Махабхарата

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Махабха́рата
Махабхарата
англ. Title in Sanskrit महाभारतम्
Издание
Битва на Курукшетре. Миниатюра из Махабхараты
Жанр Эпос
Автор Вьяса
Язык оригинала Санскрит

Махабха́рата (санскр. महाभारतम्, «Великая Бхаратиада», или «Сказание о великой битве потомков Бхараты») – древнеиндийский эпос на санскрите, одно из крупнейших литературных произведений в мире. Состоит из восемнадцати книг и содержит в разных редакциях от 82 до 95 тысяч двустиший[1][2].

Основное содержание

Краткое содержание эпоса — противостояние древнеиндийских родов Куру и Пуру. Важная сюжетная линия – спор сыновей двух братьев за трон: Дхритараштры, который был слепым, и Панду. У Дхритараштры было сто потомков-кауравов, у Панду – пять потомков-пандавов.

Махабхарата – это сочетание разных литературных жанров, гармонично сочетающихся между собой: басни, притчи, новеллы, мифы, гимны и другие формы литературного творчества передают многие сюжеты и образы обо всем, что есть на свете. Главная мысль Махабхараты заключается в том, что проблемы не должны решаться с помощью войны, потому что она губит сердце и разрушает личность. Для развития необходимо выбирать мирные пути выхода из сложных ситуаций[3].

Авторство

Автором повествования считается Вьяса – мудрец, живший в 3 тыс. до н. э. Вьяса также является действующим лицом Махабхараты: согласно содержанию данного эпоса, Вьяса – сын мудреца Парашары и дочери царя рыбаков Сатьявати[1].

Экранизация

В 2013 году вышла самая зрелищная экранизация эпоса – индийский телесериал «Махабхарата». Жанр сериала  – историческая драма, число серий – 267.Сюжет телесериала рассказывает историю власти Хастинапура и борьбы Кауравы и Пандавы, которые относятся к одной династии Куру. Род Пандавы олицетворяет светлую сторону жизни, а род Кауравы воплощает темную, сварливую сторону[2].

Проблемы генезиса Махабхараты

Редактирование этого литературного произведения в основном происходило до первого века нашей эры. Были созданы южная и северная редакции, они отличаются порядком расположения структурных элементов[4].

Влияние на другие виды искусства

Изучение Махабхараты происходит дольше 200 лет. В науке есть две стороны изучения данного эпоса. В первой группе стремились выделить из текста «ядро» раннего времени. Эта позиция оправдывалась исторической разнородностью и нецелостностью текста. Вторая сторона доказывала композиционную целостность и единое авторство. Разрешить противостояние удалось только во второй половине XX века, применив теорию о том, что текст этого эпоса долгое время существовал в устном виде, значит, для него одинаково естественны и относительное единство языка и стиля, и историческая гетерогенность содержания[2].

Жанровые особенности

Согласно классификации, Махабхарата является частью исторического наследия, которое частично приняло религиозно-дидактические формы, но не утратило архаических черт эпоса. «Махабхарата» иногда рассматривается как своеобразная «энциклопедия индуизма». Эпос объединяет три разносторонние концепции судьбы: индуистская доктрина кармы, классический фатализм и оптимистичная мифологическая идея «вечного возвращения». Эпос создавался в устной традиции, что отразилось в его стиле. Также в тексте содержится множество мифов и легенд[5].

Структура Махабхараты

  1. Адипарва (Первая книга).
  2. Сабхапарва (Книга о собрании).
  3. Араньякапарва (Лесная книга).
  4. Виратапарва (Книга о Вирате).
  5. Удьйогапарва (Книга о старании).
  6. Бхишмапарва (Книга о Бхишме).
  7. Дронапарва (Книга о Дроне).
  8. Карнапарва (Книга о Карне).
  9. Шальяпарва (Книга о Шалье).
  10. Сауптикапарва (Книга о нападении на спящих).
  11. Стрипарва (Книга о женах).
  12. Шантипарва (Книга об умиротворении).
  13. Анушасанапарва (Книга о предписании).
  14. Ашвамедхикапарва (Книга о жертвоприношении коня).
  15. Ашрамавасикапарва (Книга о жительстве в лесу).
  16. Маусалапарва (Книга о битве на палицах).
  17. Махапрастханикапарва (Книга о великом исходе).
  18. Сваргароханикапарва (Книга о восхождении на небо)[6].

Литература

  • Гринцер П. А. «Махабхарата» и «Рамаяна». (Серия «Массовая историко-литературная библиотека»). — М., Худож. лит. 1970. 96 с. 8000 экз.
  • Гринцер П. А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. (Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»). М., Наука (ГРВЛ). 1974. 424 стр. 4800 экз.
  • Дандекар Р. Н. «Махабхарата: её происхождение и развитие» // «От вед к индуизму. Эволюционирующая мифология». М., «Восточная литература» РАН, 2002. ISBN 5-02-016607-3.
  • Ибрагимов А. Р. Образ Карны в Махабхарате. Разыскания о трагическом герое индийского эпоса. М., CK. 2009. 248 стр.
  • Ибрагимов А. Р. Старый царь Махабхараты. Свобода выбора и судьбa в индийском эпосe. Монреаль, AGC. 2016. 464 стр. ISBN 9781533730299.
  • Ибрагимов А. Р. Царицы Махабхараты. Роль женщины в индийском эпосе. СПб., СИ. 2022. 456 стр.
  • Лосев П. Махабхарата. Ревизия смыслов. М .: RUGRAM_Пальмира, 2024 - 591 с.ISBN 978-5-51-709703-3
  • Махабхарата. Бхагавадгита. Кн. VI, гл. 25—42 / Буквальный и литературный перевод, введение, примечания и толковый словарь академика АН ТССР Б. Л. Смирнова. — 2-е перераб. изд. — Ашхабад: Изд-во АН ТССР, 1960. — 403 с.
  • Махабхарата. Книги 1-11, 14-18 / Пер. и комм. В. И. Кальянова и др. — М.—Л.—СПб., 1950—2009

Примечания

  1. 1,0 1,1 Махабхарата. Популярное изложение Э.Н. Тёмкина и В.Г. Эрмана. rodon.org. Дата обращения: 24 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Махабхарата. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 31 мая 2024.
  3. Невелева С. Л. Время в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» // Евразийский Союз Ученых.. — 2014. — С. 50—52.
  4. Васильков Я. В. «Махабхарата» как символ индусской и индийской идентичности // Кунсткамера. — 2022. — № 1 (15). — С. 220—236.
  5. Невелева С. Л. Мудрец-сказитель в Махабхарате (к проблеме эпического текстосложения) // Acta Linguistica Petropolitana. — 2008. — № 1. — С. 277—294.
  6. Все книги Махабхараты, переведенные на русский язык. OUM.RU. Дата обращения: 30 мая 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!