Критическое мышление
Крити́ческое мышле́ние — одно из важнейших качеств личности, которое нельзя заменить сочетанием других. Считается необходимым условием эффективного социального и профессионального развития и деятельности[1].
Критическое мышление помогает сомневаться, искать доказательства и аргументы явлениям повседневной жизни, высказываниям, рекламе и иной информации в СМИ, позволяет избежать «ловушек» манипуляторов[2]. Является одним из основных средств защиты личности от негативных и недостоверных воздействий информационно-психологического характера[3].
Его так же определяют как систему суждений, которая применима для анализа информации, интерпретации событий, оценки явлений нашей жизни для создания объективного понимания и выводов[4].
Личность, в процессе критического осмысления информации или проблемы может выявить аспекты, которые ранее оказывались вне поля зрения, изменить первоначальное представление о процессах и иных исследуемых объектах. В результате информация может обогащаться, подтверждаться, конкретизироваться или наоборот — меняться кардинально[1].
Критическое мышление — это сложный рефлексивный процесс, который состоит из следующих компонентов: анализ, ассоциативное восприятие, оценка, синтез и саморегуляция[5]. Является одним из видов интеллектуальной деятельности человека, характеризующийся восприятием на высоком уровне, объективностью и пониманием того информационного поля, которое его окружает[6].
История изучения вопроса
Основоположником концепции критического мышления является теоретик в области образования XX века Джон Дьюи. В своей работе «Педагогика и психология мышления», вышедшей в 1910 году, он использовал понятие рефлексивного мышления, которому дал определение как активному и внимательному рассмотрению мнения, предполагаемого знания, и анализ выводов, к которым оно приводит[6].
Психологические аспекты критического мышления впервые изучила и отразила в своих трудах американский психолог Дайана Халперн. В своем труде «Психология критического мышления» она определяет критическое мышление как творческое. В этой работе сущность критического мышления раскрывается с точки зрения развития умения и навыков человека решать задачи. Она делила действие на следующие стадии: подготовка к ознакомлению, выработка решения, принятие решения и его оценка, инкубация. Д. Халперн предлагает не только один вариант решения как жизненных, так и профессиональных задач, а множество стратегий решения. Идеи данного подхода можно сравнить с идеями развивающего обучения, так как оба процесса учат мыслить рационально[5].
Идеи критического мышления, направленные на решения задач, рассматривал и Скотт Плаус. По его мнению, восприятие человека по своей природе избирательно при включении мышления. На процесс принятие решений влияют когнитивные и мотивационные факторы, часть из которых отвечают за мыслительный процесс, а другие — за чувства человека. Таким образом, развитие критического мышления напрямую связано со способностью оценки и принятия рационального решения, которое можно определить как правильное или верное[5].
Проблемой развития критического мышления занимались и отечественные психологи, педагоги. Термин «критическое мышление» Л. С. Выготский определяет как вид интеллектуальной деятельности человека, характеризующийся высоким уровнем восприятия и понимания, объективности подхода к информационному полю[5].
Развитие критического мышления отражается в технологиях отечественных педагогов. Созданная В. Ф. Шаталовым методика опорных сигналов направлена на эффективное формирование умений критического мышления ученика[5].
И. Загашев и Е. Заир-Бек утверждают, что ученик, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информации, способен выделять противоречия, приводить аргументы в защиту своей точки зрения, опираясь не только на логику, но и на мнение собеседника. Такие люди чувствуют себя уверенно при работе с любой информацией, могут эффективно пользоваться разными ресурсами, умеют эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принимая многополярность окружающего мира, возможность существования различных точек зрения[5].
Важность для познавательной деятельности и повседневной жизни
Критическое мышление — это специфический вид мыслительной деятельности, результатом которого является выявление негативных информационных воздействий на личность и, посредством логики, рефлексии, диалога, интерпретации привести в действие защитные установки. Побудительной силой реализации защитной функции критического мышления является потребность личности в информационно-психологической безопасности, а значимую роль в создании условий мыслительной деятельности играют социально — культурные факторы, индивидуально- и социально-психологические особенности мышления конкретного человека[3].
Критическое мышление — это сложный рефлексивный процесс мышления, который состоит из следующих компонентов: ассоциативное восприятие, анализ, синтез, оценка и саморегуляция. Развитие критического мышления является постоянным компонентом обучения для всех возрастов. Критическое осмысление проблемы предполагает выход за границы предлагаемой информации, её рассмотрение со всех сторон, выделение новых характеристик объекта или явления. А также, аргументация своих мыслей, доказывающая достоверность излагаемого материала. Критическое мышление выступает в роли помощника для человека не только в познавательной деятельности, но и повседневной жизни[6].
Необходимые качества личности для формирования критического мышления
Для того, чтобы человек мог мыслить критически, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых выделяются[6]:
- Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли — признак уверенности.
- Гибкость. Если человек не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока человек не обладает разнообразной информацией.
- Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, человек обязательно добьётся гораздо лучших результатов.
- Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, получит бесценный опыт на своих ошибках.
- Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
- Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Практическая польза критического мышления
Влияние мифологии на современного человека довольно велико. Человек создает миф о себе в автобиографии, воспоминаниях, в социальных сетях, рисуя желаемый, а не реальный образ самого себя. Но более серьезны искусственно создаваемые мифы, которые специально поддерживаются и распространяются в СМИ для манипулирования сознанием людей. Для разрушения мифов необходимо «включить» критическое мышление и научные факты, тогда миф подвергается сомнению и постепенно разрушается[2].
Многочисленные экспериментальные данные в пользу эффективности обучения мышлению доказывают, что системное обучение навыкам критического мышления с переносом полученных знаний и умений в различные области даёт положительные результаты. Особенностью его развития является необходимость в процессе обучения переноса полученных навыков в различные сферы деятельности, и лишь в этом случае они становятся качеством ума[2].
Нередко люди переоценивают свою способность критически осмыслить то, что они читают, видят по телевизору, находят в Интернете или с чем сталкиваются на работе либо в учёбе. Зачастую люди считают свою точку зрения хорошо обоснованной, знают всё лучше всех и полагают свои рассуждения логичными и последовательными. Но окружающие могут не согласиться, и тогда неуверенность в себе и неумение доказать свои взгляды могут привести к проблемам. Для системного владения мыслительными навыками необходимо целенаправленное обучение на основе научных понятий, правил логики и творчества одновременно[2].
Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением — это словно подтверждает нашу правоту. Развитие Интернета сделало данную проблему особенно актуальной. Многие судят о книге, идее, фильме и даже картине по высказываниям других в многочисленных сетях. Так исчезает самостоятельность и индивидуальность суждений, восприятия. Появляется обобщённый стандарт, который не развивает мышление, а, наоборот, стандартизирует его[2].
Литература
Шакирова Д. М. Критическое мышление. — Казань: Институт развития образования Республики Татарстан, 2019. — 146 с. — ISBN 978-5-6042481-5-7
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Андрейчук Н. В. Университетское образование и критическое мышление // Вестник Балтийского федерального университета имени И. Канта : Журнал. — 2011. — № 6. — С. 42—50.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Шакирова Д. М. Критическое мышление. — Казань: Институт развития образования Республики Татарстан, 2019. — 146 с. — ISBN 978-5-6042481-5-7.
- ↑ 3,0 3,1 Астахова Л. В., Харлампьева Т. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. — М.: РАН, 2009. — 136 с.
- ↑ Непряхин Н. Критическое мышление: что это, примеры, как развить . РБК. Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Якунина Н. А. Критическое мышление: аналитическое осмысление понятия // Гаудеамус : Журнал. — 2019. — Т. 18, № 4. — С. 21—26.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Щербакова Л. И., Быковский Н. В., Василенко Д. А., Коргагин В. Н., Никулин Д. А., Шепилов Д. С., Шнякин Д. В., Юдин А. В. Теоретические основы и социальные практики развития критического мышления. — Новочеркасск: Издательство «НОК», 2023. — 62 с.