Махабхарата
Махабхарата | |
---|---|
англ. Title in Sanskrit महाभारतम् | |
Жанр | Эпос |
Автор | Вьяса |
Язык оригинала | Санскрит |
Махабха́рата (санскр. महाभारतम्, «Великая Бхаратиада», или «Сказание о великой битве потомков Бхараты») – древнеиндийский эпос на санскрите, одно из крупнейших литературных произведений в мире. Состоит из восемнадцати книг и содержит в разных редакциях от 82 до 95 тысяч двустиший[1][2].
Основное содержание
Краткое содержание эпоса — противостояние древнеиндийских родов Куру и Пуру. Важная сюжетная линия – спор сыновей двух братьев за трон: Дхритараштры, который был слепым, и Панду. У Дхритараштры было сто потомков-кауравов, у Панду – пять потомков-пандавов.
Махабхарата – это сочетание разных литературных жанров, гармонично сочетающихся между собой: басни, притчи, новеллы, мифы, гимны и другие формы литературного творчества передают многие сюжеты и образы обо всем, что есть на свете. Главная мысль Махабхараты заключается в том, что проблемы не должны решаться с помощью войны, потому что она губит сердце и разрушает личность. Для развития необходимо выбирать мирные пути выхода из сложных ситуаций[3].
Авторство
Автором повествования считается Вьяса – мудрец, живший в 3 тыс. до н. э. Вьяса также является действующим лицом Махабхараты: согласно содержанию данного эпоса, Вьяса – сын мудреца Парашары и дочери царя рыбаков Сатьявати[1].
Экранизация
В 2013 году вышла самая зрелищная экранизация эпоса – индийский телесериал «Махабхарата». Жанр сериала – историческая драма, число серий – 267.Сюжет телесериала рассказывает историю власти Хастинапура и борьбы Кауравы и Пандавы, которые относятся к одной династии Куру. Род Пандавы олицетворяет светлую сторону жизни, а род Кауравы воплощает темную, сварливую сторону[2].
Проблемы генезиса Махабхараты
Редактирование этого литературного произведения в основном происходило до первого века нашей эры. Были созданы южная и северная редакции, они отличаются порядком расположения структурных элементов[4].
Влияние на другие виды искусства
Изучение Махабхараты происходит дольше 200 лет. В науке есть две стороны изучения данного эпоса. В первой группе стремились выделить из текста «ядро» раннего времени. Эта позиция оправдывалась исторической разнородностью и нецелостностью текста. Вторая сторона доказывала композиционную целостность и единое авторство. Разрешить противостояние удалось только во второй половине XX века, применив теорию о том, что текст этого эпоса долгое время существовал в устном виде, значит, для него одинаково естественны и относительное единство языка и стиля, и историческая гетерогенность содержания[2].
Жанровые особенности
Согласно классификации, Махабхарата является частью исторического наследия, которое частично приняло религиозно-дидактические формы, но не утратило архаических черт эпоса. «Махабхарата» иногда рассматривается как своеобразная «энциклопедия индуизма». Эпос объединяет три разносторонние концепции судьбы: индуистская доктрина кармы, классический фатализм и оптимистичная мифологическая идея «вечного возвращения». Эпос создавался в устной традиции, что отразилось в его стиле. Также в тексте содержится множество мифов и легенд[5].
Структура Махабхараты
- Адипарва (Первая книга).
- Сабхапарва (Книга о собрании).
- Араньякапарва (Лесная книга).
- Виратапарва (Книга о Вирате).
- Удьйогапарва (Книга о старании).
- Бхишмапарва (Книга о Бхишме).
- Дронапарва (Книга о Дроне).
- Карнапарва (Книга о Карне).
- Шальяпарва (Книга о Шалье).
- Сауптикапарва (Книга о нападении на спящих).
- Стрипарва (Книга о женах).
- Шантипарва (Книга об умиротворении).
- Анушасанапарва (Книга о предписании).
- Ашвамедхикапарва (Книга о жертвоприношении коня).
- Ашрамавасикапарва (Книга о жительстве в лесу).
- Маусалапарва (Книга о битве на палицах).
- Махапрастханикапарва (Книга о великом исходе).
- Сваргароханикапарва (Книга о восхождении на небо)[6].
Литература
- Гринцер П. А. «Махабхарата» и «Рамаяна». (Серия «Массовая историко-литературная библиотека»). — М., Худож. лит. 1970. 96 с. 8000 экз.
- Гринцер П. А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. (Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»). М., Наука (ГРВЛ). 1974. 424 стр. 4800 экз.
- Дандекар Р. Н. «Махабхарата: её происхождение и развитие» // «От вед к индуизму. Эволюционирующая мифология». М., «Восточная литература» РАН, 2002. ISBN 5-02-016607-3.
- Ибрагимов А. Р. Образ Карны в Махабхарате. Разыскания о трагическом герое индийского эпоса. М., CK. 2009. 248 стр.
- Ибрагимов А. Р. Старый царь Махабхараты. Свобода выбора и судьбa в индийском эпосe. Монреаль, AGC. 2016. 464 стр. ISBN 9781533730299.
- Ибрагимов А. Р. Царицы Махабхараты. Роль женщины в индийском эпосе. СПб., СИ. 2022. 456 стр.
- Лосев П. Махабхарата. Ревизия смыслов. М .: RUGRAM_Пальмира, 2024 - 591 с.ISBN 978-5-51-709703-3
- Махабхарата. Бхагавадгита. Кн. VI, гл. 25—42 / Буквальный и литературный перевод, введение, примечания и толковый словарь академика АН ТССР Б. Л. Смирнова. — 2-е перераб. изд. — Ашхабад: Изд-во АН ТССР, 1960. — 403 с.
- Махабхарата. Книги 1-11, 14-18 / Пер. и комм. В. И. Кальянова и др. — М.—Л.—СПб., 1950—2009
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Махабхарата. Популярное изложение Э.Н. Тёмкина и В.Г. Эрмана . rodon.org. Дата обращения: 24 мая 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Махабхарата . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 31 мая 2024.
- ↑ Невелева С. Л. Время в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» // Евразийский Союз Ученых.. — 2014. — С. 50—52.
- ↑ Васильков Я. В. «Махабхарата» как символ индусской и индийской идентичности // Кунсткамера. — 2022. — № 1 (15). — С. 220—236.
- ↑ Невелева С. Л. Мудрец-сказитель в Махабхарате (к проблеме эпического текстосложения) // Acta Linguistica Petropolitana. — 2008. — № 1. — С. 277—294.
- ↑ Все книги Махабхараты, переведенные на русский язык . OUM.RU. Дата обращения: 30 мая 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |