Классицизм (литературное направление)
Классици́зм — художественное направление в литературе, возникшее в XVII веке, характеризуется стремлением к идеализации реальности, строгим следованием правилам композиции и жанра (к жанрам классицизма относят: высокие — трагедия, эпопея, ода; низкие — сатира, комедия, басня), а также возведением античного наследия к эталону красоты и гармонии. Классицизм отражается в столкновении личности и государства, в критике общественных и сословных пороков. В традициях направления во главе стоит человеческий разум, а не чувства, он же является единственным источником эстетической привлекательности[1].
История
Классицизм занял важное место в культуре XVII века и продолжал своё развитие в эпоху Просвещения. Зарождение и распространение классицизма связано с укреплением абсолютной монархии. Единовластие требовало от каждого человека абсолютного подчинения монарху, а литература и искусство должны были этому учить. На направление оказала влияние философия Рене Декарта, одного из основоположников философии Нового времени.
Наивысшего расцвета классицизм достигает в XVII веке во французской литературе. В России формирование классицизма и разработка новой жанровой системы возникает во второй четверти XVIII века под влиянием западноевропейского течения. Однако, в отличие от Западной Европы, в русском варианте преобладает национально-историческая тематика, а не античная. В большей мере в русской литературе классицизм проявляет себя в стиховой форме: одах, героических поэмах, баснях, сатирах.
Сословный и догматичный классицизм начал стремительно терять актуальность после Великой французской революции 1789 года, которая перевернула устоявшиеся порядки не только во Франции, но и во всём европейском мире, в том числе в Российской империи. Фокус внимания творцов сместился с общественных интересов к человеку и его чувствам, которые не зависят от сословия. Это выразилось в новом литературном направлении — сентиментализме, которое сменило классицизм, культу разума противопоставило культ нравственности и чувствительности.
Традиции классицизма в конце XIX — начале XX веков были воскрешены в неоклассицизме[2].
Основные признаки классицизма в литературе
Основные признаки классицизма позволяют отнести литературные произведения к направлению классицизм[3]:
- идеи античности;
- строгие каноны построения произведений;
- ценность представляет только высокое и вечное;
- большое значение воспитательной функции искусства;
- жанровая иерархия: наличие «высоких» и «низких» жанров;
- недопущение смешения жанров и стилей;
- человеческая личность — высшая ценность;
- разум помогает человеку упорядочить представления о мире;
- главный конфликт в произведениях — конфликт разума и чувств;
- чёткое деление героев на полностью положительных и полностью отрицательных;
- соблюдение принципа единства действия, места, времени.
Авторы и произведения
В русской литературе классицизм представлен произведениями следующих авторов[1][2]:
- оды Михаила Васильевича Ломоносова: «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», «На взятие Хотина»; трагедия «Тамира и Селим», поэма «Пётр Великий»;
- комедии Дениса Ивановича Фонвизина: «Бригадир», «Недоросль»;
- оды Гавриила Романовича Державина: «Фелица», «Вельможа», «Бог», «Водопад», «На взятие Измаила»; анакреонтические стихи [4];
- трагедии Александра Петровича Сумарокова: «Хорев», «Мстислав», «Димитрий Самозванец»;
- трагедии Якова Борисовича Княжнина: «Росслав», «Вадим Новгородский», «Титово милосердие».
В зарубежной литературе наиболее известны российскому читателю произведения Вольтера (Франсуа́-Мари́ Аруэ́) — французского философа-просветителя XVIII века «Цезарь», «Брут» и «Эдип», а так же комедии Жана-Батиста Мольера — французского комедиографа и театрального деятеля «Мещанин во дворянстве», «Дон Жуан, или Каменный Гость» и «Тартюф, или Обманщик». Эти произведения построены на принципах единства времени, места и действия, в них наблюдаются резкое разграничение на положительных и отрицательных персонажей и соблюдение строгих канонов построения, что является признаками классицизма. [2]
Учёные
Михаил Васильевич Ломоносов создал теорию русского литературного языка с опорой на опыт греческой и латинской риторики.[4]
Франсуа Малерб — основатель поэтики классицизма, провёл реформу французского языка и стиха, разработал поэтические каноны.[2]
Никола Буало — крупнейший теоретик классицизма, выразил свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство».[3]
Антиох Дмитриевич Кантемир — первый русский писатель-классицист, автор стихотворных сатир.[4]
Литература
- Смирнов А. А. Литературная теория русского классицизма. — Москва: Высшая школа, 2007. — 107 с.
- Пашкуров А. Н., Алеева Е. З. Литература классицизма. Теория и история. — Казань: Казанский университет, 2011. — 140 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Классицизм в живописи: история, характеристики и знаменитые представители . Рисуем вместе (20 ноября 2023). Дата обращения: 3 декабря 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Луцкер П. В. Периоды (эпохи) в культуре Классицизм . БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (15 июня 2022). Дата обращения: 3 декабря 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Смирнова О.В. Классицизм: не только «три единства» . Гильдия Словесников (1 сентября 2017). Дата обращения: 3 декабря 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 «Классицизм» - происхождение и значение слова . КУЛЬТУРА.РФ (1 января 2013). Дата обращения: 3 декабря 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |