Лысенкова, Софья Николаевна

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Софья Николаевна Лысенкова
Лысенкова, Софья Николаевна.jpeg
Дата рождения 24 февраля 1924(1924-02-24)
Место рождения Москва
Дата смерти 6 декабря 2012(2012-12-06) (88 лет)
Место смерти Москва
Гражданство  СССР Россия
Род деятельности педагог-новатор
Награды и премии

Софья Николаевна Лысенкова (24 февраля 1924, Москва — 6 декабря 2012, Москва) — советский, российский учитель, педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990)[1].

Биография

В 1945 году она закончила 10 классов и поступила в 11-й педагогический класс 349-й московской школы. С тех пор она непрерывно работала учителем начальных классов в Москве (в СШ № 587 с 1974).

За 70 лет работы Софья Николаевна придала методике опережающего обучения основные постулаты, получив последователей и авторитет в педагогической среде. Разработала методики, направленные на решение проблем, с которыми постоянно сталкиваются учителя начальных классов. Основой для создания такой организационно-методической системы обучения стали труды Льва Выготского и других известных отечественных педагогов. Она предполагает конкретизацию и уточнение теории управления психическим развитием детей младшего школьного возраста. Целью педагогов является организация эффективного взаимодействия с учениками начальных классов, чтобы помочь им плавно перейти на уровень самоуправления[2].

Симон Соловейчик писал: «Секрет свежести чувств и неусталости её в том, что если работать, как Лысенкова, то профессия учителя становится самой лёгкой профессией, легче не найдешь. Софья Николаевна сказала об этом, слегка стесняясь. Ведь стыдно же: у всех трудные профессии, а у нее — лёгкая».

Несмотря на критику со стороны методистов и учителей, работающих в традиционной методике, её программа обучения до сих пор пользуется популярностью.

Работала в школе до последних дней жизни вместе с В. Ф. Шаталовым.

Похоронена на Кладбище «Ракитки».

Награды и звания

Литература

  • Лысенкова С. Н. Опорные схемы и повышение эффективности обучения. — М.: МГИУУ, 1972.
  • Лысенкова С. Н. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Педагогика, 1980.
  • Лысенкова С. Н. Когда легко учиться: из опыта работы учителя начальных классов = московской школы 587 / С. Н. Лысенкова. — Москва: Педагогика, 1985. — 176 с. — (Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки).
  • Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения: книга для учителя: из опыта работы / С. Н. Лысенкова. — Москва: Просвещение, 1988. — 192 с. : ил. — (Творческая лаборатория учителя) . — ISBN 5-09-001392-6.
  • Лысенкова С. Н. Жизнь моя — школа или право на творчество. — М.: Изд-во «Новая школа», 1995.
  • Лысенкова С. Н. Я читаю. Я считаю. Я пишу: Как учить маленьких. — 2001 г., 96 стр. ISBN 5-88527-099-6

Примечания

  1. Лысенкова, Софья Николаевна. Дата обращения: 2 марта 2023.
  2. Три педагогических правила от Софьи Лысенковой. Дата обращения: 2 марта 2023.