Поэма
Поэ́ма (греч. poiein — «творить», «творение») — один из видов лиро-эпического жанра; стихотворное повествовательное произведение, посвящённое тем или иным социальным, историческим, нравственным проблемам. Основными чертами её является наличие развёрнутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа лирического героя. В поэме важна повествовательность, событийность. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею, безымянную и авторскую[1][2].
Поэма как жанр видоизменялась под воздействием разных литературных эпох, под пером писателей с различным видением. От классического образца поэмы, каким она была в мифическом эпосе Древней Греции и Рима, у Гомера и Вергилия, она прошла путь до прозаической «поэмы» Гоголя .
В музыке термин «поэма» (фр. Poéme) означает инструментальную пьесу лирико-драматического характера.
История возникновения
Жанр поэма имеет длительную историю. Она возникла ещё при первобытном строе в виде лирическо-эпических песен, повествующих не только о чувствах и переживаниях, и о событиях большого масштаба, подвигах героев в мифические времена и установлении существующего миропорядка. Поэма вышла из эпоса и как литературное явление ближе именно к нему. По отношению к лирике она всегда вторична, несмотря на то, что в письменном выражении представлена почти всегда в стихотворной форме. Поэмой называют «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», древнегерманского героического эпоса «Песнь о Хильдебранде», «Беовульф», также древнеиндийского эпоса «Махабхарата» и башкирского «Урал батыр»[3]. Классикой жанра принято считать поэму Вергилия «Энеида», в художественном плане именно она всегда считалась более совершенной.
Поэма «Энеида» у римлян пользовалась необыкновенным успехом. В этой поэме нашли отражения идеалы римского духа, благочестивое отношение к богам и беззаветная храбрость римского народа. Вергилий пользовался заслуженной славой и в средневековый период: в его произведениях христианские проповедники видели первые упоминания о Христе, о христианском учении[4].
В русской культуре наблюдается зарождение поэмы из былинных песен. Прародителем литературы жанра поэмы считается «Слово о полку Игореве». Обращаясь к этим произведениям, можно узнать о богах и героях, правителях и злодеях — порой их называют своеобразными «энциклопедиями» прошлого[5]. Расцвет жанра поэмы происходит в эпоху романтизма, когда поэты различных стран обращаются к созданию поэм. Ведущий жанр романтизма — романтическая поэма; на первом плане оказывается нравственно-философская проблематика. Романтические произведения тех лет нередко носят социально-философский характер. Примером могут служить «Паломничество Чайльд Гарольда» Байрона, «Эллада» Шелли, «Войнаровский» Рылеева, «Гражина» Мицкевича, «Медный всадник» А.С Пушкина, «Последний сын вольности», «Демон» М. Ю. Лермонтова[1]
Первоначально основу содержания поэмы составляли героические и мифологические сюжеты, однако с течением времени её жанровое содержание расширилось: поэмой стали называть не только стихотворный текст героического, исторического, лирического или сатирического характера, но и прозаическое произведение, например: Н. В. Гоголя «Мёртвые души», «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко. Отдельные выдающиеся произведения появляются и во второй половине XIX века. В их числе находятся «Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо».
Стихотворные тексты XX века зачастую представляют собой сочетание великих исторических потрясений и личных переживаний героев. Некоторые из них призваны возрождать героическое начало: «Девятьсот пятый год» Б. Пастернака, «Василий Тёркин» А. Твардовского[6].
Особенности жанра
Поэма — это произведение среднего или большого объёма. В ней достаточно часто фигурирует борьба личности с негативными внешними факторами[6][7]. Выделяют перечисленные ниже особенности литературного жанра: высокий слог, стихотворная форма, возвышенный пафос (исторический, дидактический, героический), наличие выдающихся героев (исторических личностей, богов).
Виды поэм
Существуют разнообразные виды произведений, в зависимости от содержания и характера повествования различают следующие разновидности поэмы:
Эпическая — примерами эпических поэм являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Песнь о нибелунгах» неизвестного автора, «Россиада» М. М. Хераскова, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо .
Описательная — разновидность поэмы, берущая начало от античных произведений и напрямую связанная с таким направлением в искусстве как сентиментализм. Образцами этой жанровой разновидности являются «Сады» Ж. Делиля, «Времена года» Дж. Томсона.
Дидактическая — поэма Арата «Явления», Гесиода «Труды и дни», «Фасты» Овидия, «О природе вещей» Л. Кара.
Романтическая — крупное стихотворное произведение, в котором автор описывает состояние души, личные переживания героя и поэтическое восприятие внутреннего мира человека. В русской и мировой литературе найдется немало таких произведений. Среди них «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Войнаровский» К. Ф. Рылеева, «Умирающий Тасс» К. Н. Батюшкова, «южные поэмы» А. С. Пушкина .
Философская — поэма, в которой автор излагает свой взгляд на исторические события, взаимоотношения в обществе, человеческие качества и явления природы. Из ранних образцов следует отметить труды Парменида и Эмпедокла. Также примерами философской поэмы считаются «Королева Маб» П. Б. Шелли, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Опыты о морали» А. Поупа.
Историческая — примерами являются «Полтава» А. С. Пушкина, «Хазары» Б. И. Бессонова, «Гамалия» Т. Г. Шевченко. Из авторов советского периода в жанре исторической поэмы писали С. Есенин, В. Маяковский, Б. Пастернак, К. Симонов, Н. Заболоцкий и другие
Известны и другие разновидности поэмы: лирико-психологическая, сатирическая, нравственно-социальная, лирическая, комическая[7] .
Отличительные признаки от других жанров
- достаточно объёмная;
- поэма обязательно о чём-то рассказывает — в ней есть повествование, чёткий сюжет;
- поэму пишут в стихотворной форме;
- автор может описывать много разных тем и событий;
- в поэме есть лирический герой;
- в поэме несколько персонажей, которых можно разделить на главных и второстепенных;
- автор может показывать личные переживания на фоне исторических событий
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Литература. Справочные материалы. Краткий словарь литературоведческих терминов, 1989, стр.139.
- ↑ А. Н. Безруков, 2009, стр.48.
- ↑ Энциклопедический портал «Башкортостан» Урал батыр, эпос
- ↑ Топоров В. Лекция. Эпос как литературный жанр.: «Илиад»а Гомера и «Энеида» Вергилия . Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ / «Энциклопедический словарь юного литратуроведа» М., Педагогика Дата обращения 31 мая 2024 года
- ↑ 6,0 6,1 Литературно-энциклопедический словарь . Энциклопедия. Дата обращения: 31 мая 2024.
- ↑ 7,0 7,1 / Л. Богоявленский «Словарь литературных терминов» т.2 Дата обращения 31 мая 2024 года
Литература
- С.А. Тураева. Литература. Справочные материалы. Краткий словарь литературоведческих терминов. — Москва: Просвещение, 1989. — 335 с. — ISBN 5-09-002953-9.
- А. Н. Безруков. Введение в литратуроведение. — Бирск: Бирская государственная социально-педагогическая академия, 2009. — 182 с.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |