Ван Гог, Винсент

Материал из «Знание.Вики»
Винсент Ван Гог
нидерл. Vincent Willem van Gogh
Автопортрет (1886)
Автопортрет (1886)
Дата рождения 30 марта 1853(1853-03-30)
Место рождения Гроот-Зюндерт, Нидерланды
Дата смерти 29 июля 1890(1890-07-29) (37 лет)
Место смерти Овер-сюр-Уаз, , Франция
Гражданство  Нидерланды
Жанр живописец, натюрморт, портрет, пейзаж
Учёба Королевская Академия изящных искусств в Брюсселе (1880—1881), частные уроки у живописца Антона Мауве в Гааге (1881—1882), живописный класс при Академии художеств в Антверпене (1885 — 1886)
Стиль постимпрессионизм
Автограф Автограф

Винсе́нт Ви́ллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh, 30 марта 1853, Зюндерт, Северный Брабант, Нидерланды29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Сена и Уаза, Франция) — нидерландский художник и рисовальщик, представитель постимпрессионизма[1]. В 1-й половине 80-х годов XX века создавал произведения, выдержанные в сумрачной гамме и сочувствием к людям труда, в чём выражалось остродраматическое восприятие жизни, социальный протест, присущие искусству Ван Гога. По мере ухудшения эмоционального состояния в картинах начали появляться все более трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, нервного пастозного мазка. Напряженная работа в последние годы жизни сопровождалась у Ван Гога приступами душевной болезни, приведшей его в больницу для душевнобольных, а затем к самоубийству[2].

За десять с небольшим лет создал более 2100 произведений, включая около 870 картин маслом. Среди них — портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты и панно с изображением оливковых деревьев, кипарисов, полей пшеницы и подсолнухов. При жизни был практически обойдён вниманием критиков.

Биография

Семья и детство

Будущий художник родился в деревне Гроот-Зюндер в провинции Северный Брабант около южной границы Голландии в семье Теодора Ван Гога, кальвинистского пастора и его жены Корнелии, дочери придворного мастера-переплетчика, родом из почтенной семьи. При крещении ему было дано имя Винсент Виллем в честь дедушки по отцовской линии, как и первому сыну в семье.

Винсент был рожден вторым ребёнком, но стал старшим, так как рождённый день в день за год до этого первый сын умер, прожив 6 недель. Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус Ван Гог (Тео). Остальные младшие брат и сестры: Корнелис Винсент (1867), Анна Корнелия (1855), Элизабет Губерта (1859) и Виллемина Якоба (1862)[3].

Отец семейства принадлежал к известному нидерландскому роду, с благородным происхождением и семейным гербом. Начиная с XVI века представители рода Ван Гогов занимали видные посты: казначеев, генеральных консулов, церковников (помимо отца Винсента в протестанской церкви служили и некоторые его родственники)[4], ремесленников, военных или торговцев произведениями искусства. Дед Теодора Ван Гога был потомком трех поколений золотопрядильщиков.

Когда Винсенту исполнилось 7 лет, он пошёл в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернантки. 1 октября 1864 года уехал в школу-интернат в Зевенберген, находившийся в 20 километрах от родного дома, отъезд был воспринят ребёнком тяжело. Не желая подчиняться никакой дисциплине, с соучениками вел себя вызывающе, что пастору пришлось взять его из школы. С сентября 1866 года он начал обучение в другом интернате — колледже Виллема II в Тилбурге, где изучил языки — французский, английский, немецкий, и проявлял таланты в филологии. Много читал с детства, благодаря этому в дальнейшем прослыл среди собратьев-художников интеллектуалом и получил прозвище Спиноза.

Там же он получал уроки рисования. В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился в отчий дом, закончив формальное образование. О своём детстве он вспоминал так:

Моё детство было мрачным, холодным и пустым…

Юность и начало карьеры

Портрет Винсента Ван Гога, 1873

Когда Винсенту исполнилось шестнадцать лет, пастор Теодор созвал семейный совет, чтобы определить будущее ребёнка. Один из дядьев, Сент, предложил племяннику пойти по его стопам и дать рекомендацию к господину Терстеху, директору гаагского филиала фирмы «Гупиль» (Goupil & Cie). Винсент принял предложение дяди[5]. В 1869 году, не успев окончить школу, Винсент становится ко­мис­сио­не­ром в фирме по продаже предметов искусства.

Первые годы своей карьеры Ван Гог отдавал себя полностью торговле, воодушевившись тем, что он находится в максимальной близи к искусству и может улучшить свои знания в живописи и в её течениях.

В июне 1873 году, когда ему исполнилось 20 лет, за успехи в работе он был направлен на работу в лондонское отделение фирмы. В этот счастливый этап жизни, имея хорошую работу, заработок, возможность ходить в музеи и галереи, Ван Гог пишет:

«‎У меня чудесный дом, и мне доставляет огромное удовольствие наблюдать за жизнью Лондона и привычками самих англичан. Также в распоряжении природа, живопись и поэзия — чего же ещё желать?

Примерно в это время Винсент получает отказ в ухаживаниях от дочери квартиросъёмщицы, что снижает его уверенность в себе и заставляет обращаться к религии, Библии. в его письмах всё чаще появлялись рассуждения о Боге.

В 1874 году Винсента перевели в парижский филиал фирмы, но после трёх месяцев работы он снова уезжает в Лондон. Переживая любовную неудачу и находясь в подавленном состоянии охладевает к работе.

В мае 1875 года он опять был переведён в Париж. После посещения выставок в Салоне и Лувре и начинает пробовать свои силы в живописи, что пстепенно это занятие стало отбирать у него больше времени, чем работа. В результате в конце марта 1876 года его уволили из фирмы Goupil & Cie по причине плохой работы, несмотря на покровительство родственников — совладельцев компании.

В 1876 году Винсент возвратился в Англию, где нашёл неоплачиваемую работу в качестве учителя в интернате в Рэмсгейте, все больше утверждаясь в желании стать священником, как и его отец. В июле Винсент перешёл в другую школу — в Айзлворте, где он выполнял работу учителя и помощника пастора. 4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь. Его интерес к Евангелию рос, и он загорелся идеей проповедовать беднякам.

Миссионерство

В начале 1877 году, вернувшись в Голландию и проработав несколько месяцев клерком в книготорговой компании в Дордрехте, Ван Гог переехал в Амстердам и начал учиться на священника, но уже в июле 1878 году бросил учёбу и ненадолго вернулся в родительский дом.

Работая в книжном Ван Гог делает наброски и переводит отрывки из Библии на немецкий, английский и французский. Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья посылает его в мае 1877 года в Амстердам, где он поселился у своего дяди, адмирала Яна Ван Гога. Здесь он усердно занимался под руководством своего дяди Йоганесса Стрикера, уважаемого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии.

Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди, (однако существует версия, что он не окончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости).

В декабре 1878 года Винсент направился на полгода миссионером в посёлок Патюраж в Боринаже, бедном шахтёрском районе на юге Бельгии, где развернул неутомимую деятельность: посещал больных, читал неграмотным Писание, проповедовал, обучал детей, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины. Подобная самоотверженность расположила к нему местное население и членов Евангелического общества, результатом чего было назначение ему жалования в пятьдесят франков. Пройдя полугодичный стаж, Ван Гог намеревался поступить в Евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации и отказался от обучения. В это же время Винсент обратился к дирекции шахт с ходатайством от имени рабочих об улучшении условий их труда. Ходатайство было отклонено, а сам Ван Гог был отстранён от должности проповедника синодальным Комитетом протестантской церкви Бельгии. Последовавшая за этим трагедия на шахте с жертвами, 57 горняков, среди них женщины и дети, были погребены под завалами, явилась серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника и он вернулся в отчий дом.

Творческие этапы

Тео Ван Гог, 1878
Едоки картофеля (The potato eaters), Винсент ван Гог, апрель 1885 — май 1885
Литография, Vincent Van Gogh, December 1883 — November 1885

Первые шаги в живописи

В момент возвращения Винсента Ван Гога, его брат Тео, у которого коммерческие дела продавца картин шли в гору, предложил ему всерьёз заняться живописью — он знал, что брат интересовался искусством и пробовал себя в рисунке.

Справляясь с периодом депрессии Ван Гог сублимировал свое состояние в живопись, посещал Академию художеств в Брюсселе и Антверпене, с увлечением рисовал шахтеров, крестьян, ремесленников. В серии картин и этюдов середины 1880-х годов («Крестьянка», «Едоки картофеля»), написанных в темной живописной гамме, отмеченных болезненно острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздал гнетущую атмосферу психологической напряженности.

По совету Тео он начинает брать уроки у голландского художника Энтона Раппада, а тот в свою очередь уговорил Винсента, который негативно смотрел на классическое образование, прослушать трёхмесячный курс в Королевской академии изящных искусств. Позднее Раппад стал другом и учителем художника — переписка с ним длилась более четырёх лет.

По работам Винсента становится заметно, что они становятся сложнее и детальней, подход стал серьёзней. Если ранее Ван Гог относился к творчеству как к хобби, то сейчас понял сложность и комплексность этой деятельности. Он начал упражняться в создании натюрмортах, которые пишут все студенты[6].

В это время художник сталкивается с новым потрясением на любовной почве, когда пытается ухаживать за вдовой Кее Вос-Стрикер, кузиной, гостившей вместе с сыном в их доме. Неудачная попытка устроить свою личную жизнь и неодобрение родственников, заставляет его уехать в Гаагу и полностью окунуться в занятия живописью. Винсент много работает, изучает жизнь города, особенно бедных кварталов, начинает брать уроки у своего дальнего родственника — представителя гаагской школы живописи Антона Мауве.

Делает несколько работ, добиваясь интересного и удивительного цвета, прибегая к смешению на одном холсте различных техник письма — мела, пера, сепии, акварели «Задворки» (1882, перо, мел и кисть на бумаге), «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога» (1882, бумага, акварель, мел), копирует литографии из пособия Шарля Берга «Курс обучения рисунку» за 1880/1881 год.

Мауве поддерживает молодого художника: дает денег на создание студии и знакомит с масляными красками. Ван Гог опять предпринимает попытку создать семью, предложив беременной бездомной переехать к нему вместе с детьми. Этот поступок окончательно рассорил художника с его учителем, друзьями и родственниками. Первое время художник появилась рисует свою избранницу как модель, но вскоре такая жизнь начинает тяготить и они быстро расстаются.

Художник отравляется на север Нидерландов, в провинцию Дренте, где оборудует хижину под мастерскую и пробует себя, рисуя пейзажи на природе. Помимо пейзажей этого периода, много картин посвящает крестьянам, их повседневному труду и быту. Осенью 1885 года Винсент уехал в Антверпен, где снова начал посещать занятия в живописном классе при Академии художеств, а вечером рисовал обнажённые модели в частной школе, чем продолжает развивать навыки рисовальщика. Неумение изобразить человеческую фигуру из-за отсутствием художественного образования приводит художника к особенности своего стиля — толкованию человеческой фигуры, лишённой плавных или размеренно-грациозных движений, как неотъемлемой части природы.

В картинах этого времени преобладают тёмные тона, передающие его внутреннее состояние. При помощи Тео в 1885 году работа «Едоки картофеля» и серия «Исследования характера крестьян» были выставлены на продажу.

Здоровье Винсента ухудшается, сказывается нехватка денег, плохое питание, курение и выпивка. В академии между ним и преподавателями вспыхивают конфликты из-за того, что студент не хочет следовать правилам, эпитеты из воспоминаний однокурсника бельгийского художника Рихарда Баселера были не лицеприятны: «угловатая лепка лица, острый нос», «с жёсткой, неровно подстриженной бородой, из которой торчит трубка-носогрейка».

Парижский период

Vincent Van Gogh, Paris, March 1886 — February 1888
Vincent Van Gogh,Zeegezicht bij Les Saintes-Maries-de-la-Mer, 1888

В феврале 1886 Ван Гог уехал из Антверпена в Париж к брату Тео, занимавшемуся торговлей произведениями искусства.

Вливается благодаря брату в художественные круги, где знакомится с импрессионистами, а также с пунтилизмом через Поля Синьяка, который работал в этой технике, нанося краску на полотно точками, что перекликается с началом использования явных и грубых мазков самим Ван Гогом.

Художник посещает престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога Фернана Кормона, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, знакомится с Полем Гогеном и его произведениями.

Палитра Ван Гога становится светлой, исчезают краски землистого оттенка, появляются чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Агостина Сегатори в кафе „Тамбурин“» (1887—1888), «Мост через Сену» (1887), «Папаша Танги» (1887), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887). Взятая художником за образец японская живопись и ксилография[7] (гравюра по дереву), кроме палитры, внесла в его творчество элементы спокойствия и умиротворения, характерные и для других импрессионистов.

Знакомства с родственной средой, художниками: Анри де Тулуз-Лотреком, Камилем Писсарро, Эдгаром Дега, Полем Гогеном, Эмилем Бернаром, которые оценили его, вдохновляет на участие в выставках — в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем — в фойе «Свободного театра».

Эта публика так же не усваивала картины Ван Гога, что заставило его снова заняться самообразованием — изучать теорию цвета Эжена Делакруа, фактурную живопись Адольфа Монтичелли, японские цветные гравюры и плоскостное восточное искусство вообще. На парижский период жизни приходится наибольшее количество созданных художником картин — около двухсот тридцати. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887), пейзажи. Меняется роль человека в картинах Ван Гога — его нет совсем, или же он является стаффажем. В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888).

В это время художник освободился от влияния импрессионистов-парижан и начал вырабатывать самобытный стиль: яркость, экспрессивность, насыщенность. Он работал не покладая рук и чувствовал творческий подъём, проводя за мольбертом сутки напролёт. Именно этот период стал самым плодотворным в его творчестве: Винсент написал больше 200 картин за два года.

Рассвет творчества

Винсент Ван Гог, Красные виноградники в Арле, 1888
Винсент Ван Гог, автопортрет, 1889
  • Арль.

Несмотря на творческий рост Ван Гога, публика по-прежнему не воспринимала и не покупала его картины, что весьма болезненно воспринималось Винсентом. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции — в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» — своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену.

При поддержке братом Тео начинания деньгами, Ван Гог перебирается в Арль, где уже окончательно определяется своеобразие его творческой манеры и художественная программа через попытку выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Винсент начинает синтезировать рисунок и цвет, чтобы полнее передать саму суть местной природы.

Тем не менее влияние импрессионизма всё ещё очень сильно, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету» (1888)) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле» (1888)). В это время создается серия работ с изображением одного и того же вида, где художник добивается не точной передачи изменчивых световых эффектов и состояний, а максимальной интенсивности выражения жизни природы.

Художник проводил все время за мольбертом, чувствовал творческий подъём, жил в полном одиночестве, питался только хлебом и кофе и много пил. По воспоминаниям жительницы Арле, которая видела художника в лавке отца, он был «грязным, плохо одетым и недружелюбным», «страшен как смертный грех, имел мерзкий нрав, и от него пахло выпивкой»[8].

25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. Обсуждение переросло в конфликты и ссоры: эстетическая философия Гогена была неприемлема для Ван Гога. Их споры становились все напряженнее и ожесточеннее, и в итоге, 24 декабря Ван Гог, потеряв способность контролировать себя, набросился на Гогена, а затем отрезал себе ухо.

Винсента поместили в больницу, где ему поставили диагноз «острая мания с общим бредом». Сообщив о произошедшем Тео, Гоген спешно покинул Арль, не навестив Ван Гога в больнице. После выписки Ван Гог вернулся в свой Жёлтый дом, продолжил работу и утверждал, что чувствует себя полностью здоровым. Интересно, что возобновилась переписка с Гогеном: Винсент писал ему много и часто, но Поль, если и отвечал, то довольно сухо и сдержано[9].

  • Сен-реми-де-прованс.

В периоды ремиссии Винсент просил отпустить его назад в мастерскую, чтобы продолжать работу, однако жители Арля написали заявление мэру города с просьбой изолировать художника от остальных жителей. Ван Гогу было предложено отправиться в больницу для душевнобольных Сен-Поль в Сен-реми-де-прованс недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года. За год пребывания там было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей.

Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь»,1889), противопоставление контрастных цветов и — в некоторых случаях — использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, «Пшеничное поле с кипарисами», 1889).

В конце 1889 года его пригласили участвовать в брюссельской выставке «Группы двадцати», где работы художника сразу вызвали интерес у коллег и любителей живописи. Появляется первая восторженная статья о картине Ван Гога «Красные виноградники в Арле» в январском номере журнала «Меркюр де Франс» в 1890 году авторства Альбера Орье[10].

  • Овер-сюр-Уаз.

Весной 1890 года художник перебрался в Овер-сюр-Уаз, местечко под Парижем, где впервые за два года увиделся с братом и его семьёй. Он по-прежнему продолжал писать, но стиль его последних работ изменился окончательно, став ещё более нервным и гнетущим. Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, «Улица и лестница в Овере», 1890, «Пейзаж в Овере после дождя», 1890). Последним светлым событием в личной жизни Винсента стало знакомство с художником-любителем доктором Полем Гаше.

В 20-х числах июля 1890 года Ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами»[11].

Уход из жизни

Винсент Ван Гог на смертном одре, 1890

27 июля, выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео, который приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года).

По словам Тео, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»)[12]. Винсент Ван Гог был похоронен в Овер-сюр-Уаз 30 июля. В последний путь художника провожали брат и немногочисленные друзья. После похорон Тео взялся за организацию посмертной выставки работ Винсента, но заболел нервным расстройством и через полгода, 25 января 1891 года, скончался в Голландии[13]. Через 23 года в 1914 году его останки были перезахоронены вдовой рядом с могилой Винсента[14].

В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что Ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях[15].

Проблемы со здоровьем

Психическое расстройство

Эмоциональное состояние художника, спровоцированное ссорой с Гогеном, и сам инцидент исследуется с разных сторон искусствоведами. Доподлинно не установлено, какого рода припадки это были. По словам самого художника, в эти моменты помрачения сознания он видел образы будущих полотен.

Существует несколько версий, какие причины повлияли на состояние и поступки художника. Анализ некоторых картин приводил также к гипотезе о цветовой слепоте Ван Гога.

В целом, исследователи сходятся во мнении, что художник страдал от депрессии, которая, на фоне звона в ушах, нервного перенапряжения и злоупотребления абсентом, могла привести к шизофрении[16].

По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния; в то же время некоторые исследователи считают, что это было не раскаянием, а проявлением безумия, вызванного частым употреблением абсента[17].

Есть также версия, что в ту ночь Ван Гога ранил Гоген, когда тот бросился на него с бритвой. Будучи хорошим фехтовальщиком, он рапирой отсек Ван Гогу мочку левого уха, после чего выбросил оружие в реку[18]. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных.

В клинике для душевнобольных в Арле ему поставили диагноз «эпилепсия височных долей». Но мнения врачей о том, что же происходит с художником, расходились. Доктор Феликс Рей считал, что Ван Гог страдает эпилепсией, а руководитель психиатрической клиники в Сен-Реми доктор Пейрон полагал, что художник страдал острой энцефалопатией (поражением головного мозга). В курс лечения он включил гидротерапию — двухчасовое пребывание в ванне дважды в неделю. Но гидротерапия не облегчила болезни Ван Гога.

При этом доктор Гаше, наблюдавший художника в Овере, утверждал, что на Ван Гога подействовали долгое пребывание на солнце и скипидар, который тот пил во время работы. Но скипидар Ван Гог пил, когда приступ уже начинался, чтобы снять его симптомы.

На сегодняшний день самым верным диагнозом считается эпилептический психоз — эти довольно редкое проявление заболевания, которое возникает у 3-5 % больных[16].

Особенности живописи

Техника

За всю творческую жизнь Винсент Ван Гог работал в нескольких стилях. Первые работы относятся к классическому реализму, выполнены в темных тонах и соблюдают анатомическую точность. После переезда в Париж и знакомства с импрессионизмом и пуантилизмом художник перешел к светлой гамме.

Окон­ча­тель­ное свое­об­ра­зие творческой ма­не­ры ху­дож­ни­ка оп­ре­де­ли­лось в его «арль­ский пе­ри­од» (февр. 1888 — май 1889). Му­чи­тель­ный по­иск гар­мо­нии и кра­со­ты через по­дав­лен­ность и страх пе­ред вра­ж­деб­ны­ми че­ло­ве­ку си­ла­ми — на­хо­ди­ли во­пло­ще­ние то в про­ни­зан­ных сол­неч­ным све­том, сияю­щих чис­ты­ми крас­ка­ми пей­за­жах Про­ван­са и на­тюр­мор­тах, то в зло­ве­щих, на­по­ми­наю­щих ноч­ной кош­мар об­раз­ах. Ди­на­ми­ка цвета и маз­ка оду­хо­тво­ря­ет не толь­ко при­ро­ду и лю­дей, но и не­оду­шев­лён­ные пред­ме­ты. Жи­во­пис­ная сис­те­ма этих про­из­ве­де­ний по­строе­на на со­че­та­ни­ях яр­ких цветов, вы­ра­зительном рит­ме ри­сун­ка и сме­лых, сво­бод­ных ком­по­зи­ци­он­ных ре­ше­ни­ях[1].

Таким образом, под конец жизни художник нашел свой собственный стиль — экспрессивно-эксцентричные полотна с грубыми мазками. Позднее был причислен к стилю — постимпрессионизм. Художник не всегда подписывал свои произведения. Ко многим своим работам он относится как к этюдам или пробам, поэтому и не ставил свою подпись, не считая их особо ценными. Остальные картины он подписывает кратко, одним только именем[19].

Техника характеризуется густыми мазками — «импасто» (итал. Impasto — дословное тесто), когда художник наносит толстый слой краски на картину, создавая рельеф. Зачастую Ван Гог размазывал краски пальцами и не смешивал оттенки, используя чистые, то есть взятые из баночки, цвета. Из-за объемности многие полотна выглядят по-разному в зависимости от освещения[20]. Из писем младшему брату Тео[19]:

В моих мазках нет никакой системы. Я кладу их на холст неравномерными ударами кисти и оставляю как есть. Кое-где получается пастозность, кое-где полотно не закрашено, есть незаконченные места, следы поправок, грубость, но в результате, по-моему, получается впечатление достаточно волнующее, чтобы вызвать досаду у людей с предвзятыми представлениями о технике. Тени на картине отсутствуют, а цвет наложен плоскостно, как на японских гравюрах

В тематике и сюжетах можно выделить:

  • Крестьянская жизнь
  • Портреты и автопортреты
  • Пшеничные поля
  • Подсолнухи
  • Ирисы

Автопортреты

За свою жизнь Винсент написал 43 автопортрета, отличающихся по цветовой гамме, манере и настроению. Возможно, таким способом художник пытался лучше понять себя.

Наследие

Музеи

Образы в культуре

Кинематограф

Год Страна Название Режиссёр Винсент Ван Гог
1956 Флаг США США Жажда жизни Винсент Миннелли Кирк Дуглас
1987 Флаг Австралии Австралия  Австралия Винсент Пол Кокс
1990 Флаг США США Винсент и Тео Роберт Олтмен Тим Рот
1990  Япония Сны Акира Куросава Мартин Скорсезе
1991  Франция Ван Гог Морис Пиала Жак Дютрон
1999  Франция Винсент Ван Гог
2017  Польша  Великобритания Ван Гог. С любовью, Винсент Хью Уэлшман и Дорота Кобела
2018  Великобритания  Франция Флаг США США Ван Гог. На пороге вечности Джулиан Шнабелm Уиллем Дефо

Литература

Музыка

Год Автор Название
1971 Дональд Маклин Vincent
1975 Григорий Фрид Письма ван-Гога
1986—1987 Эйноюхани Раутаваара Винсент
1992 Эйноюхани Раутаваара Винсентиана
2002—2004 Анри Дютийё Correspondances
2018 Алёна Швец Ван Гога бросила девушка
2018 Джизус Ван Гог

Литература

  • Ван Гог. Письма / Пер. с голл. — Л.М., 1966.
  • Ревалд Дж. Постимпрессионизм / Пер. с англ. — Т. 1. — Л.М., 1962.
  • Перрюшо А. Жизнь Ван Гога / Пер. с франц. — М., 1973.
  • Эник, Натали. Слава Ван Гога. Опыт антропологии восхищения / Пер. с фр. Карена Саркисова. — М.: V-A-C press, 2014. — 384 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9904389-6-5.
  • Мурина Елена. Ван Гог. — М.: Искусство, 1978. — 440 с. — 30 000 экз.
  • Дмитриева Н. А. Винсент Ван Гог. Человек и художник. — М.: Наука, 1980. — 404 с.
  • Стоун И. Жажда жизни (книга). Повесть о Винсенте Ван Гоге / Пер. с англ. — М.: Правда, 1988.
  • Constantino Porcu. Van Gogh. Zijn leven en de kunst. — Нидерланды, 2004. — (Серия Kunstklassiekers). (нид.)
  • Wolf Stadler. Vincent van Gogh. Amsterdam Boek, 1974. (Серия De Grote Meesters(нид.)
  • Frank Kools. Vincent van Gogh en zijn geboorteplaats: als een boer van Zundert. De Walburg Pers, 1990. (нид.)
  • Козлов Г. Легенда о Ван Гоге // Вокруг света. — 2007. — № 7.
  • Ван Гог В. Письма к друзьям / Пер. с фр. П. Мелковой. — СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2012. — 224 с. — (Азбука-классика). — 5000 экз. — ISBN 978-5-389-03122-7.
  • Гордеева М., Перова Д. Винсент Ван Гог // Великие художники. — Т. 18. — К.: Комсомольская правда — Украина, 2010. — 48 с.
  • David Sweetman. Van Gogh: His Life and His Art. — Touchstone, 1990. — ISBN 978-0-671-74338-3.
  • Deborah Hayden. Pox: Genius, Madness and the Mysteries of Syphilis. — Basic Books, 2003. — ISBN 978-0-465-02881-8.
  • Wouter Van der Veen, Peter Knapp. Van Gogh in Auvers: His Last Days. — Monacelli Press, 2010. — ISBN 978-1-58093-301-8.


Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 Кулаков В. А, Синюков В. Д. ВАН ГОГ. Большая российская энциклопедия - электронная версия.
  2. Иллюстрированный энциклопедический словарь / под редакцией Бородулина и др.. — М., 2000. — 1038 с. — ISBN 5-85270-313-3.
  3. Яхнина Ю. Я., Перрюшо Анри. Жизнь Ван Гога. Письма. / переводчик: Тарханова Софья А.. — Мистецтво, 1994. — 448 с. — ISBN 5-7715-0688-5.
  4. Винсент Ван Гог. Биографическая справка. РИА Новости (28 июля 2010).
  5. Жизнь Ван Гога / переводчик: Тарханова С., Яхнина Ю. Я. редактор: Чудова А. В.. — АСТ, 2013. — С. 464. — ISBN 978-5-17-077889-8.
  6. Юрьев О. А. Неизвестные письма / Редактор: Булатовский И. В.. — ИД Ивана Лимбаха, 2014. — 192 с. — ISBN 978-5-89059-221-7.
  7. Inspiration from Japan (англ.). www.vangoghmuseum.nl. Дата обращения: 25 мая 2020. Архивировано 11 июня 2020 года.
  8. Morris D. Alcohol, cigarettes, chocolates and sweets - The secrets of a long life? (англ.) // Daily Mail : газета. — DMG Media[en], 2008. Архивировано 21 января 2014 года.
  9. ThePerson: Винсент Ван Гог, биография, творчество. The Person - истории людей и компаний.
  10. Винсент Ван Гог. Биография. Жизнь и творчество. Дата обращения: 24 апреля 2012. Архивировано 7 июня 2012 года.
  11. Винсент Ван Гог. Биографическая справка. РИА Новости Культура (28 июля 2010).
  12. van Gogh, Theodorus Letter from Theo van Gogh to Elisabeth van Gogh Paris, 5 August 1890. Webexhibits.org. — «he said, "La tristesse durera toujours" [The sadness will last forever]». Дата обращения: 28 апреля 2015. Архивировано 24 июня 2011 года.
  13. Hayden, 2003, 152; Van der Veen, 2010, 260–264.
  14. Sweetman, 1990, 367.
  15. Vincent van Gogh «shot dead by two boys» (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 октября 2011. Архивировано 17 октября 2011 года.
  16. 16,0 16,1 Миличь М. Синдром Ван Гога, или Чем болел гениальный художник?. Аргументы и Факты (29 марта 2013).
  17. Безумие, сифилис, цинга: история болезни Винсента Ван Гога | Артхив. Артхив (16 июня 2016). Дата обращения: 14 марта 2023.
  18. Was truth the biggest casualty in the case of Vincent and his severed ear. Дата обращения: 4 октября 2021. Архивировано 4 октября 2021 года.
  19. 19,0 19,1 Касьянов А. Поиски Винсента. Стиль и техника Ван Гога | Артхив. Артхив (26 июня 2016). Дата обращения: 14 марта 2023.
  20. Казанцева К. Винсент Ван Гог: «Я — человек страстей, способный и склонный творить глупости, за которые мне бывает стыдно». Losco. Дата обращения: 14 марта 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!