Шаталов, Виктор Фёдорович

Материал из «Знание.Вики»
Виктор Фёдорович Шаталов
Шаталов Віктор Федорович.jpg
Дата рождения 1 мая 1927(1927-05-01)
Место рождения Сталин, Украинская ССР
Дата смерти 20 ноября 2020(2020-11-20) (93 года)
Место смерти Донецк, ДНР
Гражданство  СССР
 Украина
 ДНР
Род деятельности педагог
Награды и премии

Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Ви́ктор Фёдорович Шата́лов (1 мая 1927, город Сталино, Сталинская область, РСФСР, СССР — 20 ноября 2020,) — советский педагог, доктор педагогических наук. Профессор Московского педагогического института имени Ленина (1934—1974). Педагог-новатор, автор важных работ по развитию педагогики, психологии и методики преподавания. Заслуженный учитель Украинской ССР, народный учитель СССР, кавалер ордена «Знак Почёта»[1].

Биография

Виктор Фёдорович Шаталов родился 1 мая 1927 года в городе Сталино Сталинской области (сейчас город Донецк Донецкой Народной Республики). Окончил Московский педагогический институт имени Ленина в 1925 году, а в 1934 году был назначен профессором данного института. В течение десяти лет он преподавал психологию и педагогику. В период с 1940 по 1945 годы был заведующим кафедрой психологии и педагогики института.

Был автором многих научных работ по педагогике, психологии и методике преподавания. Он был одним из первых, кто изучал проблемы обучения и применения психологических методов в процессе обучения. Он также предложил новую методику преподавания, которая основывалась на развитии интереса учеников к предмету.

Shatalov1112.jpg

Методическая система

Разработанная методическая система направлена на формирование у студентов навыков самоорганизации, а также самообразования, самообучения. Эти навыки считаются основными факторами формирования личности. Задача педагога в этом случае — дать понять каждому ребёнку, что он уникальная личность и имеет свои достоинства. Это помогает детям поверить в себя, свои силы и возможности. Методика, предложенная Виктором Шаталовым, уникальна и рекомендована для применения ко всем предметам общеобразовательной школы. Нововведениями этого метода являются:

  • Разработка специальных схем;
  • Использование схем со вспомогательными сигналами из материалов учебника при изучении.
  • Работа классного руководителя в школе: инструкции, режимы, советы

По словам педагогов, абсолютно все дети могут успешно освоить школьную программу. В этом случае учебные материалы работают следующим образом:

  • Подробное изложение, использование наглядных пособий
  • Краткий пересказ материала с использованием сигнальной схемы (плакат, таблица и т. п.)
  • Изучение всех опорных сигналов учащимися
  • Самостоятельная работа с использованием учебников, опорных схем
  • Самостоятельная работа по письменному воспроизведению эталонной схемы
  • Устные и письменные ответы по эталонной схеме.

Регулярное повторение пройденного материала, его углубление и расширение. Их теории, методы и разработки в области образовательных процессов являются одними из самых популярных на сегодня.

Основные труды

  • Шаталов В. Ф. За чертой привычного : Ответы учителя-новатора на задан. журналистом Н. Столяровым вопр. по пробл. перестройки общеобразоват. шк. - Донецк : Донбас, 1988. - 67 с.; ISBN 5-7740-0258-6
  • Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки : Из опыта работы шк. г. Донецка. - Алма-Ата : Мектеп, 1989. - 134 с; ISBN 5-625-00220-7
  • Шаталов В. Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике : Кн. для учителя : Из опыта работы. - Москва : Просвещение, 1989. - 142 с. : ил.; 22 см.; ISBN 5-09-002785-4
  • Шаталов В.Ф. Организационные основы экспериментальных исследований : (Метод. рекомендации) / В. Ф. Шаталов. - Москва : Б. и., 1989. - 48 с.
  • Шаталов В. Ф. Основы педагогики. М.: Просвещение, 197
  • Шаталов В. Ф. Педагогика и психология обучения. М.: Просвещение, 1967.
  • Шаталов В. Ф. Путь поиска : Новые методики в педагогике. - СПб. : Лань, 1996. - 61 с.
  • Шаталов В. Ф. Точка опоры : Об эксперим. методике преподавания. - Москва : Педагогика, 1987. - 158 с.
  • Шаталов В. Ф. Трудных детей не бывает. - Москва, 2001. - 91 с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-93018-025-3
  • Шаталов, В.Ф. Учебные задания для учащихся по курсу истории СССР : 7-й кл. - Москва : НИИСИМО, 1981. - 57 с.
  • Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. - Москва : Педагогика, 1989. - 334 с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-7155-0089-3

Награды

Виктор Фёдорович Шаталов был награждён орденом Ленина за заслуги в педагогике и психологии. Он был также известен как автор многих популярных книг по педагогике и психологии.

Память

Виктор Фёдорович Шаталов похоронен на Мушкетовском кладбище в Донецке[2].

Литература

Сайфуллин Ф. А. Педагогический опыт В. Ф. Шаталова // Проблемы востоковедения; № 2. 2008. с. 73-83.

Примечания

  1. Черкас-Быстрова Т. Виктор Фёдорович Шаталов — народный учитель и новатор. Методика В. Ф. Шаталова (3 февраля 2015). Дата обращения: 9 марта 2024.
  2. Макаренков Н., Ханарин П.,. «До последней минуты жизни он отдавал себя служению педагогике»: В Донецке простились с Виктором Шаталовым. Комсомольская правда. Донецк (21 ноября 2020). Дата обращения: 23 февраля 2024.

Ссылки