ЮНЕСКО

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
ЮНЕСКО
Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры
United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization
Тип организации Международная организация
Официальные языки Английский, испанский, русский, французский, китайский, арабский
Руководители
Генеральный директор Одри Азулай
Председатель исполнительного совета Микаэль Ворбс
Основание
Дата основания 16 ноября 1945 года

ЮНЕСКО (англ. UNESCO; United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, включающая достопримечательности в список Всемирного наследия.

Цели, декларируемые организацией, — содействие по укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка, ориентации или религии.

Организация была создана 16 ноября 1945 года, её штаб-квартира располагается в Париже, во Франции. В настоящее время в организации насчитывается 193 государства-члена, 2 государства-наблюдателя и 10 ассоциированных членов — территорий, не несущих ответственность за внешнюю политику. 182 государства-члена располагают постоянным представительством при организации в Париже, где также находятся 4 постоянных наблюдателя и 9 наблюдательных миссий межправительственных организаций. В состав организации входит более 60 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира. Среди вопросов, которые охватывает деятельность организации: проблемы дискриминации в области образования и неграмотности; изучение национальных культур и подготовка национальных кадров; проблемы социальных наук, геологии, океанографии и биосферы.

С 1948 года организация издаёт журнал «Курьер ЮНЕСКО», в настоящее время выходящий на десяти языках и доступный онлайн в свободном доступе[1].

Деятельность

Основные направления деятельности представлены в пяти программных секторах: образование, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация и информация. Существует также ряд сквозных тем, которые являются составной частью всех направлений. Основной принцип деятельности ЮНЕСКО — развивать и способствовать росту количества средств коммуникации между людьми и использовать эти средства для достижения взаимопонимания и более верных и совершенных знаний о жизни друг друга[1].

Образование

ЮНЕСКО считает образование своим приоритетным направлением деятельности с момента основания организации[1]. После войны организация занималась восстановлением разрушенных школ и налаживанием прерванных контактов в сфере образования в Западной Европе. В 1950-х годах организация стала также заниматься защитой прав человека в области образования. В 1960 году была принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. До этого момента деятельность в отношении развивающихся стран была бессистемна и в основном направлена на сообщение элементарных сведений из различных областей. После того, как в начале 1960-х годов в организацию вступили новые африканские государства, основное внимание ЮНЕСКО стала уделять развивающимся странам[1].

В 1990 году Программа развития ООН, ЮНЕСКО, ЮНФПА, ЮНИСЕФ и Всемирный банк провели в Джомтьене, Таиланде, Всемирную конференцию по образованию для всех, на которой приняли решение «универсализировать систему начального образования и сократить безграмотность» к 2000 году. Проект получил название «Образование для всех»[2], его основу составляют одноимённые национальные проекты, ЮНЕСКО является координатором, занимается поиском источников финансирования и готовит ежегодные доклады о работе программы. В 2000 году в Дакаре, Сенегал, проходил Всемирный форум по образованию, также организованный по инициативе ряда организаций в системе ООН. На форуме была проведена оценка программы, базирующаяся на национальных докладах, которая констатировала, что несмотря на некоторый прогресс, ни одна из целей достигнута не была. В дальнейшем на форуме были сформулированы основная стратегия и цели программы «Образование для всех» до 2015 года. Цели включают обязательное бесплатное начальное образование, равенство полов в начальной и средней школе, повышение качества образования, комплексные меры по воспитанию детей младшего возраста, удовлетворение образовательных потребностей молодёжи и взрослых, а также повышение грамотности взрослых[1]. Первые две цели входят также в список целей развития ООН.

В докладе, представленном ЮНЕСКО 25 ноября 2008 года, организация осудила равнодушие политических систем к проблемам образования и высказалась о возможном провале программы. Первая намеченная цель, обеспечение гендерного равенства к 2005 году, так и не была достигнута. Учитывая текущее положение дел, существует сомнение в достижении второй цели, всеобщего начального образования к 2015 году. Выводы о невозможности достижения целей программы «Образование для всех» подтверждены и в докладе, представленном 1 марта 2011 года. Дополнительной проблемой, обозначенной в докладе, является вовлечённость школьников в вооружённые конфликты. В частности, бывшая президент Ирландии и комиссар ООН по правам человека Мэри Робинсон отметила, что с изменением природы вооружённых конфликтов, дети стали объектом намеренных и систематических атак[3].

В 1991 году была создана нацеленная на развитие сотрудничества среди университетов и смягчение последствий «утечки мозгов» программа УНИТВИН (University Twinning and Networking), также известная как всемирная сеть кафедр ЮНЕСКО. Кафедры ЮНЕСКО занимаются обменом опытом, знаниями и технологиями в образовании, а также стажировкой преподавателей, что способствует повышению качества преподавания, подготовки кадров и научных исследований. В 1992 году была создана аналогичная программа в области профессионально-технического образования — ЮНЕВОК (Technical and Vocational Education and Training). В 2009 году состоялась вторая всемирная конференция по высшему образованию (первая прошла в 1998 году[1] и была признана успешной). Во время второй конференции основную полемику вызвали такие вопросы, как можно ли считать высшее образование общественным достоянием, возможна ли торговля в области высшего образования (связь с соглашением по торговле услугами), рейтинги вузов. В результате было выработано коммюнике, которое, по мнению ряда участников конференции, «носит фрагментарный характер» и не является «ясным и последовательным посланием международному академическому сообществу».

В 1953 году была организована сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО, в которой принимают участие дошкольные учреждения, начальная и средняя школы, учреждения профессионально-технического образования, программы подготовки учителей. Ассоциированные школы уделяют особое внимание информации об ООН и ЮНЕСКО, обучению в области экологии и охраны окружающей среды, изучению культурного и природного наследия, правам и свободам человека. ЮНЕСКО выделяет четыре главных аспекта в процессе обучения «учиться, чтобы знать, учиться, чтобы уметь, учиться жить и учиться жить вместе»[4].

ЮНЕСКО занимается публикацией книг, монографий, справочных материалов по образованию. Среди периодически выпускаемых материалов: «Статистический ежегодник ЮНЕСКО», «Обучение за рубежом», «Всемирный справочник по образованию», «Перспективы». «Всемирный доклад по образованию», выпускаемый с 1991 года каждые два года, содержит статистические материалы, обзоры и анализ мировых тенденций в образовании. Раз в два года проводятся международные конференции по образованию[1].

Вопросами образования занимаются региональные бюро в Бангкоке, Бейруте, Дакаре и Сантьяго, а также 52 офиса организации. Направление поддерживается рядом глобальных институтов и центров ЮНЕСКО, в числе которых Международное бюро просвещения в Женеве, Международный институт планирования образования ЮНЕСКО в Париже и Буэнос-Айресе, Институт ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни в Гамбурге, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании в Москве, Международный центр ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию и подготовке в Бонне, а также региональными проектами организации.

Естественные науки

ЮНЕСКО является единственным подразделением ООН, у которого науки вынесены в название. В соответствии с этим организация рассматривает естественные науки в контексте междисциплинарного взаимодействия с образованием и культурой. ЮНЕСКО стояла у истоков таких международных проектов как Европейский центр ядерных исследований и Международный союз охраны природы. В настоящее время в своей деятельности в научном направлении ЮНЕСКО опирается на выводы Всемирной встречи по устойчивому развитию, прошедшей в 2002 году в Йоханнесбурге, и Всемирной конференции по науке, прошедшей в 1999 году в Будапеште.

Вопросами науки занимаются региональные бюро в Найроби, Джакарте, Венеции, Каире и Монтевидео, а также 23 офиса организации. Направление поддерживается Институтом ЮНЕСКО по водному образованию в Делфте и Международным центром теоретической физики имени Абдуса Салама в Триесте.

Среди программ ЮНЕСКО в ведении образовательного направления находятся Международная Гидрологическая программа, Межправительственная океанографическая комиссия, программа «Человек и биосфера» (Всемирная сеть биосферных резерватов), Международная геонаучная программа (Всемирная сеть национальных геопарков) и международная программа фундаментальных наук[1].

Социальные и гуманитарные науки

Миссией ЮНЕСКО в области социальных и гуманитарных наук является продвижение знаний, стандартов и интеллектуальной кооперации, направленных на социальные преобразования, права и свободы человека. Помимо основной цели, претворения в жизнь положений Всеобщей декларации прав человека, организация работает с такими аспектами как равенство полов и право на образование. ЮНЕСКО занимается определением текущей ситуации в обществе, перспективными исследованиями и философией, а также задаёт вектор развития.

Работа организации в данной области разделена на четыре секции: этика (биоэтика, наука и технологии, образование в области этики), права человека (гендерное равенство, искоренение бедности, демократия, философия, борьба с дискриминацией), социальные преобразования (миграция, урбанистические исследования, молодёжь) и спорт (физическое образование и проблемы допинга).

Среди программ ЮНЕСКО в ведении социального и гуманитарного направления находятся программа МОСТ (управление социальными преобразованиями) и программа по биоэтике[1].

Культура

Основой работы ЮНЕСКО в области культуры является содействие культурному разнообразию, основанное на человеческих взаимоотношениях. Этот подход был подтверждён в 2001 году с принятием Всеобщей декларации о культурном разнообразии. От охраны всемирного культурного и природного наследия, представляющего ценность для всего человечества, организация перешла к защите различных форм нематериального культурного наследия, шедевров устного творчества.

Ещё одним моментом в работе ЮНЕСКО в области культуры является сохранение культурных объектов в зоне вооружённых конфликтов, основу этого направления деятельности составляет Гаагская конвенция 1954 года. В 1950 году Нью-Йоркский Комитет Пакта Рериха передал всю документацию по Пакту в ЮНЕСКО. На 5-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО генеральному директору было поручено подготовить и разослать проект конвенции. Специальная комиссия ЮНЕСКО подготовила с учетом представленных документов проект международной конвенции[5].

Вопросами культуры занимаются региональные бюро в Венеции и Гаване. Среди программ ЮНЕСКО в ведении культурного направления находятся такие программы как Всемирное наследие, Нематериальное культурное наследие, Подводное культурное наследие[1].

Коммуникация и информация

Отсутствие полноценного доступа к информации во многих странах является преградой на пути устойчивого развития. Признанная одним из ключевых направлений, концепция общества знания основана на принципе свободы слова и доступа к информации, знаниям и образованию. Деятельность ЮНЕСКО в области коммуникации направлена на сокращение разрыва в данной области между развитыми и развивающимися странами. Кроме того, ЮНЕСКО осуждает нарушения свободы прессы и расправу над сотрудниками СМИ.

Работу направления поддерживает 27 офисов организации. Среди программ ЮНЕСКО в ведении коммуникационного и информационного направления находятся Информация для всех, Память мира, программа защиты цифрового наследия и международная программа развития коммуникаций[1].

Бюджет

ЮНЕСКО вырабатывает подходы и методы решения проблем, намечает пути дальнейшего развития и не занимается оказанием финансовой помощи. В связи с этим бюджет организации выглядит скромным[1]. Бюджет ЮНЕСКО утверждается каждые два года на Генеральной конференции. Он отражает среднесрочную стратегию организации, вырабатываемую на шесть лет, и распределение средств по основным направлениям деятельности в течение последующих двух лет. Последний шестилетний план охватывает период с 2008 по 2013 годы. Бюджет на 20102011 годы является вторым в рамках действующей стратегии[6]. Бюджет на 20122013 годы был утверждён на Генеральной конференции ЮНЕСКО в августе 2011 года.

Структура

Помимо штаб-квартиры организации в Париже, существует целый ряд региональных, кластерных и национальных офисов ЮНЕСКО, созданных в рамках стратегии децентрализации и обеспечивающих её эффективное присутствие во всех регионах и областях, а также связь с агентствами ООН и другими организациями-партнёрами. Административную поддержку сети обеспечивает координационное бюро ЮНЕСКО (Bureau of Field Coordination). Связь с ООН поддерживается в офисах организации в Женеве и Нью-Йорке[1].

Штаб-квартира

С 6 сентября 1946 года подготовительная комиссия по созданию ЮНЕСКО, а затем и сама организация находились в отеле Мажестик в Париже. Здание на авеню Клебер было спешно восстановлено. Секретари организации работали в спальнях, а сотрудники среднего звена — в ванных комнатах, используя для хранения документов ванную.

Современная штаб-квартира ЮНЕСКО была открыта 3 ноября 1958 года. Здание по форме напоминает латинскую букву Y и построено на 72 бетонных колоннах. В нём расположена библиотека организации. Комплекс на площади Фонтенуа дополняет здание, названное «аккордеон», в овальном зале которого проходят пленарные заседания Генеральной конференции, здание в форме куба и здание с шестью зелёными внутренними двориками, на которые выходят окна служебных кабинетов. Архитекторами зданий стали представители разных стран: Марсель Брейер (США), Пьер Луиджи Нерви (Италия) и Бернар Зерфюс (Франция)[7].

Все здания открыты для посещения, в них находятся произведения Пикассо, Базена, Миро, Тапиеса и многих других художников, символизирующие мир[1].

Официальные языки

В настоящее время официальными языками организации являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки. С момента основания в 1946 году официальными языками секретариата, генеральной конференции и исполнительного совета ЮНЕСКО были английский и французский. В 1950 году к языкам генеральной конференции прибавился испанский, а в 1954 — русский. В том же 1954 году оба языка стали официальными для исполнительного совета. Основные органы управления организацией включили арабский язык в список официальных в 1974 году. Китайский добавился к этому списку в 1977 году для исполнительного совета и в 1980 — для генеральной конференции[8].

Управление

Руководящими органами ЮНЕСКО являются Генеральная конференция, которая собирается раз в два года, и Исполнительный совет, избираемый Генеральной конференцией и осуществляющий руководство организацией в период между её сессиями. Исполнительным органом ЮНЕСКО является секретариат во главе с генеральным директором. Функции и зоны ответственности органов управления организацией прописаны в уставе[9].

Российское Председательство в Исполнительном совете ЮНЕСКО (2009—2011)

Впервые за всю историю этой организации Постоянный представитель Российской Федерации при ЮНЕСКО Э. В. Митрофанова заняла пост председателя Исполнительного совета, что обеспечило лидерство нашей страны в деятельности Организации по всей повестке её работы.

Исполсовет ЮНЕСКО активно поддержал проведение совместных мероприятий в рамках Международного года сближения культур-2010, Международного года молодежи-2010-2011 и Международного года химии-2011. Особое внимание со стороны российского председательства было уделено вопросам координации усилий, направленных на достижение целей Декларации тысячелетия, прежде всего продвижения Программы «Образование для всех», а также других юнесковских гуманитарных инициатив в контексте обеспечения устойчивого развития, в повестку «большого ООН».

На самый высокий уровень в период российского председательства вышли политические контакты с ЮНЕСКО — в сентябре Президент России Д. А. Медведев встретился с Гендиректором И.Боковой, которая принимала участие в Мировом политическом форуме в Ярославле.

Председательство России в Исполсовете позволило значительно усилить «визуализацию» нашего присутствия, провести ряд важных мероприятий, среди которых торжественное празднование 65-летия Великой Победы с участием Молодежного симфонического оркестра стран СНГ под управлением В. Т. Спивакова (совместно с Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ — май 2010 года) и 50-летия полета Ю. А. Гагарина в космос (при поддержке Роскосмоса и участии российских космонавтов В. В. Терешковой, Г. М. Гречко, А. А. Сереброва и С. К. Крикалева, а также исследователей космического пространства из США, Франции, Польши, Германии, Индии, Нигерии и других стран — апрель 2011 года). Кроме того «на высокой ноте» прошло представление 1000-летия Ярославля, экспозиция выставки «Диалог культур в пространстве академической школы» Российской академии художеств, показ деятельности музея-заповедника «Коломенское» и демонстрация оригинальной художественной киноверсии романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Россия выступила инициатором празднования в ЮНЕСКО Дней славянской письменности и культуры (во взаимодействии с Форумом славянских культур — май-июнь 20102011 гг.). Позитивную оценку получило участие большой группы иностранных постоянных представителей при ЮНЕСКО в X Международных Лихачевских научных чтениях по теме «Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры» (Санкт-Петербург — май 2010 г.).

В ходе 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО российское председательство представило отчет о своей многоплановой работе в Исполсовете, который получил высокую оценку Гендиректора И.Боковой и всех выступивших в ходе общеполитической дискуссии делегаций стран-членов. По итогам была принята специальная резолюция с выражением признательности Постоянному представителю России при ЮНЕСКО Э. В. Митрофановой за неизменную приверженность идеалам Организации и значительный личный вклад в достижение высоких целей.

Успешная деятельность российского председателя во многом обеспечила переизбрание России в новый состав Исполнительного совета ЮНЕСКО на 20112015 годы, а также избрание на пост председателя Комитета всемирного наследия с получением права проведения 36-й сессии этого важного органа в Санкт-Петербурге в июне 2012 года[10].

Секретариат

Одри Азулай

Секретариат занимается осуществлением программ и резолюций, утверждаемых Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Секретариатом руководит генеральный директор, в подчинении которого находятся профессиональные сотрудники, а также сотрудники общей службы. По информации организации, в середине 2009 года в секретариате работало около 2000 сотрудников из 170 стран. Работа секретариата, как и всей организации, разделена на направления (программные сектора), кроме того, действуют секторы поддержки программы, занимающиеся контактами со СМИ и администрацией, и центральные службы, включающие секретариаты генеральной конференции и исполнительного совета, а также занимающиеся вопросами бюджета, стратегического планирования, правовыми вопросами и т. д.

В настоящее время генеральный директор избирается Генеральной конференцией раз в четыре года. В прошлом он назначался на шестилетний срок. В октябре 2017 состоялись выборы нового генерального директора ЮНЕСКО, которым в 5-м туре была избрана представительница Франции Одри Азулай, набравшая 30 голосов против 28, поданных за представителя Катара Хамада Аль-Кавари. 10 ноября 2017 года Генеральная конференция ЮНЕСКО утвердила это назначение: за выступила 131 страна, против − 19[1].

Сегодня нам необходимо понять, как заставить искусственный интеллект служить человечеству.Одри Азулай

Устав

Устав — свод положений, регулирующий работу ЮНЕСКО, членский совет и основные органы организации. Он состоит из преамбулы и 15 статей, которые определяют цели, обязанности, структуру организации, правовой статус, бюджет и порядок сотрудничества с другими организациями и государствами[11].

История возникновения

Устав ЮНЕСКО был принят на Лондонской конференции 16 ноября 1945 года и вступил в силу 4 ноября 1946 года после сдачи на хранение актов о его принятии двадцатью подписавшими его государствами.

Первая сессия ЮНЕСКО с действующим уставом прошла в Париже с 19 ноября по 10 декабря 1946 года. В ней приняли участие представители 30 государств[11].

Преамбула

Преамбула Устава раскрывает суть миссии ЮНЕСКО — укоренять в сознании людей идеи защиты мира, развивать и расширять связи между народами в целях взаимного понимания и предоставления всем людям полных и равных возможностей для получения образования, беспрепятственных исканий объективной истины и свободного обмена мыслями и знаниями[11].

Цели и обязанности

В первой статье Устава Организация обозначает свою главную задачу — укрепление мира и безопасности через расширение сотрудничества народов в области образования, науки и культуры, а также обеспечения справедливости, законности и уважения прав человека вне зависимости от расы, пола, языка и религии[11].

Членский состав

Согласно Уставу, ЮНЕСКО открыта для государств-членов ООН. Государства, не входящие в состав ООН, могут быть приняты в Организацию по предложению Исполнительного совета. При выходе из ООН, государство автоматически выходит и из ЮНЕСКО[11].

Органы

Организация состоит из трёх взаимосвязанных органов — Генеральной конференции, Исполнительного совета и Секретариата, каждый из которых выполняет свои функции[11].

Генеральная конференция

Генеральная конференция состоит из представителей государств-членов ООН. Она определяет направление деятельности ЮНЕСКО, принимает или отклоняет программы Исполнительного совета, даёт заключения ООН по вопросам образования, науки и культуры и рассматривает доклады государств-членов о выполнении рекомендаций. Генеральная конференция избирает членов Исполнительного совета[11].

Исполнительный совет

Исполнительный совет состоит из 51 члена, каждый из которых представляет правительство государства-члена ООН, гражданином которого он является, компетентен в области искусства, литературы, науки и образования. Они избираются Генеральной конференцией. В составе Исполнительного совета не может быть одновременно двух граждан одного и того же государства-члена ООН. Исполнительный совет подготавливает повестку дня Генеральной конференции, рассматривает программу работы Организации и бюджет. Исполнительный совет представляет Генеральной конференции рекомендации относительно приема в Организацию новых членов[11].

Секретариат

Секретариат состоит из Генерального директора и необходимого персонала. Генеральный директор назначается Генеральной конференцией на 6 лет. Его кандидатуру предлагает Исполнительный совет. Генеральный директор принимает участие во всех заседаниях органах и комиссий ЮНЕСКО без права голоса, готовит Исполнительному совету проект программы работы Организации, подготавливает и рассылает государствам-членам и Исполнительному совету периодические доклады о деятельности ЮНЕСКО. Персонал Секретариата назначается Генеральным директором. Обязанности Генерального директора и персонала носят исключительно международный характер и находятся вне влияния правительств или учреждений, не имеющего отношения к Организации[11].

Национальные сотрудничающие органы

Устав ЮНЕСКО указывает, что каждое государство-член Организации самостоятельно привлекает к деятельности Организации свои центральные учреждения, занимающиеся вопросами образования, науки и культуры предпочтительнее всего через создание национальной комиссии, в которой будут представлены правительство и упомянутые учреждения[11].

Представление докладов государствами-членами

Согласно Уставу, каждое государство-член в определенные сроки обязано представить Генеральной конференции доклады, содержащие сведения о законах, положениях и статистических данных, касающихся его учреждений и их деятельности в области образования, науки и культуры[11].

Бюджет

Бюджет Организации и доля финансового участия каждого государства-члена утверждается Генеральной конференцией. Добровольные взносы и пожертвования, субсидии и завещанное имущество от правительств, общественных и частных учреждений, организаций и частных лиц может принимать Генеральный директор ЮНЕСКО[11].

Взаимоотношения с ООН

ЮНЕСКО сотрудничает с ООН для достижения общих целей, при этом каждая организация остаётся автономной[11].

Взаимоотношения с другими специализированными международными организациями и учреждениями

ЮНЕСКО может сотрудничать со специализированными межправительственными организациями и учреждениями в области образования, науки и культуры. Для этого Генеральный директор с разрешения Исполнительного совета может вступить в эффективные рабочие отношения с этими организациями и учреждениями и создавать смешанные комиссии[11].

Правовой статус ЮНЕСКО

ЮНЕСКО и представители государств-членов располагают правоспособностью ООН, которая на территории каждого из государств-членов является необходимой для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью ООН[11].

Поправки

Вносимые в Устав ЮНЕСКО поправки вступают в силу только в случае принятия их Генеральной конференцией. Те поправки, которые подразумевают под своим применением коренные изменения задач Организации или новые обязательства для государств-членов, могут быть приняты только путем голосованием «за» 2/3 участников. Тексты проектов поправок оглашаются Генеральным директором государствам-членам не позднее чем за шесть месяцев до того, как они выносятся на рассмотрение Генеральной конференции[11].

Толкование Устава

Оригиналы Устава ЮНЕСКО на английском и французском языках имеют одинаковую юридическую силу. Все вопросы и споры, касающиеся толкования Устава решаются в Международном или третейском суде[11].

Вступление Устава в силу

Оригиналы Устава с подписями двадцати государств-членов от 16 ноября 1945 года на английском и французском языках находятся на хранении у правительства Соединенного Королевства. Все государства-члены ООН имеют заверенные копии[11].

История

В 1942 году в Великобритании по инициативе президента Совета по образованию Англии и Уэльса Ричарда А. Батлера и президента Британского совета М. Робертсона была созвана конференция министров образования стран-союзников (Conference of Allied Ministers of Education). Встреча, на которой присутствовали представители 8 правительств, находящихся в эмиграции, состоялась в Лондоне с 16 ноября по 5 декабря. Основным вопросом конференции было восстановление системы образования с наступлением мира. Вместо единовременного мероприятия до декабря 1945 года состоялось около 60 встреч. Идеи конференции нашли поддержку в мировом сообществе[1].

По окончании Второй мировой войны в Лондоне прошла конференция Организации Объединённых Наций по созданию организации по вопросам образования и культуры (ЕКО/КОНФ) (United Nations Conference for the establishment of an educational and cultural organization (ECO/CONF)). Конференция была созвана по рекомендации встречи 1942 года и конференции ООН по международной организации (United Nations Conference on International Organization), которая состоялась в апреле-июне 1945 года в Сан-Франциско. Основными задачами организации были установление подлинной культуры мира и препятствование развязыванию новой мировой войны, реализуемые посредством содействования обеспечению «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества».

16 ноября 1945 года был подписан Устав ЮНЕСКО и создана подготовительная комиссия. Устав был подписан представителями 37 государств из 44, присутствовавших на встрече. Устав вступил в силу, после того как был ратифицирован 20 государствами. Это произошло 4 ноября 1946 года. Первая сессия генеральной конференции ЮНЕСКО, в которой приняли участие представители 30 государств, прошла в Париже с 19 ноября по 10 декабря 1946 года.

ЮНЕСКО является правопреемником международного комитета Лиги Наций по вопросам интеллектуального сотрудничества и его исполнительного учреждения — Международного института интеллектуального сотрудничества. Международный комитет (или комиссия) по интеллектуальному сотрудничеству в составе 12 человек был создан в 1922 году по предложению Леона Буржуа, лауреата Нобелевской премии мира. Лига Наций считала вопросы культуры и образования внутренними делами государств и финансово ограничивала деятельность комитета. Финансовая помощь была получена от Франции в 1926 году вместе с учреждением в Париже Международного института интеллектуального сотрудничества. Институт занимался контактами между университетами, библиотеками, научными союзами, переводом литературных произведений, юридическими вопросами интеллектуальной собственности, сотрудничеством в области музеев и искусства, связями со СМИ. Передача полномочий, которые могут быть выполнены в пределах плана деятельности ЮНЕСКО, осуществлялась в соответствии со статьёй 9 устава ЮНЕСКО и статьёй 63 устава ООН. Кроме того, ЮНЕСКО были переданы финансовые активы института[12].

Награды и премии

ЮНЕСКО присуждает международные премии в сферах своей компетенции. Среди них:

  • Премия имени Ханса Кристиана Андерсена — литературная премия, которой награждаются лучшие детские писатели и художники-иллюстраторы.
  • Всемирная премия ЮНЕСКО/Гильермо Кано за вклад в дело свободы печати учреждена ЮНЕСКО в 1997 году в память о погибшем колумбийском журналисте Гильермо Кано. Премия присуждается за содействие свободе печати.
  • Премия Калинги — ежегодная премия, присуждаемая за достижения в области популяризации науки. Награда учреждена всемирной организацией ЮНЕСКО за исключительные навыки в представлении научных идей для широкого круга людей.
  • Международная медаль ЮНЕСКО имени Альберта Эйнштейна — присуждается выдающимся научным деятелям, внёсшим большой вклад в науку и международное сотрудничество в научной области.
  • Международная премия имени Симона Боливара учреждена в 1983 году и присуждается в признание выдающихся заслуг, в соответствии с идеалами героя Латинской Америки Симона Боливара, за вклад в свободу, независимость и достоинство народов.
  • Премия имени Н. К. Крупской учреждена ЮНЕСКО в честь советского государственного, партийного, общественного и культурного деятеля Надежды Константиновны Крупской. Спонсором премии выступало правительство СССР в 19701992 годах.
  • Премия Л’Ореаль — ЮНЕСКО «Для женщин в науке» — премия, целью которой является улучшение позиций женщин в науке путём признания заслуг выдающихся исследовательниц, внёсших вклад в науку.
  • Международная премия ЮНЕСКО-России им. Д. И. Менделеева выдается за достижения в области фундаментальных наук, к которым относятся химия, физика, математика и биология. Премия позволяет понимать происходящие в окружающей природе явления и являются определяющим фактором инновационного развития.

Международные дни, годы, десятилетия, годовщины и памятные даты

ЮНЕСКО также отмечает международные дни, года и десятилетия, принимает участие в праздновании важнейших международных памятных дат.

В 2011 году ЮНЕСКО отмечало 200-летие со дня рождения Ференца Листа, 150-летие со дня рождения Рабиндтраната Тагора, 50-летие со дня смерти Патриса Лумумбы, 1000-летие строительства Софийского собора в Киеве (1011), 150-летие со дня смерти Т. Г. Шевченко (1861, Санкт-Петербург) и другие памятные даты.

От Российской Федерации на 2011 год были номинированы и утверждены: 50-летие первого полёта человека в космос (Ю. А. Гагарин, 1961) и 300-летие со дня рождения М. В. Ломоносова (1711).

Утверждение следующих международных памятных дат ЮНЕСКО (на 20122013 годы) состоялось в ходе 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2011 года.

В 1981 году ЮНЕСКО отмечала столетие Мустафы Ататюрка, который известен не только реформами в интересах турок, но и участием в преступлении геноцида, массовых убийствах мирных жителей, включая женщин и детей, проведением дискриминационной политики против нетурецких народов, что категорически противоречит идеалам ЮНЕСКО, представляя собой своего рода феномен.

ЮНЕСКО отмечает международные (и всемирные) дни, международные десятилетия, международные годы, международные годовщины, объявленные генеральной ассамблеей ЮНЕСКО.

Фиксированные ежегодные международные и всемирные дни, которые празднует ЮНЕСКО:

  • 24 января. Всемирный день логики
  • 24 января. Всемирный день образования
  • 24 января. Всемирный день африканской культуры
  • 27 января. Международный день жертв памяти холокоста
  • 11 февраля. Международный день женщин и девочек в науке
  • 13 февраля. Всемирный день радио
  • 21 февраля. Международный день родного языка
  • 4 марта. Всемирный День Инженерии на службе устойчивого развития
  • 8 марта. Международный женский день
  • 14 марта. Всемирный день математики
  • 20 марта. День французского языка
  • 21 марта. Всемирный день поэзии
  • 21 марта. Международный день Навруз
  • 22 марта. Всемирный день водных ресурсов
  • 6 апреля. Международный день спорта на благо развития и мира
  • 15 апреля. Всемирный день искусств
  • 23 апреля. Всемирный день книги и авторского права
  • 30 апреля. Международный день джаза
  • 3 мая. Всемирный день свободы печати
  • 5 мая. День всемирного наследия Африки
  • 16 мая. Международный день света
  • 21 мая. Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития
  • 22 мая. Международный день биологического разнообразия
  • 25 мая. День Африки (неделя Африки)
  • 5 июня. Всемирный день окружающей среды
  • 8 июня. Всемирный день океанов
  • 17 июня. Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой
  • 18 июля. Международный день Нельсона Манделы
  • 26 июля. Международный день сохранения мангровых экосистем
  • 9 августа. Международный день коренных народов мира
  • 12 августа. Международный день молодёжи
  • 23 августа. Международный день памяти о работорговли и её ликвидации
  • 8 сентября. Международный день грамотности
  • 15 сентября. Международный день демократии
  • 20 сентября. Международный день студенческого спорта
  • 28 сентября. Международный день всеобщего доступа к информации
  • 5 октября. Всемирный день учителя
  • 11 октября. Международный день девочек
  • 13 октября. Международный день уменьшения опасности бедствий
  • 17 октября. Международный день борьбы за ликвидацию нищеты
  • 24 октября. День ООН
  • 27 октября. Всемирный день аудиовизуального наследия
  • Первый четверг ноября. Международный день борьбы с насилием и притеснениями в школьной среде, включая кибертравлю
  • 2 ноября. Международный день прекращения безнаказанности за преступления против журналистов
  • 5 ноября. Всемирный день языка романи
  • 5 ноября. Всемирный день распространения информации о проблеме цунами
  • 10 ноября. Всемирный день науки за мир и развитие
  • Третий четверг ноября. Всемирный день философии
  • 16 ноября. Международный день, посвященный терпимости
  • 18 ноября. Всемирный день исламского искусства
  • 25 ноября. Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин
  • 26 ноября. Всемирный день оливкового дерева
  • 29 ноября. Международный день солидарности с палестинским народом
  • 1 декабря. Всемирный день борьбы со СПИДом
  • 3 декабря. Международный день инвалидов
  • 10 декабря. День прав человека
  • 18 декабря. Международный день мигранта
  • 18 декабря. Всемирный день арабского языка

Международные десятилетия, отмечаемые ЮНЕСКО:

  • 20132022 — Международное десятилетие сближения культур
  • 20112020 — Десятилетие биоразнообразия ООН
  • 20102020 — Десятилетие, посвящённое пустыням и борьбе с опустыниванием
  • 20052015 — Международное десятилетие программы «Вода для жизни»
  • 20052014 — Десятилетие образования в интересах устойчивого развития
  • 20032012 — Десятилетие грамотности: образование для всех
  • 20012010 — Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты

Международные годы, отмечаемые ЮНЕСКО:

  • 2015 — Международный год света и световых технологий
  • 2014 — Международный год кристаллографии
  • 2014 — Международный год малых островных развивающихся государств
  • 2014 — Международный год солидарности с палестинским народом
  • 2013 — Год математики планеты Земля (не является международным годом, проводится при поддержке ЮНЕСКО)
  • 2013 — Международный год сотрудничества в области водных ресурсов
  • 2011 — Международный год химии
  • 2011 — Международный год лесов
  • 2010 — Международный год сближения культур
  • 2010 — Международный год биоразнообразия
  • 2009 — Международный год примирения
  • 2009 — Международный год астрономии
  • 2009 — Год гориллы
  • 2008 — Международный год планеты Земля
  • 2008 — Международный год языков
  • 2005 — Международный год спорта и физического воспитания
  • 2004 — Международный год, посвящённый борьбе с рабством и его отмене
  • 2003 — Международный год пресной воды
  • 2002 — Год культурного наследия Организации Объединенных Наций

Страны — члены ЮНЕСКО

В настоящее время в организации насчитывается 193 государств-членов, 11 ассоциированных государств и 2 государства-наблюдателя (а также 10 международных организаций-наблюдателей). За исключением Лихтенштейна, все члены ООН являются членами ЮНЕСКО. В отличие от полноправного членства в ООН, членом ЮНЕСКО не обязательно должны быть международно-признанные государства. Так, членами ЮНЕСКО являются Острова Кука, Ниуэ и частично признанная Палестинская автономия, которая является только наблюдателем ООН. 12 октября 2017 года США и Израиль заявили о выходе из ЮНЕСКО, мотивируя своё решение антиизраильской позицией организации. Согласно Уставу ЮНЕСКО, эти страны остаются полноправными членами организации до 31 декабря 2018 года. После этой даты США продолжат участие в работе организации в качестве государства-наблюдателя[13].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 М.В.Бородько. © ЮНЕСКО: история создания и современная структура • ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ. Дата обращения: 9 июня 2023.
  2. Движение «Образование для всех» * ОД «Информация для всех». Дата обращения: 9 июня 2023.
  3. New report details armed conflicts’ toll on education and calls for a boost in international aid | Back on Track (англ.). Дата обращения: 9 июня 2023.
  4. 60 лет Российскому Университету Дружбы Народов — Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Дата обращения: 9 июня 2023.
  5. Пакт Рериха и Знамя Мира. Хронология движения. Международный комитет по сохранению наследия Рерихов (31.01.2018). Дата обращения: 7 сентября 2024.
  6. Programme and Budget. Internet Archive. Дата обращения: 28 мая 2023.
  7. Коротко о ЮНЕСКО: Миссия и мандат. Дата обращения: 9 июня 2023.
  8. Главная - UNESCO Цифровая библиотека. Дата обращения: 9 июня 2023.
  9. ЮНЕСКО: история создания и современная структура. Порталус. Дата обращения: 28 мая 2023.
  10. О ЗАВЕРШЕНИИ РОССИЙСКОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ СОВЕТЕ ЮНЕСКО - Министерство иностранных дел Российской Федерации (1 декабря 2011). Дата обращения: 9 июня 2023.
  11. 11,00 11,01 11,02 11,03 11,04 11,05 11,06 11,07 11,08 11,09 11,10 11,11 11,12 11,13 11,14 11,15 11,16 11,17 Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Дата обращения: 9 июня 2023.
  12. Резолюции 1-й сессии Генеральной ассамблеи ООН: A/RES/71 (I) - Использование Просветительной, научной и культурной организацией Объединённых Наций (ЮНЕСКО) прав собственности, принадлежавших Лиге наций в Институте интеллектуального сотрудничества ООН. Дата обращения: 9 июня 2023.
  13. Страны | ЮНЕСКО (англ.). Дата обращения: 9 июня 2023.

Литература

Ссылки

Программы ЮНЕСКО

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!