Прогресс

Материал из «Знание.Вики»

Прогресс (от лат. progressus — движение вперёд, успех), тип, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Представление о Прогрессе

О Прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным её элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Понятие Прогресс соотносительно с понятием регресса.

Представление о том, что изменения в мире происходят в определённом направлении, возникло в глубокой древности и первоначально носило чисто оценочный характер, разрабатываясь главным образом применительно к истории общества. В развитии докапиталистической формаций многообразие и острота политических событий сочетались с крайне медленным изменением социально-экономических основ общественной жизни. Для большинства античных авторов история — простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное; в целом же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего «золотого века» (Гесиод, Сенека), либо как цикличный круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Не видит Прогресс в обществе и христианство. Хотя христианская историософия рассматривает историю как процесс, имеющий определённое направление, имеется в виду не имманентный процесс, а движение к некоей провиденциальной цели, лежащей за рамками действительности истории. Идея исторического Прогресса родилась не из христианской эсхатологии, а из её отрицания[1].

Теории прогресса

Просветительские теории Прогресса обосновали смелую ломку феодальных отношений, на их основе складывались многочисленные системы утопического социализма. Но рационалистические теории Прогресса были чужды историзму. В них подчёркивалась поступательность исторического развития, однако игнорировались его противоречивость и многообразие форм, а также необходимость предшествовавших стадий развития[2]. Прогресс общества просветители выводили из Прогресса человеческого разума. Их теории имели телеологический характер, возводя в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзии подымающейся буржуазии. Вместе с тем уже Дж. Вико и особенно Ж. Ж. Руссо указывали на противоречивый характер исторического развития. Романтическая историография начала 19 в. в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленной ограниченной эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости исторических эпох. Но этот историзм был односторонне обращён в прошлое и часто выступал в роли апологии архаичных отношений. Наиболее глубокую в домарксовской мысли трактовку Прогрессу дал Г. Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтической «исторической школы»[3].

Примечания

  1. Давиташвили Л. Ш. Очерки по истории учения об эволюционном прогрессе. — Москва: Академия наук СССР, 1956. — 228 с.
  2. Проблемы развития в природе и обществе. — Москва: Академия наук СССР, 1958. — 296 с.
  3. Семенов Ю. Н. Общественный прогресс и социальная философия современной буржуазии. — Москва, 1965. — 297 с.