Натюрморт
Натюрмо́рт — жанр изобразительного искусства, представляющий неподвижные предметы, расположенные в композиции. Слово происходит от французского nature morte и дословно переводится как «мёртвая природа». Этот жанр сосредоточен на изображении вещей повседневного обихода, растений, цветов, фруктов, посуды, предметов интерьера и других объектов, передавая их форму, цвет, текстуру и светотень[1].
История и развитие
Натюрморт зародился ещё в античности, однако как самостоятельный жанр получил развитие в эпоху Возрождения в Европе. Особенно ярко он развивался в Голландии XVII века, где художники создавали сложные композиции с символическим смыслом, отражающим бренность жизни, быстротечность времени и изобилие. Классический натюрморт всегда имел сакральный подтекст и философское содержание, несмотря на кажущуюся простоту[2].
Творчество голландского художника Питера Артсена насыщено сюжетами торговых рядов, где изобилуют свежие овощи, сочные фрукты и прочие товары. В произведениях художников фламандской школы (Ян Брейгель, Франс Снейдерс, Ян Фейт) часто встречаются мотивы цветочных композиций, сюжеты с фруктами и овощами, лавок с морепродуктами[3].
Мясная лавка со святым семейством. Питер Артсен. 1551 год
Натюрморт с фруктами и домашней птицей. Ян Фейт. 1640-е годы
В это же время активно творили известные мастера: в Италии — Микеланджело Меризи да Караваджо, в Испании — Хуан Санчес Котан, Франсиско де Сурбаран, Антонио Переда, в Голландии — Виллем Клас Хеда, Питер Клас, Виллем Кальф, Абрахам ван Бейерен, Ян Давидс де Хем. Во Франции же XVIII века художественное наследие оставил Жан-Батист Симеон Шарден, который был признанным мастером натюрморта[3].
Натюрморт с фруктами. Караваджо. Около 1603 года
Натюрморт с фруктами и овощами. Хуан Санчес Котан. Около 1600 года
Натюрморт со стаканом, фруктами и кувшином. Франсиско де Сурбаран. 1650 год
Натюрморт. Виллем Клас Хеда. 1628 год
Натюрморт с кошкой и рыбой. Питер Клас. 1656 год
Натюрморт. Виллем Кальф. 1650-е годы
Натюрморт с рыбой и овощами на столе. Жан-Батист Симеон Шарден. 1769 год
В дальнейшем жанр подвергался изменениям: в XVIII—XIX веках натюрморты становились более декоративными и ориентированными на показы художественного мастерства в передаче света, материала и текстуры. В российском искусстве эпохи восемнадцатого столетия натюрморт тесно переплетался с именами Георгия Николаевича Теплова, Петра Григорьевича Богомолова и Трофима Ульянова. Они создавали так называемые «обманки» — натюрморты, отличавшиеся настолько реалистичным изображением объектов, что вызывали иллюзию их подлинности. В девятнадцатом веке в этом жанре плодотворно трудились Фёдор Петрович Толстой, Алексей Гаврилович Венецианов и Иван Хруцкий. Алексей Венецианов, русский художник и преподаватель, включил изучение натюрморта в учебную программу своей художественной школы, используя для этого бытовые предметы повседневного обихода[3].
Цветы, фрукты, птица. Фёдор Толстой. 1834 год
Бабочки. Фёдор Толстой. 1819 год
Букет цветов, бабочка и птичка. Фёдор Толстой. 1820 год
Фрукты. Иван Хруцкий. 1840-е годы
Под влиянием модернизма и других авангардных течений форма и содержание натюрморта радикально трансформировались — от традиционной реалистичной техники к абстрактным и концептуальным решениям. Наивысший расцвет жанра натюрморта в русском искусстве зафиксирован в конце XIX—начале XX веков. Среди авторов этого периода следует отметить Константина Коровина, Петра Кончаловского, Илью Машкова и многих других художников. Именно тогда появились такие знаковые работы, как «Красные яблоки на синей скатерти» Игоря Грабаря, «Цветы и фрукты» Константина Коровина и «Фрукты на блюде» Ильи Машкова[2].
Натюрморт с бегонией. Пётр Кончаловский. 1916 год
Розы. Пётр Кончаловский. Почтовая марка СССР. 1979 год
Завтрак. Илья Машков. 1924 год
Фрукты на блюде (синие сливы). Илья Машков. 1910 год
Груши на синей скатерти. Игорь Грабарь. 1915 год
Особенности жанра
Главная задача художника — достоверно передать объект, показать его форму, объём, фактуру и взаимное расположение. Важна композиционная выверенность и умение работать со светом и тенью. Натюрморт как жанр позволяет сосредоточиться на эстетике обыденных предметов, делает их героями живописи[4].
Выделяют несколько основных разновидностей натюрмортов: сюжетно-тематические, учебные (или академические, постановочные) и творческие. Сюжетно-тематический натюрморт несёт в себе определённую идею, причем выбираемые объекты гармонично сочетаются с заявленной тематикой. Композиция такого натюрморта может быть сформирована спонтанно, по впечатлению от увиденного, либо тщательно спланирована заранее. Это могут быть: повседневная жизнь, научные открытия, религиозные представления, искусство, человеческая деятельность, дух времени. Такие работы могут обладать глубоким философским содержанием, представлять собой аллегории или использовать символы[3].
Учебный натюрморт формируется с конкретной целью — решения задач учебной программы образовательного учреждения. Его создание подчиняется строгим правилам и направлено на отработку техник изображения: выстраивание композиции, поиск цветового баланса, передача объёма и пространства. При этом учебный натюрморт вполне может совмещать признаки сюжетно-тематического[3].
Творческий натюрморт рождается из задумчивости художника, воплощения его образа, реализации идеи, результатов размышления. Он способен варьироваться по своему характеру — быть лиричным, монументальным, героическим, торжественным. Создавая творческий натюрморт, художник последовательно движется от первоначального замысла, решая задачи композиции, к созданию завершённого художественного произведения[3].
Натюрморт может быть символичным: традиционные элементы, например, часы, цветы, черепа или плоды, обычно несут смысловые нагрузки, связанные с быстротечностью счастья или вечностью. Это придает жанру философскую глубину, делая его не просто демонстрацией мастерства, но и размышлением о бытие[4].
Современный натюрморт
В XXI веке техника натюрморта активно используется не только в живописи, но и в фотографии, декоративно-прикладном искусстве и дизайне. В образовании жанр необходим для освоения принципов композиции, цветового баланса и техники передачи предметов. Современные художники переосмысливают натюрморт, используя новые материалы и техники, расширяя его границы. Это позволяет сохранить актуальность жанра и привлекать новую аудиторию[4].
Натюрморт — важный пласт художественной традиции, сочетающий техническое мастерство и символизм в изображении повседневных объектов. Искусство XXI века, представленное такими авторами, как Игорь Макаревич, Татьяна Назаренко, Илья Кабаков, Михаил Рогинский, Максим Кантор, пересматривает традиционные виды изображений, наделяя их новым, нередко парадоксальным смыслом и значением[4].
Примечания
- ↑ Истомина Н. А. Натюрморт. Большая российская энциклопедия (21 мая 2022). Дата обращения: 27 октября 2025. Архивировано 8 августа 2025 года.
- ↑ 2,0 2,1 Натюрморт. Культура.РФ. Дата обращения: 6 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Ковалько Д. И. Натюрморт в живописи : учебно-методическое пособие. — Минск: БНТУ, 2020. — 58 с. — ISBN 978-985-583-492-3.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Усачева С. Вещи века // Третьяковская галерея : ежеквартальный журнал по искусству. — 2012. — № 3 (36). — ISSN 1729-7621.