Дизайн

Материал из «Знание.Вики»
Juicy Salif - 78365.jpgVyborg Library 9.jpg
Файл:Andy Warhol Foundation v. Goldsmith, opinion of Justice Kagan, page 6 image.jpg
сверху вниз: Филипп Старк (англ. Philippe Starck). Соковыжималка Juicy Salif lemon juicer, 1990—1991

Алвар Аалто (Hugo Alvar Henrik Aalto). Деревянный табурет Stool 60, 1933

Энди Уорхол (Andy Warhol). Marilyn Monroe portfolio, 1967

Диза́йн (итал. disegno — в эпоху Ренессанса обозначало проекты, рисунки, идеи; позднее англ. design — план, ри­су­нок, чертёж, за­мысел) — обширный термин, применяемый в творческой и технической среде. В профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность, направленную на проектирование и создание промышленных объектов, объектов коммуникации и предметной среды жизнедеятельности человека[1].

Из истории возникновения

Основная статья: История дизайна

Каждая эпоха неизменно создаёт новые формы и ценности, но также разрушает ихВальтер Гропиус

Зачатки дизайна, протодизайн, можно наблюдать с древнейших времён. Опираясь на археологические исследования, люди с доисторических времён создавали и совершенствовали предметы окружающие их[2]. Подобные изменения объектов можно было наблюдать в том числе в работах античных и средневековых мастеров. В проектных разработках Леонардо да Винчи, Дж. Уатта и других можно рассмотреть методы компоновки и разновидности проектной графики[1].

Становление дизайна

Первое упоминание термина «дизайн» состоялось в 1849 году в журнале «Journal of Design», основанного инициатором первой Всемирной выставки в Лондоне 1851 года, сэром Генри Коулом[3].

Возникновения дизайна в качестве разновидности проектно-художественной деятельности связывают с концом XIX века, а именно с появлением промышленной революции и активным распространением машинного производства. С этого же времени дизайн существует как профессия. Точкой отсчета принято считать движение «За связь искусств и ремёсел» в Англии конца XIX века. Лидером движения являлся известный теоретик в областях предметного творчества, художник Уильям Моррис. К тому же времени относят и составление базовых положений теории и творческих принципов дизайна, оказавших влияния на дизайнерские школы в будущем[4]. Существует мнение, что в качестве профессии, дизайн можно рассматривать только после формирования художественных школ с устоявшимися методиками преподавания дизайна. Рассматривая 20-е годы XX века, к таким школам следует отнести первые школы дизайна — Баухаус (нем. Bauhaus) в Германии, а также ВХУТЕМАС — в Советском союзе.

Развитие промышленного производства в свою очередь способствовало развитию критического мышления. Например, одним из первых критических трудов стала «Практическая эстетика» Готфрида Земпера, развившаяся в трудах Джона Рескина, Уильяма Морриса, Уолтера Крейна, обозначала взаимоотношения искусства и ремесла. В рамках историко-теоретических исследований дизайна стоит отметить «государственный дизайн», считающийся отправной точкой в полноценном развитии индустриального дизайна. В том числе, это привело к созданию первых советов по дизайну в Англии после окончания Второй мировой войны, а после, в 1962 году — создание Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) в СССР[5].

Позднее, в 1969 году в рамках конгресса ИКСИД (ICSID) — Международного совета по промышленному дизайну — было утверждено, предложенное еще в 1950-х годах Томасом Мальдонадо, определение понятия «дизайн»:

«Дизайн является творческой деятельностью, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством».

Томас Мальдонадо[6]

Влияние модерна

Альфонс Муха (чеш. Alfons Maria Mucha) «Фрукты», 1897. Альфонс Муха один из ярких представителей стиля «ар-нуво».

Модерн можно рассматривать как первый стиль, сознательно разработанный под разные виды искусства, архитектуры и дизайна. Это доказывает активная работа художников и архитекторов в формообразовании и поиске новых выразительных средств внутри стиля. Они выражались в линейных и флористических композициях, многообразии исследований, в том числе «создателями» стиля, архитекторами, дизайнерами. Многообразие визуальных форм модерна сложилось в том числе благодаря национальным разновидностям стиля. Так во Франции и Бельгии модерн известен под названием «Ар нуво», в Англии — «Движение искусств и ремёсел». Не менее известен итальянский «Либерти», немецкий «Югендстиль» и объединение «Сецессион» в Австрии и Чехии[3].

Значимые имена

Не менее важен модерн в истории развития дизайна благодаря созданию нового типа художника — универсального мастера, умеющего создать единую эстетическую среду. Среди таких мастеров необходимо отметить Чарльза Ренни Макинтоша — архитектор, дизайнер, а также родоначальник модерна в Великобритании, Йозефа Мария Ольбриха — одного из основателей «Сецессион». В отечественной истории дизайна, называемого тогда производственным искусством, необходимо отметить такие имена как А. М. Родченко, Эль Лисицкий, В. Е. Татлин, В. Ф. Степанова и другие.

Основные понятия и термины

Визуальная коммуникация

Система визуально-графических знаков, решающая задачи ориентирования и регулирования поведения человека. Такая коммуникация выполняет организационную, координирующую, а также регулирующую роль в предметно-пространственной среде. Одна из главных задач дизайна заключается в проектировании систем визуальной коммуникации для оптимальной и гармоничной связи человека со средой.

Дизайн-концепция

Основной замысел, идея будущего объекта дизайна, формирование его смыслового содержания, в качестве идейно-тематической базы. Дизайн-концепция является целостной идеальной моделью планируемого объекта, которая описывает его основные характеристики.

Композиция

Выражается в пространственной организации элементов. Композиционное формообразование означает как организацию формы изнутри, так и структурирование материала объекта проектирования. К классическим средствам композиции относятся — пропорция, симметрия, асимметрия, масштабность, ритм, тектоника, нюанс, контраст.

Объект дизайна

Объектом дизайна является противопоставленная субъекту реальность, в виде среды, процесса, вещи, идеи и прочего, на которой сосредотачивается внимание субъекта для анализа или преобразования. Для графического дизайна объектом могут служить практически любые виды носителей информации, нацеленной на массовое потребление.

Проект в дизайне

Промежуточное либо конечное описание объекта проектирования, которое зафиксировано в соответствующей документации, необходимой для последующего производства и эксплуатации.

Техническая эстетика

Дисциплина, которая комплексно изучает социальные, эстетические, функциональные, эргономические, а также технические аспекты формирования предметной среды. Техническая эстетика создает научно-методические основы дизайн-деятельности.

Формообразование

Вид художественной деятельности, дизайнерского или технического проектирования, заключающаяся в процессе создания формы, соответствующей определённым концептуальным принципам, а также имеющий отношение к эстетической выразительности, функции, конструкции, материалу.

Эргономика

Направление изучающие антропометрические, биомеханические, физиологические и психофизиологические аспекты взаимодействия человека со средой, предметом, техническими средствами[7][8].

Виды дизайна

Дизайн — объёмное понятие, включающее в себя разнообразные процессы и виды деятельности с целью создания того или иного продукта. В зависимости от вида деятельности и сферы применения выделяют разные виды дизайна:

Современные направления

AR технологии в проектировании интерьера

Сегодня все больше дизайн-проектов задействуют возможности виртуальной и дополненной реальности. Наблюдается активное развитие цифровой иммерсивности, в том числе в образовательных и культурно-просветительских областях. Мировые музеи и картинные галереи устраивают виртуальные туры по залам, хранилищам и мастерским. В том числе, такие программы цифровизации поддерживаются на государственном уровне. Так, например, в России цифровизация курируется в рамках нацпроекта «Культура», под эгидой которого до 2024 года по всей стране откроются около 500 виртуальных концертных залов, создадут 450 мультимедиа гидов для региональных музеев, планируются регулярные online-трансляции фестивалей, концертов и спектаклей[9].

Развитие цифрового искусства (digital art), основанного на использовании цифровых технологий, позволяет создавать художественные произведения в цифровом формате, а именно, в виде программного искусства, фрактального, фотореалистичного рендеринга, VR\AR технологий и не только. В том числе наблюдается активное использования средств искусственного интеллекта и нейросетей. Современное развитие визуализации посредством цифровых технологий позволяет дизайнерам проектировать виртуальное пространство, создавать медиа-продукты, модели и прочее в синтезе форм, форматов, меняя параметры[10].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Лаврентьев А.Н. ДИЗА́ЙН. БРЭ. БРЭ. Дата обращения: 24 мая 2023.
  2. Филл Ш., Филл П. История дизайна / пер. с англ. С. Бавина. — М.: КоЛибри, 2022. — С. 15. — 512 с. — ISBN 978-5-389-17431-3.
  3. 3,0 3,1 Лаврентьев А.Н. История дизайна: учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2007. — С. 12. — 303 с. — ISBN 5-8297-0262-2.
  4. Аронов В. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры ХХ века. — М.: Советский художник, 1987. — С. 58. — 232 с.
  5. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. — М.: Архитектура, 2006.
  6. Volli U. The rishness of ambiguity // Stileindustria. — 1996. — № № 8. — С. 54.
  7. Ковешникова Е.Н., Ковешников А.И. Основы теории дизайна:Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Машиностроение, 1999. — 206 с. — ISBN 5-217-02939-0.
  8. Минервин Г.Б., Шимко В.Т, Ефимов А.В. и др. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. — М.: Архитектура-С, 2004. — 288 с. — ISBN 5-9647-0021-7.
  9. Национальный проект «Культура». Министерство культуры РФ. Дата обращения: 30 мая 2023.
  10. Кириченко Е.И. Цифровое искусство: способ коммуникации или средство новой художественной образности? // Вестник МГУКИ. — 2018. — № 1.


WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!