Мантенья, Андреа

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Андреа Мантенья
Автопортрет (крайний справа) с женой (крайняя слева) на полотне «Принесение во храм», 1465-1466, Берлинская картинная галерея
Автопортрет (крайний справа) с женой (крайняя слева) на полотне «Принесение во храм», 1465-1466, Берлинская картинная галерея
Имя при рождении Andrea Mantegna
Дата рождения 1431 год(1431)
Место рождения Изола-ди-Картуро, Италия
Дата смерти 13 сентября 1506(1506-09-13)
Место смерти Мантуя, Италия
Гражданство Италия
Жанр фреска, живопись
Учёба Франческо Скварчоне
Стиль Итальянский Ренессанс

Андре́а Манте́нья (итал. Andrea Mantegna; ок. 1431, Изола-ди-Картуро, ныне в области Венето[1] — 13 сентября 1506, Мантуя) — итальянский живописец и гравёр. Родился недалеко от Виченцы в семье плотника. На жизненном пути помимо живописи занимался дипломатией, созданием гобеленов, археологией и математикой[2][3].

Был предшественником будущих знаменитых гравёров, его работы послужили образцом для Альбрехта Дюрера. Работал он в основном в Падуе и Мантуе. Его картины отличаются драматическим рисунком, мастерством перспективы и исключительной классической проработкой архитектурных деталей. Был одним из величайших мастеров пространственного восприятия эпохи Возрождения[4].

Юность

Андреа Мантенья родился в 1430 или 1431 году в деревне Изола-ди-Картура (ныне носящей его имя), расположенной между Виченцей и Падуей. Его отец, Бьяджо, был мастером-плотником. Он научился этому ремеслу в раннем возрасте. В возрасте десяти лет будущий живописец начал обучение в гильдии живописцев Падуи, в качестве ученика Франческо Скварчоне. От мастера Андреа перенял интерес к античности, особенно вдохновляясь работами Донателло. В конце 1440-х годов он впервые попал в Венецию. Закончив обучение приступил к работе в качестве профессионального художника. Первым заказом для него являлась роспись не сохранившегося до наших дней алтарного образа церкви Софии Софии в городе Падуя. Начиная с 1448 года в ряде источников уточняется, что он начал работать самостоятельно[2][5].

Через год он совершил короткую поездку в Феррару, где, предположительно, изучал фрески Пьеро делла Франчески в церкви Святого Августина. Неожиданно — в 1450 году умирает д’Аллеманья, за ним следует смерть Виварини и Пиццоло в 1453 году, таким образом Мантенья становится ключевой фигурой в работе над фресками капеллы Оветари в Падуи, причём его выдающийся талант проявился уже на ранней стадии. Законченная в 1456 году работа принесла ему славу и привлекла внимание семьи Гонзага из Мантуи, которые пригласили его к своему двору в Мантуе и назначили придворным художником[2].

Параллельно с этими фресками он работал и над другими произведениями в Падуе. В 1452 году расписал люнет главного портала базилики Святого Антония. В 1453 году получил заказ на роспись полиптиха Святого Луки для базилика Святой Иустины. В том же году он, вероятно, женился на Николозии, дочери знаменитого венецианского живописца Якопо Беллини. Он становится шурином братьев Беллини — Джованни и Джентиле. В последующие годы по заказу настоятеля церкви Сан-Дзено в Вероне он написал алтарный образ, который, наряду с фресками капеллы Оветари, оказал большое влияние на живопись Северной Италии[2].

Герцогский придворный художник

Картина «Святое семейство с Царём Мира»

Переезд в Маню Мантеньи состоялся в 1460 году. Слава художника росла и он стал придворным художником герцогов Мантуанских. В новом городе он вскоре обзавёлся связями с весомыми и авторитетными людьми, среди которых был маркиз Людовико Гонзага, который обеспечивает ему высокий доход и дает звание придворного художника, которое Мантенья сохраняет до конца жизни. В семье Гонзага он работал на Людовико, затем на Фредерику и Фраческу. В 1459 году он украсил капеллу Святого Георгия[5][6].

Стремление открыть новые направления привело его во Флоренцию и Пизу. В 1463—1464 годах он работал в Гойто, руководил перестройкой герцогской резиденции. На его работу оказали влияние учёные-гуманисты двора Гонзага, он расширил свои познания в литературе и археологии. Он знакомится с архитектором Альберти. Это привело к созданию его знаменитого произведения — Камеры дельи Спози в северной башне замка Сан-Джорджо. Законченная в 1474 году, эта ступенчатая декорация является одним из величайших достижений итальянского Возрождения и одной из самых известных работ Мантеньи. Она открыла дорогу следующему поколению итальянских живописцев — от Корреджо до Тьеполо[5].

Поздние годы

Его имя стало известно от Флоренции до Рима. К тому времени у него уже была хорошо раскрученная мастерская с обилием помощников и большим количеством заказов. Он создает гобелены, золотые изделия, свадебные ларцы и драгоценные вазы. Именно в это время он создает свои более масштабные работы, такие как девять больших полотен серии «Триумфы Цезаря», начатые в 1486 году. Эта серия, продолжавшаяся восемь лет с небольшими перерывами, была принята с восторгом и стала известна благодаря многочисленным гравюрам. Важными графическими произведениями кватроченто являются его офорты на библейские и мифологические сюжеты. Его офорты отражают новую моду и вдохновляют многих немецких художников, в том числе Альбрехта Дюрера[7][8].

В 1488 году он отправился в Рим и проработал там более двух лет. Папа Иннокентий VIII поручил ему украсить капеллу в Бельведере (разрушена в XVIII веке). Когда он вернулся в Мантую, его встретили новые веяния, которые окончательно закрыли одну художественную эпоху и открыли новую. Новый герцог Мантуи Франческо II Гонзага и его жена Изабелла д’Эсте заваливают Мантенью заказами. Он пишет картину «Мадонна Победы» (1496 год) — дар в знак благодарности за победу над французами при Форнью в июле 1495 года. Пишет аллегории Парнаса (1497 год) и Минервы (1504 год), изгоняющей злые качества. Одна из последних работ Мантеньи — «Крещение Христа» (1504—1506 годы), украшающая капеллу церкви Святого Андрея в Мантуе, где он и похоронен. На его надгробии, где также изображен его портрет, есть надпись: «Вы должны знать, что Андреа из Мантуи, чьё изображение вы видите здесь, / Был сравним с Апеллесом, если не лучше его»[9][5].

В эпоху Возрождения художники всё больше осознавали свое положение в обществе и старались принадлежать к интеллектуальной элите своего времени. Так было и с Мантеньей. О том, что он считал себя личностью высокого статуса, свидетельствует, например, гробница, которую он сделал для себя в капелле церкви Святого Андрея в Мантуе и в которую были вписаны всевозможные указания на его величие, дополненные золотыми и бриллиантовыми деталями[10].

Наследие

Фреска в Камере дельи Спози

Имя Андреа Мантеньи тесно связано с Мантуей, но первые шаги как живописца он сделал в Падуе, в мастерской Скварчоне, где познакомился с античным искусством и последними открытиями флорентийских художников. Именно во время ученичества до него дошли новые культурные веяния из Тосканы. В своей живописи он соединил результаты тосканского искусства с формальной идиомой северной готики, в то время как влияние венецианского искусства также обогатило его стиль. Он создал свое индивидуальное монументальное искусство, и феррарские художники пошли по его стопам. Впоследствии его тесть Якопо Беллини познакомил его с творчеством венецианских художников. От Донателло он перенял скульптурные формы, научное изучение античного искусства. Через Джованни Беллини его живопись перекликалась с венецианским искусством, а через Дюрера оказала большое влияние на Северное Возрождение[11].

Религиозная тематика его картин — лишь повод для того, чтобы попытаться возродить античное искусство через творчество. Как коллекционер с большим археологическим рвением он всю жизнь искал реликвии прошлого. В его творчестве сочетаются ренессансный интеллект и альбертианский гуманизм. Для его раннего стиля характерны фрески падуанского Эрмитажа, капелла Оветари (1454—1457 годы) Произведения Мантеньи отличаются новаторской пластической жизненностью, мастерским единством фигур, зданий и пейзажа.

Главными произведениями раннего периода, помимо фресок, являются трёхчастный алтарный образ Сан-Дзено (1459 год), а также «Портрет кардинала Лодовико Медзарота». (1459 год), Непревзойденное мастерство рисовальщика делает его одним из лучших итальянских художников этого периода и предтечей Дюрера. За пределами Падуи он работал в основном в Мантуе, а также в Риме, Пизе и Флоренции. Главной его работой в Мантуе являются фрески замка Сан-Джорджо «Камера дельи Спози» (1474 год). Он создал мастерское единство масс и архитектурного окружения, причём портреты написаны на иллюзорном ажурном потолке в купольной росписи. Следует признать, что довольно большое количество работ живописца того этапа его творчества бесследно утрачены[9].

Мантенья был одним из величайших мастеров пространственного восприятия эпохи Возрождения. В основном он писал портреты и фрески, а также создавал чаши и вазы. Его работы отличает почти скульптурная пластика, частое изображение античных предметов и мастерское использование перспективного ракурса. Живописец в совершенстве владел всеми художественными средствами перспективы и анатомии, а также достойным выражением возвышенного содержания, примером чему может служить разнообразная серия алтарных образов Святого Себастьяна, проходящая через всё его творчество. Гениальные новации в форме и содержании, величие индивидуального стиля в сочетании с археологической подготовкой и гуманистической культурой являются примером Ренессанса, преодолевающего античность. Мантенья также преуспел в репродукционной графике — новом виде искусства, создав рисунки на мифологические и библейские сюжеты. Его фрески оказали влияние на Корреджо, а также на Веронезе и Тьеполо[12][13].

Литература

  • Знамеровская, Татьяна Петровна. Андреа Мантенья - художник североитальянского кватроченто. — Издательство Ленинградского ордена Ленина государственного университета., 1961. — 172 с.
  • Ольга Борисовна Краснова. Энциклопедия искусства Средних веков и Возрождения. — Олма медиа групп, 2002. — 320 с. — ISBN 978-5-94849-063-2.
  • Наталья Николаева. Андреа Мантенья. — Искусство, 1980. — 126 с.
  • Александр Степанов. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. — Азбука-Аттикус, 2023-07-18. — 467 с. — ISBN 978-5-389-23663-9.
  • Joseph Manca. Andrea Mantegna and the Italian Renaissance. — Parkstone International, 2015-09-15. — 296 с. — ISBN 978-1-78310-754-4.
  • Dawson William Carr. Andrea Mantegna: The Adoration of the Magi. — Getty Publications, 1997. — 108 с. — ISBN 978-0-89236-287-5.

Примечания

  1. В 1963 году городок переименован в честь художника в «Isola Mantegna»
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Andrea Mantegna - Renaissance Painter, Mantua Court | Britannica (англ.). Британика. Дата обращения: 29 ноября 2023.
  3. Ольга Борисовна Краснова. Энциклопедия искусства Средних веков и Возрождения. — Олма медиа групп, 2002. — 320 с. — ISBN 978-5-94849-063-2.
  4. Энциклопедия живописи - Итальянская школа - Андреа Мантенья. leosart.narod.ru. Дата обращения: 29 ноября 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Знамеровская, Татьяна Петровна. Андреа Мантенья - художник североитальянского кватроченто. — Издательство Ленинградского ордена Ленина государственного университета., 1961. — 172 с.
  6. Наталья Николаева. Андреа Мантенья. — Искусство, 1980. — 126 с.
  7. Художник недели: Андреа Мантенья. artinvestment.ru. Дата обращения: 29 ноября 2023.
  8. Александр Степанов. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. — Азбука-Аттикус, 2023-07-18. — 467 с. — ISBN 978-5-389-23663-9.
  9. 9,0 9,1 Как смотреть Андреа Мантенью • Arzamas (неопр.). Arzamas (3 мая 2019). Дата обращения: 29 ноября 2023.
  10. Joseph Manca. Andrea Mantegna and the Italian Renaissance. — Parkstone International, 2015-09-15. — 296 с. — ISBN 978-1-78310-754-4.
  11. Лопухова Марина Александровна. Реконструкция древности и воображаемая античность в живописи Андреа Мантеньи и Филиппино Липпи // Актуальные проблемы теории и истории искусства. — 2013. — Вып. 3. — С. 369–374. — ISSN 2312-2129.
  12. Акимова Д. А. К вопросу межкультурных художественных связей в эпоху Возрождения: северные влияния в творчестве Андреа Мантеньи и становление ренессансного стиля // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — Вып. 73—1. — С. 22–26. — ISSN 1992-6464.
  13. Dawson William Carr. Andrea Mantegna: The Adoration of the Magi. — Getty Publications, 1997. — 108 с. — ISBN 978-0-89236-287-5.