Леонардо да Винчи

Материал из «Знание.Вики»
Леонардо да Винчи
итал. Leonardo da Vinci
Leonardo self.jpg
Дата рождения 15 апреля 1452(1452-04-15)
Место рождения Винчи
Дата смерти 2 мая 1519(1519-05-02) (67 лет)
Место смерти Кло-Люсе
Подданство Флорентийская республикаМиланское герцогствоКоролевство Франция
Род деятельности художник, скульптор, архитектор, изобретатель, учёный, писатель, музыкант, энциклопедист
Отец Пье­ро да Вин­чи
Мать Катарина
Автограф Da Vinci Signature.svg
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Картина Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа. 1480 год.
Проект вертолёта Леонардо да Винчи в замке Кло-Люсе.
Пистолет с колесцовым замком. 1580 год.
Советская марка 1970 года.

Леонардо да Винчи (итал. Leonardo da Vinci) — итальянский художник, скульптор, архитектор, учёный, изобретатель, писатель, музыкант, энциклопедист, крупнейший представитель Высокого Возрождения.

Биография

Был незаконнорождённым сыном нотариуса Пье­ро да Вин­чи и крестьянки Катарины[1]. До трёх лет Леонардо жил с матерью. Отец вскоре женился на богатой девушке знатного происхождения, но брак оказался бездетным. Пьеро да Винчи переехал во Флоренцию и забрал сына с собой[2].

В 1465 году мачеха Леонардо умерла при родах. Отец женился снова и вскоре снова овдовел[3]. Пьеро да Винчи был четырежды женат и имел 12 детей. Он пытался приобщить Леонардо к юриспруденции, но сын не проявил интереса к семейному ремеслу[2].

В 1466 году Леонардо стал подмастерьем в мастерской Андреа Верроккьо во Флоренции. Работа позволила ему изучить гуманитарные науки, получить технические навыки. В той же мастерской вместе с Леонардо обучались или работали Пьетро Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло, Сандро Боттичелли, ставшие впоследствии заметными фигурами Возрождения. Мастерскую посещали Доменико Гирландайо и другие известные мастера своего времени. В качестве подмастерья Леонардо участвовал в написании картины «Крещение Христа», в которой его авторству приписывают часть пейзажа и портрет одного из ангелов. В мастерской Верроккьо Леонардо занимался и скульптурой, но скульптурных работ этого периода, авторство которых безусловно принадлежит Леонардо, неизвестно[1]. В 20 лет Леонардо стал мастером в Гильдии Святого Луки.

На начальном этапе творчество Леонардо характеризуется сильным влиянием его учителя Верроккьо. Но уже тогда начинают проявляться особенности его отношения к своей работе. Леонардо отличал тщательный подход к стадии разработки замысла, при этом его работы часто оставались назавершёнными. Он пытался воспроизвести средствами живописи скульптурный объём, передать игру света, уделял большое внимание психологическим характеристикам персонажей. Для Леонардо рисунок, бывший для художников до него вспомогательным средством, занял в его творчестве ключевое место. При этом рисунок становится для него не только художественным средством, но и научным инструментом[1].

В 1482 году Леонардо написал письмо миланскому герцогу Лодовико Сфорца, в котором рассказывал о своих способностях, особо акцентируя свои возможности военного инженера. Вскоре после этого он был принят герцогом на службу. При дворе в его обязанности входила организация праздников, разработка турнирных костюмов. Им были разработаны декорации и механизмы для ряда представлений. В 1490 году им был создан полноразмерный глиняный макет конной статуи Франческо I Сфорца, который, однако, был разрушен в 1499 году при захвате Милана войсками Людовика XII[1].

В миланский период им были написаны картина «Мадонна в скалах» и фреска «Тайная вечеря», ставшие важным этапом не только в творчестве Леонардо, но и в искусстве Возрождения вообще. Со временем Леонардо всё больше сосредотачивался на разработке замысла и композиции своих произведений, поручая их реализацию своим ученикам и помощникам. При этом на его творчество всё большее влияние оказывали его научные изыскания в оптике, анатомии, геометрии, геологии и других областях. Так, например, один из залов Замка Сфорца был расписан Леонардо. Роспись в виде навеса из вьющихся растений была выполнена им с научной достоверностью. При этом его научные рисунки отличаются высочайшим художественным качеством[1].

После низвержения Лодовико Сфорца Леонардо покинул Милан и в апреле 1500 года вернулся во Флоренцию. Здесь он получил заказ на фреску «Битва при Ангиари». На противоположной стене должна была располагаться фреска Микеланджело «Бит­ва при Ка­ши­не». Мастера выполнили картоны, которые впоследствии были утрачены. Центральная композиция фрески Леонардо известна по копиям, самая известная из которых принадлежит Рубенсу. Роспись не была завершена, так как Леонардо в 1506 году покинул Флоренцию. Неудачная техника, использованная при создании рукописи привела к порче фрески, а затем фреска была скрыта позднейшими работами, выполненными поверх неё[1].

С 1502 года Леонардо состоял на службе у Чезаре Борджиа инженером и архитектором. Он посетил ряд городов Италии с целью создания их географических карт. В этот же период им были созданы несколько не сохранившихся картин, известных по копиям современников: «Ма­дон­на с ве­ре­те­ном», «Ле­да и ле­бедь», «Бла­го­ве­ст­вую­щий Ан­гел». В 1507 году Борджиа был убит и Леонардо пришлось искать нового хозяина[1].

В 1516 году Леонардо принял приглашение короля Франции Франциска I и поселился в замке Кло-Люсе, получил должность первого королевского художника, инженера и архитектора и годовую ренту в тысячу экю. Во Франции у него отнялась правая рука. Он занимался организацией придворных праздников, планировкой нового королевского дворца и другими проектами. Во Франции Леонардо мало рисовал, но сделанное им оказало большое влияние на французские живопись и архитектуру[1].

Творческое наследие

Рукописное наследие Леонардо было полностью опубликовано в XIX веке и составляет около 7 тысяч листов в записных книжках. Записи характеризуются резкой и неожиданной сменой тем, незаконченностью, калейдоскопичностью, сочетанием поэтичности с научной и инженерной точностью. Среди рукописей обнаружены принадлежащие его перу басни, шутки, пророчества. В записках встречаются разрозненные рассуждения Леонардо о природе, живописи, науке. После смерти гения эти рассуждения были сведены в «Трак­тат о жи­во­пи­си»[1].

Практически не было сферы тогдашнего знания, в которой Леонардо не оставил бы свой заметный след. Он называл механику раем математических наук и широко использовал математику и эксперимент в своих работах. В частности им проводились работы по определению коэффициента трения, положения центра тяжести тел, исследованию рычага и др. Он был первым, кто описал равновесие жидкости в сообщающихся сосудах, вплотную приблизившись к открытию закона Паскаля[1].

Леонардо пытался понять природу бинокулярного зрения. Он изучал анатомию животных и человека. Он лично вскрыл около 70 трупов и обобщил результаты своих исследований, детально зарисовав их и тем заложив основы современной научной иллюстрации. Он первым описал ряд костей и нервов, занимался сравнительной анатомией и эмбриологией. Леонардо занимался изучением расположения листьев растений, влиянием на растения Солнца и сил тяготения; описал осадочные породы и объяснил происхождение морских отложений в горах[1].

При жизни Леонардо получило признание и распространение лишь одно его изобретение — колесцовый замок для пистолета, который использовался до XIX века. Им были созданы проекты орнитоптера (летательный аппарат с машущим крылом) и вертолёта. Им был создан проект планёра, который был построен в 2002 году в Великобритании и совершил успешный полёт. В 1483 году Леонардо создал проект парашюта, который был успешно испытан в 2000 году при прыжке с высоты 3000 м. Среди его эскизов обнаружены проекты перепончатых перчаток, водолазного костюма, танка, катапульты, прожектора, переносных мостов для армии, станков для изготовления верёвок, зеркал, иголок, подъёмного крана, вентилятора и многих других механизмов[1].

Память

В мастерской Леонардо вырос целый ряд известных художников своего времени (Амброджо де Предис, Джампетрино, Марко д’Оджоно), которые получили собирательное название леонардески.

Именем Леонардо названы кратеры на Луне и Марсе, астероид (3000) Леонардо, итальянский линкор, минерал, открытый российскими геологами, Римский аэропорт.

В книгах английского писателя Терри Пратчетта фигурирует персонаж Леонард, черты и увлечения которого во многом копируют Леонардо да Винчи.

Художник и изобретатель Леонардо является одним из персонажей видеоигр «Assassin’s Creed II» и «Assassin’s Creed: Brotherhood».

Имя Леонардо носит одна из черепашек-ниндзя.

В 1906—1911 годах в Москве действовало Общество имени Леонардо да Винчи, пропагандировавшее изобразительное искусство.

В замке Кло-Люсе работает музей Леонардо да Винчи.

В кино

В 1941 году в Италии был снят мини-сериал «Жизнь Леонардо да Винчи». В 2013 году был снят американо-британский сериал «Демоны Да Винчи». В 2016 году снят итальянский документально-игровой фильм «Леонардо. История гения». В 2021 году снят итальянский сериал «Леонардо».

В филателии

В 1970 году в СССР была выпущена марка с репродукцией картины Леонардо «Мадонна Литта». В 1971 году в СССР была выпущена марка с репродукцией картины Леонардо «Мадонна Бенуа». В 2019 году к 500-летию со дня смерти гения в Великобритании был издан комплект из 12 марок с репродукциями его рисунков.

Примечания

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!