Скульптура

Материал из «Знание.Вики»

Скульптура — вид пластического искусства. Слово «скульптура» произошло от латинского «sculpo», что в переводе на русский означает «вырезать» или «высекать». Основными разновидностями скульптуры считается круглая скульптура и рельеф[1].

История

Первые скульптуры, известные человечеству, относятся к эпохе палеолита. Во времена Древнего Египта скульптуру активно использовали для декорирования храмов и гробниц. Для её изготовления нужны были такие материалы, как базальт, песчаник, дерево, гранит, диорит, известняк. Они использовались для создания рельефов, а также стоящей статуи, сидящей статуи, статуи писца или сфинкса. Рельеф и монументальная скульптура были частым элементом декорирования дворцов в Древней Персии и Ассирии. В Древней Греции скульптурный декор храмов включал в себя фронтонные композиции. Для древнегреческих храмов часто изготавливали статуи в технике хрисоэлефантинной скульптуры. До наших времен сохранились работы скульпторов Фидия, Мирона, Скопоса, Лисиппа, Поликлета. В тот период стала развиваться танагрская коропластика, а в Древнем Риме — жанр портрета, активно создавались статуи и бюсты императоров и частных лиц. Рельефы с повествовательными и историческими сюжетами использовались для украшения алтарей. Изготавливались триумфальные колонны и триумфальные арки. В этот период свое развитие получил тип конного памятника и квадриги. Пример сохранившегося конного памятника — бронзовая статуя Марка Аврелия. В период 2-3 века рельефы стали использоваться для украшения саркофагов. С развитием христианства скульптуру в храмах заменила живопись[1].

Скульптура Родена «Мыслитель»

Монументальная скульптура стала играть более значительную роль с развитием романского стиля. Рельеф стал применяться для украшения порталов, епископских тронов, крещальных купелей, пристенных надгробий и надгробных плит. Рельефом украшали сидения хоров. В искусстве готики скульптура и витражи часто использовались при декорировании храма. В европейских соборах начали появляться статуи-колонны, спустя время широкое распространение получили полноценные статуи. Такие статуи в итальянских соборах часто располагались в нишах. В эпоху Возрождения в Италии центром развития скульптуры стала Флоренция. Именно во Флоренции опять начало применяться монументальное фигурное литье из бронзы и терракотовой пластики. Свое развитие получило создание скульптур из майолики. В итальянской провинции Феррара стало развиваться медальерное искусство. Мастера начинают вновь изготавливать портретные бюсты, круглую статую, появились новые особенности в пластике надгробий[1].

С появлением техники сплющенного рельефа стала развиваться рельеф-картина[1]. Сплющенный рельеф представляет собой разновидность живописного рельефа. Он появился в эпоху Раннего Возрождения. Сплющенный рельеф был разработан итальянским скульптором Донателло. Особенностью сплющенного рельефа стало то, что специальные графические средства даже при его небольшой высоте позволяли создать иллюзию глубокого пространства. Для изготовления такого рельефа использовалась и бронза и мрамор. Над созданием сплющенных рельефов активно работали Дезидерио да Сеттиньяно, Л. Гиберти, Микеланджело[2].

Мастера при создании скульптуры часто использовали мифологические сюжеты. Итальянский скульптор Микеланджело работал над расширением драматических возможностей скульптуры и создал тип «змеевидной фигуры». Он проводил новые опыты и эксперименты с фактурами. Благодаря деятельности Микеланджело была несколько изменена организация работы в мастерской, и самую примитивную и рутинную работу стали выполнять ассистенты[1].

В средневековье скульптура получает свое распространение в странах Дальнего и Среднего Востока, а также в странах Юго-Восточной Азии[1].

Известные мастера скульптуры в эпоху барокко: французы А. Куазевокс, П. Пюже, Ф. Жирардон, итальянец Дж. Л. Бернини и немецкий скульптор А. Шлютер. А конце 19-начале 20 века появляется абстрактная скульптура. Большое влияние на европейских мастеров оказало творчество О. Родена, который смог изменить отношение к пространству, фактуре и объему. Крупнейшими мастерами скульптуры второй половины 20 века называют Н. де Сен-Фаль, Ж. Тенгели и Ф. Ботеро[1].

Развитие скульптуры в России

Во времена Древней Руси развивалось искусство рельефов. Сохранилось имя одного из мастеров 14 века — Авраам. С начала 18 века скульптура начала развиваться аналогично общеевропейским стилям барокко и классицизму. Работы К. Б. Растрелли представляют собой хорошие примеры парковой монументально-декоративной скульптуры. Известными скульпторами второй половины 18- первой половины 19 века были С. И. Гальберг, В. И. Демут-Малиновский, И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Витали, С. С. Пименов, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, Ф. Г. Гордеев[1].

И. П. Мартос. «Надгробие Е. И. Гагариной». 1803

Скульптор Иван Петрович Мартос в конце 18 века активно занимался надгробной скульптурой, которая в тот период получила свое активное распространение в России[3]. Мартос работал над созданием мраморных рельефов, особенно ярко выделялись две его работы — надгробия М. П. Собакиной и С. С. Волконской, которые были созданы в 1782 году. Надгробие М. П. Собакиной отличает более сложный замысел, ритмическая структура и композиция. Со временем Мартос начал все большее внимание уделять круглой скульптуре. Изначально в своих работах он использует мрамор, затем начинает применять гранит, бронзу. В 1803 году он создает надгробие Гагариной — бронзовую статую[4]. Далее скульптор развивался уже в монументальном жанре, и одной из его самых значимых работ стал памятник Минину и Пожарскому в Москве. Идея памятника появилась в начале XIX века у Василия Попугаева. Мартос решил заняться разработкой памятника, сделал чертежи и макет[5][6]. Мартос также создал рельефы, которыми украшают постамент памятника. На переднем горельефе изображены люди, которые жертвуют имуществом ради своей страны, а слева изображен Мартос, который отдал своей стране двоих сыновей[7].

После 1917 года на территории России стали создаваться монументальные комплексы. Станции метрополитена, строения и парки стали украшаться монументально-декоративной скульптурой. Известные скульпторы: З. К. Церетели, И. М. Чайков, А. А. Древин, М. К. Аникушин, А. Н. Бурганов, С. Д. Меркуров, И. Д. Шадр и другие[1].

Виды и разновидности скульптуры

Есть две разновидности скульптуры: круглая скульптура и рельеф. Рельеф от скульптуры отличается тем, что при рельефе изображение расположено на плоскости, а круглая скульптура размещается в пространстве. Круглая скульптура это и мелкая пластика, и статуи, и скульптурные группы, и бюсты. Рельефы в зависимости от высоты изображения и его глубины, делятся на горельеф, барельеф, контррельеф, сплющенный рельеф[1]. Первые рельефы появились еще в древние времена. Возраст некоторых из них, сохранившихся до наших дней, составляет свыше 10 тысяч лет. Слово «горельеф» переводится как «высокий рельеф». Работы, которые были сделаны в этой технике и получили известность, были созданы еще во времена Античности. Для горельефа характерно то, что отдельные элементы этого изображения могут слегка соприкасаться с фоном, а некоторые вообще существуют отдельно от фона. Если статуя соприкасается со стеной одной стороной, её также можно отнести к горельефу. Горельефы нужны были для декорирования колоннад, алтарей, храмов и триумфальных арок. Скульпторы в процессе работы над многофигурными композициями добавляли на фон элементы пейзажа. Среди известных горельефов можно выделить цоколь алтаря Зевса в Пергаме. Этот горельеф датируется 2 веком до н. э. и был создан в честь победы царя Аттала I над его противниками — варварами. Основание алтаря украшали объемные скульптурные композиции, сюжет которых повествовал о борьбе богов и титанов[8].

Слово «барельеф» с французского языка переводится как «низкий рельеф». Так называют вид выпуклого скульптурного изображения. Характеристику «низкого рельефа» произведения получили из-за того, что у них небольшой размер выступающей части, который обычно не больше половины объема всего произведения. Известно о существовании первых барельефов еще во времена каменного века. В эпоху палеолита на скалах выбивались выпуклые рисунки. В Древней Греции и Древнем Риме барельефами украшались храмы и жилые дома, а в Древнем Египте они нужны были для изображения фараонов. Барельефы часто можно увидеть на готических зданиях, зданиях эпохи модерна и классицизма. Для барельефов характерна более простая композиция, чем для горельефов. Мастера, работая над барельефами, иногда искажают перспективу, вследствие чего фигуры могут казаться немного приплюснутыми. Часто на таких скульптурах люди изображены в большом количестве. Для изготовления барельефа используют такие материалы, как камень, глину, бронзу и дерево. Барельефы украшают здания как внутри, так и снаружи, их размещают на стеллах и медалях. Одна из монет Древнего Рима содержала барельеф императора[9].

Для изготовления скульптуры обычно используют три сорта глины: серо-белую, серо-зеленую и серо-желтую. Специалисты называют серо-зеленую наименее подходящим вариантом для создания скульптуры, так как зеленый цвет — холодный[10]. По своим качествам эта глина излишне маслянистая и вязкая. Серо-желтая глина отличается излишней сухостью, но её цвет подходит к цвету тела. Серо-белая глина лучшая и по цвету и по набору качеств[11].

Есть три вида скульптуры: скульптура малых форм, станковая скульптура и монументальная скульптура. К монументальной скульптуре относятся мемориальные сооружения, памятники, монументы и надгробия. Такие скульптуры размещаются в парках и скверах, на площадях и улицах, на кладбищах. Станковая скульптура встречается в жилых интерьерах. Скульптура малых форм — это статуэтки и предметы культа[1]. Также к скульптуре малых форм относятся монеты и медали[12].

Для того, чтобы создать скульптуру в металле используют гальванотехнику. Ковка и чеканка применяют для обработки металла в нерасплавленном виде. Чтобы создать керамическую скульптуру, мастера используют специальные сорта глины и обжигают их в печах[1].

Примечания

Литература

  • А.С. Голубкина. Несколько слов о ремесле скульптора. — Москва: Издание М. и С. Сабашниковых, 1923.
  • И.А. Королева. Скульптура России первой половины XIX века. — Саратов, 2018. — 48 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!