Подсолнухи (картины Ван Гога)
Подсо́лнухи — серия из 11 картин Винсента ван Гога с подсолнухами, которая условно делится на два цикла. В первый, парижский цикл, входят картины, на которых изображены лежащие растения. Второй цикл был создан в Арле и включает холсты, на которых изображены цветы в вазе. Общее художественное направление созданных полотен — постимпрессионизм.
Первый цикл датируется 1887 годом, второй создан в 1888 году. Четыре картины второго цикла написаны для украшения стен мастерской и комнат в его любимом «желтом домике», куда он пригласил своего друга, художника Поля Гогена. Совместная работа художников продлилась два месяца и закончилась нервным срывом ван Гога, когда он повредил себе ухо[1].
«Подсолнухи» стали своего рода визитной карточкой художника и занимают в его творческом наследии такое же важное место, как, например, «Джоконда» в творчестве Леонардо да Винчи или «Чёрный квадрат» в творчестве Казимира Малевича. Художник признавался в письмах, что это растение он ассоциирует с собой. Возможно, это было связано с тем, что подсолнухи жёлтые, а жёлтый цвет был для живописца самым любимым[2].
Датировка создания картин и их количество:
- Парижский цикл 1887 года — 4 полотна.
- Арль 1888 год — 4 полотна (одно безвозвратно утеряно).
- Авторские копии — 3 полотна[3].
Сведения о полотнах
Парижский цикл
На всех работах парижского цикла изображены лежащие цветы подсолнуха.
В ноябре 1887 года в одном из ресторанов организовали выставку картин местных художников, для неё Ван Гог отобрал четыре свои картины с подсолнухами. Заглянувший на выставку Поль Гоген обратил на них внимание, отметив виртуозность изображения столь необычного объекта и символический смысл картин[4].
№ | Картина | Название | Описание | Год создания | Где находится |
---|---|---|---|---|---|
1 | Подсолнухи | Холст, масло
высота 43,2 см ширина 61 см |
1887 | Музей Метрополитен, | |
2 | Четыре увядших
подсолнуха |
холст, масло
высота 60 см ширина 100 см |
август-сентябрь 1887 | Музей Креллер-Мюллер, | |
3 | Два срезанных подсолнуха | холст, масло
высота 21 см ширина 27 см |
август-сентябрь 1887 | Музей Ван Гога, | |
4 | Два срезанных подсолнуха | холст, масло
высота 50 см ширина 60 см |
август-сентябрь 1887 | Художественный музей Берна, |
Картины из Арля
Если описание созданных в Париже картин «Подсолнухи» Ван Гога производит депрессивное впечатление, то цикл работ, которые были созданы через год, в Арле, напротив, наполнен светом и радостью. Это связано с тем, что, пребывая на юге Франции, художник испытывал большой эмоциональный подъём. Эти картины он создавал для того, чтобы украсить стены мастерской и комнат в его любимом «желтом домике», куда он пригласил своего друга, художника Поля Гогена.
Картины в жанре натюрморт, изображавшие подсолнухи в вазе, Ван Гог изначально планировал разместить в их общей мастерской, в которой оба художника должны были вместе работать. Он хотел создать не меньше двенадцати панно с изображением любимых цветов, но на протяжении лета, несмотря на большое рвение, ему удалось написать только четыре картины. Они были размещены в гостевой комнате, которая была приготовлена для Гогена.
Каждый оригинал картины Ван Гога «Подсолнухи» имеет предельно простой и лаконичный сюжет: на поверхности стоит простая грубая ваза с огромными цветами. Цветы кажутся слишком большими и несоразмерными окружающей обстановке и даже размерам холста, поэтому создается ощущение, что лепестки подсолнухов вот-вот раздвинут края картины и проникнут в наш реальный мир. Полотна созданы в оригинальной технике «импасто», в которой краски наносятся на поверхность очень густо, как с помощью кисти, так и мастихином и ножом. Благодаря шероховатой и грубой фактуре полотна создается иллюзия того, что цветы не нарисованы на холсте, а находятся по эту сторону картины, движутся, изменяются и колышутся от дуновений ветра[5].
№ | Картина | Название | Описание | Год создания | Где находится |
---|---|---|---|---|---|
1 | Ваза с пятнадцатью
подсолнухами |
Холст, масло
высота 92,1 см ширина 73 см |
1888 | Лондонская Национальная галерея, | |
2 | Ваза с двенадцатью
подсолнухами |
Холст, масло
высота 91 см ширина 72 см |
1888 | Новая пинакотека, | |
3 | Три подсолнуха
(«Лозанские» подсолнухи) |
Холст, масло
высота 73 см ширина 58 см |
1888 | Частная коллекция | |
4 | Ваза с пятью подсолнухами | Холст, масло
высота 98 см ширина 69 см |
1888 | Уничтожена пожаром во время
Второй мировой войны в Иокогаме. Известна по репродукциям и фотографиям |
Авторские копии
№ | Картина | Название | Описание | Год создания | Где находится |
---|---|---|---|---|---|
1 | Ваза с пятнадцатью
подсолнухами |
Холст, масло
высота 95 см ширина 73 см |
1889 | Музей Ван Гога, | |
2 | Ваза с двенадцатью
подсолнухами |
Холст, масло
высота 92,4 см ширина 71,1 см |
1889 | Филадельфийский художественный музей, | |
3 | Ваза с пятнадцатью
подсолнухами |
Холст, масло
высота 100,5 см ширина 76,5 см |
1889 | Японский художественный музей Сомпо, |
Ван Гог о подсолнухах
Ван Гог неоднократно возвращается к теме подсолнухов в письмах, которые он писал своему брату Тео и друзьям.
- О большом подсолнухе за витриной рядом со своей галереей: «Я рисую с энтузиазмом марсельцев, поедающих буйабес, что вас не удивит, когда речь идет о рисовании больших подсолнухов»[6].
- О смысле, который стоит за подсолнухами в его творчестве: «Они выражают идею, символизирующую благодарность»[7].
- О подарке Гогену: « Знай только, что я буду просто счастлив, когда ты женишься. И вот ещё что: если твоя жена заинтересована в том, чтобы время от времени мои картины появлялись у Гупилей, я откажусь от той старинной неприязни, какую к ним питаю, и сделаю это следующим образом. Я писал тебе, что не появлюсь у них с какой-нибудь совсем невинной картиной. Но если хочешь, можешь выставить там оба подсолнечника. Гоген был бы рад иметь один из них, а я хочу доставить Гогену настоящую радость. Поэтому, раз он желает получить одну из этих картин, я повторю ту, которую он выберет. Вот увидишь, эти полотна будут замечены. Но я посоветовал бы тебе оставить их для себя, то есть для тебя и твоей жены. Это вещи, которые меняются в зависимости от того, откуда на них смотреть, и становятся тем красочнее, чем дольше на них смотришь. Знаешь, они исключительно нравились Гогену; он, между прочим, даже сказал мне: „Да, вот это цветы!“ У каждого своя специальность: у Жаннена — пионы, у Квоста — штокрозы, у меня — подсолнечники. В общем, мне будет приятно и впредь обмениваться работами с Гогеном, даже если такой обмен подчас будет мне стоить недешево.[8]»
- Об обмене картинами с Гогеном: «Я определённо держу под вопросом свои подсолнухи. У него их уже двое, пусть это его держит. И если он не удовлетворен обменом, который он сделал со мной, он может забрать свой маленький холст с Мартиники и свой автопортрет, который он прислал мне из Бретани, одновременно вернув мне мой портрет и два подсолнечника, холсты, которые он привез в Париж. Так что, если он когда-нибудь снова поднимет эту тему, я уже сказал вам, как обстоят дела[9]».
Публичные продажи и перемещение картин
- 30 марта 1987 года — в день рождения Ван Гога — его натюрморт «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» ушёл с молотка за рекордную на тот момент цену в 39,9 миллиона долларов. Картина продавалась после смерти Хелен Битти, невестки американского горного инженера и «Медного короля» Альфреда Честера Битти. Покупателем стал японский страховой магнат Ясуо Гото. Сделка произвела фурор в мире, ведь сумма, уплаченная за «Подсолнухи», в четыре раза превышала цену самой дорогой из ранее проданных картин — «Поклонения волхвов» Андреа Мантеньи[10].
- Наследники немецкого банкира Пауля фон Мендельсона-Бартольди требуют, чтобы японская компания Sompo Holdings Inc. вернула картину Ван Гога из серии «Подсолнухи» и выплатила более 1 млрд $ семье в качестве ущерба. Бывший владелец был вынужден отказаться от картины в 1930-х годах, пытаясь спасти имущество от нацистов. Потомки немецкого банкира Пауля фон Мендельсона-Бартольди потребовали от японской страховой компании Sompo Holdings Inc. вернуть семье картину художника Винсента Ван Гога из серии «Подсолнухи» и выплатить более 1 млрд $ в качестве возмещения ущерба. Об этом сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на иск наследников фон Мендельсона-Бартольди. Дело в том, что в 1934 году банкир Пауль фон Мендельсон-Бартольди был вынужден отказаться от полотна и отдать его парижскому арт-дилеру Полу Розенбергу во времена, когда евреев в Германии лишали активов. В 1987 году картина из серии «Подсолнухи» была куплена за 40 млн $ на аукционе Christie’s в Лондоне компанией Yasuda Fire & Marine Insurance, как в то время называлась Sompo Holdings Inc. По данным Bloomberg, наследники Мендельсона-Бартольди подали иск против Sompo Holdings Inc. в США, обратившись в федеральный суд штата Иллинойс. Согласно заявлению, кроме возвращения полотна, они добиваются того, чтобы Sompo Holdings Inc. выплатила 690 млн $ за «незаконное обогащение» и 750 млн $ в качестве компенсации убытков и штрафных санкций. По мнению истцов, страховая компания неправомерно извлекала выгоду из «Подсолнухов» «в течение многих лет, зная, что картина стала жертвой нацистской политики, и делая вид, что это не так». «Эта картина была куплена справедливо на аукционе Christie’s 35 лет назад, выставлялась в Токио в течение 35 лет, и нет никаких сомнений в законности её владения. Sompo Holdings Inc. категорически отвергает любые обвинения в правонарушениях и намерена защищать свои права собственности на „Подсолнухи“», — прокомментировали иск в страховой компании. В настоящий момент картина Ван Гога из серии «Подсолнухи» выставляется в музее токийского района Синдзюку. Картина не покидала Японию с 2002 года, когда владельцы разрешили предоставить её Чикагскому институту искусств для выставки работ художника[11].
Инциденты с картинами
Инцидент произошел в Национальной галерее на Трафальгарской площади около 11:00 по местному времени (13:00 мск). Видео акции протеста выложил в Twitter корреспондент британской газеты Guardian Дэмиен Гейл.
Две девушки в белых футболках с принтом в виде надписи «Just Stop Oil» подошли к картине и каждая выплеснула на «Подсолнухи» по банке томатного супа Heinz, после этого активистки опустились на колени под картиной, достали тюбики суперклея, намазали им ладони и приклеили их к стене, усевшись на пол. 43-й зал в Национальной галерее пользуется особой популярностью благодаря «Подсолнухам», и именно эту точку притяжения выбрали активистки, чтобы заявить свой протест.
«Искусство дороже, чем жизнь? Чем еда? Чем справедливость?» — выкрикнула одна из активисток, отметив, что «миллионы мерзнущих и голодающих семей не могут позволить себе даже разогреть банку супа». Вторая заявила, что британцы будут «вынуждены выбирать между теплом и едой», в то время как топливные компании фиксируют рекордные прибыли. Активистки не пояснили, как отказ от нефти поможет британцам снизить цены на отопление.
После задержания активисткам были предъявлены обвинения в причинении материального вреда и незаконном проникновении при отягчающих обстоятельствах. Сама картина в результате инцидента не пострадала, так как была закрыта защитным стеклом. Как сообщили представители музея, незначительные повреждения получила рама[12].
Примечания
- ↑ Все «Подсолнухи» Винсента Ван Гога . EA Culture. Дата обращения: 12 мая 2023.
- ↑ Подсолнухи (Ваза с пятнадцатью подсолнухами) . Arthive. Дата обращения: 12 мая 2023.
- ↑ Подсолнухи Ван Гога: 5 невероятных фактов о шедеврах . Дата обращения: 12 мая 2023.
- ↑ Любимые подсолнухи Ван Гога и его фатальная дружба с Гогеном . Культурология.рф. Дата обращения: 2 июня 2023.
- ↑ (Ваза с пятнадцатью подсолнухами) Подсолнухи (Ваза с пятнадцатью подсолнухами) . Arthive. Дата обращения: 2 июня 2023.
- ↑ Как и зачем ван Гог писал подсолнухи: соперничал с Гогеном . Гол. Дата обращения: 2 июня 2023.
- ↑ Как и зачем ван Гог писал подсолнухи: соперничал с Гогеном . Дата обращения: 3 июня 2023.
- ↑ Ван Гог Винсент - Натюрморт: двенадцать подсолнухов в вазе 1889 . Дата обращения: 2 июня 2023.
- ↑ Винсент Ван Гог и его знаменитые картины . Дзен. Дата обращения: 2 июня 2023.
- ↑ Дюжина самых дорогих картин Винсента Ван Гога . Дата обращения: 28 мая 2023.
- ↑ Семья экс-владельца «Подсолнухов» Ван Гога потребовала $1 млрд и возвращения картины . Cетевое издание «forbes.ru». Дата обращения: 28 мая 2023.
- ↑ Экоактивистки облили супом «Подсолнухи» Ван Гога в знак протеста против добычи нефти и газа . RTVI. Дата обращения: 29 мая 2023.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |