Возрождение (культурно-историческая эпоха)
Возрожде́ние или, по французскому названию, Ренесса́нс — фр. Renaissance, итал. Rinascimento, от лат. renasci — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIII—XVI века.
Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. Можем ли приравнять эпоху Возрождения с нынешней эпохой, когда энергия человека стала цениться. Человек творит и получается увековечить исторические события путём искусства, что очень похоже на эпоху Возрождения. В наше время искусство пришло в города, сёла масштабными проектами, которые соединяют разные вехи истории, сопоставляют с настоящей историей, углубляя смыслы и качество.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари (1511 — 1574) . В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века, Елизаветинское Возрождение, культура Бургундского двора, Аджорнаменто, Серебряный век. Эпоха Возрождения защищена и обособлена от всех других тем, что в ней энергия направлена на человека, на его деятельность, на создание шедевров, уникальное искусство, которое остаётся на века. В 1855 году французский историк Жюль Мишле употребил в названии седьмого тома «Истории Франции» название близкое к итальянскому слову Возрождение. Сама эпоха длилась долго, однако назвали ее только в 1860 году после издания книги историком Якобом Буркхардтом «Культура Италии в эпоху Возрождения»[1].
Разные периоды эпохи Возрождения
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
Черты эпохи вырисовываются не сразу, они немного размыты, так и сознание человека меняется очень медленно. За сознанием меняется деятельность человека, которая стала сильно заметна в эпоху проторенессанса у художников, поэтов, архитекторов, музыкантов, артистов, скульпторов, философов[2]. Интерес насыщает работу людей искусства, познания и исследовательская деятельность расширяет границы возможного, приносит в жизнь людей новое, доброе, которое объединяется словом любовь.
Художники проторенессанса
- Джо́тто ди Бондо́не один из ключевых основоположников проторенессанса в западной культуре. Ему удалось перенастроить целое течение в иконописании, прервав византийскую школу и воссоздав собственное направление. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело[3].
Живописцем, не только превосходным, но и прекрасным, слава которого среди художников велика!Франческо Петрарка
- Пьетро Каваллини работал над фреской в церкви Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, созданные на сюжеты из Ветхого и Нового Завета. Фрески были уничтожены при пожаре 1823 года, однако остались копии. В период 1291 года художник создаёт цикл мозаик в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере. В них ещё можно увидеть схожесть с византийским искусством, а также элементы древнехристианской живописи и некоторые приёмы построения перспективы, характерные для позднеантичной живописи. Наиболее известным произведением Каваллини считаются фрески, созданные им около 1293 года для церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере[4].
- Ченни ди Пепо (Чимабуэ) создал алтарную картину «Мадонна с младенцем и ангелами», выполненная для церкви Санта-Тринита во Флоренции. Это композиция являлась исконным образцом, предназначенным для молитвы и религиозного созерцания[5]. После множественных работ художника не перестали называть византийской, однако в ней прослеживалась новизна, яркость, объемность. Религия и религиозные мотивы присутствуют в творчестве мастеров проторенессанса.
Поэты, мыслители, философы
Мыслители, поэты, богословы своей деятельностью сделали большой скачок в период Возрождения. На первых порах византийское искусство и новое течение еще очень тесно переплетались между собой. Последним поэтом средневековья и первым поэтом проторенессанса принято считать Данте Алигьери.
- Данте Алигьери один из создателей литературного итальянского языка, сильный и влиятельный на течение западной жизни того времени. Легендарная фигура в культурной жизни эпохи всё больше начинается задумываться о своем месте в искусстве, создании нового течения, все изменения, происходящие с ним, он заполняет творчеством[6].
- Гвидо Кавальканти
Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
Время раннего Возрождения насчитывает с 1420 по 1500 года. Все эти годы искусство себя отождествляло и идентифицировало с новой эпохой. Условия жизни, пространство меняется, начинает меняться и школа искусств, которая заглядывает к периодизации, древней цивилизации, античности, классической древности.
А вот в Италии уже стремительно развивается искусство, которое свободно с пристрастием подражает классической древности. В других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV века, и его ранний период длится приблизительно до середины следующего века.
Мастера этапа Раннего Возрождения
Задатки искусства, обращенного к человеку, светской (не церковной) культуре, проявились во Флоренции, поэтому Сиена и Пиза уже не казались таким эталоном и превосходством в учениях и наставлениях для всей Италии. Флоренцию воспринимали идеалом, её искусству подражали, её копировали, она стала центром всей Италии. Богатейшие семейства управляли Флоренцией и соревновались между собой, поэтому мастера и деятели были настолько утончёнными, что им приходилось оттачивать своё мастерство, чтобы получить доступ в богатейшие дома и получить там заказ. Всё решилось в конце XIV века, когда банкирский дом Медичи, стал единоличным правителем города. Козимо Медичи, был закулисным правителем Флоренции. В их дворец приходили писатели, поэты, учёные, архитекторы и художники[7].
- Филиппо Брунеллески
- Донато ди Никколо ди Бетто Барди
- Лукка делла Роббиа
- Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи
- Андреа дель Кастаньо
- Фра Филиппо Липпи
- Пьеро делла Франческа
- Джованни Беллини
- Сандро Боттичелли
- Якопо делла Кверча
Высокое Возрождение (конец XV и первой четверти XVI века)
«Высоким Возрождением» называют этап эпохи Ренессанса, как и Возрождения, который приходится на пик великого искусства и просвещения, мореплавания и путешествий, архитектуры. В Италии он датируется с 1500 по 1527 год. Всё больше искусство переносится в Рим, после того, как папский престол занимает Юлий II — который олицетворяет любовь к искусству и привлекает для реализации человеческого творческого потенциала мастеров разных направлений. Папа Римский и его сподвижники активно начинают применять силу творчества и искусства для улучшения городской среды Рима и Италии. Античность стала основным мотивом в работах того времени. Но копирование древним не уводит мастеров от самостоятельности реализации собственных задумок и идей, а наоборот усиливает собственное прочтение мира, явлений, идентичность совместно с известными направлениями и веяниями в античной греко-римской философии[8].
Мастера этапа Высокого Возрождения
- Микеланджело Буонарроти (1475—1564)
- Рафаэль Санти (1483—1520).
- Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (Джорджоне)
Позднее Возрождение (1530—1580) годы
Позднее Возрождение это время с 1530 по 1590—1620 годы. Искусство становится многообразным, разносторонним и кажется трудно поставить равно между методами, технологиями и направлениями в искусстве. В Южной Европе во главу пришла Контрреформация, которая не могла примириться с торжеством античности и воспеванием идеалов человеческого тела. На смену ренессанса приходить маньеризм, в последствии вылившийся в барокко. Застой и кризис не миновал такое прекрасное течение как Возрождение, Ренессанс. Произошла смена традиционному искусству, воспевавшему человека, к более сдержанному, можно сказать поломанной художественности и линейности.
Мастера Позднего Возрождения
Галерея
Примечания
- ↑ Ирина Дружинина. Эпоха Возрождения. Особенности и достижения . ttps://dzen.ru (15 августа 2021). Дата обращения: 28 августа 2023.
- ↑ Ирина Дружинина. Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто (17 августа 2021). Дата обращения: 28 августа 2023.
- ↑ Adelaida. Проторенессанс. Джотто . Обозрение литературное (24 мая 2019). Дата обращения: 28 августа 2023.
- ↑ Проторенессанс Дученто и Треченто Художники, скульпторы и зодчие . Арт планета Small bay (2003). Дата обращения: 28 августа 2023.
- ↑ ngasanova. Чимабуэ Джованни . Живой журнал (9 февраля 2013). Дата обращения: 28 августа 2023.
- ↑ Итальянская культура и литература эпохи проторенессанса . Библиофонд (10 июня 2013). Дата обращения: 28 августа 2023.
- ↑ Искусство Раннего Возрождения. Общая характеристика. Основные мастера. . https://studfile.net. Дата обращения: 28 августа 2023.
- ↑ Искусство Высокого Возрождения . Искусству.ru. Дата обращения: 29 августа 2023.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |