Древняя Греция

Материал из «Знание.Вики»
Древнее государство
Древняя Греция
Эллада
The Parthenon in Athens.jpg
Язык(и) древнегреческий
Религия древнегреческая религия
Население Эллины

Древняя Греция (более древнее название Эллада), (на древнегреческом «Ἑλλάς») — совокупность территорий городов-государств (полисов), на которой проживали в основном эолийцы, ахейцы, ионийцы и дорийцы. Древняя Греция включала в себя множество островов и находилась в Юго-Восточной Европе, на Балканском полуострове. Это государство является родиной западной философии, литературы, математики, истории, театра, Олимпийских игр и демократии[1].

География[править]

Карта Древней Греции

Древняя Греция имела территорию около 88 тысяч квадратных километров. Она граничила с Иллирией на северо-западе, а с Македонией на северо-востоке и омывалась Миртойским, Ионическим, Фракийским и Эгейским морями. Древняя Греция включала в себя три региона: первый — северную Грецию, которая делилась на западную часть Эпир и восточную часть Фессалия горным хребтом Пинд, второй — средняя Греция, которая состояла из десяти частей и отделялась от северной Греции горами Эта и Тимфрест, третий — Пелопоннес, который присоединялся к остальной Греции Коринфским перешейком[2].

Аркадия была центральной областью Пелопоннеса и граничила с Элидой на западе, Лаконией и Мессенией на юге, Ахаей на севере, Арголидой, Сикионией и Флиунтией на востоке; Коринфия располагалась на крайнем северо-востоке полуострова. Греция насчитывала до нескольких сотен островов, (среди которых самыми крупными были Крит и Эвбея), которые образовывали три архипелага: на юго-западе Эгейского моря — Киклады, в восточной и северной части Эгейского моря — Спорады, в западной части — Ионические острова.

Древняя Греция в основном была гористой страной, (поскольку с севера на юг ее пронизывали ответвления Динарских Альп), с сильно изрезанной береговой линией и большим количеством заливов.

Самыми крупными из греческих островов были Крит, который находился от Пелопоннеса к юго-востоку, и Эвбея, которая отделялась от Средней Греции узким проливом. Самыми значительными островами у западного побережья Греции были Левкада, Керкира, Закинф и Кефалления[2].

Периодизация[править]

Карта Древней Греции (южная часть)2.png

I Крито-микенская цивилизация (конец III—II тыс. до н. э.): Минойская и Микенская цивилизации[править]

В данный период возникли первые государственные образования, развивалось мореплавание, вследствие чего устанавливались дипломатические и торговые контакты с цивилизациями Древнего Востока. Также появилась оригинальная письменность. На этом этапе выделяются данные периоды развития[3]:

Минойская цивилизация (Крит)[править]

  • Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.). Родовые отношения господствовали в данный период, началось освоение металлов, появились основы ремесел, мореплавание также получило свое развитие вместе с относительно высоким уровнем аграрных отношений. Об архитектуре этого времени практически ничего не известно. Дома в Кноссе были снесены для освобождения места под центральный двор первого дворца. В Василики не уцелело, среди наиболее ранних отложений, ни одной стены.
  • Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.). Он также известен как период «старых», или «ранних», дворцов. В разных уголках острова появляются раннегосударственные образования и ранние формы письменности. В этот период развивалась металлообработка, в бронзолитейных мастерских изготавливались мечи для использования на войне и в церемониях. Кроме того, поскольку о зерне впервые стало известно из критских источников, пайка металла, вероятно, впервые была изобретена на Крите. Жилища строились из обработанного камня, скрепленного глиной. Дворцы строились из колотого камня[3].
  • Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э.). Этот период можно считать расцветом Минойской цивилизации, происходит объединение Крита, создается морская держава царя Миноса. А также широкая торговая деятельность Крита в Эгейском бассейне, расцвет монументальных памятников, активные контакты со странами Древнего Востока. Природные катаклизмы середины XV век до н.э. привели к упадку минойской цивилизации и создали предпосылки для завоевания Крита ахейцами. Ремесло и оружейное дело на Крите достигают высокого уровня в этот период. В гончарном деле улучшилось качество обжига посуды. В архитектуре широкое распространение получило использование колотого камня, а элементы зданий часто изготавливались из гипса. Развивается резьба по камню и фрески, процветает земледелие, появляются новые поселения. Развивалось скотоводство, увеличился экспорт шерсти и шерстяных тканей. С Крита известны монеты из тяжелых металлов — медные монеты, завернутые в бычьи шкуры с закрученными концами. Основными производителями в этот период были свободные крестьяне и ремесленники, рабов было мало, их труд использовался в качестве подсобного в аристократических дворцах и при царских дворах[3].

Элладская цивилизация (Ахейская Греция)[править]

  • Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н. э.). Преобладают родоплеменные отношений у догреческих народов Балканской Греции. Появляются первые крупные поселения и примитивные дворцовые комплексы. В этот период возникает земледельческая культура, пересекающаяся с культурой местных неиндоевропейских народов[3]. Важные археологические памятники раннеэлладского периода сосредоточены в Бойотии и Арголиде на побережье Эгейского моря и на близких к побережью островах, таких как Эгина Колонна) и Эвбея (Лефканди, Маника). Здесь была найдена керамика с явным западноанатолийским влиянием и технология быстрого гончарного круга быстро распространилась. Также появляются длинные жилища или мегароны. Проникновение анатолийских культурных стилей не сопровождалось серьезными разрушениями. Археологические материалы раннеэлладского периода на Пелопоннесе пока не обнаружены.
  • Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.). Расселение первой волны грекоязычных ахейцев на юге Балкан сопровождалось определенным снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало распада ахейских родоплеменных отношений было ознаменовано распространением в Греции в начале среднеэлладского периода так называемой «минийской керамики». До 1960-х гг. считалось, что минийская керамика и среднеэлладский культурный слой были принесены в Грецию захватчиками с севера, принесшими хаос около 1900 г. до н. э. (подобные трактовки минийской керамики можно встретить в отечественной литературе и сегодня). Последующие раскопки в Лерне показали преемственность и непрерывность стилей керамики. В целом минийская керамика сохраняет свой характерный стиль — лакированные сосуды с линейными или абстрактными изображениями — до среднеэлладского периода III, но под влиянием Кикладской и минойской культур появляются сосуды с извилистыми мотивами и даже реалистическими изображениями.
  • Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э.) или Микенская цивилизация. Раннеклассовое общество возникает у ахейцев, в сельском хозяйстве формируется производящая экономика, появляются государственные образования с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., оригинальная письменность. Позднеэлладский период завершился распадом микенской цивилизации и вторжением дорийцев, после чего начинаются «тёмные века» для Древней Греции[3].

II Полисный период (XI—IV вв. до н. э.)[править]

Демократические и олигархические формы государства и полиса сталкиваются с расцветом и кризисом. В данный период происходят величайшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

  • Гомеровский период (предполисный), «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.). Этот период характеризуется упадком культуры и исчезновением письменности. Окончательное разрушение остатков микенской цивилизации привело к возрождению родоплеменных отношений. В то же время для Темных веков характерны некоторые технологические достижения, в частности, развитие выплавки и обработки железа, трансформация социальных отношений в раннеклассовые, создание уникальных дополисных социальных структур, заложивших основу для дальнейшего прогресса. Первоначально эти структуры представляли собой так называемые «протополисы» — города, населенные отдельными семьями и общинами и не имевшие сколько-нибудь значимой структуры и субъектности. Темные века также называют «гомеровским периодом», поскольку основными источниками информации о нем являются произведения легендарного поэта Гомера — «Илиада» и «Одиссея»[3].
  • Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.). Архаическая Греция была периодом формирования полисных структур, которые стали основными политическими единицами. Города-государства развивались как независимые общественно-политические организации, имеющие свои законы, управление и вооруженные силы. Этот период также характеризовался Великой греческой колонизацией, когда греческие поселенцы основывали новые города на берегах Средиземного моря и Черного моря. Раннегреческие тирании также были характерны для этого периода. Тираны возникли как результат нестабильности и конфликтов между аристократическими и демократическими группировками. Тираны были одним из первых шагов к демократическим институтам, которые появились позже. Этническая консолидация эллинского общества также происходила в этот период. Греки начали осознавать свою общность и создавать общенациональные идеи, которые способствовали формированию греческой культуры. В этот период также произошло внедрение железа во все сферы производства, что привело к экономическому подъему. Создание основ товарного производства и распространение элементов частной собственности также способствовали развитию экономики и общества в целом.
  • Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.). Происходит расцвет экономики и культуры греческих полисов. Зарождение театра и театральных жанров также было характерно для этого периода. Театр стал важной частью греческой культуры и имел большое значение как форма искусства и развлечения. Этот период также характеризовался нарастанием конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством. Пелопоннесская война, которая произошла в этот период, подорвала экономический и политический потенциал Эллады. В этот период также произошло отражение агрессии персидской мировой державы, что способствовало подъему национального самосознания греков. Однако начало кризиса полисной системы и потеря независимости произошли в результате македонской агрессии, что привело к утрате независимости греческих полисов[1].

III Эллинистический период (IV—I вв. до н. э.)[править]

Этот период был временем, когда мир был подвержен кратковременному утверждению мировой державы Александра Македонского. Он также отмечен зарождением, расцветом и распадом эллинистической греко-восточной государственности.

  • Первый эллинистический период (334—281 до н. э.), характеризовался походами греко-македонского войска Александра Македонского. В течение этого периода произошел краткий период существования его мировой державы, а затем последовал распад на ряд эллинистических государств.
  • Второй эллинистический период (281—150 до н. э.), отмечался расцветом греко-восточной государственности, а также экономики и культуры. В это время эллинистические государства достигли высокого уровня развития и процветания.
  • Третий эллинистический период (150—30 до н. э.), стал временем кризиса и распада эллинистической государственности. В это время эллинистические государства столкнулись с многочисленными проблемами и внутренними конфликтами, что привело к их последующему распаду. Этот период истории ознаменовал конец эры эллинизма и начало новой эры для региона[4].

Мифология[править]

Древнегреческая мифология частично содержит рассказы о действиях богов, а частично посвящена описанию подвигов и приключений героев — обладателей сверхъестественной силы, ловкости и храбрости, которые считались детьми различных богов и богинь. Эти древние истории и легенды, широко распространенные среди народов средиземноморского мира, были заимствованы римлянами. В наше время они получили общее название — древнегреческая мифология[5].

Изначально возникшие в различных частях Эгейского бассейна, отдельные циклы мифических сказаний постепенно объединились в систему уникального религиозного мировоззрения, основанного на поклонении неизведанным явлениям природы и почитанию предков, особенно выдающихся лидеров племен, называемых «богоравными героями».

Как и легенды и мифы других народов древности, древнегреческие мифы со временем обогатились преданиями о реальных исторических событиях, на которых основаны эпические поэмы, такие как «Илиада», «Одиссея», «Теогония», «Аргонавтика» и другие, своеобразным образом отражая явления природной и социальной среды, в которой они возникли.

С развитием общественных отношений возникают разнообразные песни и гимны: песни земледельцев, исполняемые во время работ на полях или после сбора урожая на праздниках, боевые гимны, которые запеваются перед началом боя, свадебные гимны и погребальные причитания. Важным аспектом развития культуры становятся сказания о богах и богинях, где описывается их вмешательство в жизнь отдельных людей и племен. Эти сказания и легенды обрастают различными деталями и трансформируются от поколения к поколению. Этот процесс наиболее интенсивно развивается на рубеже II и I тысячелетий до н. э., когда древнее население Эгейского бассейна частично вытесняется и уничтожается новыми поселенцами из соседних областей. Бродячие певцы-аэды играют важную роль в создании и распространении легенд и сказаний, перемещаясь из одного поселения в другое и декламируя их мерным голосом, сопровождая себя на кифаре. Они поют песни и гимны, посвященные богам и героям, которые являются покровителями или мифическими предками данного племени. В различных областях Греции постепенно формируются целые циклы сказаний о богах и героях[5].

В разных областях Греции постепенно сложились циклы сказаний, посвященных различным богам и героям. На острове Крите эпическими рассказами славился могучий Зевс, который превратился в быка, чтобы похитить финикийскую царевну Европу, сделавшуюся прародительницей царей Крита, самым выдающимся из которых был Минос. Множество легенд и сказаний связано вокруг его имени. На северо-западе Пелопоннеса известным героем стал Пелопс, который дал имя всему южному полуострову Греции. Арголида была известна своими рассказами о Персее, сыне Зевса. Из Эпира на севере распространились легенды о Геракле — сыне великого Зевса, о его грандиозных подвигах и трагической судьбе, а также о его покорении Крита и создании знаменитых Олимпийских игр, посвященных самому Зевсу. Эти легенды также описывают его удивительные путешествия по малоизвестным землям и его превращение в божество после смерти[4].

Литература[править]

Из древних легенд и сказаний родились масштабные эпические поэмы, созданные опытными аэдами. Одна из наиболее популярных саг была связана с войной против Трои, в которой участвовали союзные вожди. Основой для этой эпической саги послужили две непревзойденные поэмы — «Илиада» и «Одиссея», которые были приписаны слепому певцу Гомеру. «Илиада» рассказывает о десятом году троянской войны и о конфликте между Агамемноном и Ахиллом, а также его последствиях. «Одиссея» же описывает невероятные приключения Одиссея в чужих и неведомых грекам краях Запада и его долгожданное возвращение на родной остров Итаку. Эти поэмы Гомера были передаваемы устно из поколения в поколение, но лишь в VI веке до нашей эры они были наконец записаны в Афинах и получили статус литературных произведений. Они были широко изучены во всех греческих школах и позднее в эллинистических школах, созданных греко-македонскими завоевателями на Востоке Средиземноморья, а также в учебных заведениях Римской империи[5]

Герои, описанные в поэмах Гомера, такие как Ахилл, Одиссей, Гектор, Агамемнон, Менелай, Парис, Телемах, Приам, Нестор, Андромаха, Елена, Пенелопа, были чрезвычайно популярны в древности. Их образы не только воплощались в живописи и скульптуре, но и становились источником вдохновения для создания изумительных настенных фресок, обнаруженных в Помпеях, а также великолепных мозаик, сохранившихся в развалинах различных древних городов. В числе других литературных произведений, затрагивающих разнообразные мифические легенды о богах и героях, можно выделить поэму «Теогония», написанную беотийцем Гесиодом в VIII веке до н.э.. В своем произведении Гесиод упоминает множество мифических эпизодов, о которых также говорит «отец истории» Геродот (ок. 484425 гг. до н. э.)[1].

Влияние древнегреческой мифологии на разные сферы жизни[править]

В астрономии современности, многие названия планет солнечной системы, звезд и созвездий, взяты из античной мифологии. С XVII по XX век, множество военных судов различных европейских стран также носили имена древних богов и героев античной мифологии. Некоторыми примерами являются русский героический шлюп «Меркурий» и фрегат «Паллада» в XIX веке, а также крейсеры, названные «Аврора», «Паллада» и «Диана», использованные во время Первой мировой войны. В английском флоте, одним из примеров является корабль XIX века «Беллерофонт», который доставил Наполеона на остров святой Елены. Также, многие военные корабли английского флота начала XX века, включая эсминцы «Нестор» и «Мельпомена», крейсера «Аретуза» и броненосцы «Аякс» и «Агамемнон», были названы в честь персонажей античной греческой мифологии. Германский крейсер «Ариадна» и французский «Минерва» также получили свои имена взятыми из этой мифологии[5].

Множество выдающихся зданий, построенных в Москве и Санкт-Петербурге в XVIIIXIX веках, также были украшены скульптурными группами, изображающими персонажей древнегреческой мифологии. Например, Большой театр в Москве украшен бронзовой скульптурной группой, изображающей бога Аполлона на колеснице, аналогичная группа также присутствует в театре имени А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге. Большое количество скульптурных групп и отдельных статуй, изображающих мифических богов и героев, также можно увидеть на зданиях Адмиралтейства, Государственного Эрмитажа и в различных парках в Санкт-Петербурге, Пушкине, Павловске и Петергофе. Множество домов и садов дворянских усадеб XVIII века, таких как Кусково, Останкино и Архангельское также были украшены скульптурами, отображающими древнегреческую мифологию, и превращены в музеи[5].

Мифологические персонажи часто упоминаются в произведениях И. А. Крылова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева, которые написаны в басне и стихотворениях. Имена, названия и символы, заимствованные из древнегреческой мифологии, также широко используются в повседневной речи. Некоторые примеры включают «рог изобилия», «яблоко раздора», «панический страх», «олимпийское спокойствие», «муки Тантала» и «сизифовский труд». Однако, многие люди не могут точно объяснить их истинное значение, так как они не знакомы с образами древнегреческой мифологии. Ознакомление с этой мифологией позволяет расширить кругозор любого читателя[4].

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 Греция Древняя. Большая Российская Энциклопедия. Дата обращения: 17 декабря 2023.
  2. 2,0 2,1 Древняя Греция. Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 13 декабря 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Андреев Ю.В., Кошеленко Г.А., Кузищин В.И., Маринович Л.П. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. — М.,: Высшая школа, 2000. — С. 10—23. — 399 с. — ISBN 5-06-003676-6.
  4. 4,0 4,1 4,2 Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. — М.,: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1957. — С. 75—86. — 467 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Н.А Кун. Легенды и мифы Древней Греции / Под ред. Н.И. Сазонова. — Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1998. — С. 3—11. — 495 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!