Ахилл
Ахилл, Ахиллес | |
---|---|
Мифология | древнегреческая мифология |
Династия | Эакиды |
Отец | Пелей |
Мать | Фетида |
Упоминания | «Илиада» |
Ахилле́с (др.-греч. Ἀχιλλεύς) — легендарный герой древнегреческих мифов, фигурирующий в эпосе Гомера «Илиада» как один из ключевых персонажей, сражавшихся под стенами Трои. Принято считать, что Ахиллес происходил из славного рода Эакидов и был рождён от союза царя мирмидонян Пелея и морской нимфы Фетиды[1]. Имя этого прославленного воина часто употребляется также в форме «Ахи́лл».
В античной мифологии
Происхождение
Ахилл был потомком Эакидов — знатного рода, ведущего своё начало от Эака, правившего островом Эгина в Сароническом заливе. Эак, рождённый Зевсом, царём олимпийских богов, и речной нимфой Эгиной, со своей супругой Эндэидой, дочерью кентавра Хирона либо героя Скирона из Мегары[2], имел двух сыновей: Теламона, ставшего царём Саламина и отцом Большого Аякса, и Пелея — отца Ахилла, властителя одного из племён Фессалии. Матерью Ахилла была морская богиня Фетида, дочь вещего старца Нерея[3]. Изначально Зевс желал сделать её своей возлюбленной, но узнав от титана Прометея пророчество о том, что рождённый в этом союзе сын превзойдёт отца могуществом и свергнет его, отказался от этого намерения, и Фетида сочеталась браком с Пелеем. Их свадьба состоялась в пещере Хирона на горе Пелион в присутствии богов, одаривших молодых ценными подарками: Зевс преподнёс невесте крылья Арки, Гефест — меч жениху, Посейдон — коней Балия и Ксанфа, Гера — хламиду, Афина — свирель, Афродита — фиалу с изображением Эрота, а Хирон — копьё с древком из ясеня. Неприглашённая на торжество Эрида, богиня раздора, подбросила гостям яблоко с надписью «Прекраснейшей», спровоцировав спор между Афродитой, Афиной и Герой, что стало одной из причин Троянской войны[2].
Ахилл был единственным ребёнком Пелея и Фетиды, но у Пелея от предыдущих браков с Антигоной, дочерью Евритиона, царя Фтии, и Полидорой, дочерью Периера, царя Спарты или Мессении, родились дочь Полидора, ставшая женой Бора, сына Периера, и сын Менестий. Филократ также упоминает дочь Пелея Полимеду, бывшую, по его сведениям, супругой Менетия и матерью Патрокла, который, таким образом, приходился Ахиллу племянником.
Некоторые античные источники приводят иные версии происхождения Ахилла: Фетида названа дочерью Хирона, матерью Ахилла — Филомела или Полимела, дочь Актора, а также Ламия, зачавшая его от Зевса.
Детство
После рождения сына богиня Фетида решила даровать ему бессмертие. В ранней версии мифа она тайно от супруга ночью клала младенца в пылающий очаг, чтобы «выжечь в нём всё смертное, которое было в нём от отца», а днём умащала его амброзией. Однажды Пелей застал жену за этим занятием, пришёл в ужас и вырвал ребёнка из её рук. Оскорблённая Фетида покинула мужа и сына, вернувшись к сёстрам и отцу. Одна из лодыжек младенца осталась неумащённой; впоследствии её заменили костью быстроногого Дамиса, и эта часть тела стала единственным уязвимым местом героя[2]. В более поздних схолиях к Аристофану появилась версия, согласно которой Фетида намеренно сожгла заживо шестерых своих сыновей, а седьмого Пелей отобрал у неё и спас. Получил распространение также вариант мифа, в котором Фетида погрузила ребёнка в воды Стикса, чтобы сделать его неуязвимым. Она держала сына за пятку, которая поэтому осталась единственным уязвимым местом на теле Ахилла.
По сведениям Агаместра из Фарсала, первоначально сын Пелея и Фетиды носил имя Пиррисий («Ледяной»)[4], по другим источникам — Лигирон. Позднее его стали называть Ахилл («безгубый») — либо потому, что его губы обожгло пламенем, либо потому, что он не прикасался губами к груди матери. Отец передал ребёнка на воспитание кентавру Хирону, обитавшему на горе Пелион в Беотии. О юном Ахилле заботились мать и жена Хирона — Филира и Харикло. Кентавр обучил своего воспитанника охоте, верховой езде, владению оружием и врачеванию (Плиний Старший упоминает, что Ахилл открыл траву, способную исцелять раны). Вместе с наставником маленький Ахилл побывал в Иолке, провожая отца, отправившегося с Ясоном в Колхиду на «Арго». Позже он встретил Геракла, навестившего на Пелионе старого друга Хирона, и бесстрашно коснулся львиной шкуры, покрывавшей плечи героя.
Судя по некоторым эпизодам «Илиады»[5], существовала иная версия, согласно которой Пелей и Фетида не расставались, и Ахилл воспитывался в родительском доме. Когда ахейцы начали готовиться к походу на Трою, Пелей отправил сына, ещё «в войне неискусного», к Агамемнону в сопровождении Феникса. По свидетельству Еврипида, ещё до этих событий Ахилл был среди женихов прекрасной Елены, дочери спартанского царя Тиндарея, похищение которой троянским царевичем Парисом послужило поводом к началу войны.
Тем не менее, наиболее распространённой стала иная версия мифа: Фетида, получив известие о грядущем походе и зная о предопределённой судьбой гибели сына под стенами Трои, спрятала юного Ахилла на острове Скирос. Там девятилетний Пелид, переодевшись девочкой и носивший, согласно разным источникам, имя Пирра, Керкесира или Исса, проводил время, играя с дочерьми местного правителя Ликомеда. Невзирая на юный возраст, он вступил в связь с одной из царевен, Деидамией, которая впоследствии родила ему сына Неоптолема. Однако ахейцы не могли отправиться в поход без Ахилла. Прорицатель Калхант предрёк, что без этого героя война будет проиграна; поэтому на Скирос явился хитроумнейший из ахейских предводителей Одиссей в сопровождении либо Феникса и Нестора, либо царя Аргоса Диомеда. Чтобы заставить Ахилла раскрыть себя, посланники разложили перед царевнами подарки (украшения, одежду, а среди них меч и щит) и предложили выбрать что-нибудь по желанию. Неожиданно прозвучал сигнал боевой трубы, и Пелид схватил оружие, готовый устремиться в битву. После этого ему пришлось примкнуть к союзу против Трои.
Под командованием Ахилла находилось 50 или 60 кораблей. Герой взял с собой воспитателя Феникса и друга детства Патрокла. По сведениям некоторых авторов, в начале похода Ахиллу было 15 лет, а сама война длилась 20 лет. Первый щит Ахилла выковал Гефест, эта сцена изображается на вазах.
В течение многолетней осады Илиона Ахилл неоднократно совершал набеги на различные соседние города. Согласно одной из версий, он пять лет странствовал по скифским землям в поисках Ифигении.
В начале войны Ахилл пытался захватить город Монению (Педас), причём в него влюбилась местная девушка. «Нет ничего странного в том, что он, будучи влюбчивым и невоздержанным, мог ревностно заниматься музыкой».
Ахилл в «Илиаде»[5]
После десяти лет осады Трои Ахилл захватил в плен прекрасную Брисеиду, дочь царя лелегов. Она стала причиной раздора между Ахиллом и Агамемноном, который, вынужденный вернуть свою пленницу Астиному её отцу, жрецу Аполлона Хрису, предъявил права на обладание Брисеидой. Разъярённый Ахилл отказался продолжать участие в сражениях (аналогичный отказ сражаться описан в индийском эпосе «Махабхарата», где оскорблённый Карна, величайший герой, поступает подобным образом). Фетида, желая отомстить Агамемнону за унижение сына, упросила Зевса даровать победу троянцам. Ни страдания греков под стенами Илиона, ни мольбы и обещания посольства, отправленного к Ахиллу Агамемноном по совету Нестора, не смогли смягчить гнев героя. Лишь когда троянцы во главе с Гектором ворвались в лагерь греков, Ахилл позволил Патроклу повести мирмидонян на помощь соотечественникам и для большего устрашения врагов велел ему облачиться в свои доспехи. Однако Патрокл пал от руки Гектора, которому помог Аполлон, и греки во главе с Менелаем сумели отбить у троянцев только его обнажённое тело, доспехи же Ахилла достались Гектору в качестве трофея. Обезумевший от скорби Ахилл — безоружный, но в сопровождении Афины Паллады — явился на поле боя, и один его грозный облик обратил врагов в бегство.
На следующий день Фетида доставила Ахиллу новые доспехи, созданные талантливым Гефестом. В «Илиаде» особенно детально описывается щит как изумительный шедевр искусства (это описание играет важную роль для понимания истоков греческого искусства). Охваченный неукротимым желанием отомстить, Ахилл устремился в битву и оттеснил троянцев к городским стенам, при этом вступив в противоборство с речным богом Ксанфом. Лишь Гектор дерзнул противостоять ему, но в конечном счёте также обратился в бегство. Преследуя соперника, Ахилл трижды вынудил его обежать вокруг стен Трои, в итоге настиг и при содействии Афины сразил в поединке, после чего привязал обнаженное тело к своей боевой колеснице, и кони потащили безжизненные останки в греческий лагерь. Устроив великолепную тризну в честь Патрокла, Ахилл возвратил за щедрый выкуп тело Гектора его отцу, царю Приаму, который явился в его шатёр с мольбой об этом.
В «Илиаде» от руки Ахилла пали 23 троянца, упомянутых по именам, в частности Астеропей. Сын Афродиты Эней вступил в схватку с Ахиллом, но затем спасся бегством от него. Ахилл бился с Агенором, которого избавил от гибели Аполлон.
Смерть Ахилла
За последующий период осады Трои, согласно легендам эпического цикла, Ахилл сразил в битве предводительницу амазонок Пентесилею и эфиопского князя Мемнона — сына богини зари Эос, пришедших на помощь троянцам. Мемнона Ахилл убил, отомстив за своего друга Антилоха, сына Нестора. В поэме Квинта Ахилл умертвил шесть амазонок, двух троянцев и эфиопа Мемнона. Гигин сообщает, что он убил Троила, Астинома и Пилемена. В общей сложности от руки Ахилла пали 72 воина.
Сразив множество противников, Ахилл в последней схватке достиг Скейских ворот Илиона[6], но здесь стрела, выпущенная из лука Париса и направляемая самим Аполлоном, поразила его в единственное уязвимое место — пяту, и герой погиб. По свидетельствам некоторых авторов, Ахилл убит непосредственно самим Аполлоном или стрелой Аполлона, принявшего облик Париса, либо Парисом, укрывшимся за статуей Аполлона Фимбрейского. Самое раннее упоминание об уязвимости лодыжки Ахилла встречается у Стация, однако существует более древнее изображение на амфоре VI в. до н. э., где Ахилл представлен раненым в ногу.
Более поздние предания переносят гибель Ахилла в храм Аполлона в Фимбре, недалеко от Трои, куда он прибыл, чтобы сочетаться браком с Поликсеной, младшей дочерью Приама. Эти сказания повествуют, что Ахилл был убит Парисом и Деифобом, когда сватался к Поликсене и явился на переговоры.
По сведениям Птолемея Гефестиона, Ахилл был убит Геленом или Пентесилеей, после чего Фетида воскресила его, он умертвил Пентесилею и вернулся к Аиду[7].
Последующие предания
В одной из версий легенды тело Ахилла было выкуплено за количество золота, равное его весу, добытое из золотоносной реки Пактол.
Греки возвели Ахиллу мавзолей на берегу Геллеспонта и принесли ему в жертву Поликсену, чтобы умиротворить душу героя. По рассказу Гомера, за доспехи Ахилла спорили Аякс Теламонид и Одиссей Лаэртид, и Агамемнон присудил их последнему. В «Одиссее» Ахилл пребывает в царстве мёртвых, где его встречает Одиссей[8]. Гомер сообщает, что Ахилл похоронен в золотой амфоре, которую Дионис подарил Фетиде (упоминается также Ликофроном и Стесихором).
Однако уже в «Эфиопиде», одном из эпосов эпического цикла, повествуется, что Фетида унесла своего сына с погребального костра и перенесла его на остров Левка (называемый Змеиным островом при устье Истра - Дуная), где он продолжает жить в кругу других обожествлённых героев и героинь. Этот остров был центром культа Ахилла, как и курган, возвышающийся на Сигейском холме перед Троей и по сей день считающийся гробницей Ахилла. У мыса Сигей находились святилище и памятник Ахиллу, а также памятники Патроклу и Антилоху. Храмы, посвящённые ему, имелись также в Элиде, Спарте и других местах.
В своём труде «О героях» (215) Филострат, родившийся в 170 г., излагает беседу между купцом из Финикии и виноградарем, посвящённую происшествиям на Змеином острове. Согласно этому повествованию, Ахилл и Елена после завершения Троянской войны сочетались браком после смерти (самый отважный герой соединился с самой красивой женщиной) и обитают на Белом острове (о-в Левка), расположенном в устье Дуная на Понте Эвксинском. В один из дней Ахилл явился купцу, прибывшему на остров, и попросил его приобрести для него рабыню в Трое, объяснив, как её отыскать. Купец исполнил просьбу и доставил девушку на остров, но как только его судно отчалило от берега, до него и его спутников донеслись жуткие вопли несчастной девушки: оказалось, что Ахилл разорвал её на части, поскольку она была последней представительницей царского рода Приама. Крики злосчастной жертвы достигают ушей купца и его товарищей. Роль властителя Белого острова, которую играет Ахилл, проясняется в свете статьи Х. Хоммеля, продемонстрировавшего, что даже в VII в. до н. э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, всё ещё сохранял свою изначальную функцию одного из демонов загробного мира.
На Боспоре почитание Ахилла имело свои особенности. Поздние авторы связывают с именем героя, в частности, город Мирмекий. В X веке Лев Диакон, опираясь на «Перипл Понта Евксинского» Арриана, утверждал, что Ахилл был родом из Мирмекия и принадлежал к скифскому народу. Евстафий Солунский в XII веке в комментариях к землеописанию Дионисия Периегета также называет Ахилла скифом, а точнее — скифским царём. В связи с этим современные учёные усматривают параллели между названием Мирмекия и племенем мирмидонян (этноним происходит от древнегреческого слова, обозначающего муравьёв), которое возглавлял Ахилл. При этом Ахилл, подобно муравьям, предстаёт хтоническим существом, связанным с царством мёртвых. Находки в Мирмекии надписей-граффити «ΑΧΙ», предположительно, эллинистического периода, и обнаруженный в 1834 году на акрополе Мирмекия саркофаг II века нашей эры, украшенный рельефами со сценами из жизни Ахилла, свидетельствуют о широком распространении среди жителей Боспора культа Ахилла, возможно, как божества смерти.
Ахилл именуется «царящим над скифами». О нём поёт песнь Демодок. В Трое являлся призрак Ахилла, охотящегося на зверей[9].
Копьё Ахилла хранили в храме Афины в Фаселиде. Кенотаф героя находился в гимнасии в Элиде. Тимей сообщает, что Периандр построил укрепление Ахиллея против афинян из камней Илиона, но Деметрий из Скепсиса это опровергает. Статуи обнажённых юношей с копьями называли ахиллами.
Происхождение образа
В микенских письменных источниках, известных как Линейное письмо Б, встречается имя «А-Ки-Ре-у», которое может рассматриваться как соответствующее более позднему произношению «Ахилл». В микенской записи это имя носит не царь или воин, а простой пастух, но само его упоминание свидетельствует о том, что такое имя использовалось в ахейскую эпоху.
Существует предположение, что первоначально в греческой мифологии Ахилл был одним из демонов загробного мира (к которым относились и другие герои, например, Геракл). Гипотезу о божественной природе Ахилла выдвинул Х. Хоммель[нем.] в своей статье[10]. На материале греческих раннеклассических текстов он демонстрирует, что даже в VII в. до н. э. этот персонаж, давно ставший эпическим героем, продолжал выступать в своей исконной функции одного из загробных демонов. Публикация Хоммеля вызвала оживлённую дискуссию, которая пока не завершена.
Попытка осветить тему хтонического характера черноморского культа Ахилла привела к появлению ещё одной гипотезы. Высказываются предположения, что греки застали в Северном Причерноморье автохтонное население индо-ариев, и в этом случае имеется некоторое созвучие имени Ахиллеса с хтоническим змеем Ахи-Валой, который почитался местными жителями[11].
Образ Ахилла в искусстве
Литература
Ахилл является персонажем трагедий Эсхила «Нереиды», «Мирмидоняне», «Фригийцы, или Выкуп тела Гектора»; трагедий Софокла «Жительницы Фтии», «Пастухи» «Троил», «Фригийцы», драм Софокла «Сотрапезники» и «Поклонники Ахилла», трагедий Еврипида «Скиросцы» и «Ифигения в Авлиде».
Трагедии «Ахилл» создавали Иофонт, Аристарх Тегейский, Диоген, Астидамант Младший, Еварет, Каркин Младший, Клеофонт, у Херемона была трагедия «Ахилл — убийца Терсита», из латинских авторов Энний («Ахилл по Аристарху»), Ливий Андроник («Ахилл»), Акций («Ахилл, или Мирмидоняне»). Ахилл и Патрокл — главные герои романа Мадлен Миллер «Песнь об Ахилле» (2011)[12].
Изобразительное искусство
Изображения Ахилла сохранились на многих вазах, барельефах, на группе фронтона из Эгины (в Мюнхене), но нет статуи или бюста, однозначно ему принадлежащих. Один из лучших бюстов Ахилла хранится в Эрмитаже в Петербурге[13]. Он датируется II веком н. э., эпохой Адриана, но может быть копией оригинала IV-III в. до н. э. Образ героя часто встречается у художников-классицистов: Н. Пуссена, Ж.-Б. Реньо, Ж. О. Д. Энгра, Б. Уэста.
Кинематограф
В кино роль Ахилла исполняли: С. Бейкер («Елена Троянская», 1956 г.), К. Кендалл («Доктор Кто», 1965 г.), Д. Льюис («Одиссея», 1997 г.), Д. Монтана («Елена Троянская», 2003 г.), Б. Питт («Троя», 2004 г.), Д. Гяси («Падение Трои», 2018 г.).
В астрономии
В честь Ахилла назван астероид (588) Ахиллес, первый открытый «троянский» астероид (1906)[14].
- ↑ Лазаренко В. Г. Ахилл — бог Северного Причерноморья. Ижевск: Шелест, 2018. 416 с..
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 1008 с..
- ↑ Ярхо В. Ахилл, Ахиллес // Мифы народов мира. — 1987. — Т. 1. — С. 137—140. .
- ↑ Аполлоний Родосский. Аргонавтика. — М.: Ладомир, 2001. — 237 с..
- ↑ Гомер. Илиада. — М.: Наука, 2008. — 572 с..
- ↑ Еврипид. Гекаба 397; Овидий. Метаморфозы XII 597—606.
- ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.132.
- ↑ Гомер. Одиссея XI 467.
- ↑ Филострат. О героях III 26 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.53.
- ↑ Хоммель Х. Ахилл-бог // Вестник древней истории. — 1981. — № 1. — С. 53-76.; см. также Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996. С. 294 сл..
- ↑ Светлов Р. Платон и Эвгемер: «Египетский логос» и «Священная запись» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом — 2015. — № (33). — С.382-306 (прим. на стр. 385)..
- ↑ Mendelsohn, Daniel (2012-04-27). "'The Song of Achilles,' by Madeline Miller". The New York Times. Архивировано 10 августа 2020. Дата обращения: 20 ноября 2019. .
- ↑ Ахиллес. Скульптура Эрмитажа. - Фото Петербурга .
- ↑ База данных JPL НАСА по малым телам Солнечной системы (588) (англ.) .
Ссылки
- Шауб И. Ю. Ахилл на Боспоре Архивная копия от 28 сентября 2007 на Wayback Machine- Либерея «Нового Геродота».
- Аполлодор. Мифологическая библиотека. Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 5 сентября 2019. Архивировано 11 июня 2019 года.
- Первый ватиканский мифограф. Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 7 апреля 2018. Архивировано 26 марта 2018 года.
- Плиний Старший. Естественная история. Дата обращения: 7 мая 2018. Архивировано 15 июня 2018 года.
- Публий Папиний Стаций. Сильвии. Дата обращения: 15 ноября 2016.