Бангкок

Город
Бангкок
Вид на парк ЛюмпиниВид на парк Люмпини
Флаг Герб
Флаг Герб
13°45′00″ с. ш. 100°31′00″ в. д. / 13.75000° с. ш. 100.51667° в. д. / 13.75000; 100.51667 (G) (O) (Я)
Мэр Чатчат Ситтипан[1]
История и география
Площадь 1568,737[2] км²
Население
Население 5 394 000[3] человек (2022)
Плотность 3617[2] чел./км²
Население агломерации 11 070 000 (Большой Бангкок) [4]
Катойконим бангко́кец, бангко́кцы[5]

bangkok.go.th
Бангкок на карте
Бангкок
Бангкок

Бангко́к (в Таиланде используется название Крунгте́п или Крунгтхеп) — столица и самый крупный город Таиланда с населением более 5 миллионов человек (2022).

Один из наиболее развивающихся городов Юго-Восточной Азии. Является также одним из наиболее привлекательных для туристов городов мира[6].

Столичный округ и пять соседних провинций (Нонтхабури, Самутпракан, Патхумтхани, Самутсакхон и Накхонпатхом) образуют агломерацию Большой Бангкок.

Топонимика[править]

Полное официальное название города — Крунг Тхеп Маханакхон Амон Раттанакосин Махинтараюттхая Махадилок Пхоп Ноппарат Ратчатхани Буриром Удомратчанивет Махасатан Амон Пиман Аватан Сатит Саккатхаттийя Витсанукам Прасит, что значит «город богов, великий город, город — вечное сокровище, неприступный город Бога Индры, величественная столица мира, одарённая девятью драгоценными камнями, счастливый город, полный изобилия грандиозный Королевский Дворец, напоминающий божественную обитель, где царствует перевоплощённый бог, город, подаренный Индрой и построенный Вишвакарманом».[7]

Это название Бангкока включено в Книгу рекордов Гиннесса как самое длинное в мире географическое название, состоящее из 168 букв.[8] Чаще используется сокращённое название — «Крун Тхеп».

На печати города изображён бог Индра, едущий по облакам на Айравата — мифическом создании, похожем на слона (иногда изображается с тремя головами). В руке Индра держит молнию — оружие которым бог прогоняет засуху. Сюжет для печати взят с картины, написанной Принцем Нарисом. Дерево-символ Бангкока — Фикус бенджамина.

История[править]

Изначально Бангкок представлял собой небольшой торговый центр и порт, называвшийся в то время Банг Макок — место, где растут сливы («bang» — деревня на берегу реки и «makok» — дикая слива), обслуживающий столицу Таиланда того времени — город Аютию. Если быть более точным, то фрукт, от которого, возможно, произошло название города, называется макок, деревья которого росли на территории храма Ват Макок (ныне Ват Арун),[9][10] и дословно с тайского переводится как деревня диких слив[11].

В 1767 году Аютия была разрушена бирманцами, и столица была временно перенесена на западный берег реки Чаупхрая в Тхонбури, частью которого являлась деревня Бангкок. В 1782 году король Рама I перенёс столицу на восточный берег. Хоть сами тайцы и называют свою столицу Крунг Тхеп, иностранцам она известна под старым именем Бангкок. В настоящее время о старом названии говорят только каналы Бангкок Ной и Бангкок Яй в районе Тхонбури. Мост между Бангкоком и Тхонбури был построен в 1932 году, а в 1971 году Тхонбури был присоединён к городу как район[10][11].

Административное деление[править]

Бангкок — одна из двух провинций Таиланда, в которых жители сами выбирают губернатора (другая провинция — Районг), в остальных 75 провинциях губернаторы назначаются. Однако, после военного переворота 2014 года выборы губернатора были отменены. Назначенный военным правительством губернатор Бангкока, генерал полиции Асвин Кванмуанг управлял городом с 26 октября 2016 года[12] вместо последнего избранного губернатора Сукхумбханда Парибатра. В 2022 году губернаторские выборы были возвращены и в мае был избран новый мэр Чатчат Ситтипан.

Стихийный рост городской территории Великой Метрополии Бангкок привёл к тому, что город вышел за пределы провинции Бангкок на территории соседних провинций Нонтхабури, Самут Пракан и Ратхум Тхани. Настоящие границы провинции Бангкок были утверждены в 1972 году, когда произошло объединение провинции Бангкок с провинцией Тонбури.

Бангкок разделён на 50 районов («кхет» или как их называют в других провинциях — «ампхы»), которые в свою очередь разделены на 154 «кхвэнг».

География[править]

Столица Таиланда расположена всего в 2 метрах над уровнем моря. Бангкок практически посередине пересекает река Чао Прайя, которая определяет две большие области:[13]

  • Правый берег (старый Тонбури — старое название) — более традиционный, испещренный множеством каналов Хлонг, искусственно соединенных с рекой. Именно из-за них город часто сравнивают с Венецией;
  • Левый берег — современная, развитая инфраструктура талантливо соединенная с древними достопримечательностями. Именно здесь находится деловой центр столицы.

Климат[править]

Климат Бангкока тропический, саванный, субэкваториальный. Жарко круглый год, заметных сезонных колебаний температуры нет (апрель — май немного жарче, чем декабрь — январь). Выражены сезон дождей (май — октябрь) и сухой сезон (середина ноября — конец апреля). В сухой сезон осадки относительно редки, в сентябре норма осадков составляет почти 350 мм. За год выпадает около 1500 мм осадков.

Климат Бангкока
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 37,6 38,8 40 40,2 39,7 38,3 37,9 38,5 37,2 37,9 38,8 37,1 40,2
Средний максимум, °C 32,4 33,3 34,3 35,4 34,4 33,6 33,2 32,9 32,8 32,6 32,4 31,7 33,3
Средняя температура, °C 27,1 28,4 29,6 30,6 30 29,6 29,1 28,9 28,4 28,2 27,8 26,6 28,7
Средний минимум, °C 23,1 24,7 26 27 26,6 26,4 26 25,9 25,5 25,2 24,3 22,5 25,3
Абсолютный минимум, °C 10 14 15,7 20 21,1 21,1 21,8 21,1 20 18,3 15 10,5 10
Норма осадков, мм 12 18 39 85 209 140 149 203 293 269 54 7 1477
Источник: Погода и Климат

Парки и зелёные зоны[править]

Бангкок имеет несколько парков. Общая площадь зеленых насаждений составляет в среднем 11,8 квадратного метра на человека. Зеленые зоны пояса включают в себя около 700 квадратных километров рисовых полей и садов в восточных и западных краях собственно города, хотя их основная цель состоит в том, чтобы служить в качестве бассейнов для сдерживания наводнений, а не ограничения роста города. Заповедник Бангкачао площадью 20 квадратных километров расположен в старице реки Чаупхрая (провинция Самутпракан).

Крупнейшие парки Бангкока включают в себя расположенный в центре парк Люмпини площадью 57,6 га, Suanluang Rama IX площадью 80 гектаров в восточной части города и парковый комплекс Чатучак в северной части Бангкока, который имеет общую площадь 92 гектара.[14]

Экономика[править]

MahaNakhon — самое высокое здание Бангкока и Таиланда

Бангкок — экономический центр Таиланда и порт (благодаря своему расположению на реке Чао Прайя). Фондовая биржа Таиланда также находится в Бангкоке. Главные источники дохода — экспорт риса и рыбопродуктов, производство электронных компонентов, автомобилестроение, нефтепереработка, судостроение. Доля туризма — около 10 процентов.

Компания Mastercard в течение многих лет проводит исследования туристической активности в крупнейших городах мира и на основе различных данных составляет рейтинг Global Destination Cities Index по популярности городов у туристов (учитываются иностранные туристы, остававшиеся в городе минимум на одну ночь). Бангкок возглавлял этот список несколько лет: 2012 (15,82 млн туристов), 2013 (17,47 млн туристов)[15], 2015 (19,59 млн туристов), 2016 (19,41 млн туристов)[16] и 2017 годах (20,05 млн туристов). Ниже Бангкока в 2017 году на втором и третьем местах оказались Лондон и Париж с 19,83 и 17,44 млн иностранных туристов соответственно. Прогноз на 2018 год предполагал рост туристического потока на 9,6 %.

Транспорт[править]

Городской транспорт[править]

Загазованность — одна из основных проблем сегодняшнего Бангкока, в чём в первую очередь винят постоянные дорожные пробки. Недавнее возведение надземной скоростной дороги частично улучшило ситуацию.

Водный[править]

Наличие в городе крупной реки, а также заболоченная, сильно обводненная местность, в которой расположен Бангкок, обусловили широкое использование водного транспорта как для внешнего сообщения, так и для внутригородских перевозок. Сложная система каналов («клонгов»), прорытых благодаря одному из тайских королей в середине XIX века, дала городу ещё одно имя — «Восточная Венеция». В то время лодки были единственным средством передвижения по городу. В настоящее время большинство каналов засыпаны и представляют собою улицы с обычным автомобильным движением. Однако значительное количество каналов всё же сохранилось — по берегам по-прежнему действуют рынки и живут люди. Городской водный транспорт включает в себя несколько маршрутов речных трамваев, курсирующих по реке Чаупхрая[17], и ряд паромных переправ, связывающих её берега. На реке развит также извоз в режиме такси, имеющий как транспортное, так и туристическое значение, и выполняемый в основном типичными для Таиланда лодками-«длиннохвостками», узкими деревянными моторными лодками с дизельным, как правило, автомобильным двигателем, и гребным винтом, расположенным на длинной консоли-«хвосте». Кормчий на такой лодке маневрирует, поворачивая на «турели» всю конструкцию, состоящую из двигателя, консоли и винта. По каналам Бангкока проложены маршруты скоростных катеров большой вместимости[18]. Низкая стоимость поездки и малые малые интервалы движения (около 5 минут), а также независимость от пробок делает «экспресс-боты» привлекательной альтернативой наземному транспорту.

Рельсовый[править]

В 1999 году были открыты две линии эстакадного метрополитена Скайтрейн (официальное название BTS Skytrain). Подвижной состав, оборудование и депо были поставлены концерном Siemens AG «под ключ» и в техническом отношении аналогичны ранее созданной Ванкуверской системе Скайтрейн. Линия Сукхумвит имеет протяжённость 16,8 км, время поездки 27 минут; линия Силом — 6,3 км, время поездки 12 минут. Сиам — пересадочная станция в двух уровнях, с пересадками через платформу. Депо у станции Мочит общее для двух линий. Подвижной состав насчитывает 35 трёхвагонных поездов длиной 65 м. Движение поездов автоматическое.

3 июля 2004 года, в присутствии короля Таиланда и других первых лиц государства, была запущена первая подземная линия метро (официальное название MRT), проходящая по восточной части города и соединяющая северную железнодорожную станцию Бангсы (Bang Sue) с расположенным недалеко от центра Бангкока железнодорожным вокзалом Хуалампхонг (Hua Lamphong). Линия имеет протяжённость 21 километр и насчитывает 18 остановок. Как и для БТС, подвижной состав, оборудование и депо были поставлены концерном «Сименс», которому было перечислено 2,75 миллиарда долларов. Подвижной состав, аналогичный БТС, состоит из 19 трёхвагонных поездов. Проездной тариф зависит от дальности следования.

MRT и BTS принадлежат разным частным компаниям и не имеют общей тарификации и прямых пересадок. Пересадки могут выполняться за счёт близкого расположения станций двух систем: Чатучак парк (Chatuchak Park) — Мочит (Mo Chit), Сукхумвит (Sukhumvit) — Асок (Asok) и Силом (Si Lom) — Сала Дэнг (Sala Daeng).

В 2010 году вступила в действие новая скоростная надземная железнодорожная линия до аэропорта Суварнабхум (Suvarnabhumi Airport Link, SARL)с городским авиатерминалом в районе Маккасан и пересадкой на внутригородские линии MRT и BTS[19]. В дальней перспективе планируется развитие линии в аэропорт Дон Мыанг.

Данный проект скоростной линии, связывающей центр города с аэропортами, является уже вторым по счету. Более ранний проект Bangkok Elevated Road and Train System компании Hopewell Holdings Ltd, обанкротился из-за финансового кризиса в Азии. Строительные работы были приостановлены, а уже установленные в большом количестве бетонные опоры получили у местные жители прозвище «Хоупхендж» (Hopehenge) или Стоунхендж. Часть опор была снесена в ходе строительства новой линии SARL.

Автобусы[править]

Наземный городской транспорт представлен в основном автобусами. Имеется несколько категорий автобусов с различной ценой проезда: обычные (с открывающимеся окнами), повышенной комфортности с кондиционером, «мини-басы» и «микро-басы», обслуживающие маршруты с низким пассажиропотоком. Сеть маршрутов достаточно плотная (всего более 400 маршрутов), а интервалы движения на основных направлениях составляют примерно 10-15 минут. Отдельно следует упомянуть систему автобусов-экспрессов, связывающих городские аэропорты со всеми основными районами Бангкока. Автобусы ходят с 5 утра до 23 часов вечера. Часть маршрутов обслуживается круглосуточно. Основным оператором городского автобусного транспорта является государственная компания Bangkok Mass Transit Authority (BMTA)[20]. BMTA, подчиняющееся министерству транспорта, основано 19 октября 1976 года, и отвечает за общественный транспорт в Бангкоке и связь с ближайшими населенными пунктами. Также в городе действует одна линия скоростного автобуса (BRT).

Такси[править]

В городе имеется огромное количество такси (в основном новые кондиционированные «седаны» ярких расцветок). Оплата такси осуществляется по счетчику, причём цены считаются одними из самых низких в мире (средняя поездка по городу без использования платных участков обходится в сумму менее 100 батов, проезд из туристического центра города в международный аэропорт Суварнабхум, включая проезд по двум платным участкам, — около 250). Распространены также моторикши и мототакси.

Городские улицы сильно загружены, для борьбы с пробками построено достаточно большое количество скоростных надземных магистралей и частично законченная кольцевая дорога вокруг Великого Бангкока. Как правило, эти магистрали (Express way) являются платными.

Междугородный транспорт[править]

Железнодорожный[править]

В городе имеется два железнодорожных вокзала, обслуживающих четыре направления железнодорожных путей, расходящихся от Бангкока.

Большинство пассажиров, отправляющихся в путешествие на поезде, начинают свой путь с вокзала Хуалампхонг (Hua Lamphong). Отсюда идут поезда: на юг — в города на полуострове Малакка; на север — в Чиангмай; на северо-восток — в Кхонкэн и Нонгкхай. Западное направление до станции Нам Ток (провинция Канчанабури, в том числе знаменитый мост через реку Квай) обслуживает станция Тхонбури (Thonburi)[21]. В 2023 году начался процесс переноса маршрутов поездов дальнего следования в новый центральный железнодорожный терминал страны — Бангсы.

Железные дороги в Таиланде узкоколейные (ширина колеи равна 1000 мм — как и в соседних странах). Линии в основном однопутные — за исключением столичного региона. Интенсивность движения поездов на тайских железных дорогах относительно невелика, часто бывают опоздания поездов.

Автобусный[править]

В любой город или провинцию легко попасть из Бангкока, воспользовавшись автобусом. Автобусы, отправляющиеся на запад или юго-запад отходят от южного автовокзала Сай Тай Май (Sai Tai Mai), расположенного в западной части города. Для того чтобы попасть на юго-восток, например в Паттайю или на остров Самет, удобно воспользоваться автобусами, отправляющимися с восточного автовокзала Эккамай (Ekkamai). На север и северо-восток автобусы отправляются с северного автовокзала Мочит (Mo Chit).

Авиационный[править]

Старый Международный Аэропорт Бангкока, чаще называемый «Дон Мыанг», до своего закрытия был самым загруженным аэропортом Юго-Восточной Азии — расположен в северной части города и уже окружён городскими постройками. Строительство нового Аэропорта Суварнабхум в районе Бангпхли провинции Самутпракан к юго-востоку от города началось в 2002 году. Открытие аэропорта произошло 28 сентября 2006 года. Весь международный и частично национальный трафик был перенесён в новый аэропорт. Международный код BKK был присвоен новому аэропорту, новый код IATA для Дон Мыанг — DMK. В настоящее время аэропорт Дон Мыанг обслуживает внутренние и международные перелеты лоукост компаний, таких как Thai AirAsia, Nok Air и др. Аэропорт Дон Мыанг соединен с одноимённой железнодорожной станцией, через которую проходят поезда от вокзала Хуалампхонг на север и северо-восток.

Новый международный аэропорт Бангкока Суварнабхум (SBIA, Suvarnabhumi) начал эксплуатироваться с 28 сентября 2006 года, в настоящий момент является одним из крупнейших аэропортов в мире. Аэропорт расположен на юго-востоке от Бангкока. Суварнабхум удобен тем, что в нём нет разделения на международный и местный терминалы, как это было в Дон Мыанг. Новый аэропорт принимает все регулярные и чартерные рейсы. Из аэропорта можно уехать на рейсовых автобусах как в Бангкок, так и в соседние регионы: Паттайя, Чантхабури, Ко Чанг, Нонгкхай, Араньяпратет.

Достопримечательности[править]

Экскурсия туристов на канале

Историческим центром Бангкока является расположенный на реке Чаупхрая остров Раттанакосин, что в переводе с тайского означает «высшая драгоценность». Он со всех сторон окружён каналами, башнями и стенами, построенными для обороны столицы.

Центром острова является бывшая королевская резиденция — великолепный Большой дворец, окруженный с четырёх сторон защитной стеной длиной 1900 метров. На территории дворца расположен храм Ват Пхра Кео (храм Изумрудного Будды), считающийся самым священным местом в Таиланде и одним из красивейших храмов. Китайская керамика, орнаменты из бронзы и железа, разноцветные витражи, фрески, статуи — всё это привлекает множество туристов. Здесь же расположен королевский Пантеон, где воздвигнуты статуи в натуральную величину восьми предыдущих королей династии Чакри. Вход в храм охраняют шестиметровые демоны-ракшасы из буддийских легенд, вооружённые пиками и раскрашенные в разные цвета.

Также в историческом центре Бангкока расположен храм Ват Пхо (храм Лежащего Будды), он известен главным образом благодаря изображению Будды в ожидании достижения нирваны, самого большого его изображения в такой позе (статуя достигает 46 м в длину и 15 м в высоту). Рядом с храмом расположена декорированная китайской мозаикой библиотека, в которой хранятся древние рукописи.

В храме Ват-Ратчанадда находится единственное в Бангкоке железное здание буддийской архитектуры.

Также следует отметить находящийся на противоположном берегу Чаупхраи храм Ват Арун (храм Утренней зари), центральный пранг которого инкрустирован разноцветным фарфором, декорирован по периметру фигурами воинов и мифических существ.

В Бангкоке есть большой китайский рынок, который называется «Чайна-таун».[22] Имеется планетарий на 450 человек.

Музеи[править]

Образование[править]

В Бангкоке действуют ряд высших учебных заведений, в том числе:

  • Академический центр Университета Уэбстера,
  • Чулалонгкорский королевский университет,
  • Международный университет Стэмфорда,
  • Университет Махидон,
  • Университет Касетсарт,
  • Университет Тхаммасат,
  • Университет управления,
  • Бангкокский университет,
  • Университет Дхуракитбандит,
  • Университет Касем Бандит,
  • Университет технологий Маханакорн,
  • Университет Сиама,
  • Университет Силпакорн,
  • Университет Сринакхаринвирот,
  • Университет Срипатхум,
  • Университет Сент Джонс,
  • Университет Рамкхамхенг,
  • Университет тайской торгово-промышленной палаты,
  • Институт технологий имени Короля Мангкута Ламкрабанг,
  • Институт технологий имени Короля Мангкута Северный Бангкок,
  • Институт технологий имени Короля Мангкута Тхонбури,
  • Институт технологий Рачамангала.

Города-побратимы[править]

Примечания[править]

  1. Prayut congratulates Chadchart. Bangkokpost (23 мая 2022).
  2. 2,0 2,1 Bangkok Metropolitan Administration Official Cite (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 мая 2014. Архивировано 12 мая 2014 года.
  3. Thailand’s latest population census announced to make way for May 7 polls | The Nation Thailand
  4. Thailand Major urban areas - population | CIA The World Factbook
  5. Городецкая И. Л., Левашов Е. А.  Бангкок // Русские названия жителей: Словарь-справочник. — М.: АСТ, 2003. — С. 40. — 363 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016914-0.
  6. TAT News. Архивировано 24 мая 2015 года. — Bangkok 2nd top global city destination, but first in Asia-Pacific, MasterCard index shows
  7. กรุงเทพมหานคร // Royal Institute Newsletter. — 1993. — Декабрь (т. 3, № 31). Воспроизведено в กรุงเทพมหานคร. Королевское общество Таиланда. Дата обращения: 12 сентября 2012. Архивировано 10 декабря 2016 года.
  8. Record Application Search. Guinness World Records. Дата обращения: 2 декабря 2016.
  9. วัดอรุณราชวราราม ราชวรมหาวิหาร. Dhammathai.org. Архивировано 23 марта 2020 года.
  10. 10,0 10,1 พลาดิศัย สิทธิธัญกิจ. История Бангкока от периода Аютии до Ратанокасина. — Бангкок: บันทึกสยาม, 2008. — 288 с. — ISBN 978-974-13-0411-0.
  11. 11,0 11,1 Дорлинг Киндерсли. Таиланд. — М.: Издательство «Астрель», 2004. — 504 с. — ISBN 5-17-024192-5, ISBN 5-271-08955-X, ISBN 0-7513-4688-8.
  12. คำสั่งหัวหน้าคณะรักษาความสงบแห่งชาติ ที่ ๖๔/๒๕๕๙ เรื่อง การให้ผู้ว่าราชการกรุงเทพมหานครพ้นจากตำแหน่ง และการแต่งตั้งผู้ว่าราชการกรุงเทพมหานคร // Официальный бюллетень правительства Таиланда (Ратчакитчанубекса). — 2016. — 18 октября (т. 133, № Special Part 238 ง). — С. 9—10. Архивировано 27 января 2021 года.
  13. Столица таиланда
  14. Public Park Office, Environment Department. Public Park Office website (англ.). Bangkok Metropolitan Administration. Дата обращения: 10 октября 2016. Архивировано 1 ноября 2016 года.
  15. MasterCard 2015 Global Destination Cities Index (англ.). MasterCard Social Newsroom. Дата обращения: 10 марта 2019. Архивировано 14 ноября 2018 года.
  16. Mastercard Global Destination Cities Index 2017 Report (англ.). MasterCard Social Newsroom. Дата обращения: 10 марта 2019. Архивировано 21 июля 2018 года.
  17. Сайт компании Чаупхрая Экспресс Бот — основного речного перевозчика Бангкока (англ.)
  18. Маршруты скоростных катеров по каналам (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 января 2010. Архивировано 26 июля 2011 года.
  19. Официальный сайт SARL. Архивировано 8 декабря 2009 года.
  20. Официальный сайт компании BMTA. Архивировано 30 апреля 2008 года.
  21. Железнодорожное сообщение в Таиланде (англ.)
  22. Достопримечательности Бангкока

Литература[править]

Ссылки[править]

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!