Микеланджело

Эта статья входит в число избранных
Материал из «Знание.Вики»
Микеланджело Буонарроти
Портрет работы Марчелло Венусти (1535)
Портрет работы Марчелло Венусти (1535)
Имя при рождении

итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni

Микела́нджело ди Лодови́ко ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни
Дата рождения 6 марта 1475(1475-03-06)
Место рождения Капрезе-Микеланджело, близ Ареццо
Дата смерти 18 февраля 1564(1564-02-18) (88 лет)
Место смерти Рим
Жанр скульптура
живопись
архитектура
поэзия
Учёба Доменико Гирландайо
Бертольдо ди Джованни
Стиль возрождение
барокко
Покровители Лоренцо Великолепный
Юлий II (папа римский)
Павел III (папа римский)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Микела́нджело Буонарро́ти (полное имя Микела́нджело ди Лодови́ко ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни; также Микельанджело; итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе, Флорентийская республика — 18 февраля 1564, Рим) — выдающийся итальянский живописец, скульптор, архитектор, мыслитель и поэт, яркий представитель эпохи Высокого Возрождения, а также раннего барокко[1].

Работы Микеланджело высоко ценились его современниками и стали образцом высокого искусства для многих последователей мастера, а также представителей других течений[1]. Издательство двух биографий ещё при жизни Микеланджело[2] свидетельствует об уважительном отношении и восхищении рукой гения.

Микеланджело учился у таких мастеров, как Доменико Гирландайо и Бертольдо ди Джованни[3]. На развитие его таланта большое влияние оказали работы Мазаччо, Донателло[4], Андреа дель Верроккьо и Антонио дель Поллайоло[3].

Микеланджело Буонарроти прожил почти 90 лет. Он пережил тринадцать Римских пап и работал в храмах Рима и Ватикана по приглашению девяти из них[5], благодаря чему Ватикан хранит в себе не мало работ мастера. Самые известные это фрески Сикстинской капеллы[1]. Роспись свода Сикстинской капеллы стала одной из вершин в развитии стиля Высокого Возрождения[4].

Произведения Микеланджело украшают собой музеи и художественные галереи всего мира[1], в том числе Эрмитаж, Лувр, собор Святого Петра в Ватикане.

Биография

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в Капрезе, маленьком городке в 40 милях к юго-востоку от Флоренции[6] и прожил там несколько месяцев. Сейчас в его доме находится музей[7], а городок стал называться Капрезе-Микеланджело.

Джорджо Вазари, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», написал в жизнеописании о Микеланджело следующие строки, посвященные выбору имени будущего мастера изобразительных искусств:

…назвал он его Микеланджело: в самом деле, долго не размышляя, а по внушению свыше, отец хотел этим показать, что существо это было небесным и божественным в большей степени, чем это бывает у смертных, как это и подтвердилось позднее в его гороскопе тем, что при его рождении Меркурий в сопровождении Венеры были благосклонно приняты в обители Юпитера, а это служило знаком того, что искусством руки его и таланта будут созданы творения чудесные и поразительные.Джорджо Вазари

Детство

«Сегодня, 6 марта… у меня родился мальчик, я назвал его Микеланджело, и он родился в понедельник утром между 4 и 6 часами, и родился он тогда, когда я был подеста в Капрезе… Я крестил его 8 числа того же месяца в церкви Сан Джованни в Капрезе» — такую запись оставил Лодовико ди Леонардо Буонарроти Симони, отец Микеланджело Буонарроти, в семейной хронике[3].

Дом Микеланджело в Капрезе

Микеланджело происходил из знатного, но обедневшего флорентийского рода. Его отец жил на небольшое наследство, периодически занимая незначительные общественные должности[3]. Лодовико гордился своим аристократизмом и считал себя выше того, чтобы самому зарабатывать на жизнь[6]. У семьи Буонарроти были во владении ферма и дом в деревушке Сеттиньяно, недалеко от Флоренции и семья жила в основном на те деньги, что приносила эта ферма. Грудного Микеланджело отдали на кормление жене местного каменотёса. Здесь и прошли детские годы будущего гения скульптуры и живописи. Часто находясь в мастерской каменотёса, мальчик научился там работать долотом и другими инструментами, что преображают камень[8]. Впоследствии, беседуя как-то с Вазари, Микеланджело сказал в шутку: «Джордже, если и есть что хорошее в моем даровании, то это оттого, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из молока моей кормилицы»[9].

В 1481 году, когда мальчику только исполнилось шесть лет, измученная частыми беременностями, умерла его мать Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. А в 1485 году, отец многодетного семейства Буонарроти женился во второй раз. Его избранницей стала Лукреция Убальдини ди Гальяно, которая не смогла родить Лодовико собственных детей и воспитывала его мальчиков как своих[5].

Когда Микеланджело подрос, семья перебралась во Флоренцию, где отец отдал мальчика в латинскую школу Франческо да Урбино[3]. В школе мальчика часто ругали и наказывали за его невнимание к учебным дисциплинам. Во время уроков он постоянно отвлекался и что-то рисовал[8]. Всё своё свободное время мальчик также уделял рисованию, увлечённо познавая окружающий мир. Но родные не понимали его, отец часто ругал маленького Микеланджело, так как считал занятие искусством делом низким и недостойным их древнего рода[9]. Микеланджело в то время сдружился с Франческо Граначчи, который устроился при Доменико Гирландайо для обучения искусству живописи, и новый друг стал снабжать юного гения рисунками Гирландайо. Лодовико видел, что интерес к творчеству у сына только возрастает и перестал препятствовать ему заниматься рисованием[9].

Юность и обучение

В свои 13 лет Микеланджело всё-таки смог преодолеть сопротивление отца, и 1 апреля 1488 года поступил в мастерскую Гирландайо, в которой он провёл почти два года[3].

В мастерской Гирландайо придерживались определённой системы обучения, которая состояла из трёх последовательных стадий. Сначала ученикам необходимо было приобрести технические навыки правильного рисования, для чего они выполняли большое количество рисунков-копий с произведений искусства мастеров местной школы и с коллекции старых рисунков, хранившихся в мастерской. На следующем этапе обучения шло рисование с рельефных предметов (различных гипсовых моделей) и со скульптуры, что помогало ученикам овладеть искусством точно передавать объём, а также правильно строить нужный ракурс. И только после овладения навыками предыдущих этапов учеников допускали к рисованию с натуры[3]. Микеланджело настолько овладел талантом в исполнении копий и делал их настолько схожими с оригиналом, что часто «воспроизводил также собственноручные рисунки различных старых мастеров так схоже, что можно было ошибиться, ибо дымом и разными другими вещами он подкрашивал их, придавая старый вид, и пачкал так, что они действительно казались старыми и, при сравнении их с подлинными, один от других отличить было невозможно. И делал он это только для того, чтобы, возвратив воспроизведенные, заполучить подлинные рисунки, которые его восхищали совершенством искусства и которые он пытался превзойти своей работой, чем и приобрел широчайшую известность»[9].

«Голова Фавна» 1489 г. Не сохранилась

Дальнейшее обучение Микеланджело проходило в мастерской скульптора Бертольдо ди Джованни, который в своё время учился у самого Донателло. Бертольдо ди Джованни был хранителем древностей в садах Медичи и по желанию тогдашнего правителя Флоренции Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепного», руководил художественной школой для особо одаренных юношей города. Лоренцо выделил Микеланджело среди других учеников Бертольдо и взял его под особое покровительство[3]. По прошествии всего нескольких дней, Микеланджело, не касавшийся ранее ни мрамора, ни резцов, начал воспроизводить в куске мрамора находившуюся там голову старого сатира (фавна) и удалось ему это настолько удачно, что сам Лоренцо Медичи был поражен творением юного скульптора. Особенно Великолепного поразило то, что Микеланджело, руководствуясь собственной фантазией выдолбил фавну рот, в котором были видны все зубы и язык[9]. Хотя работа Лоренцо понравилось, он все же по-доброму подшутил над юным мастером, сказав ему: «Тебе следовало бы только знать, что у стариков не все зубы бывают целы, сколько-нибудь их всегда не хватает»[9]. Микеланджело же воспринял эту шутку всерьёз и пока Великолепный ходил по парку, тот быстро выломал один зуб фавну и пробил челюсть так, чтобы казалось будто зуб у него выпал. Стоило Лоренцо вернуться, Микеланджело тут же показал ему улучшение, чем вызвал удивление и восхищение покровителя. Впечатленный решимостью и чистым сердцем мальчика, Лоренцо Медичи решил поселить его со своей семьёй, взяв под свою защиту во дворец Медичи[10]. Лоренцо даже лично попросил разрешения у отца Микеланджело, пообещав, что будет относиться к нему как к собственному сыну.

Во время жизни во дворце Медичи Микеланджело посещал Платоновскую академию, гуманистическую академию, основанную Медичи, где он познакомился с такими писателями и философами как Анджело Полициано, Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола[11]. Благодаря пребыванию в доме Медичи и общению с Бертольдо Микеланджело более близко соприкоснулся с миром античности, и по-новому воспринял предшествующее ему искусство. Он внимательно приглядывался к произведениям флорентийских скульпторов XV века, в первую очередь к Донателло, Андреа дель Верроккьо и Антонио дель Поллайоло[3].

Но не всё было гладко в садах Медичи. Однажды, один из друзей и соучеников Микеланджело, Пьетро Торриджано, побуждаемый завистью за то, что Буонарроти «и ценили выше, и стоил он больше него в искусстве, как бы шутя с такой силой ударил его кулаком по носу, что навсегда его отметил сломанным и безобразно раздавленным носом»[9]. За это Торриджано был изгнан из Флоренции самим Лоренцо Медичи.


При дворе у Медичи Микеланджело делает свои первые скульптуры: «Мадонна у лестницы» (около 1491 год) и «Битва кентавров» (1492 год.)[10]:

Вазари пишет, что при работе над «Битвой кентавров» Микеланджело пользовался советами Анджело Полициано — поэта и гуманиста, жившего при дворце Медичи. Именно он приобщил юного скульптора к античной, литературной и философской традиции[3].

Скитания Микеланджело

Рубенс, копия Геркулеса Микеланджело, Лувр

В 1492 году Лоренцо «Великолепный» умер, и у Микеланджело начался период скитаний; он пытается найти своё место, и первым делом возвращается в отцовский дом[6]. Вернувшись в родной дом, юноша продолжает заниматься скульптурой. Он купил большую глыбу мрамора и высек из неё статую Геркулеса, которая в дальнейшем много лет простояла в Палаццо Строцци[3]. Приблизительно в XVIII веке скульптура Геркулеса исчезла и теперь она считается утраченной.

Для церкви Санто-Спирито Микеланджело высек из дерева «Распятие», которое послужило своеобразной благодарностью приору церкви. Как пишет Вазари, приор предоставлял Микеланджело «помещение, где он, частенько вскрывая трупы для изучения анатомии, начал совершенствовать то великое искусство рисунка, которое он приобрёл впоследствии»[9]. Всё это Микеланджело проделывал в морге монастырского госпиталя «дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил, а также различные движения и всяческие положения человеческого тела…»[3].

Преемником Лоренцо Великолепного стал его старший сын Пьеро ди Лоренцо де Медичи, который также пользовался услугами Микеланджело. Он посылал за скульптором при покупке древних камней и других резных работ[9]. В начале 1494 года Пьеро призвал Микеланджело во дворец и приказал вылепить городу для развлечения огромную снежную скульптуру, которую горожане сразу окрестили «Снежным гигантом». «Снежный гигант» был настолько прекрасен, что Пьеро оставил Микеланджело при дворце[3]. Но в октябре 1494 года, незадолго «до изгнания Медичи из Флоренции, Микеланджело уехал в Болонью, а потом в Венецию, опасаясь, ввиду близости его к этому роду, как бы и с ним не произошло какой-либо неприятности, так как и он видел распущенность и дурное правление Пьеро ди Медичи»[9]. В Венеции Микеланджело не смог найти себе занятия и снова вернулся в Болонью, где он пробыл чуть больше года в доме Джанфранческо Альдовранди. В Болонье, вдохновлённый поэтическим творчеством Данте и Петрарки, Микеланджело пишет свои первые сонеты[3].

Ближе к концу 1495 года Микеланджело высек статуи коленопреклонённого ангела со светильником, святого Прокла и святого Петрония. В этих работах молодого скульптора уже появляется яркая самобытность и новизна художественного мышления[3]. Данные скульптуры можно увидеть в Базилике ди Сан-Доменико[10] в Болонье.

В декабре 1495 года молодой скульптор вернулся во Флоренцию, но пробыл там недолго. Образовавшееся республиканское правление не содействовало спокойной городской жизни, к тому же наступила эпидемия чумы и Микеланджело продолжил свои скитания[6]. Тем не менее, во время пребывания во Флоренции мастер успел выполнить заказ на две скульптуры для двоюродного брата Лоренцо Великолепного — Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи: «Младенец Иоанн Креститель» и «Спящий Купидон»[10]. «Спящего Купидона» Микеланджело закончил весной 1496 года и по совету Лоренцо придал скульптуре античный вид, словно она долгое время пролежала в земле. Затем статуя была продана в Риме кардиналу Рафаэлло Риарио, племяннику папы Сикста IV, который являлся богатым меценатом и коллекционером[3]. Спустя некоторое время слух о проданной подделке, вместо античной статуи, дошёл до кардинала и он послал во Флоренцию своего поверенного, чтобы тот нашёл и доставил к нему этого искусного мастера и имитатора древностей. Таким образом блестящая подделка помогла молодому скульптору попасть в Вечный город.

Первое пребывание в Риме

25 июня 1496 года Микеланджело прибывает в Рим и проводит в нём следующие пять лет. Здесь он обрёл нового верного друга и покровителя в лице богатого римского банкира Якопо Галли, который также являлся любителем античности и настоящим коллекционером. Именно он стал обладателем первых римских произведений Микеланджело: «Вакх» («Бахус») и несохранившийся «Купидон»[3]. Известно, что в 1572 году статую «Вакха» выкупили Медичи и перевезли «Бахуса» во Флоренцию[10], где он находится и по сей день.

Каменоломни Каррары

Первое время в Риме Микеланджело пришлось не легко, заказов не было, деньги заканчивались, а ему постоянно надо было отсылать их отцу, чтобы помочь семье в трудную минуту[10]. Только благодаря поддержке Якопо Галли молодой скульптор не пал духом и не вернулся поверженным домой. Всё изменилось в 1497 году. В ноябре 1497 года Микеланджело заключил договор на создание скульптурной группы «Пьета» для капеллы французских кардиналов в старой базилике святого Петра. Данная работа стала шедевром раннего Микеланджело[3]. В Карраре он сам отобрал среди самого ценного в мире мрамора самый чистый блок для «Пьеты». А вместе с ним купил и другие блоки, для создания скульптур на продажу. Хотя договор был заключен ещё в 1497 году, официальный контракт на «Пьету» был подписан только 27 августа 1498 года[10], с установленным сроком исполнения в один год. Как и было оговорено в контракте, скульптура была закончена в 1499 году, в ней Дева Мария держит на коленях мертвого Христа. Чтобы ни у кого не было споров о том, кто сотворил этот шедевр, Микеланджело в первый и последний раз гордо начертал на ленте Марии свое имя, и этим он утвердил себя полноправным мастером[3].

Следующий заказ Микеланджело в Риме это картина «Погребение», которую он не закончил, в 1501 году художник вернулся во Флоренцию[6].

Вечный город помог Микеланджело по-настоящему понять античность. Он много времени посвящал изучению древностей, которыми наполнена римская земля и упорно работал над самообразованием. Его рисунки стали свободней и уверенней, а рука твердо овладела линией, упруго выявляющей контур[3].

Зрелые годы

Давид. 1501—1504, мрамор. Академия изящных искусств, Флоренция

К возвращению Микеланджело домой, во Флоренции многое изменилось, жизнь в городе стабилизировалась. Первым заказом Микеланджело стал контракт с кардиналом Франческо Пикколомини на 15 больших, выше человеческого роста, статуй: Христа, апостолов и святых для ниш алтарной стены капеллы Пикколомини в Сиенском соборе[3]. Работа над заказом затянулась на долгие годы в связи с загруженностью скульптора над другими последовавшими друг за другом заказами. Это стало причиной постоянных терзаний мастера. В итоге, вместо 15 скульптур Микеланджело приписывают четыре: «Святой Пётр», «Святой Пий I», «Святой Павел», «Святой Григорий I»[3].

Тогда же, в августе 1501 года, Микеланджело получает заказ от флорентийской сеньории на изваяние статуи Давида[12]. Мраморный блок, предоставленный скульптору для работы, был давно испорчен[3] и тем не менее мастеру удалось выполнить заказ так, что «творение это затмило все известные статуи, новые и древние, будь то греческие или римские; … с такой соразмерностью и красотой, с такой добротностью закончил её Микеланджело. Ибо и очертания ног у неё в высшей степени прекрасны, а сопряжение и стройность бедер божественны, и позы столь изящной не видано было никогда, ни грации, ни с чем не сравнимой, ни рук, ни ног, ни головы, которые настолько отвечали бы каждому члену этого тела своей добротностью, своей искусностью и своей согласованностью, не говоря уже об их рисунке»[9], — такими словами описывает получившееся произведение Вазари.

За время проведенное во Флоренции, с 1501 по 1505 года, Микеланджело активно работает и над другими заказами: «Битва при Кашине», «Святой Матфей», «Мадонна Брюгге», Мадонна Таддеи", «Мадонна Питти», «Мадонна Дони», три несохранившиеся бронзовые статуи, в том числе, копия Давида[12].

Моисей. 1513—1515, доработана в 1542, мрамор. Гробница Юлия II

В 1505 году, по приглашению папы Юлия II, Микеланджело снова едет в Рим, но добрался до туда только в январе 1506 года, так как провел несколько месяцев в каменоломнях Каррары, отбирая мрамор для заказа[6]. Юлий II замыслил создание грандиозной гробницы, он «мыслил свою гробницу как образное воплощение апофеоза католической церкви и торжества папской власти»[3], и именно для воплощения данного замысла папа нанял Микеланджело. Работа над гробницей затянулась надолго (1505-1545). Изначально её планировалось украсить 40 скульптурами, но через некоторое время папа охладел к проекту, к тому же у них со скульптором складывались очень сложные отношения из-за тяжёлого нрава второго, а в 1513 году Юлий II умер. После смерти папы между Микеланджело и родственниками Юлия II началась многолетняя тяжба. К 1545 году скульптор всё-таки заканчивает работу над гробницей, но в итоге она стала лишь «бледной тенью» изначального замысла[6], мастер изваял только восемь статуй: «Восставший раб» и «Умирающий раб» (выполнены в 1513 году), «Моисей» (около 1515 год), «Победа» (15321534), четыре статуи «Рабов Боболи» или «Атлантов» (1519, 1532—1534)[3].

В отличие от гробницы, второй заказ Юлия II был триумфом Микеланджело. Ему было заказано расписать свод Сикстинской капеллы в Ватикане. Эта работа затянулась на четыре года (15081512). Более 500 квадратных метров штукатурки Микеланджело покрыл более 300 фигурами, работая практически в одиночку в силу своего сложного характера[10]. Скульптор уволил всех своих помощников, так как его не устраивало всё, что они делали. Кропотливая и трудоёмкая работа над фреской негативно отразилась на здоровье мастера, он заработал себе артрит и сколиоз, уши поразила инфекция, испортилось зрение. Тем не менее, когда работа была окончена и представлена на обозрение публике, её признали произведением «нечеловеческой мощи»[6].

21 февраля 1513 года, умирает Юлий II и его место занимает кардинал Джованни Медичи, взявший себе имя Лев X. Новый папа предложил Микеланджело закончить фасад церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Сначала мастер попытался отказаться, ссылаясь на договор с наследниками Юлия II и на свои обязательства по отношению к усопшему папе. Но, Лев X был непреклонен, он отправил скульптора во Флоренцию, заблаговременно оговорив новые условия и обязательства по усыпальнице[3]. В 1520 году, вариант проекта фасада, представленный мастером был отклонён, но это не помешало Микеланджело работать над другими заказами для этой же церкви. К выполнению одного из них он приступил ещё в 1519 году, это заказ на усыпальницу Медичи. А второй проект — это библиотека Лауренциана. Именно с капеллы Медичи и вестибюля библиотеки Лауренциана положено начало пластически выразительной архитектуры эпохи барокко[13]. Пока Микеланджело работал над этими проектами большую часть времени он проводил в родной Флоренции[6].

Портрет Виттории Колонны, рисунок Микеланджело, 1540 г., Британский музей

С 1529 года по 1530 год Микеланджело отвечал за оборону Флоренции во время противостояния войскам Медичи, когда они были изгнаны из города. В 1530 году они вернули себе власть, а Микеланджело, спасаясь от их гнева скрывался под гробницей, в подвале под базиликой Сан-Лоренцо. В 1975 году там были обнаружены настенные зарисовки сделанные им углем[10]. Талант Микеланджело спас его, новый папа, Климент VII, тоже из рода Медичи, даровал скульптору прощение и гарантировал ему безопасность. Микеланджело возвращается к прерванной из-за войны работе.

В 1534 году Буонарроти окончательно возвращается в Рим. Климент VII хотел поручить Микеланджело роспись «Воскресение» для алтарной стены Сикстинской капеллы, но умер на второй день после приезда мастера. Новым папой стал Павел III, он заказал Микеланджело для той же стены роспись «Страшный суд»[6]. А 1 сентября 1535 года папским указом Микеланджело было присвоено звание главного скульптора, живописца и архитектора Ватикана[3]. Фреска «Страшный суд» была закончена в 1541 году. Как писал Вазари, художник открыл своё творение «в день Рождества, поразив и удивив им весь Рим, более того — весь мир; да и я, находившийся в Венеции и отправившийся в том году в Рим, чтобы его увидеть, был им поражён»[9].

Во время работы над «Страшным судом» Микеланджело познакомился с Витторией Колонной, с которой вплоть до её кончины в 1547 году скульптора связывали самые тёплые дружеские отношения.

Последние двадцать лет жизни

Последние 20 лет своей жизни Микеланджело в основном посвятил архитектуре. Но, одновременно с этим, он не оставлял живопись и скульптуру. Он успел создать две фрески для капеллы Паолина в Ватикане: «Обращение Савла» и «Распятие Святого Петра» (15421550).

С 1546 года Микеланджело принялся за реконструкцию собора Святого Петра в Риме, при этом, он отказался от идей своих предшественников и предложил своё, абсолютно новое видение этого здания. Благодаря его нововведениям здание приобрело цельность, словно его вырезали из единого куска материи[5].

Микеланджело Буонарроти всегда был верующим человеком, а к концу жизни его религиозное чувство стало ещё сильнее, это можно проследить по его последним работам: серия рисунков с изображением Распятия и две скульптурные группы «Пьета»[6]. В одной из них Микеланджело изображает самого себя в образе Иосифа Аримафейского, а вторую скульптуру ему мешает завершить смерть, которая настигла Буонарроти на 89 году жизни, 18 февраля 1564 года[6].

Наследие и влияние Микеланджело

Питер Пауль Рубенс, Автопортрет, 1638 год

Говоря о работах Микеланджело и их силе воздействия, его современники употребляли термин «terribilita», что можно перевести как «приводящий в трепет»[6].

Всю свою жизнь Микеланджело посвятил работе, он даже спать ложился в обуви и одежде, чтобы не тратить время на раздевание и одевание, за день он мог ограничиться «одним куском хлеба, который съедал прямо во время работы»[6].

Для своих произведений мастер выбирал только серьёзные темы, связанные с изображением человеческих тел:

Этот удивительный художник всегда изыскивает возможность запечатлеть прекрасное по пропорциям и формам человеческое тело в самых разнообразных позах, позволяющих передать великое множество душевных чувств и переживанийДжорджо Вазари, Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих

Мастерство Микеланджело стало образцом для многих поколений художников. Изо всех уголков Европы художники стремились в Рим, чтобы увидеть знаменитые фрески Сикстинской капеллы вживую, либо изучали их по копиям, которые находились в академиях живописи по всей Европе. Считалось, что невозможно научиться изображать мужскую обнажённую фигуру без овладения техники Микеланджело. Для некоторых художников это стало основой для развития собственного индивидуального стиля, например, для Питера Пауля Рубенса[6].

Среди современников, ярым поклонником и почитателем творчества Микеланджело был Бастиано да Сангалло, именно он является автором дошедшей до нас копии с картона «Битва при Кашине». Он «любовно срисовывал отдельные фигуры и пластические мотивы, пытаясь постичь тайну мастерства» Микеланджело[3].

Бастиано да Сангалло, «Битва при Кашине», около 1542, масло по дереву, гризайль

В XVII и XVIII веках, работы Микеланджело были чуть менее востребованы и в это время большей популярностью пользовались, работы Рафаэля, так как, стиль Санти был более разнообразным и перекликался с течениями, доминирующими на тот момент в живописи европейских стран. Однако, с зарождением романтизма, «terribilita» Микеланджело вернула себе пальму первенства и вновь стала источником вдохновения живописцев Европы[6].

Творчество Микеланджело явилось образцом для бесчисленных заимствований, оно стало эталоном выборочного подражания в эстетике маньеризма, послужило своеобразной энциклопедией ракурсов, а также пластических мотивов для болонских и в дальнейшем для остальных академистов[3].

Техника рисунка

Микеланджело уделял очень большое внимание рисунку, так как считал, что он является той частью искусства, из которой проистекают все остальные. Когда он изучал Римскую архитектуру в первый приезд, то сделал 280 рисунков архитектурных деталей[6]. Микеланджело всегда интересовали объём и форма, именно поэтому он делал частые зарисовки отдельных деталей, таких как голова, торс, рука. При этом он старался найти наисложнейшие ракурсы и жесты. Именно рисунок составлял суть и ядро стиля Микеланджело, его тайну и основу творческого метода. Линия, которая очерчивает границу объёма или лепит пластическую форму, звучала у мастера властно и мощно. Даже если созданная с её помощью форма теряла границы очертаний, как, например, в поздних рисунках, линия всё-равно сохраняла устойчивость и красоту[3].

Микеланджело всегда добивался особого эффекта вычленённости фигуры из белого листа. Ясность пластической формы возникает вследствие упругой определённости контура, за счет чего в его рисунке создавалось впечатление скульптурности, лежащее в основе его графического стиля. Рисунок Микеланджело обладает нервной напряжённостью и страстной силой. Созданная им пластическая форма, будто напряжена изнутри и уподоблена собранной пружине, которая сохраняет запас энергии, всегда готовой выйти за пределы покоя[3].

В скульптуре

«Молодой раб», восковая модель, 1516—1519, Лондон, Музей Виктории и Альберта

Микеланджело был первым скульптором эпохи возрождения, чей творческий метод основывался на последовательном использовании трёхмерных подготовительных форм, от небольших скульптурных эскизов (боццетто), которые играли важную роль при разработке замысла мастера, до моделей, представленных в реальном размере, предшествующих самому воплощению. Пример такой работы восковая модель «Молодого раба» (1516 год)[4].

Микеланджело всегда уделял большое внимание каждой мелочи, он тщательно прорабатывал все детали, чтобы достичь в своих работах максимального реализма и выразительности. Именно за счёт такой проработки его произведения скульптуры так глубинны и реалистичны[14].

Произведения Микеланджело

Скульптура

Живопись

Графика

Микеланджело Буонарроти оставил после себя большое количество рисунков, среди них есть наброски, зарисовки, этюды к его будущим творениям[19] а также рисунки, которые он создавал в качестве подарков, например, рисунки для Виттории Колонны («Распятие для Виттории Колонна», около 1545, Британский музей, Лондон. «Пьета для Виттории Колонна», около 1538—1546, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон) и Томмазо Кавальери («Титий» или «Наказание Тития», около 1532—1533, Королевская библиотека, Виндзорский замок. «Похищение Ганимеда», около 1532. «Падение Фаэтона», около 1533, Британский музей)[10]. Рисунки Микеланджело выполнены пером, мягкой сангиной[19], итальянским карандашом[3], некоторые работы дополнены акварелью, белилами[3]. Подарочные рисунки отличаются от остальных более детальной прорисовкой и законченностью, они были выполнены на мифологические и религиозные сюжеты, либо представляли собой сказочные портреты[6].

Граффити

В 1975 году директор музея капеллы Медичи случайно обнаружил под капеллой настенные рисунки выполненные древесным углём и мелом. Искусствоведы предполагают, что часть этих изображений принадлежит руке Микеланджело, в их числе: фрагменты статуи Давида, росписи Сикстинской капеллы, и мраморной скульптуры, украшающей гробницу Джулиано Медичи в Новой ризнице[20].

Архитектура

Среди архитектурных проектов Микеланджело Буонарроти наиболее известными считаются: собор святого Петра в Риме, палаццо Фарнезе, фасад церкви Медичи Сан-Лоренцо, интерьер библиотеки Лауренцины. Всего насчитывается около 15 зданий или сооружений, где мастер работал в качестве архитектора[2], в том числе: проект римских городских ворот Порта-Пиа, проект церкви Санта-Джованни-де-Фьорентины[21]. Для Микеланджело архитектура являлась отражением красоты человека, он говорил[21]:

Совершенно несомненно, что архитектурные части подобны частям человеческого тела. Кто никогда не умел или не умеет хорошо воспроизвести человеческую фигуру, особенно в том, что касается анатомии, никогда этого не пойметМикеланджело Буонарроти

Поэзия

Сонет Микеланджело Буонарроти

Помимо произведений изобразительных искусств творчество Микеланджело насчитывает около 250 стихотворений, среди них можно встретить сонеты, мадригалы, канцоны, стансы и прочее. При его жизни они не издавались, первое издание вышло в 1623 году[4], благодаря его племяннику, которого также звали Микеланджело.

Поэзия Микеланджело не так проста, в его произведениях можно встретить множество многоточий и перевернутый порядок слов. В своих стихотворениях он выражает своё отношение к искусству, любовь и тягу к скульптуре. Его стихи посвящены таким темам, как любовь, смерть, творчество, Творец[22]. Микеланджело писал о том, что его искусство является проводником к Богу[23].

Многие стихотворения Микеланджело являются незаконченными, но в своей незавершенности они несут особую прелесть[23]. В них есть и любовь, и страсть, и ненависть, которые не требуют концовки, Микеланджело «находит словесное воплощение главной мысли и удовлетворяется центральными строками»[23].

Сонеты и стихотворения скульптора открывают читателю в нём мыслителя и заставляют посмотреть на мастера другим взглядом. Поэзия Микеланджело дополняет его скульптуру и наоборот[22].

С крутой горы, с разрушенной вершины,

Где я большой скалой был окружен,

Сошел я вниз и вижу: средь долины

Я против воли камнем вновь пленен.Микеланджело Буонарроти

Выдающиеся работы

Память

Феномен Микеланджело

Феномен Микеланджело

Термин «Феномен Микеланджело» впервые введён в 1999 году американскими психологами С. М. Дриготас, К. Расбалт, Визельквист, и Уиттон, он назван так в честь скульптора, художника и архитектора эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти[25].

Феномен Микеланджело — это межличностный процесс, во время которого близкие партнеры поддерживают и развивают идеальное «я» друг друга, подобно тому, как Микеланджело, высвобождал идеальную фигуру из глыбы мрамора, дремлющую внутри. Феномен заключается в уникальной способности партнера видеть и ценить индивидуальность и мечты другого человека, активно поддерживать его в достижении намеченного пути, несмотря на свои собственные желания и амбиции[26].

В кино

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Микеланджело Буонарроти. Артхив - социальная сеть художников и ценителей искусства. Дата обращения: 11 июля 2023.
  2. 2,0 2,1 Микеланджело Буонарроти: биография, картины, произведения, скульптуры. Дата обращения: 11 июля 2023.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 3,21 3,22 3,23 3,24 3,25 3,26 3,27 3,28 3,29 3,30 3,31 3,32 Дажина В.Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. — Москва: "Искусство", 1987. — 216 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 МИКЕЛА́НДЖЕЛО БУОНАРРОТИ. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 21 июля 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Якуцевич А. Микеланджело Буонарроти. Дата обращения: 11 июля 2023.
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 6,12 6,13 6,14 6,15 6,16 6,17 "Художественная галерея ", 2004, №14. Микеланджело / под.ред. А. Панфилова. — De Agostini UK Ltd., 2004. — 31 с.
  7. Укрощая камень: от Капрезе до Рима с Микеланджело. Твоя Италия. Дата обращения: 8 июля 2023.
  8. 8,0 8,1 Толстова В. Микеланджело Буонарроти – оживляющий камни (20 октября 2021). Дата обращения: 13 июля 2023.
  9. 9,00 9,01 9,02 9,03 9,04 9,05 9,06 9,07 9,08 9,09 9,10 9,11 Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Полное издание в одном томе. — Москва: АЛЬФА-КНИГА, 2008. — С. 636—683. — 1278 с.
  10. 10,00 10,01 10,02 10,03 10,04 10,05 10,06 10,07 10,08 10,09 10,10 10,11 10,12 10,13 10,14 10,15 10,16 10,17 10,18 10,19 10,20 10,21 10,22 10,23 10,24 10,25 10,26 10,27 10,28 10,29 10,30 Микеланджело Буонарроти: биография и произведения мастера. Italyru. Дата обращения: 15 июля 2023.
  11. Olimpia Gaia Martinelli. Микеланджело Буонарроти. Artmajeur - Художественная онлайн-галерея. Дата обращения: 11 августа 2023.
  12. 12,0 12,1 Второе возвращение во Флоренцию (1501-1506). mikelangelo.ru. Дата обращения: 27 июля 2023.
  13. Флоренция. Гробницы Медичи. Осада Флоренции (1516-1534). mikelangelo.ru. Дата обращения: 28 июля 2023.
  14. Секретные техники Микеланджело: в каком стиле создавал свои шедевры великий художник. intercity-tlt.ru (17 сентября 2023). Дата обращения: 1 ноября 2023.
  15. Церковь Санто-Спирито во Флоренции. Дата обращения: 19 июля 2023.
  16. «Мучения святого Антония», Микеланджело Буонарроти — описание картины. Музеи мира. Дата обращения: 7 ноября 2023.
  17. Положение во гроб - Микеланджело Буонарроти. Музеи мира. Дата обращения: 21 июля 2023.
  18. Микеланджело — величайший в мире скульптор: биография и произведения итальянского художника. veryimportantlot.com. Дата обращения: 21 июля 2023.
  19. 19,0 19,1 Александр Бурганов. Микеланджело и его время. Журнал «Третьяковская галерея». Дата обращения: 21 июля 2023.
  20. Маслов В. Снимки рисунков Микеланджело из тайной комнаты опубликовал National Geographic. Дата обращения: 22 июля 2023.
  21. 21,0 21,1 Архитектурные проекты (1538-1564). mikelangelo.ru. Дата обращения: 22 июля 2023.
  22. 22,0 22,1 Курякова М. Микеланджело и его... рифмы. Дата обращения: 22 июля 2023.
  23. 23,0 23,1 23,2 Аникст А. А. Четвертое призвание Микеланджело Источник. Дата обращения: 22 июля 2023.
  24. Микеланджело Буонарроти: биография и произведения мастера. Дата обращения: 22 июля 2023.
  25. The Michelangelo Phenomenon // Current Directions in Psychological Science. — 2009. — 30 июня.
  26. Partners sculpt each other to achieve their ideal selves: If successful, relationship goes well | ScienceDaily. ScienceDaily (31 декабря 2009). Дата обращения: 15 октября 2023.
  27. Титан: История Микеланджело, 1950 — описание, интересные факты — Кинопоиск. «Кинопоиск». Дата обращения: 14 октября 2023.
  28. Муки и радости, 1965 — описание, интересные факты — Кинопоиск. «Кинопоиск». Дата обращения: 14 октября 2023.
  29. Микеланджело (сериал, все серии), 1990 — описание, интересные факты. «Кинопоиск». Дата обращения: 14 октября 2023.
  30. Коридоры времени, 1999 — описание, интересные факты. «Кинопоиск». Дата обращения: 12 октября 2023.
  31. "Загадки смерти" Michelangelo Revealed (TV Episode 2009) - IMDb. IMDb. Дата обращения: 10 декабря 2023.
  32. Божественный Микеланджело, 2004 — описание, интересные факты — Кинопоиск. «Кинопоиск». Дата обращения: 2023-14-10-2023.
  33. Микеланджело: Любовь и смерть, 2017 — описание, интересные факты — Кинопоиск. «Кинопоиск». Дата обращения: 14 октября 2023.
  34. Микеланджело. Бесконечность, 2017 — смотреть фильм онлайн в хорошем качестве на русском — Кинопоиск. «Кинопоиск». Дата обращения: 14 октября 2023.
  35. Грех, 2019 — смотреть фильм онлайн в хорошем качестве — Кинопоиск. «Кинопоиск». Дата обращения: 12 октября 2023.

Литература

На русском языке
На других языках
  • Ascanio Condivi; Alice Sedgewick. The Life of Michelangelo. — Penn State University Press, 1999. — ISBN 0-271-01853-4.
  • Wallace, William E. Michelangelo: Skulptur, Malerei, Archtektur. — Köln: Monte von DuMont, 2011.
  • Tolnay K. Michelangelo. — Princeton, 1943.
  • Gilles Néret. Michelangelo. — Köln: Taschen, 1999. — 96 с. — (Basic Art).
  • Edith Balas, «Michelangelo’s Medici Chapel: a new Interpretation», Philadelphia, 1995
  • James Beck, Antonio Paolucci, Bruno Santi, «Michelangelo. The Medici Chapel», London, New York, 2000
  • Władysław Kozicki, Michał Anioł, 1908. Wydawnictwo Gutenberg — Print, Warszawa

Ссылки