Сухомлинский, Василий Александрович

Материал из «Знание.Вики»
Василий Александрович Сухомлинский
Сухомлинский В.А.jpg
Дата рождения 28 сентября 1918(1918-09-28)
Место рождения Василевка, Херсонская губерния
Дата смерти 2 сентября 1970(1970-09-02) (51 год)
Место смерти Павлыш, Кировоградская область
Гражданство  СССР
Род деятельности педагог-новатор, директор школы
Награды и премии
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Памятник Василию Сухомлинскому в селе Павлыш
Сухомлинский Василий Александрович (конверт)

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (28 сентября 1918, село Васильевка, Херсонская губерния — 2 сентября 1970, Павлыш, Кировоградская область) — советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы. Кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968)[1][2].

Биография

Василий Александрович родился в 1918 году в бедной крестьянской семье в селе Васильевка Херсонской губернии (ныне Кировоградская область). Кроме него в семье воспитывались ещё трое детей: Иван, Сергей и Мелания. Во взрослой жизни все они стали педагогами[1][3].

Отец — Александр Емельянович Сухомлинский до революции был наёмным работником и выполнял работу плотника и столяра. В советский период Александр Емельянович стал одним из уважаемых людей в Васильевке. Он помогал руководить колхозом и кооперативом, был заведующим сельской лаборатории и был преподавателем трудового обучения в местной школе[3].

Мать — Оксана Авдеевна трудилась в колхозе. Ещё занималась домашним хозяйством и иногда на дому шила одежду[3].

Василий Александрович мечтал о карьере врача и летом 1933 года в возрасте 15-ти лет он уезжает в Кременчуг для обучения медицине. В результате он поступил на рабочий факультет, после окончания которого поступает в педагогический институт. В 17 лет он устраивается пионервожатым в школу, затем становится учителем младших классов. К тому времени он уже перевёлся на филологический факультет Полтавского педагогического института на заочную форму обучения[1][3].

В 1939 году после окончания института Василия Александровича становится учителем украинского языка и литературы в Онуфриевке[3]. В июне 1941 году Василий оставив беременную жену отправляется учиться на курсы политруков в военно-политическую академию. После обучения он сразу попадает на фронт[1].

В феврале 1942 года под Ржевом Василий Сухомлинский получает тяжёлое осколочное ранение. После четырёх месяцев лечения в госпитале врачи спасают руку Василия от ампутации, но достать осколки из груди политрука они не смогли. После чего Василий был демобилизован[1].

После ранения Василий Сухомлинский в родные места он вернуться не мог из-за оккупации фашистами и оказался в посёлке Ува в Удмуртии. В посёлке Василия Александровича назначили директором школы в которую с проверкой в 1943 году приехала педагог Анна Девятова. Замечаний в ходе проверки выявлено не было, но директор произвёл на неё впечатление. Сухомлинский и Девятова начинают переписку[1].

Кировоградская область Украины освобождена от оккупации немцев только в ходе Кировоградской наступательной операции, которая прошла в 1944 году. После этого Василию Александровичу удаётся вернуться домой, где он узнает о трагические новости. Его жену и сына замучили в нацисты в лагерях гестапо. После чего Василий предлагает Анне выйти за него замуж и переехать. В браке у них появляются Сергей (1945) и Ольга (1946)[1][3].

В 1948 году Сухомлинского назначают директором школы в посёлке Павлыш. В этой школе он работает на протяжении 20 лет. Каждый утро на крыльце школы он встречал учеников и учителей, каждого из которых он знал по имени. Его дочь Ольга Васильевна Сухомлинская стала профессором и доктором педагогических наук[3].

До конца жизни Василий Александрович работал в школе. Умер 2 сентября 1970 года, не дожив несколько недель до 52 лет. Накануне он утвердил план работы Павлышской школы на новый учебный год и записал в своём дневнике[4]:

«Снова сентябрь. Звонок. Дети идут в школу, а я ухожу из жизни».

Педагогическая деятельность

В течение свой жизни Василий Александрович считал, что в школе всегда должны быть четыре важные составляющие: культ книги, культ человека, культ родного слова и культ Родины[3]. По мнению публициста и педагога Симона Соловейчика принципы Сухомлинского «обгоняли педагогику того времени»[1].

Основные принципы работы В. А. Сухомлинского:

  • обучение ребёнка без давления;
  • воспитание без угроз и наказаний;
  • доверие к чаду;
  • прививание моральных ценностей;
  • способность ученика самому выбирать норму поведения и образ жизни, а также уметь самостоятельно отвечать за этот выбор;
  • взаимопонимание и согласие на общую работу учителя, родителя и ученика[5].

Принципам воспитания педагога-новатора Василия Александровича более полувека, но они остаются актуальными. Василий Сухомлинский посвятил свою жизнь созданию педагогической системы и воспитанию детей. В центре его педагогической системы стоит личность ребёнка. Именно она по словам Сухомлинского является высшей ценностью и на неё направлены основные процессы и принципы обучения, которые основываются на творчестве, свободе воли и гуманизме[6].

Память

Творческое педагогическое наследие Василия Сухомлинского включает более 600 статей, 1200 художественных миниатюр, 65 книг, изданных на 53 языках мира («Сердце отдаю детям» выдержало 55 изданий на 32 языках, «Рождение гражданина» — 28 изданий на 17 языках) многомиллионными тиражами. Все произведения собрали вдова Василия Александровича Анна и дочь Ольга[4].

По решению 39-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая состоялась в ноябре 2017 года, 100-летие со дня рождения Сухомлинского было включено в Календарь знаменательных событий и памятных дат ЮНЕСКО на 2018 год.

Сторонники принципов Василия Сухомлинского есть во многих странах. Среди них Германия, Финляндия, Польша и Китай. Распространение идей Сухомлинского в Китае прокомментировал российский педагог Михаил Богуславский[4]:

«в течение последних 25 лет вышло 10 167 статей об идеях величайшего педагога, а переведённых трудов и монографий самого Сухомлинского не менее 150. Собрание сочинений Сухомлинского в пяти томах, вышедшее в начале ХХI века, было включено в перечень "государственно важных книг"».

В России в Оренбургском государственном педагогическом университете созданы межрегиональная научная школа и Ассоциация по изучению наследия Сухомлинского. Создатель и руководитель — ученица Василия Александровича Сухомлинского Валентина Рындак.

В Павлышской средней школе в 1975 году создан педагогический музей Сухомлинского и установлена мемориальная доска. Сама школа носит имя великого педагога[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 «Если учат добру, в результате будет добро». Коммерсантъ (30 сентября 2023). Дата обращения: 4 марта 2024.
  2. Богуславский М. В. Сухомлинский Василий Александрович. Большая российская энциклопедия 2004-2017. Дата обращения: 4 марта 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Василий Александрович Сухомлинский. Биограф. Дата обращения: 4 марта 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Полина Ячменникова. Василий Сухомлинский: биография известного педагога // Коммерсантъ : газета. — 2023. — 30 сентября.
  5. Сухомлинский Василий Александрович - биография, жизнь и творчество писателя. nauka.club. Дата обращения: 12 октября 2023.
  6. Сердце отдаю детям: принципы воспитания Василия Сухомлинского. Журнал "Семья и школа" (28 августа 2023). Дата обращения: 12 октября 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!