Древняя Греция

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Древнее государство
Древняя Греция
Эллада
The Parthenon in Athens.jpg
Язык(и) древнегреческий
Религия древнегреческая религия
Население Эллины

Древняя Греция (более древнее название Эллада), (на древнегреческом «Ἑλλάς») — совокупность территорий городов-государств (полисов), на которой проживали в основном эолийцы, ахейцы, ионийцы и дорийцы. Древняя Греция включала в себя множество островов и находилась в Юго-Восточной Европе, на Балканском полуострове. Это государство является родиной западной философии, литературы, математики, истории, театра, Олимпийских игр и демократии[1].

География

Карта Древней Греции

Древняя Греция имела территорию около 88 тысяч квадратных километров. Она граничила с Иллирией на северо-западе, а с Македонией на северо-востоке и омывалась Миртойским, Ионическим, Фракийским и Эгейским морями. Древняя Греция включала в себя три региона: первый — северную Грецию, которая делилась на западную часть Эпир и восточную часть Фессалия горным хребтом Пинд, второй — средняя Греция, которая состояла из десяти частей и отделялась от северной Греции горами Эта и Тимфрест, третий — Пелопоннес, который присоединялся к остальной Греции Коринфским перешейком[2].

Аркадия была центральной областью Пелопоннеса и граничила с Элидой на западе, Лаконией и Мессенией на юге, Ахаей на севере, Арголидой, Сикионией и Флиунтией на востоке; Коринфия располагалась на крайнем северо-востоке полуострова. Греция насчитывала до нескольких сотен островов, (среди которых самыми крупными были Крит и Эвбея), которые образовывали три архипелага: на юго-западе Эгейского моря — Киклады, в восточной и северной части Эгейского моря — Спорады, в западной части — Ионические острова.

Древняя Греция в основном была гористой страной, (поскольку с севера на юг ее пронизывали ответвления Динарских Альп), с сильно изрезанной береговой линией и большим количеством заливов.

Самыми крупными из греческих островов были Крит, который находился от Пелопоннеса к юго-востоку, и Эвбея, которая отделялась от Средней Греции узким проливом. Самыми значительными островами у западного побережья Греции были Левкада, Керкира, Закинф и Кефалления[2].

Периодизация

Карта Древней Греции (южная часть)2.png

I Крито-микенская цивилизация (конец III—II тыс. до н. э.): Минойская и Микенская цивилизации

В данный период возникли первые государственные образования, развивалось мореплавание, вследствие чего устанавливались дипломатические и торговые контакты с цивилизациями Древнего Востока. Также появилась оригинальная письменность. На этом этапе выделяются данные периоды развития[3]:

Минойская цивилизация (Крит)

  • Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.). Родовые отношения господствовали в данный период, началось освоение металлов, появились основы ремесел, мореплавание также получило свое развитие вместе с относительно высоким уровнем аграрных отношений. Об архитектуре этого времени практически ничего не известно. Дома в Кноссе были снесены для освобождения места под центральный двор первого дворца. В Василики не уцелело, среди наиболее ранних отложений, ни одной стены.
  • Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.). Он также известен как период «старых», или «ранних», дворцов. В разных уголках острова появляются раннегосударственные образования и ранние формы письменности. В этот период развивалась металлообработка, в бронзолитейных мастерских изготавливались мечи для использования на войне и в церемониях. Кроме того, поскольку о зерне впервые стало известно из критских источников, пайка металла, вероятно, впервые была изобретена на Крите. Жилища строились из обработанного камня, скрепленного глиной. Дворцы строились из колотого камня[3].
  • Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э.). Этот период можно считать расцветом Минойской цивилизации, происходит объединение Крита, создается морская держава царя Миноса. А также широкая торговая деятельность Крита в Эгейском бассейне, расцвет монументальных памятников, активные контакты со странами Древнего Востока. Природные катаклизмы середины XV век до н.э. привели к упадку минойской цивилизации и создали предпосылки для завоевания Крита ахейцами. Ремесло и оружейное дело на Крите достигают высокого уровня в этот период. В гончарном деле улучшилось качество обжига посуды. В архитектуре широкое распространение получило использование колотого камня, а элементы зданий часто изготавливались из гипса. Развивается резьба по камню и фрески, процветает земледелие, появляются новые поселения. Развивалось скотоводство, увеличился экспорт шерсти и шерстяных тканей. С Крита известны монеты из тяжелых металлов — медные монеты, завернутые в бычьи шкуры с закрученными концами. Основными производителями в этот период были свободные крестьяне и ремесленники, рабов было мало, их труд использовался в качестве подсобного в аристократических дворцах и при царских дворах[3].

Элладская цивилизация (Ахейская Греция)

  • Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н. э.). Преобладают родоплеменные отношений у догреческих народов Балканской Греции. Появляются первые крупные поселения и примитивные дворцовые комплексы. В этот период возникает земледельческая культура, пересекающаяся с культурой местных неиндоевропейских народов[3]. Важные археологические памятники раннеэлладского периода сосредоточены в Бойотии и Арголиде на побережье Эгейского моря и на близких к побережью островах, таких как Эгина Колонна) и Эвбея (Лефканди, Маника). Здесь была найдена керамика с явным западноанатолийским влиянием и технология быстрого гончарного круга быстро распространилась. Также появляются длинные жилища или мегароны. Проникновение анатолийских культурных стилей не сопровождалось серьезными разрушениями. Археологические материалы раннеэлладского периода на Пелопоннесе пока не обнаружены.
  • Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.). Расселение первой волны грекоязычных ахейцев на юге Балкан сопровождалось определенным снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало распада ахейских родоплеменных отношений было ознаменовано распространением в Греции в начале среднеэлладского периода так называемой «минийской керамики». До 1960-х гг. считалось, что минийская керамика и среднеэлладский культурный слой были принесены в Грецию захватчиками с севера, принесшими хаос около 1900 г. до н. э. (подобные трактовки минийской керамики можно встретить в отечественной литературе и сегодня). Последующие раскопки в Лерне показали преемственность и непрерывность стилей керамики. В целом минийская керамика сохраняет свой характерный стиль — лакированные сосуды с линейными или абстрактными изображениями — до среднеэлладского периода III, но под влиянием Кикладской и минойской культур появляются сосуды с извилистыми мотивами и даже реалистическими изображениями.
  • Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э.) или Микенская цивилизация. Раннеклассовое общество возникает у ахейцев, в сельском хозяйстве формируется производящая экономика, появляются государственные образования с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., оригинальная письменность. Позднеэлладский период завершился распадом микенской цивилизации и вторжением дорийцев, после чего начинаются «тёмные века» для Древней Греции[3].

II Полисный период (XI—IV вв. до н. э.)

Демократические и олигархические формы государства и полиса сталкиваются с расцветом и кризисом. В данный период происходят величайшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

  • Гомеровский период (предполисный), «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.). Этот период характеризуется упадком культуры и исчезновением письменности. Окончательное разрушение остатков микенской цивилизации привело к возрождению родоплеменных отношений. В то же время для Темных веков характерны некоторые технологические достижения, в частности, развитие выплавки и обработки железа, трансформация социальных отношений в раннеклассовые, создание уникальных дополисных социальных структур, заложивших основу для дальнейшего прогресса. Первоначально эти структуры представляли собой так называемые «протополисы» — города, населенные отдельными семьями и общинами и не имевшие сколько-нибудь значимой структуры и субъектности. Темные века также называют «гомеровским периодом», поскольку основными источниками информации о нем являются произведения легендарного поэта Гомера — «Илиада» и «Одиссея»[3].
  • Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.). Архаическая Греция была периодом формирования полисных структур, которые стали основными политическими единицами. Города-государства развивались как независимые общественно-политические организации, имеющие свои законы, управление и вооруженные силы. Этот период также характеризовался Великой греческой колонизацией, когда греческие поселенцы основывали новые города на берегах Средиземного моря и Черного моря. Раннегреческие тирании также были характерны для этого периода. Тираны возникли как результат нестабильности и конфликтов между аристократическими и демократическими группировками. Тираны были одним из первых шагов к демократическим институтам, которые появились позже. Этническая консолидация эллинского общества также происходила в этот период. Греки начали осознавать свою общность и создавать общенациональные идеи, которые способствовали формированию греческой культуры. В этот период также произошло внедрение железа во все сферы производства, что привело к экономическому подъему. Создание основ товарного производства и распространение элементов частной собственности также способствовали развитию экономики и общества в целом.
  • Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.). Происходит расцвет экономики и культуры греческих полисов. Зарождение театра и театральных жанров также было характерно для этого периода. Театр стал важной частью греческой культуры и имел большое значение как форма искусства и развлечения. Этот период также характеризовался нарастанием конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством. Пелопоннесская война, которая произошла в этот период, подорвала экономический и политический потенциал Эллады. В этот период также произошло отражение агрессии персидской мировой державы, что способствовало подъему национального самосознания греков. Однако начало кризиса полисной системы и потеря независимости произошли в результате македонской агрессии, что привело к утрате независимости греческих полисов[1].

III Эллинистический период (IV—I вв. до н. э.)

Этот период был временем, когда мир был подвержен кратковременному утверждению мировой державы Александра Македонского. Он также отмечен зарождением, расцветом и распадом эллинистической греко-восточной государственности.

  • Первый эллинистический период (334—281 до н. э.), характеризовался походами греко-македонского войска Александра Македонского. В течение этого периода произошел краткий период существования его мировой державы, а затем последовал распад на ряд эллинистических государств.
  • Второй эллинистический период (281—150 до н. э.), отмечался расцветом греко-восточной государственности, а также экономики и культуры. В это время эллинистические государства достигли высокого уровня развития и процветания.
  • Третий эллинистический период (150—30 до н. э.), стал временем кризиса и распада эллинистической государственности. В это время эллинистические государства столкнулись с многочисленными проблемами и внутренними конфликтами, что привело к их последующему распаду. Этот период истории ознаменовал конец эры эллинизма и начало новой эры для региона[4].

Мифология

Древнегреческая мифология частично содержит рассказы о действиях богов, а частично посвящена описанию подвигов и приключений героев — обладателей сверхъестественной силы, ловкости и храбрости, которые считались детьми различных богов и богинь. Эти древние истории и легенды, широко распространенные среди народов средиземноморского мира, были заимствованы римлянами. В наше время они получили общее название — древнегреческая мифология[5].

Изначально возникшие в различных частях Эгейского бассейна, отдельные циклы мифических сказаний постепенно объединились в систему уникального религиозного мировоззрения, основанного на поклонении неизведанным явлениям природы и почитанию предков, особенно выдающихся лидеров племен, называемых «богоравными героями».

Как и легенды и мифы других народов древности, древнегреческие мифы со временем обогатились преданиями о реальных исторических событиях, на которых основаны эпические поэмы, такие как «Илиада», «Одиссея», «Теогония», «Аргонавтика» и другие, своеобразным образом отражая явления природной и социальной среды, в которой они возникли.

С развитием общественных отношений возникают разнообразные песни и гимны: песни земледельцев, исполняемые во время работ на полях или после сбора урожая на праздниках, боевые гимны, которые запеваются перед началом боя, свадебные гимны и погребальные причитания. Важным аспектом развития культуры становятся сказания о богах и богинях, где описывается их вмешательство в жизнь отдельных людей и племен. Эти сказания и легенды обрастают различными деталями и трансформируются от поколения к поколению. Этот процесс наиболее интенсивно развивается на рубеже II и I тысячелетий до н. э., когда древнее население Эгейского бассейна частично вытесняется и уничтожается новыми поселенцами из соседних областей. Бродячие певцы-аэды играют важную роль в создании и распространении легенд и сказаний, перемещаясь из одного поселения в другое и декламируя их мерным голосом, сопровождая себя на кифаре. Они поют песни и гимны, посвященные богам и героям, которые являются покровителями или мифическими предками данного племени. В различных областях Греции постепенно формируются целые циклы сказаний о богах и героях[5].

В разных областях Греции постепенно сложились циклы сказаний, посвященных различным богам и героям. На острове Крите эпическими рассказами славился могучий Зевс, который превратился в быка, чтобы похитить финикийскую царевну Европу, сделавшуюся прародительницей царей Крита, самым выдающимся из которых был Минос. Множество легенд и сказаний связано вокруг его имени. На северо-западе Пелопоннеса известным героем стал Пелопс, который дал имя всему южному полуострову Греции. Арголида была известна своими рассказами о Персее, сыне Зевса. Из Эпира на севере распространились легенды о Геракле — сыне великого Зевса, о его грандиозных подвигах и трагической судьбе, а также о его покорении Крита и создании знаменитых Олимпийских игр, посвященных самому Зевсу. Эти легенды также описывают его удивительные путешествия по малоизвестным землям и его превращение в божество после смерти[4].

Литература

Из древних легенд и сказаний родились масштабные эпические поэмы, созданные опытными аэдами. Одна из наиболее популярных саг была связана с войной против Трои, в которой участвовали союзные вожди. Основой для этой эпической саги послужили две непревзойденные поэмы — «Илиада» и «Одиссея», которые были приписаны слепому певцу Гомеру. «Илиада» рассказывает о десятом году троянской войны и о конфликте между Агамемноном и Ахиллом, а также его последствиях. «Одиссея» же описывает невероятные приключения Одиссея в чужих и неведомых грекам краях Запада и его долгожданное возвращение на родной остров Итаку. Эти поэмы Гомера были передаваемы устно из поколения в поколение, но лишь в VI веке до нашей эры они были наконец записаны в Афинах и получили статус литературных произведений. Они были широко изучены во всех греческих школах и позднее в эллинистических школах, созданных греко-македонскими завоевателями на Востоке Средиземноморья, а также в учебных заведениях Римской империи[5]

Герои, описанные в поэмах Гомера, такие как Ахилл, Одиссей, Гектор, Агамемнон, Менелай, Парис, Телемах, Приам, Нестор, Андромаха, Елена, Пенелопа, были чрезвычайно популярны в древности. Их образы не только воплощались в живописи и скульптуре, но и становились источником вдохновения для создания изумительных настенных фресок, обнаруженных в Помпеях, а также великолепных мозаик, сохранившихся в развалинах различных древних городов. В числе других литературных произведений, затрагивающих разнообразные мифические легенды о богах и героях, можно выделить поэму «Теогония», написанную беотийцем Гесиодом в VIII веке до н.э.. В своем произведении Гесиод упоминает множество мифических эпизодов, о которых также говорит «отец истории» Геродот (ок. 484425 гг. до н. э.)[1].

Влияние древнегреческой мифологии на разные сферы жизни

В астрономии современности, многие названия планет солнечной системы, звезд и созвездий, взяты из античной мифологии. С XVII по XX век, множество военных судов различных европейских стран также носили имена древних богов и героев античной мифологии. Некоторыми примерами являются русский героический шлюп «Меркурий» и фрегат «Паллада» в XIX веке, а также крейсеры, названные «Аврора», «Паллада» и «Диана», использованные во время Первой мировой войны. В английском флоте, одним из примеров является корабль XIX века «Беллерофонт», который доставил Наполеона на остров святой Елены. Также, многие военные корабли английского флота начала XX века, включая эсминцы «Нестор» и «Мельпомена», крейсера «Аретуза» и броненосцы «Аякс» и «Агамемнон», были названы в честь персонажей античной греческой мифологии. Германский крейсер «Ариадна» и французский «Минерва» также получили свои имена взятыми из этой мифологии[5].

Множество выдающихся зданий, построенных в Москве и Санкт-Петербурге в XVIIIXIX веках, также были украшены скульптурными группами, изображающими персонажей древнегреческой мифологии. Например, Большой театр в Москве украшен бронзовой скульптурной группой, изображающей бога Аполлона на колеснице, аналогичная группа также присутствует в театре имени А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге. Большое количество скульптурных групп и отдельных статуй, изображающих мифических богов и героев, также можно увидеть на зданиях Адмиралтейства, Государственного Эрмитажа и в различных парках в Санкт-Петербурге, Пушкине, Павловске и Петергофе. Множество домов и садов дворянских усадеб XVIII века, таких как Кусково, Останкино и Архангельское также были украшены скульптурами, отображающими древнегреческую мифологию, и превращены в музеи[5].

Мифологические персонажи часто упоминаются в произведениях И. А. Крылова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева, которые написаны в басне и стихотворениях. Имена, названия и символы, заимствованные из древнегреческой мифологии, также широко используются в повседневной речи. Некоторые примеры включают «рог изобилия», «яблоко раздора», «панический страх», «олимпийское спокойствие», «муки Тантала» и «сизифовский труд». Однако, многие люди не могут точно объяснить их истинное значение, так как они не знакомы с образами древнегреческой мифологии. Ознакомление с этой мифологией позволяет расширить кругозор любого читателя[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Греция Древняя. Большая Российская Энциклопедия. Дата обращения: 17 декабря 2023.
  2. 2,0 2,1 Древняя Греция. Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 13 декабря 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Андреев Ю.В., Кошеленко Г.А., Кузищин В.И., Маринович Л.П. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. — М.,: Высшая школа, 2000. — С. 10—23. — 399 с. — ISBN 5-06-003676-6.
  4. 4,0 4,1 4,2 Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. — М.,: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1957. — С. 75—86. — 467 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Н.А Кун. Легенды и мифы Древней Греции / Под ред. Н.И. Сазонова. — Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1998. — С. 3—11. — 495 с.