Интерактивные технологии
Интеракти́вные техноло́гии (интерактивный от англ. inter (взаимный), англ. act (действовать), технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение, и греч. logos — изучение, наука) — технологии, в которых обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога[1].
Интерактивные технологии делятся на четыре группы: технологии коллективно-группового обучения,фронтальные технологии, ситуативного обучения и обучения в дискуссии. Среди интерактивных методов широко используются такие как мозговой штурм, сюжетно-ролевая игра, игра на ассоциации, работа в малых группах, кейс-метод, мини-исследование и другие.
Процесс обучения при помощи интерактивных технологий осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся[2].
Понятие технологии
В широком смысле технология — совокупность средств и методов получения заранее оговорённого результата, достижения чётко поставленной цели[3].
Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.В.А. Сластёнин
Представляет также интерес определение педагогической технологии, которое официально было принято в 1979 году Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологии в США[4]:
Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний.К. Силбер
История
Идеи возникновения активизации обучения
Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики.
В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 1920-х годах ХХ века (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики)[5].
К родоначальникам идей активизации процесса обучения относятся: Коменский Ян Амос , Руссо Жан Жак, Песталоцци Иоанн Генрих, Гегель Георг Вильгельм Фридрих, Фрёбель Фридрих, Дистервег Адольф, Дьюи Джон, Ушинский Константин Дмитриевич и другие[6].
Возникновение термина
Некоторые авторы полагают, что интерактивное обучение зародилось в недрах активного обучения (термин «активное обучение» («Action Learning») ввел в 1930-х годах английский ученый Редж Реванс). Доказательством выступает тот факт, что изначально в педагогической литературе термины «интерактивные технологии обучения» до 1960-х годов, «интерактивные методы обучения» и «интерактивное обучение» до 1990-х годов не использовались, а вместо них употреблялись термины «технология активного обучения», «активные методы обучения», «активное обучение»[7].
Термин «интерактивные технологии» появился в 1960-х годах ХХ века.
Ученые, развивающие интерактивные технологии
В 1975 году немецкий исследователь Ганс Фриц вводит новый термин «интерактивная педагогика», предметом которой является построение процесса целенаправленного взаимовлияния и взаимодействия участников педагогического процесса.
Начиная с 1980-х годов в СССР педагогами на практике начинают осваиваться методы активного (интерактивного) обучения, в основе которых лежат групповые диалоговые формы познания. Хотя официально в градации методов обучения были только традиционные и активные[8].
С конца 1980-х годов ряд авторов, в том числе Гузеев Вячеслав Валерьянович, Кларин Михаил Владимирович, Полат Евгения Семеновна, Сластенин Виталий Александрович, среди моделей обучения выделяют не только пассивную (традиционную) и активную, а также и интерактивную модель обучения.
Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского Василия Александровича (1960-е годы), а также в трудах Шаталова Виктора Федоровича, Амонашвили Шалвы Александровича, Лысенковой Софьи Николаевны и других[9].
Цели и идеи
С целью повышения эффективности процесса обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на методы, которые позволяют слушателям идентифицировать себя с учебным материалом, включатся в изучаемую ситуацию, переходят к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. В связи с этим, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных технологий обучения[10].
Интерактивные технологии имеет конкретные и прогнозируемые цели:
● повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;
● формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;
● развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;
● усиление мотивации к изучению дисциплины;
● формирование коммуникативных навыков;
● развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;
● формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять её достоверность;
● сокращение доли аудиторной работы и увеличение объёма самостоятельной работы[11].
Интерактивные технологии предполагают[12]:
- активности и взаимосвязи, благодаря которым и педагог, и ученики вовлечены в процесс и ищут решения;
- равенство в общении, которое помогает открыто обсуждать возможные исходы;
- эксперименты, творческий подход.
Такое взаимодействие исключает доминирование участников процесса обучения между собой и преобладание идей.
В процессе занятия с использованием интерактивных технологий рассматривается не одно решение или ответ, а совокупность решений (идей, мыслей, подходов). Главная цель — найти решение сообща. В этом есть главная суть интерактивных технологий[13].
Виды интерактивных технологий
Преимущества интерактивных технологий состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а добываются самостоятельно в ходе группового взаимодействия. Кардинально меняются роли преподавателя и обучающихся. Школьник на занятии перестает быть статичным объектом, а учитель — транслятором знаний. Каждый эпизод урока включает интерактивные методы обучения, благодаря которым организуется творческая деятельность учеников. Отдается предпочтение проблемным заданиям, которые не имеют одного правильного ответа. Значимость в обучении приобретает не только результат, но и ход рассуждений. В процессе работы в группе формируется критическое мышление. Школьники учатся подбирать аргументы к своему ответу, взаимодействовать в команде. Этап рефлексии деятельности для учащихся не менее важен, чем этап открытия нового знания[14].
Видами интерактивных технологий являются[15]:
- творческие задания;
- работа в малых группах;
- обучающие игры (ролевые, образовательные и другие);
- интерактивные лекции;
- внеаудиторное обучение (соревнования, спектакли, выставки, фильмы, социальные проекты);
- общественные ресурсы (экскурсии, встречи с известными людьми, специалистами в профессиональной сфере);
- диспуты, конференции, симпозиумы.
Формируемые навыки
Интерактивные технологии в процессе обучения способствуют лучшей адаптации в коллективе, развивает коммуникативные навыки и позволяет побороть всевозможные страхи и фобии в общении с незнакомыми людьми. Все это в конечном счете помогает многим детям развить свой собственный потенциал и позволяет выйти на совершенно новый уровень развития[16].
Навыками, формируемыми при использовании интерактивных технологий являются[17]:
- пробуждение у обучающихся интереса;
- поощрение активного участия каждого в учебном процессе;
- обращение к чувствам каждого обучающегося;
- способствование эффективному усвоению учебного материала;
- оказание многопланового воздействия на обучающихся;
- осуществление обратной связи (ответная реакция аудитории);
- формирование у обучающихся мнения и отношения;
- формирование жизненных навыков;
- способствование изменению поведения.
Примечания
- ↑ Фабрикантова Е.В., Полянская Е.Е., Ильясова Т.В. Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения . Издательство ОГПУ. Дата обращения: 14 июля 2023.
- ↑ Фабрикантова Е.В., Полянская Е.Е., Ильясова Т.В. Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения . Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогические технологии в обучении . Педагогика. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Педагогические технологии в обучении . Педагогика. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Князев И.Н. История возникновения интерактивного обучения . ГГМУ. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Князев И.Н. История возникновения интерактивного обучения . ГГМУ. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Князев И.Н. История возникновения интерактивного обучения . ГГМУ. Дата обращения: 14 июля 2023.
- ↑ Гуща Ю.В. Эволюция понятия интерактивное обучение . Пинск. Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ Эволюция понятия интерактивное обучение . БГПУ имени Максима Танка. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Кожемяченко Н.Р. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ . ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет». Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ Кожемячко Н.Р. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ . ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет». Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ Карпенко Е., Райс О. Интерактивные технологии в обучении. — Интеллектуальная издательская система Ridero: Интеллектуальная издательская система Ridero, 2020. — С. 16—17. — 90 с. — ISBN ISBN 978-5-4474-9670-8.
- ↑ Булахова Е.А. Интерактивные технологии . Педагогика. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Интерактивные технологии обучения Источник: https://aujc.ru/interaktivnye-texnologii-obucheniya/ . Современный урок. Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ Л.Ю. Сафонова. Методы интерактивного обучения . ПГУ. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Интерактивные технологии обучения . ANRTech. Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ Булахова Е.А. Интерактивные технологии . Педагогика. Дата обращения: 16 июля 2023.
Литература
- Зиновкина, М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. — 2012. — № 9 (сентябрь). — ART 12116. — 1,0 п. л. — URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. — Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. — ISSN 2304-120X.
- Коменский, Я. А., Локк, Д., Руссо, Ж. Ж., Песталоцци, И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987.
- Райс, О., Карпенко, Е., Интерактивные технологии в обучении. Педагогика нового времени,2020, ISBN 978-5-4474-9670-8.