Интерактивные технологии

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Интерактивные технологии в работе

Интеракти́вные техноло́гии (интерактивный от англ. inter (взаимный), англ. act (действовать), технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение, и греч. logos — изучение, наука) — технологии, в которых обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога[1].

Интерактивные технологии делятся на четыре группы: технологии коллективно-группового обучения,фронтальные технологии, ситуативного обучения и обучения в дискуссии. Среди интерактивных методов широко используются такие как мозговой штурм, сюжетно-ролевая игра, игра на ассоциации, работа в малых группах, кейс-метод, мини-исследование и другие.

Процесс обучения при помощи интерактивных технологий осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся[2].

Понятие технологии

В широком смысле технология — совокупность средств и методов получения заранее оговорённого результата, достижения чётко поставленной цели[3].

Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.В.А. Сластёнин

Представляет также интерес определение педагогической технологии, которое официально было принято в 1979 году Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологии в США[4]:

Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний.К. Силбер

История

Практика применения интерактивных технологий

Идеи возникновения активизации обучения

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики.

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 1920-х годах ХХ века (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики)[5].

К родоначальникам идей активизации процесса обучения относятся: Коменский Ян Амос , Руссо Жан Жак, Песталоцци Иоанн Генрих, Гегель Георг Вильгельм Фридрих, Фрёбель Фридрих, Дистервег Адольф, Дьюи Джон, Ушинский Константин Дмитриевич и другие[6].

Возникновение термина

Некоторые авторы полагают, что интерактивное обучение зародилось в недрах активного обучения (термин «активное обучение» («Action Learning») ввел в 1930-х годах английский ученый Редж Реванс). Доказательством выступает тот факт, что изначально в педагогической литературе термины «интерактивные технологии обучения» до 1960-х годов, «интерактивные методы обучения» и «интерактивное обучение» до 1990-х годов не использовались, а вместо них употреблялись термины «технология активного обучения», «активные методы обучения», «активное обучение»[7].

Термин «интерактивные технологии» появился в 1960-х годах ХХ века.

Ученые, развивающие интерактивные технологии

В 1975 году немецкий исследователь Ганс Фриц вводит новый термин «интерактивная педагогика», предметом которой является построение процесса целенаправленного взаимовлияния и взаимодействия участников педагогического процесса.

Начиная с 1980-х годов в СССР педагогами на практике начинают осваиваться методы активного (интерактивного) обучения, в основе которых лежат групповые диалоговые формы познания. Хотя официально в градации методов обучения были только традиционные и активные[8].

С конца 1980-х годов ряд авторов, в том числе Гузеев Вячеслав Валерьянович, Кларин Михаил Владимирович, Полат Евгения Семеновна, Сластенин Виталий Александрович, среди моделей обучения выделяют не только пассивную (традиционную) и активную, а также и интерактивную модель обучения.

Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского Василия Александровича (1960-е годы), а также в трудах Шаталова Виктора Федоровича, Амонашвили Шалвы Александровича, Лысенковой Софьи Николаевны и других[9].

Цели и идеи

С целью повышения эффективности процесса обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на методы, которые позволяют слушателям идентифицировать себя с учебным материалом, включатся в изучаемую ситуацию, переходят к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. В связи с этим, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных технологий обучения[10].

Интерактивные технологии имеет конкретные и прогнозируемые цели:

● повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;

● формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;

● развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;

Эффективность применения интерактивных технологий

● усиление мотивации к изучению дисциплины;

● формирование коммуникативных навыков;

● развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;

● формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять её достоверность;

● сокращение доли аудиторной работы и увеличение объёма самостоятельной работы[11].

Интерактивные технологии предполагают[12]:

Такое взаимодействие исключает доминирование участников процесса обучения между собой и преобладание идей.

В процессе занятия с использованием интерактивных технологий рассматривается не одно решение или ответ, а совокупность решений (идей, мыслей, подходов). Главная цель — найти решение сообща. В этом есть главная суть интерактивных технологий[13].

Виды интерактивных технологий

Преимущества интерактивных технологий состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а добываются самостоятельно в ходе группового взаимодействия. Кардинально меняются роли преподавателя и обучающихся. Школьник на занятии перестает быть статичным объектом, а учитель — транслятором знаний. Каждый эпизод урока включает интерактивные методы обучения, благодаря которым организуется творческая деятельность учеников. Отдается предпочтение проблемным заданиям, которые не имеют одного правильного ответа. Значимость в обучении приобретает не только результат, но и ход рассуждений. В процессе работы в группе формируется критическое мышление. Школьники учатся подбирать аргументы к своему ответу, взаимодействовать в команде. Этап рефлексии деятельности для учащихся не менее важен, чем этап открытия нового знания[14].

Видами интерактивных технологий являются[15]:

Формируемые навыки

Интерактивные технологии в процессе обучения способствуют лучшей адаптации в коллективе, развивает коммуникативные навыки и позволяет побороть всевозможные страхи и фобии в общении с незнакомыми людьми. Все это в конечном счете помогает многим детям развить свой собственный потенциал и позволяет выйти на совершенно новый уровень развития[16].

Навыками, формируемыми при использовании интерактивных технологий являются[17]:

  • пробуждение у обучающихся интереса;
  • поощрение активного участия каждого в учебном процессе;
  • обращение к чувствам каждого обучающегося;
  • способствование эффективному усвоению учебного материала;
  • оказание многопланового воздействия на обучающихся;
  • осуществление обратной связи (ответная реакция аудитории);
  • формирование у обучающихся мнения и отношения;
  • формирование жизненных навыков;
  • способствование изменению поведения.

Примечания

  1. Фабрикантова Е.В., Полянская Е.Е., Ильясова Т.В. Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения. Издательство ОГПУ. Дата обращения: 14 июля 2023.
  2. Фабрикантова Е.В., Полянская Е.Е., Ильясова Т.В. Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения. Дата обращения: 18 июля 2023.
  3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогические технологии в обучении. Педагогика. Дата обращения: 16 июля 2023.
  4. Педагогические технологии в обучении. Педагогика. Дата обращения: 16 июля 2023.
  5. Князев И.Н. История возникновения интерактивного обучения. ГГМУ. Дата обращения: 16 июля 2023.
  6. Князев И.Н. История возникновения интерактивного обучения. ГГМУ. Дата обращения: 16 июля 2023.
  7. Князев И.Н. История возникновения интерактивного обучения. ГГМУ. Дата обращения: 14 июля 2023.
  8. Гуща Ю.В. Эволюция понятия интерактивное обучение. Пинск. Дата обращения: 18 июля 2023.
  9. Эволюция понятия интерактивное обучение. БГПУ имени Максима Танка. Дата обращения: 16 июля 2023.
  10. Кожемяченко Н.Р. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ. ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет». Дата обращения: 18 июля 2023.
  11. Кожемячко Н.Р. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ. ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет». Дата обращения: 18 июля 2023.
  12. Карпенко Е., Райс О. Интерактивные технологии в обучении. — Интеллектуальная издательская система Ridero: Интеллектуальная издательская система Ridero, 2020. — С. 16—17. — 90 с. — ISBN ISBN 978-5-4474-9670-8.
  13. Булахова Е.А. Интерактивные технологии. Педагогика. Дата обращения: 16 июля 2023.
  14. Интерактивные технологии обучения Источник: https://aujc.ru/interaktivnye-texnologii-obucheniya/. Современный урок. Дата обращения: 18 июля 2023.
  15. Л.Ю. Сафонова. Методы интерактивного обучения. ПГУ. Дата обращения: 16 июля 2023.
  16. Интерактивные технологии обучения. ANRTech. Дата обращения: 18 июля 2023.
  17. Булахова Е.А. Интерактивные технологии. Педагогика. Дата обращения: 16 июля 2023.

Литература

  • Зиновкина, М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. — 2012. — № 9 (сентябрь). — ART 12116. — 1,0 п. л. — URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. — Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. — ISSN 2304-120X.
  • Коменский, Я. А., Локк, Д., Руссо, Ж. Ж., Песталоцци, И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987.
  • Райс, О., Карпенко, Е., Интерактивные технологии в обучении. Педагогика нового времени,2020, ISBN 978-5-4474-9670-8.