Гоген, Поль

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Эжен Анри Поль Гоген
фр. Eugène Henri Paul Gauguin
Гоген в рыбацкой куртке с бретонским узором. Снимок сделан в Париже, 1891 году
Гоген в рыбацкой куртке с бретонским узором. Снимок сделан в Париже, 1891 году
Имя при рождении Эжен Анри Поль Гоген
Прозвище На Таите из-за сложности произношения фамилии Гоген, его называли Коке
Дата рождения 7 июня 1848(1848-06-07)
Место рождения Париж, Вторая Французская республика
Дата смерти 8 мая 1903(1903-05-08) (54 года)
Место смерти город Атуона, остров Хива-Оа, Маркизские острова, Французская полинезия
Гражданство  Франция
Жанр портрет, пейзаж, фигурка, бытовой жанр, натюрморт
Стиль постимпрессионизм
Автограф Автограф

Эже́н Анри́ Поль Гоге́н (фр. Eugène Henri Paul Gauguin; 7 июня 1848, Париж, Вторая Французская республика8 мая 1903, Атуона, остров Хива-Оа, Маркизские острова, Французская Полинезия) — французский живописец, скульптор, керамист, график, в последние годы жизни полемист и редактор газет[1]. Является одним из крупнейших представителей постимпрессионизма. Вдохновитель движения фовистов.

Биография

Поль Гоген родился в семье Кловиса Гогена (18141849), который работал журналистом в отделе политической хроники журнала «Насьональ» и Алины Марии (18251867), которая была родом из Перу из богатой креольской семьи. Отец придерживался радикальных взглядов, и после июньского поражения семье пришлось переехать в Перу, но по дороге Кловис Гоген скончался от сердечного приступа[2]. Мать Поля Гогена, Флора Тристан (1803—1844), была дочерью полковника испанской армии Мариано Тристана и француженки Анн-Пьер Лайнай. Брат Мариано, Пио де Тристан Москосо, был наместником короля в Перу. Матери Поля Гогена, Алины повезло, она нашла общий язык с престарелым доном Пио де Тристан Москосо и жила у него с маленький Полем, который должен был унаследовать его состояние. К сожалению, под конец жизни он лишил родственников наследства, и мать с Гогеном жили в нищете[3]. Примерно до 9 лет жил с матерью в Перу, его детские впечатления остались самыми яркими и тёплыми[1].

Окончил классическую гимназию с богословским уклоном. Вопреки просьбам матери, поступил в морской флот, и в течение последующих пять лет проходил морскую службу: в возрасте 17–19 лет ходил учеником штурмана на торговых судах, в том числе побывал в Бразилии, Чили, Перу, Дании, Норвегии[2], и отбывал воинскую повинность как матрос флота императора Наполеона III. В 1871 году вернулся в Париж, устроился брокером в биржевую фирму в возрасте 23 лет. Примерно в это время женился на белокурой датчанке Метте-Софи Гад. Жена Гогена, Метте, верила, что призвание Поля в коммерции и настаивала, чтобы он поступил служить в банк. Метте давала уроки французского языка, занималась переводами. С 1883 по 1884 год истратил все сбережения после попыток прокормиться живописью. До 1884 году жил между Парижем и Данией.

Свободный художник и поездка в тропики

В 18851886 годах пробовал себя в роли свободного художника в Париже: рисовал афиши, расклеивал их, заслужил положительные отзывы Клода Мане, Камиля Писсарро, Эдгара Дега. В частности, о Мане он писал[4]:

Aquote1.png Я помню также Мане. Вот человек, которого никто не смущал. Он говорил мне, увидев мою картину (в начале), что это очень хорошо, а я ему ответил с полным почтением к его мастерству: — О! Я только любитель. В то время я был служащим, агентом по обмену и изучал искусство только вечерами и по праздникам. — А вот и нет, — сказал Мане. — ...Любители — это только те, кто плохо рисует. Мне было приятно это слышать. Aquote2.png
Поль Гоген в «До и после»

Его сестра вышла замуж за колумбийца, который открыл лавку в Панаме, но отношения с Гогеном были сложные. В это время Поль Гоген особенно дружит с юным художником Шарлем Лавалем, с которым в 1887 году отправляется в Панаму на борту пассажирского парусника, в третьем классе, позже на Мартинику. Летом, после девяти месяцев пребывания на Мартинике, он возвращается в Бретань, где знакомится с Эмилем Бернаром, художником, которые быстро сблизились. В 1880-х годах ему помогают братья Ван Гоги: Винсент приглашает Гогена в Арль, а Тео выделяет на содержание 150 франков ежемесячного содержания с обещанием выставить его картины в своей галерее в Париже. Тем не менее его пребывание в Арле заканчивается помешательством Винсента Ван Гога. В 1889 году посещает Всемирную выставку в Париже, где замечает яванские, японские экспонаты и работы представителей этих народов. В августе 1890 года Поль Гоген узнаёт, что Винсент Ван Гог умер от выстрела в грудь:

Aquote1.png Как ни печальна эта кончина, я не очень горюю, ибо предвидел её и знал, каких страданий стоила этому бедняге борьба с безумием. Умереть сейчас — для него счастье, кончились его мучения; а если он, согласно учению Будды, снова родится, то пожнёт плоды своего доблестного поведения в этой жизни. Он мог утешиться тем, что брат ни разу не предал его и что многие художники его понимали. Aquote2.png

Желая почтить память брата, Тео Ван Гог оплачивает из средств галереи поездку Гогена в тропики. В апреле 1891 года Гоген из Марселя отправляется на Таити, а 7 июня уже открывается вид на острова Французской Полинезии (в то время говорили Французские поселения в Океании[1]). В этот день Полю Гогену исполняется 43 года. Он успевает присутствовать на похоронах последнего короля Помаре V. Осваивается в Папеэте, столице Французской Полинезии. К сожалению художника, он не увидел дикость и девственность, за которой ехал, так как численность населения сократилась (от 150 000 тысяч жителей острова осталась одна десятая) из-за принесённых европейцами болезней и алкоголя, а также налаживания инфраструктуры и духовных ценностей. Жизнь на острове была дорогостоящей и Полю Гогену катастрофически не хватало денег: он постоянно пишет своей жене и друзьям с просьбой прислать денег.

В 1892 году Поль Гоген берёт в жену Теха'аману, которой было около 13 лет. Однажды после позднего возвращения Гоген замечает её в темноте, лежащей на животе. Позже он нарисовал картину «Манао тупапау» (сейчас она хранится в картинной галерее Олбрайт, Буффало, США). В это время он начинает мастерить деревянные и керамические куклы в виде идолов, которые, однако, не связаны с таитянским искусством. Особенно ему удаётся фигурка Овири (таитянская богиня смерти)[5]. Гоген вырезает реалистичную маску Теха'аманы[6]. 14 июня 1893 года Поль Гоген отплывает с Таити и 30 августа высаживается в Марселе[7].

Aquote1.png Керамика передаёт ощущение огня, и потому вылепленная фигура словно корчится в адском пламени. Я думаю, что благодаря этому фигура становится более экспрессивной. Aquote2.png
Поль Гоген

В ноябре Гоген самостоятельно организовывает выставку, которая проваливается. Провожая посетителей, он замечает Дега, снимает со стены резную трость и подает её со словами: «Мсье Дега, вы забыли вашу трость»[8]. Камиль Писсарро не соглашался с высокой оценкой Дега и после выставки писал своему брату Люсьену[9]:

Aquote1.png Я встретил Гогена. Он изложил мне свои взгляды на искусство и заверил, что молодые найдут спасение, испив из далёких и диких источников. Я сказал ему, что это искусство не в его духе. Что он цивилизованный человек и его обязанность — показывать нам гармоничные вещи. Мы разошлись, оставаясь каждый при своём мнении. Гоген несомненно талантлив, но как же трудно ему найти свой путь! Он постоянно браконьерствует в чужих угодьях; теперь он грабит дикарей Океании. Aquote2.png

Отношения с супругой Метте начинают портиться: по французским газетам она следит за тем, что происходит в Париже. В январе 1894 года он пишет ей резкое письмо, упрекая в невнимательности к его страданиям, болезни, которая почти стоила ему жизни[1].

В 1895 году он снова отправляется во Французскую Полинезию, и в 1896 году снова берётся за живопись. До 1900 года болезнь обостряется (в 1880-х годах он заразился сифилисом), но из-за отсутствия доходов устраивается редактором в газету «Ос», также распространяет собственный журнал «Улыбка». Последняя была выпущена недорогим факсимильным изданием. Гогена выручил Амбруаз Воллар, который когда-то познакомил Поля Гогена с яванкой Анной в 1893 году. Благодаря Воллару была устроена первая официальная выставка Сезанна в 1895 году. Амбруаз незадолго до этого открывает антикварный магазин на парижской улице Лафитт, где выставляет полотна Поля Гогена и Винсента Ван Гога[10]. Воллан назначает Полю Гогену ежемесячный аванс в 300 франков и право приобретать не меньше 25 картин за год по 200 франков за каждую, сверх того он принялся приобретать за свой счёт материалы для рисования.

В сентябре 1901 года Поль Гоген выходит из гавани Папеэте и отправляется в первый маркизский порт Таиохе на Нукухиве, и 16 сентября он прибывает в порт Атуона на острове Хива-Оа. Здесь он строит двухэтажный «Весёлый дом» (maison du jouir).

Последние дни и смерть

Вид на город Атуона, остров Хива-Оа, 2006 год.

Рано утром 2 мая Поль Гоген послал соседа Тиоку за пастором Полем Вернье, молодым главой французской кальвинистской миссии. Вернье застал художника в кровати, художник жаловался на боли, несколько раз терял сознание. Позже стал толковать об искусстве и литературе, остановился на романе Густава Флобера «Саламбо». Недолго посидев у кровати, Поль Вернье ушёл[1].

Позже сосед Тиока снова навестил художника, но не дождавшись ответа, поднялся в дом, где увидел лежащего Поля Гогена на кровати без признаков жизни. Чтобы удостовериться в смерти, Тиока прибег к маркизскому способу: сильно укусил Гогена за голову, но художник остался неподвижен. На тумбочке возле кровати стоял пустой флакон из-под лаудана (настойка опия). Возможно, Гоген принял чрезмерно большую дозу[1]. В тропических странах существовало правило, предписываемой хоронить покойного в двадцать четыре часа, но его похоронили с опозданием на три часа на католическом кладбище на холме Хаэкихи, в километре к северу от Атуоны.

Епископ Мартен отправил начальству письмо в Париж спустя три недели после смерти Гогена:

Aquote1.png Единственным примечательным событием здесь была скоропостижная кончина недостойного человека по имени Гоген, который был известным художником, но врагом Господа и всего благопристойного. Aquote2.png
Из архивов ордена Святого Сердца, 47—48.
Манао тупапау (Мысль, или Вера и приведение), 1892 год.

Семья

Жена — Метте-Софи Гад (18501920), датчанка, от которой родилось пять детей: Эмиль (18741955), Алина (18771897); Кловис (18791900); Жан-Ренэ (18811961); Поль-Роллон (18831961).

На островах была популярна полиандрия, поэтому открытые связи были нормой, хотя и преследовались религиозными, в частности, католическими миссиями. Ва'ина означает жена, но официально брак Поль Гоген ни с кем не регистрировал.

Вторая жена (ва'ина) — Теха'амана, которая познакомилась с Гогеном в 1891 году, когда ей было тринадцать лет, была беременна, но скорее всего сделала аборт. После того, как он уехал в 1893 году она вышла замуж за местного таитянина. Когда Гоген вновь с ней встретился в 1895 году, она отказалась к нему возвращаться из-за сифилитических язв[11].

Третья жена (ва'ина) — Пау'ура родила сына Эмиля. Сын Эмиль женат, есть дети. Поль знакомится с Пау'урой в 1896 году, ей было примерно 15 лет.

Четвёртая жена (ва'ина) — Ваеохо родила 14 сентября 1902 года[1] девочку, которая жила на Хива-Оа ещё в 1960-х годах, когда приезжал Бенгт Даниельссон. Она вела скромный образ жизни в глухой долине на Хива-Оа.

Ранний стиль Поля Гогена: бретонские картинки

Если в более позднее время, на картинах Поля Гогена наблюдается движение, танцы, то в начале в его живописи отсутствовало бурное движение, активный ритм, а персонажи недвижно восседали перед вечностью. Любое действие разворачивалось в замедленном ритме, а персонажи носят скорее иератический характер. Одно время Гоген увлекался турецким трактатом о живописи, где нашёл нечто близкое к его настроению[12]:

Aquote1.png Пусть всё у вас дышит спокойствием и миром душевным. Избегайте поэтому фигур в движении. Каждый из ваших персонажей должен пребывать в состоянии статики. Aquote2.png
Из автобиографической книги «Ноа Ноа»

Тем не менее, находясь в городе Понт-Авен, в Бретане он пишет картины «Четыре бретонки» (1886), «Танец бретонских девочек» (1888). Тогда Гоген чувствовал «глубокое душевное родство. Подобно ему самому, этот край был серьёзным и печальным <...> пустынные равнины, поросшие утесником, поля, разделённые живой изгородью и обнесённые деревянным частоколом, грубо сработанным топором, сельские церквушки и простые гранитные распятия, в которых чувствовалась душа народа, склонного к мечтательности, внутреннему беспокойству и всему таинственному»[13]. В работе «Четыре бретонки» всё ещё чувствуется сильное влияние импрессионистов: Гоген накладывает мелкие, дробные мазки, пользуется тонкими оттенками красок, обрезает часть фигур, придавая композиции некую фрагментарность. И тем не менее в картине «Четыре бретонки» отсутствует впечатление мимолётности в восприятии натуры, которое свойственно импрессионистам. В композиции используется замкнутое, обращённое внутрь круговое движение женских фигур. Круг, как идеальная геометрическая фигура, считается символом вечности. Иератические позы, профильные лики женщин, замедленный ритм их движений вызывают ассоциации с ритуальными действиями, которые выпадают из простого отражения реальности. Получается, что мы видим не не бытовую сценку танца, а «жизнь как танец»[14].

Некоторые картины

Память

Могила Поля Гогена, Хива-Оа

В Глиптотеке в Копенгагене хранится 23 полотна художника, в Эрмитаже в Санкт-Петербурге — 15, в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве — 14. В 1916 году Сомерсет Моэм купил у местного жителя витраж на двери с изображением девушки с обнажённым бюстом, который он нарисовал соседу Анани в благодарность за заботу во время болезни[15]. Также Сомерсет Моэм написал роман «Луна и грош», который нельзя считать достоверным, так как в нём содержатся художественные вымыслы автора.

Aquote1.png Гоген был чудовищем. Иными словами, его нельзя было отнести ни к одной моральной, интеллектуальной или социальной категории, принадлежности к которой вполне достаточно для определения большинства индивидуумов. Aquote2.png
Виктор Сегален, французский поэт

В кино

  • Ван Гог. На пороге вечности (At Eternity's Gate) (режиссёр Джулиан Шнабель, 2018), в роли Гогена — Оскар Айзек
  • Дикарь / Гоген. Путешествие на Таити (Gauguin — Voyage de Tahiti) (режиссёр Эдуард Делюк, 2017), в роли Гогена — Венсан Кассель
  • Жёлтый дом (The Yellow House) (режиссёр Крис Дурлахер, 2007), в роли Гогена — Саймон Фарнэби
  • Найденный рай (Paradise Found) (режиссёр Марио Андриччион, 2003), в роли Гогена — Кифер Сазерленд
  • Волк на пороге (Oviri) (режиссёр Хеннинг Карлсен, 1986), в роли Гогена — Дональд Сазерленд
  • Гоген: дикарь и гений (Gauguin the Savage) (режиссёр Филдер Кук, 1980)
  • Жажда жизни (Lust for Life) (режиссёр Винсенте Миннелли, 1956)

Литература

  • Кантор-Гуковская А. С. Поль Гоген : жизнь и творчество / А. С. Кантор-Гуковская. — Ленинград ; Москва : Советский художник, 1965. — 183 с., 4 л. ил.
  • Кашен Ф. Гоген / Франсуаза Кашен ; [пер. с фр. З. Федотовой]. — Москва : Астрель — АСТ, 2003. — 196 с. — (Открытие. Живопись). — ISBN 5-17-008116-2. — ISBN 5-271-02093-2
  • Кочик О. Я. Мир Гогена / О. Я. Кочик. — Москва : Искусство, 1991. — 311 с. — ISBN 5-210-00123-7.
  • Перрюшо А. Поль Гоген = La vie de Gauguin : пер. с фр. / Анри Перрюшо; [Автор послесловия К. Богемская]. — 2-е изд. — Москва : Искусство, 1995. — 334, [2] с., [23] л. ил. — (Жизнь в искусстве). — 10 000 экз. — ISBN 5-210-02400-8
  • Юиг Р. Гоген : жизнь и творчество / Рене Юиг ; [Пер. и примеч. к тексту Л. И. Таруашвили]. — М. : Слово, 1995. — 95, [1] с. — (Картинная галерея). — ISBN 5-85050-055-3
  • Власов В. Г. Гоген Поль // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 251. — 543 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-005-X
  • Локкенберг В. А. Гоген, Поль // Новый энциклопедический словарь: В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб., Пг., 1913. — Т. 13. — С. 870–871

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Даниельссон Б. Гоген в Полинезии / пер. со швед. Л. Жданова. — 2-е издание. — М.: Искусство, 1973. — 280 с.
  2. 2,0 2,1 Поль Гоген. История жизни художника. COCOECOLE. Дата обращения: 6 августа 2024.
  3. Поль Гоген. waybackmachine. Дата обращения: 6 августа 2024.
  4. Кашен Ф. Мане / пер. с франц. Ю. Крижевской. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. — 176 с. — ISBN 5-17-006957-Х. — ISBN 5-271-01928-4.
  5. Поль Гоген — керамика протеста. Русская майолика. Дата обращения: 6 августа 2024.
  6. Gray Chr. Sculpture and Ceramics of Paul Gaiguin. — Baltimore, 1963.
  7.  // JO : newspaper. — 1893. — 22 июня.
  8. Morice Ch. Paul Gaugion. — Paris, 1920.
  9. Pissarro C. Lettres à son fils Lucien. — Paris, 1950.
  10. Дитель А. Ренуар / пер. с франц. А. Голубкова. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. — 176 с. — ISBN 5-17-006957-Х. — ISBN 5-271-01928-4.
  11. Поль Гоген. Рай, которого не было (3 мая 2024). Дата обращения: 6 августа 2024.
  12. Гоген П. Ноа Ноа / пер. с франц. Н. Рыковой, Л. Ефимова. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 155 с.
  13. Перрюшо А. Жизнь Гогена / Пер. с франц. Ю. Яхниной. — М.: Радуга, 1989. — С. С. 98-99.
  14. Байгузина Е. Н. Танец" в живописи Клода Моне, Поля Гогена и Жоржа Сера // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой : журнал. — 2007. — № 2(18). — С. 247-263.
  15. Maugham S. A writer's notebook. — London, 1949; 1962.