Дизайн
| |||
сверху вниз: Филипп Старк (англ. Philippe Starck). Соковыжималка Juicy Salif lemon juicer, 1990—1991
Алвар Аалто (Hugo Alvar Henrik Aalto). Деревянный табурет Stool 60, 1933 Энди Уорхол (Andy Warhol). Marilyn Monroe portfolio, 1967 |
Диза́йн (итал. disegno — в эпоху Ренессанса обозначало проекты, рисунки, идеи; позднее англ. design — план, рисунок, чертёж, замысел) — обширный термин, применяемый в творческой и технической среде. В профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность, направленную на проектирование и создание промышленных объектов, объектов коммуникации и предметной среды жизнедеятельности человека[1].
Из истории возникновения
Основная статья: История дизайна
Каждая эпоха неизменно создаёт новые формы и ценности, но также разрушает ихВальтер Гропиус
Зачатки дизайна, протодизайн, можно наблюдать с древнейших времён. Опираясь на археологические исследования, люди с доисторических времён создавали и совершенствовали предметы окружающие их[2]. Подобные изменения объектов можно было наблюдать в том числе в работах античных и средневековых мастеров. В проектных разработках Леонардо да Винчи, Дж. Уатта и других можно рассмотреть методы компоновки и разновидности проектной графики[1].
Становление дизайна
Первое упоминание термина «дизайн» состоялось в 1849 году в журнале «Journal of Design», основанного инициатором первой Всемирной выставки в Лондоне 1851 года, сэром Генри Коулом[3].
Возникновения дизайна в качестве разновидности проектно-художественной деятельности связывают с концом XIX века, а именно с появлением промышленной революции и активным распространением машинного производства. С этого же времени дизайн существует как профессия. Точкой отсчета принято считать движение «За связь искусств и ремёсел» в Англии конца XIX века. Лидером движения являлся известный теоретик в областях предметного творчества, художник Уильям Моррис. К тому же времени относят и составление базовых положений теории и творческих принципов дизайна, оказавших влияния на дизайнерские школы в будущем[4]. Существует мнение, что в качестве профессии, дизайн можно рассматривать только после формирования художественных школ с устоявшимися методиками преподавания дизайна. Рассматривая 20-е годы XX века, к таким школам следует отнести первые школы дизайна — Баухаус (нем. Bauhaus) в Германии, а также ВХУТЕМАС — в Советском союзе.
Развитие промышленного производства в свою очередь способствовало развитию критического мышления. Например, одним из первых критических трудов стала «Практическая эстетика» Готфрида Земпера, развившаяся в трудах Джона Рескина, Уильяма Морриса, Уолтера Крейна, обозначала взаимоотношения искусства и ремесла. В рамках историко-теоретических исследований дизайна стоит отметить «государственный дизайн», считающийся отправной точкой в полноценном развитии индустриального дизайна. В том числе, это привело к созданию первых советов по дизайну в Англии после окончания Второй мировой войны, а после, в 1962 году — создание Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) в СССР[5].
Позднее, в 1969 году в рамках конгресса ИКСИД (ICSID) — Международного совета по промышленному дизайну — было утверждено, предложенное еще в 1950-х годах Томасом Мальдонадо, определение понятия «дизайн»:
«Дизайн является творческой деятельностью, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством».
— Томас Мальдонадо[6]
Влияние модерна
Модерн можно рассматривать как первый стиль, сознательно разработанный под разные виды искусства, архитектуры и дизайна. Это доказывает активная работа художников и архитекторов в формообразовании и поиске новых выразительных средств внутри стиля. Они выражались в линейных и флористических композициях, многообразии исследований, в том числе «создателями» стиля, архитекторами, дизайнерами. Многообразие визуальных форм модерна сложилось в том числе благодаря национальным разновидностям стиля. Так во Франции и Бельгии модерн известен под названием «Ар нуво», в Англии — «Движение искусств и ремёсел». Не менее известен итальянский «Либерти», немецкий «Югендстиль» и объединение «Сецессион» в Австрии и Чехии[3].
Значимые имена
Не менее важен модерн в истории развития дизайна благодаря созданию нового типа художника — универсального мастера, умеющего создать единую эстетическую среду. Среди таких мастеров необходимо отметить Чарльза Ренни Макинтоша — архитектор, дизайнер, а также родоначальник модерна в Великобритании, Йозефа Мария Ольбриха — одного из основателей «Сецессион». В отечественной истории дизайна, называемого тогда производственным искусством, необходимо отметить такие имена как А. М. Родченко, Эль Лисицкий, В. Е. Татлин, В. Ф. Степанова и другие.
Основные понятия и термины
Визуальная коммуникация
Система визуально-графических знаков, решающая задачи ориентирования и регулирования поведения человека. Такая коммуникация выполняет организационную, координирующую, а также регулирующую роль в предметно-пространственной среде. Одна из главных задач дизайна заключается в проектировании систем визуальной коммуникации для оптимальной и гармоничной связи человека со средой.
Дизайн-концепция
Основной замысел, идея будущего объекта дизайна, формирование его смыслового содержания, в качестве идейно-тематической базы. Дизайн-концепция является целостной идеальной моделью планируемого объекта, которая описывает его основные характеристики.
Композиция
Выражается в пространственной организации элементов. Композиционное формообразование означает как организацию формы изнутри, так и структурирование материала объекта проектирования. К классическим средствам композиции относятся — пропорция, симметрия, асимметрия, масштабность, ритм, тектоника, нюанс, контраст.
Объект дизайна
Объектом дизайна является противопоставленная субъекту реальность, в виде среды, процесса, вещи, идеи и прочего, на которой сосредотачивается внимание субъекта для анализа или преобразования. Для графического дизайна объектом могут служить практически любые виды носителей информации, нацеленной на массовое потребление.
Проект в дизайне
Промежуточное либо конечное описание объекта проектирования, которое зафиксировано в соответствующей документации, необходимой для последующего производства и эксплуатации.
Техническая эстетика
Дисциплина, которая комплексно изучает социальные, эстетические, функциональные, эргономические, а также технические аспекты формирования предметной среды. Техническая эстетика создает научно-методические основы дизайн-деятельности.
Формообразование
Вид художественной деятельности, дизайнерского или технического проектирования, заключающаяся в процессе создания формы, соответствующей определённым концептуальным принципам, а также имеющий отношение к эстетической выразительности, функции, конструкции, материалу.
Эргономика
Направление изучающие антропометрические, биомеханические, физиологические и психофизиологические аспекты взаимодействия человека со средой, предметом, техническими средствами[7][8].
Виды дизайна
Дизайн — объёмное понятие, включающее в себя разнообразные процессы и виды деятельности с целью создания того или иного продукта. В зависимости от вида деятельности и сферы применения выделяют разные виды дизайна:
- Анимационный дизайн.
- Архитектурный дизайн.
- Веб-дизайн.
- Геймдизайн.
- Графический дизайн.
- Дизайн городской среды.
- Дизайн интерьера.
- Дизайн одежды.
- Звуковой дизайн.
- Информационный дизайн.
- Книжный дизайн.
- Ландшафтный дизайн.
- Параметрический дизайн.
- Полиграфический дизайн.
- Проектирование программного обеспечения.
- Промышленный дизайн.
- Световой дизайн.
- Футуродизайн.
- Экодизайн и другие направления.
Современные направления
Сегодня все больше дизайн-проектов задействуют возможности виртуальной и дополненной реальности. Наблюдается активное развитие цифровой иммерсивности, в том числе в образовательных и культурно-просветительских областях. Мировые музеи и картинные галереи устраивают виртуальные туры по залам, хранилищам и мастерским. В том числе, такие программы цифровизации поддерживаются на государственном уровне. Так, например, в России цифровизация курируется в рамках нацпроекта «Культура», под эгидой которого до 2024 года по всей стране откроются около 500 виртуальных концертных залов, создадут 450 мультимедиа гидов для региональных музеев, планируются регулярные online-трансляции фестивалей, концертов и спектаклей[9].
Развитие цифрового искусства (digital art), основанного на использовании цифровых технологий, позволяет создавать художественные произведения в цифровом формате, а именно, в виде программного искусства, фрактального, фотореалистичного рендеринга, VR\AR технологий и не только. В том числе наблюдается активное использования средств искусственного интеллекта и нейросетей. Современное развитие визуализации посредством цифровых технологий позволяет дизайнерам проектировать виртуальное пространство, создавать медиа-продукты, модели и прочее в синтезе форм, форматов, меняя параметры[10].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Лаврентьев А.Н. ДИЗА́ЙН . БРЭ. БРЭ. Дата обращения: 24 мая 2023.
- ↑ Филл Ш., Филл П. История дизайна / пер. с англ. С. Бавина. — М.: КоЛибри, 2022. — С. 15. — 512 с. — ISBN 978-5-389-17431-3.
- ↑ 3,0 3,1 Лаврентьев А.Н. История дизайна: учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2007. — С. 12. — 303 с. — ISBN 5-8297-0262-2.
- ↑ Аронов В. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры ХХ века. — М.: Советский художник, 1987. — С. 58. — 232 с.
- ↑ Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. — М.: Архитектура, 2006.
- ↑ Volli U. The rishness of ambiguity // Stileindustria. — 1996. — № № 8. — С. 54.
- ↑ Ковешникова Е.Н., Ковешников А.И. Основы теории дизайна:Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Машиностроение, 1999. — 206 с. — ISBN 5-217-02939-0.
- ↑ Минервин Г.Б., Шимко В.Т, Ефимов А.В. и др. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. — М.: Архитектура-С, 2004. — 288 с. — ISBN 5-9647-0021-7.
- ↑ Национальный проект «Культура» . Министерство культуры РФ. Дата обращения: 30 мая 2023.
- ↑ Кириченко Е.И. Цифровое искусство: способ коммуникации или средство новой художественной образности? // Вестник МГУКИ. — 2018. — № 1.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |