Натюрморт

Илья Репин, «Яблоки и листья»

Натюрмо́рт — жанр изобразительного искусства, представляющий неподвижные предметы, расположенные в композиции. Слово происходит от французского nature morte и дословно переводится как «мёртвая природа». Этот жанр сосредоточен на изображении вещей повседневного обихода, растений, цветов, фруктов, посуды, предметов интерьера и других объектов, передавая их форму, цвет, текстуру и светотень[1].

История и развитие

Натюрморт зародился ещё в античности, однако как самостоятельный жанр получил развитие в эпоху Возрождения в Европе. Особенно ярко он развивался в Голландии XVII века, где художники создавали сложные композиции с символическим смыслом, отражающим бренность жизни, быстротечность времени и изобилие. Классический натюрморт всегда имел сакральный подтекст и философское содержание, несмотря на кажущуюся простоту[2].

Творчество голландского художника Питера Артсена насыщено сюжетами торговых рядов, где изобилуют свежие овощи, сочные фрукты и прочие товары. В произведениях художников фламандской школы (Ян Брейгель, Франс Снейдерс, Ян Фейт) часто встречаются мотивы цветочных композиций, сюжеты с фруктами и овощами, лавок с морепродуктами[3].

В это же время активно творили известные мастера: в Италии — Микеланджело Меризи да Караваджо, в Испании — Хуан Санчес Котан, Франсиско де Сурбаран, Антонио Переда, в Голландии — Виллем Клас Хеда, Питер Клас, Виллем Кальф, Абрахам ван Бейерен, Ян Давидс де Хем. Во Франции же XVIII века художественное наследие оставил Жан-Батист Симеон Шарден, который был признанным мастером натюрморта[3].

В дальнейшем жанр подвергался изменениям: в XVIII—XIX веках натюрморты становились более декоративными и ориентированными на показы художественного мастерства в передаче света, материала и текстуры. В российском искусстве эпохи восемнадцатого столетия натюрморт тесно переплетался с именами Георгия Николаевича Теплова, Петра Григорьевича Богомолова и Трофима Ульянова. Они создавали так называемые «обманки» — натюрморты, отличавшиеся настолько реалистичным изображением объектов, что вызывали иллюзию их подлинности. В девятнадцатом веке в этом жанре плодотворно трудились Фёдор Петрович Толстой, Алексей Гаврилович Венецианов и Иван Хруцкий. Алексей Венецианов, русский художник и преподаватель, включил изучение натюрморта в учебную программу своей художественной школы, используя для этого бытовые предметы повседневного обихода[3].

Под влиянием модернизма и других авангардных течений форма и содержание натюрморта радикально трансформировались — от традиционной реалистичной техники к абстрактным и концептуальным решениям. Наивысший расцвет жанра натюрморта в русском искусстве зафиксирован в конце XIX—начале XX веков. Среди авторов этого периода следует отметить Константина Коровина, Петра Кончаловского, Илью Машкова и многих других художников. Именно тогда появились такие знаковые работы, как «Красные яблоки на синей скатерти» Игоря Грабаря, «Цветы и фрукты» Константина Коровина и «Фрукты на блюде» Ильи Машкова[2].

Особенности жанра

Главная задача художника — достоверно передать объект, показать его форму, объём, фактуру и взаимное расположение. Важна композиционная выверенность и умение работать со светом и тенью. Натюрморт как жанр позволяет сосредоточиться на эстетике обыденных предметов, делает их героями живописи[4].

Выделяют несколько основных разновидностей натюрмортов: сюжетно-тематические, учебные (или академические, постановочные) и творческие. Сюжетно-тематический натюрморт несёт в себе определённую идею, причем выбираемые объекты гармонично сочетаются с заявленной тематикой. Композиция такого натюрморта может быть сформирована спонтанно, по впечатлению от увиденного, либо тщательно спланирована заранее. Это могут быть: повседневная жизнь, научные открытия, религиозные представления, искусство, человеческая деятельность, дух времени. Такие работы могут обладать глубоким философским содержанием, представлять собой аллегории или использовать символы[3].

Учебный натюрморт формируется с конкретной целью — решения задач учебной программы образовательного учреждения. Его создание подчиняется строгим правилам и направлено на отработку техник изображения: выстраивание композиции, поиск цветового баланса, передача объёма и пространства. При этом учебный натюрморт вполне может совмещать признаки сюжетно-тематического[3].

Творческий натюрморт рождается из задумчивости художника, воплощения его образа, реализации идеи, результатов размышления. Он способен варьироваться по своему характеру — быть лиричным, монументальным, героическим, торжественным. Создавая творческий натюрморт, художник последовательно движется от первоначального замысла, решая задачи композиции, к созданию завершённого художественного произведения[3].

Натюрморт может быть символичным: традиционные элементы, например, часы, цветы, черепа или плоды, обычно несут смысловые нагрузки, связанные с быстротечностью счастья или вечностью. Это придает жанру философскую глубину, делая его не просто демонстрацией мастерства, но и размышлением о бытие[4].

Современный натюрморт

В XXI веке техника натюрморта активно используется не только в живописи, но и в фотографии, декоративно-прикладном искусстве и дизайне. В образовании жанр необходим для освоения принципов композиции, цветового баланса и техники передачи предметов. Современные художники переосмысливают натюрморт, используя новые материалы и техники, расширяя его границы. Это позволяет сохранить актуальность жанра и привлекать новую аудиторию[4].

Натюрморт — важный пласт художественной традиции, сочетающий техническое мастерство и символизм в изображении повседневных объектов. Искусство XXI века, представленное такими авторами, как Игорь Макаревич, Татьяна Назаренко, Илья Кабаков, Михаил Рогинский, Максим Кантор, пересматривает традиционные виды изображений, наделяя их новым, нередко парадоксальным смыслом и значением[4].

Примечания

  1. Истомина Н. А. Натюрморт. Большая российская энциклопедия (21 мая 2022). Дата обращения: 27 октября 2025. Архивировано 8 августа 2025 года.
  2. 2,0 2,1 Натюрморт. Культура.РФ. Дата обращения: 6 ноября 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Ковалько Д. И. Натюрморт в живописи : учебно-методическое пособие. — Минск: БНТУ, 2020. — 58 с. — ISBN 978-985-583-492-3.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Усачева С. Вещи века // Третьяковская галерея : ежеквартальный журнал по искусству. — 2012. — № 3 (36). — ISSN 1729-7621.