Мифологический жанр

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Питер Пауль Рубенс — «Персей освобождает Андромеду», 1622

Мифологи́ческий жанр (от греч. μυθολογία — коллекция мифов) — раздел изобразительного искусства, в котором основой для сюжета произведений служат древние сказания, легенды, предания или сказки разных народов. Картины мифологического жанра часто наполнены аллегорическим и символическим смыслами. В них вымышленные герои служат образцами поведения и объектами высмеивания, чтобы помочь зрителю решить важные морально-этические проблемы[1][2].

История развития

Мифологический жанр формируется в период эллинизма и римской эпохи. Оформление мифологического жанра связано с демифологизацией сознания: миф предстает как художественный вымысел, а его персонажи подвергаются разнообразным трансформациям и переосмыслениям. Они оказываются в обыденной среде, служат примерами различных моделей поведения, иногда становятся объектами насмешек или представлены в виде аллегорий и олицетворений[3].

В средневековом искусстве христианские темы затмевали языческие сюжеты, в период Возрождения античные мифы начинают интегрироваться с христианскими мотивами, обогащаясь новым символическим содержанием. Художники, такие как А. Дель Поллайоло, С. Боттичелли, А. Мантенья, Пьеро ди Козимо, Ф. дель Косса, Рафаэль, Корреджо, Б. Перуцци, Дж. Романо, Джордоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто, А. Бронзино, Дж. Вазари, Л. Кранах Старший, Ж. Гужон, Н. дель’Аббате, а также мастера Фонтенбло школы, создавали произведения, в которых сочетались эти два мира. Среди известных художников, работавших в этом жанре, следует отметить Андреа Мантенью, Джорджоне, Рафаэля, Тициана, Рембрандта и Паоло Веронезе. Эти творцы объединяли элементы античной и христианской традиций[3].

Ут­ра­тив глу­бо­кий под­текст и пла­стическую ост­ро­ту сти­ля в позд­неа­ка­де­мическом и са­лон­ном искусстве второй половины XIX века, мифологический жанр превратился в по­верх­но­ст­но-ил­лю­ст­ра­тив­ные про­из­ве­де­ния (В. А. Буг­ро, Л. Аль­ма-Та­де­ма, Ф. Лей­тон и др.), по­лу­чил са­ти­рическое ис­тол­ко­ва­ние в ли­то­гра­фиях О. До­мье.

В XIX веке в искусство во­шли сю­же­ты гер­ман­ских, кельтских, индийских и славянских ми­фов. В твор­че­ст­ве пре­ра­фа­эли­тов и мас­те­ров не­ои­деа­лиз­ма воз­ро­ж­да­ет­ся ин­те­рес к ан­тич­ной те­ма­ти­ке (жи­во­пись Х. фон Ма­ре, А. Бёк­ли­на, скульп­ту­ра А. Хиль­деб­ран­да)[4].

Мифологический жанр ши­ро­ко пред­став­лен в искусстве XX веке, на­чи­ная с сим­во­лиз­ма и мо­дер­на ру­бе­жа XIX—XX вв. (Г. Мо­ро, М. Де­ни, Ф. Вал­лот­тон, Ф. фон Штук, Г. Климт, А. Му­ха), ар­хаи­зи­рую­щей не­оклас­си­ки (А. Май­оль, Э. А. Бур­дель и др.) и аван­гар­ди­ст­ской жи­во­пи­си и гра­фи­ки (М. Бек­ман, П. Клее, П. Пи­кас­со). Ин­ди­ви­ду­аль­ное ми­фо­твор­че­ст­во от­ли­ча­ет про­из­ве­де­ния мас­те­ров сюр­реа­лиз­ма. То­та­ли­тар­ное искусство Ита­лии, Гер­ма­нии куль­ти­ви­ро­ва­ло М. ж. Ан­ти­то­та­ли­тар­ная ин­тер­пре­та­ция ми­фа ха­рак­терна для пред­ста­ви­те­лей по­стмо­дер­низ­ма (К. М. Ма­риа­ни, Дж. Шоу и др.)[4].

В Рос­сии мифологический жанр по­лу­чил рас­про­стра­не­ние с XVIII века, осо­бен­но в искусстве клас­си­циз­ма конца XVIII — начала XIX веков (скульп­ту­ра С. С. Пи­ме­но­ва, В. И. Де­мут-Ма­ли­нов­ско­го, И. П. Мар­то­са, жи­во­пись А. П. Ло­сен­ко, П. И. Со­ко­ло­ва, К. П. Брюл­ло­ва, А. А. Ива­но­ва). Во второй половине XIX — начала XX веков ин­те­рес к национальному фольк­ло­ру по­ро­ж­да­ет свое­об­раз­ную ин­тер­пре­та­цию М. ж. в сти­ле мо­дерн: ска­зоч­ные об­ра­зы жи­во­пи­си В. М. Вас­не­цо­ва и М. А. Вру­бе­ля, гра­фи­ки И. Я. Би­ли­би­на и Е. Д. По­ле­но­вой, скульп­ту­ры С. Т. Ко­нён­ко­ва и К. Эрь­зи. Славянская и восточная ми­фо­ло­гия пред­став­ле­ны в по­лот­нах Н. С. Гон­ча­ро­вой и Н. К. Ре­ри­ха. Ми­фы Эл­ла­ды пре­ло­ми­лись в про­из­ве­де­ни­ях Вл. А. Се­ро­ва и Л. С. Бак­ста[2][3].

Сказочно-мифологический жанр в русской художественной культуре ХХ века

XX век был временем, насыщенным сложными политическими ситуациями, на фоне которых происходила смена художественных парадигм и глубокое осмысление традиций, возникновение стремления «возвратиться к истокам». Ещё на границе XIX и XX веков начала формироваться и развиваться тенденция, ориентированная на поиски новых способов применения традиционных форм, образов и сюжетов. Не случайно в это время возникли такие работы, как «Художественное творчество как принцип объяснения мифов» Александра Введенского и «Северные сказки» Николая Ончукова. Кроме того, в 1914 и 1915 годах вышли два сборника Дмитрия Зеленина: «Великорусские сказки Пермской губернии» и «Великорусские сказки Вятской губернии». Значительным вкладом в исследование стали «Сказки и песни Белозёрского края», выпущенные Борисом и Юрием Соколовыми в этот же период. В середине XX века появляются выдающиеся исследования, посвящённые фольклору от таких учёных, как Владимир Пропп, Пётр Богатырёв, Изалий Земцовский и Виктор Гусев[5].

Фольклор является неотъемлемой частью национального сознания народа, отражая его основные ценности и традиции, которые служат основой для русской культуры. Художественная жизнь общества формируется на этом фундаменте и во многом зависит от него. Расцвет или упадок различных фольклорных жанров напрямую связаны с развитием общества и изменением условий жизни. Модификации в сфере труда и повседневной жизни влияют на содержание и тематику фольклора. Тем не менее, интерес к устному народному творчеству русского народа сохраняется на протяжении долгих лет[6].

Сказка представляет собой один из самых популярных жанров, привлекающий внимание писателей, композиторов, художников, исследователей, театралов и простых поклонников народной культуры.

В сказках описываются необычные события, и нередко их содержание содержит элементы приключений, что формирует основную структуру сюжета. Многочисленные пословицы подчеркивают значимость сказки в формировании мыслительных, моральных и эстетических ориентиров у молодежи: «Красна песня ладом, а сказка складом», «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Сказочный вымысел может отразить реальную жизнь или же быть фантастическим, однако мораль и метафорическое значение остаются центральными, а понимание этих аспектов требует учёта этнопсихологии и культурных идеалов.

Серьёзный анализ сказок начался в XVIII веке, когда к ним начали проявлять научный интерес. Одним из первых учёных, осознавших их значимость, стал историк В. Н. Татищев, который увидел в этом фольклорном жанре отражение русской истории и быта. Последователи мифологической школы считали, что сказки являются продолжением мифов, и эту точку зрения разделял крупный знаток русского фольклора А. Н. Афанасьев. Важное значение для изучения сказок имеют работы таких ученых, как А. Н. Веселовский, Ф. И. Буслаев и В. Я. Пропп. В своем произведении «Перехожие повести» (1874) Ф. И. Буслаев исследует пути распространения бродячих сюжетов, которые движутся преимущественно с Востока на Запад. В числе ранних исследований о сказках начала XIX века выделяется статья В. Боброва «Русские народные сказки о животных» (19061908). А. М. Смирнов составил «Систематический указатель тем и вариантов русских народных сказок» (19111914). В 1963 году вышла книга Э. В. Померанцевой «Русская народная сказка», а в 1965 — «Судьбы русской сказки».

Особый интерес представляют работы на стыке литературы и психологии. Например, Мария-Луиза фон Франц в своей книге «Психология сказки. Толкование волшебных сказок» рассматривает структуру и особенности волшебных сказок с точки зрения психоанализа. Она утверждает, что волшебные сказки отражают психические процессы коллективного бессознательного, и имеют большую научную ценность. Также стоит отметить труд Клариссы Эстес «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях», который значительно расширяет понимание сказочных сюжетов.

В русской науке встречается термин «мифологические сказки». Он появился в работах фольклористов первой половины XIX в. (И. П. Сахаров), встречается в исследованиях П. А. Бессонова, О. Ф. Миллера и др. Широкую известность приобрела работа Е. М. Мелетинского «Миф и сказка», в которой автор утверждает, что происходила трансформация мифа в сказку. Действительно, в художественно-эстетическом сознании миф, былина и сказка имеют много общего. А поскольку «жанр задает набор правил для варьирования», то неслучайно в художественном творчестве появляются термины «сказочно-мифологический» и «сказочно-былинный» жанр. Ярко и многогранно способен он отразить этические и эстетические представления народа, круг его духовных исканий.

Ссылаясь на элементы фантастического вымысла, содержащиеся в волшебных сказках, Н. В. Новиков предложил называть эту разновидность сказок волшебно-фантастическими. Присутствие нереалистических персонажей создает особую привлекательность не только для слушателей (и больших, и маленьких), но и для тех, кто по роду своей деятельности интерпретирует сказочные сюжеты, создавая на их основе авторские произведения. Бессмертную славу своим создателям принесли музыкальные произведения, созданные по мотивам сказочных сюжетов: «Снегурочка», «Садко», «Кощей Бессмертный» и другие оперы-сказки Н. Римского-Корсакова, балеты-сказки П. Чайковского, музыка И. Стравинского, С. Прокофьева, Р. Щедрина и многих других. Искреннюю любовь зрителей заслужили иллюстрации к сказкам и станковые картины, навеянные сказочными сюжетами. Для Виктора Васнецова (18481926) мир сказки — это мир гармонии и счастья, где добро всегда торжествует над злом. В нём есть место тяжелым раздумьям и печальным переживаниям, но нет места безысходному горю и отчаянью. В. Васнецов — один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Он преобразовал исторический жанр, внеся в него дух поэтической легенды и волшебной сказки. Его принципы «русского стиля», реализованные в живописи, театральной декорации, дизайне были связаны не просто с миром национальной старины, а с её художественно-поэтическими воззрениями[3].

Творчество целого ряда талантливых художников начала XX веке не просто отмечено интересом к «сказочной» тематике, а многогранно воплотилось в этой области, охватив создание станковых работ и книжных иллюстраций, театральных декораций, эскизов костюмов к сценическим постановкам.

В конце Х!Х-начале ХХ века С. Малютин (1859—1937) создал великолепные иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина: «Сказке о царе Салтане», «Сказке о мёртвой царевне» и «Сказке о золотом петушке». Работы С. В. Малютина в изобразительной пушкиниане занимают особое место. В них подчёркнута народность сказочных персонажей, крестьянские черты приданы не только сватье бабе Бабарихе и её дочерям, но Салтану, боярам и царевне Лебеди. Однако Малютин не ограничился бытовой трактовкой Пушкина. Сам метод создания им сказочного образа близок пушкинскому: поэт вдохновлялся фольклором, художник — народным искусством.

В иллюстрации сказок постепенно вырисовываются две основные тенденции — быт и сказочно-фантастическая стилистика. Первая из них предоставляет возможность использовать «русские характеры», окружая их национальными атрибутами быта и одевая в традиционные костюмы. Вторая же более связана с художественными поисками русского модерна, стремлением к изящным формам, ярким цветам и орнаментальному оформлению. На практике эти два подхода часто пересекались.

С именем К. А. Коровина связаны театральные работы по произведениям Пушкина. В 1903 году он создал декорации для балета «Золотая рыбка» Л. Ф. Минкуса, в 1909 году — эскизы декораций и костюмов к опере «Золотой петушок», а в 1913 году — к «Сказке о царе Салтане». Фольклорное восприятие художника, сочетающееся с импрессионистическим звучанием его работ, позволяло создавать яркие и радостные сценки народной жизни.

Образы М. Врубеля, как «Царевна-лебедь», могут быть как эфемерными, так и явно фольклорными, отображая его уникальную способность передавать фантастические элементы реальности. Темы «Снегурочки» и «Садко» находят свое отражение в его скульптурах, созданных в Абрамцеве, воплощающих сказочные образы и характеры.

Эскиз Н. К. Рериха к опере «Снегурочка»

Четыре раза (в 1908, 1912, 1919 и 1921 годах) обращался Николай Рерих к оформлению «Снегурочки» для сценических постановок. Целая галерея образов и характеров представлена в этой сказке: нежная и трепетная Снегурочка, страстная Купава и пылкий Мизгирь, одухотворенный Лель и мудрый Берендей. Все силы, управляющие нашей жизнью, находят в опере персонифицированное воплощение — сила и страсть противопоставлена красоте и мудрости, разумности природы и мироздания. Сказочно-мифологический жанр позволял затрагивать самые сложные стороны жизни, размышлять над серьёзными проблемами, глубоко волновавшими общественность. Так, одна из известных работ Н. К. Рериха — «Настасья Микулична» (1943), воспринимается как былинный образ, как символ России никому не угрожающей, но готовой к защите. Маленькие фигурки на руке — символ малых народностей, которые защищало русское государство. Свой вариант этого образа в 1898 году предложил А. П. Рябушкин — признанный мастер ретроспективного взгляда на русский быт и историю[5].

Большую известность в области создания фольклорных сюжетов приобрел известный дореволюционный иллюстратор сказок И. Я. Билибин. Многие работы он выполнял под впечатлением от поездок на русский Север, откуда привез коллекцию народного костюма и предметов декоративно-прикладного искусства, зарисовки памятников деревянного зодчества. Это один из самобытных представителей русского модерна, живопись которого была наполнена поэтическими аллегориями символизма, сочетанием сложных ритмом, плавности форм, причудливых растительных узоров и фантастических существ в союзе с декоративным цветовым пятном. Графическая виртуозность, орнаментальные изыски в сочетании с насыщенным цветом были присущи Баксту — автору декораций и эскизов костюмов для постановок «Жар-птицы» (балета Игоря Стравинского) и «Шахерезады» Римского-Корсакова. В духе народных теремных росписей создан был А. Головиным эскиз декорации к балету А. Н. Корещенко «Волшебное зеркало» (1903), а эскиз декорации к балету «Жар-птица» с его мелкими пуантилистическими штрихами напоминает одновременно и русские традиции вышивки бисером и блеск оперенья фантастического существа. Похожий эффект уже встречался в работах Врубеля.

Сохраняется интерес к русской сказке и в советский период. Юрий Васнецов (1900—1973) иллюстрировал и оформлял русские народные сказки, песенки, потешки, а также книги известных детских авторов: В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака. Он иллюстрировал народные сказки: «Три медведя», «Теремок» и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи художник создавал на основе впечатлений от подлинной русской природы. Лубочные традиции и мягкий юмор, эпичность повествования и высокий эстетический вкус отличают работы Ю. Васнецова и Татьяны Мавриной (1900—1996) — единственной из российских художников удостоенной высшей награды в области литературы для детей в 1976 году за вклад в иллюстрирование детских книг. Более 25 лет посвятил иллюстрированию детской литературы Николай Кочергин (1897—1974). Красочность и сложное узорочье русской старины определила манеру и стиль его иллюстраций, таких же ярких и праздничных[3].

Вторая половина ХХ века ознаменовалась множеством иллюстраторов, работающих в Алтайском книжном издательстве, которые уделяли внимание детской литературе. В их числе находятся такие мастера, как Т. Ашкинази, В. Раменский и В. Кошкаров. Мифологическое мышление и волшебные сюжеты также находят отражение в работах современных алтайских художников, таких как М. Чевалков, И. Ортонулов, В. Тебеков и Ю. Бралгин.

Главной характеристикой творчества Ю. Бралгина является глубокий фольклоризм, который проявляется в лаконизме форм, подчеркнутых контурных линиях и декоративных элементах. Его работа «Рождение Катуни» демонстрирует удивительную гармонию. Образ загадочной женщины — Хозяйки мира, владеющей природными стихиями, встречается в сказаниях и легендах и, вероятно, связан с древней памятью о женском начале. Катунь, одна из самых известных алтайских рек, окружена множеством легенд о своём происхождении, одна из которых рассказывает о её возникновении из рук красивой женщины на вершине горы.

При анализе разнообразия мифологических персонажей в творчестве М. Чевалкова можно выделить несколько категорий: космогонические образы, эпические герои и женские персонажи. Художник также обращается к русским былинам и тюркскому эпосу, создавая богатырей, которые превосходят обычных людей, а женские образы наполнены величием и красотой[7].

Мифологический жанр в живописи

Художники мифологического жанра

К наиболее известным художникам мифологического жанра можно причислить несколько десятков выдающихся мастеров разных эпох. И все же, наиболее достойны отдельного упоминания такие живописцы[4]:

  • Сандро Боттичелли (1445—1510) — один из величайших представителей эпохи итальянского Возрождения. Его всемирно известная картина «Рождение Венеры» до сих пор считается эталоном жанра и легко узнаваема по характерной манере исполнения.
  • Питер Пауль Рубенс (1577—1640) — величайший голландский художник, знаменитый изображениями женщин с пышными формами. Даже мифические героини в его работах полны жизненных сил и очаровательного эротизма.
  • Франсуа Буше (1703—1770) — французский живописец, выдающийся представитель стиля рококо. Его картины переполнены яркими золотистыми красками, изображениями безмятежной жизни древних героев.
  • Гюстав Моро (1826—1898) — один из самых ярких символистов в истории человечества. Он периодически писал картины на тематику античных мифов и наполнял их многочисленными иносказательными образами.
  • Виктор Васнецов (1848—1926) — знаковая фигура в российской живописи, автор гениальных работ на сказочно-былинную тематику. Его произведения очаровывают глубокой духовностью народных образов.

Галерея

См. также

Литература

  • Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: Из сб. А.Н. Афанасьева /[Вступ. ст. В.П. Аникина; Худож. Е.Я. Пошивалов]. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. Изд-во, 1984. – 430 с.
  • Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Эксмо, 2015. – 896 c.
  • Пропп В.Я. Русская сказка.– М., Издательство "Лабиринт", 2000. – 416 с.
  • Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 1996. – 364 с.
  • Мифологический жанр // Краткий словарь терминов изобразительного искусства / Под общей редакцией Г. Г. Обухова. — М.: Советский художник, 1961. — С. 93. — 190 с. — 15 000 экз.

Примечание

  1. Мифологический жанр. Very Important Lot.. Дата обращения: 25 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 Мифологический жанр. Большая Российская энциклопедия. Дата обращения: 24 октября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Косимов, Х. Формирование мифологического жанра в художественном образовании.. — М.,: Наука, общество, образование в современных реалиях, 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 Мифологический жанр в живописи. Автор24. Дата обращения: 24 октября 2024.
  5. 5,0 5,1 Виницкая Н.В. Сказочно-мифологический жанр в русской художественной культуре ХХ века // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — Т. 43, № 6.
  6. Мифологический жанр // Краткий словарь терминов изобразительного искусства / Под общей редакцией Г. Г. Обухова. — М.,: Советский художник, 1961. — С. 93-190. — 15 000 экз.
  7. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики : журнал. — 2016. — № 6. — С. 91-95.