[5][6].

Постановки

После завершения работы над пьесой «Недоросль» Фонвизин стремился к её сценической интерпретации. Однако цензоры долго не могли её утвердить. Благодаря вмешательству императрицы Екатерины II разрешение было получено.

Первое исполнение «Недоросля» состоялось в 1782 году в Вольном русском театре, который находился на Царицыном лугу. Сам автор принимал участие в распределении ролей и занимался постановкой спектакля.

В первом спектакле роль Стародума исполнил выдающийся артист того времени Иван Дмитриевский. Роль Правдина была доверена известному актёру и драматургу Петру Плавильщикову, а персонаж Еремеевны сыграл Яков Шумский[2].

Значение комедии

В комедии «Недоросль» зрителям представлена богатая дворянская семья эпохи Екатерины II, находящаяся в смятении. Здесь все понятия перевёрнуты, а чувства искажены; разумные и порядочные отношения отсутствуют, повсюду царит произвол, обман и отсутствие понимания.

Глава семьи, госпожа Простакова, несмотря на свою недалёкость, угнетает мужа и безобразно управляет домом. В нём она является единственным значимым персонажем, в то время как остальные становятся безликими. Она не ценит мнение супруга и часто жалуется на его «неумение». Её воспитание сына напоминает собачью любовь, он же отвечает ей грубостью. Простакова не образует сына должным образом и не стесняется использовать крепостных в своих интересах.

Стародум, как преданный поклонник традиционных ценностей, олицетворяет консервативное мышление, которое с трудом принимает прогрессивные идеи. Он часто вспоминает о прошлом, когда образование основывалось на строгих принципах и моральных рамках. Его страх перед новыми методами, представленными Правдиным, обусловлен не только желанием сохранить статус, но и убеждённостью, что любые изменения могут подорвать устои общества.

Правдин, в свою очередь, представляет новое поколение, открытое к переменам. Он считает, что лишь современный подход к обучению и государственной службе может привести к улучшению качества жизни и общественной эффективности. Его стремление внедрить инновации сталкивается с непониманием и сопротивлением, что ясно демонстрирует конфликт между двумя разными мировоззрениями.

Автор художественно иллюстрирует, как это противостояние может приводить к трагическим последствиям. Пассивные старожилы, не желающие адаптироваться к изменениям, могут навсегда утратить контроль над процессами, формирующими будущее. В конечном счёте, необходимо найти баланс между уважением к традициям и готовностью к изменениям ради общего блага[4].

Экранизация

30 марта 1987 года состоялась премьера фильма-спектакля «Недоросль» по одноимённой пьесе Д. И. Фонвизина. Производителем выступило творческое объединение «Экран».

В основу фильма положен спектакль Малого театра. Режиссёры: Виталий Иванов, Владимир Семаков[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 «Недоросль»: краткое содержание, история создания, контекст. Издательская группа АСТ (6 сентября 2024). Дата обращения: 19 ноября 2024.
  2. 2,0 2,1 История создания комедии «Недоросль» Фонвизина: замысел, постановка, публикация пьесы. Literaturus.ru. Дата обращения: 19 ноября 2024.
  3. 3,0 3,1 Зарицкая И. Недоросль • пьеса. Спадило. Дата обращения: 12 декабря 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Анализ комедии «Недоросль» Фонвизина: суть, смысл, идея, анализ героев. Мир русской литературы (13 ноября 2016). Дата обращения: 24 ноября 2024.
  5. 5,0 5,1 Войко А. «Недоросль» Дениса Фонвизина: главное о пьесе. Культура.РФ. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  6. Недоросль.Комедия в пяти действиях. Электронная публикация — РВБ. Дата обращения: 13 декабря 2024.
  7. Недоросль (1987). Кино-театр.ру. Дата обращения: 28 ноября 2024.