Бангкок
Город | |||||
Бангкок | |||||
---|---|---|---|---|---|
|
|||||
13°45′00″ с. ш. 100°31′00″ в. д. / 13.75000° с. ш. 100.51667° в. д. (G) (O) (Я) | |||||
Мэр | Чатчат Ситтипан[1] | ||||
История и география | |||||
Площадь | 1568,737[2] км² | ||||
Население | |||||
Население | ▲5 394 000[3] человек (2022) | ||||
Плотность | 3617[2] чел./км² | ||||
Население агломерации | ▲11 070 000 (Большой Бангкок) [4] | ||||
Катойконим | бангко́кец, бангко́кцы[5] | ||||
|
|||||
|
Бангко́к (в Таиланде используется название Крунгте́п или Крунгтхеп) — столица и самый крупный город Таиланда с населением более 5 миллионов человек (2022).
Один из наиболее развивающихся городов Юго-Восточной Азии. Является также одним из наиболее привлекательных для туристов городов мира[6].
Столичный округ и пять соседних провинций (Нонтхабури, Самутпракан, Патхумтхани, Самутсакхон и Накхонпатхом) образуют агломерацию Большой Бангкок.
Топонимика
Полное официальное название города — Крунг Тхеп Маханакхон Амон Раттанакосин Махинтараюттхая Махадилок Пхоп Ноппарат Ратчатхани Буриром Удомратчанивет Махасатан Амон Пиман Аватан Сатит Саккатхаттийя Витсанукам Прасит, что значит «город богов, великий город, город — вечное сокровище, неприступный город Бога Индры, величественная столица мира, одарённая девятью драгоценными камнями, счастливый город, полный изобилия грандиозный Королевский Дворец, напоминающий божественную обитель, где царствует перевоплощённый бог, город, подаренный Индрой и построенный Вишвакарманом».[7]
Это название Бангкока включено в Книгу рекордов Гиннесса как самое длинное в мире географическое название, состоящее из 168 букв.[8] Чаще используется сокращённое название — «Крун Тхеп».
На печати города изображён бог Индра, едущий по облакам на Айравата — мифическом создании, похожем на слона (иногда изображается с тремя головами). В руке Индра держит молнию — оружие которым бог прогоняет засуху. Сюжет для печати взят с картины, написанной Принцем Нарисом. Дерево-символ Бангкока — Фикус бенджамина.
История
Изначально Бангкок представлял собой небольшой торговый центр и порт, называвшийся в то время Банг Макок — место, где растут сливы («bang» — деревня на берегу реки и «makok» — дикая слива), обслуживающий столицу Таиланда того времени — город Аютию. Если быть более точным, то фрукт, от которого, возможно, произошло название города, называется макок, деревья которого росли на территории храма Ват Макок (ныне Ват Арун),[9][10] и дословно с тайского переводится как деревня диких слив[11].
В 1767 году Аютия была разрушена бирманцами, и столица была временно перенесена на западный берег реки Чаупхрая в Тхонбури, частью которого являлась деревня Бангкок. В 1782 году король Рама I перенёс столицу на восточный берег. Хоть сами тайцы и называют свою столицу Крунг Тхеп, иностранцам она известна под старым именем Бангкок. В настоящее время о старом названии говорят только каналы Бангкок Ной и Бангкок Яй в районе Тхонбури. Мост между Бангкоком и Тхонбури был построен в 1932 году, а в 1971 году Тхонбури был присоединён к городу как район[10][11].
Административное деление
Бангкок — одна из двух провинций Таиланда, в которых жители сами выбирают губернатора (другая провинция — Районг), в остальных 75 провинциях губернаторы назначаются. Однако, после военного переворота 2014 года выборы губернатора были отменены. Назначенный военным правительством губернатор Бангкока, генерал полиции Асвин Кванмуанг управлял городом с 26 октября 2016 года[12] вместо последнего избранного губернатора Сукхумбханда Парибатра. В 2022 году губернаторские выборы были возвращены и в мае был избран новый мэр Чатчат Ситтипан.
Стихийный рост городской территории Великой Метрополии Бангкок привёл к тому, что город вышел за пределы провинции Бангкок на территории соседних провинций Нонтхабури, Самут Пракан и Ратхум Тхани. Настоящие границы провинции Бангкок были утверждены в 1972 году, когда произошло объединение провинции Бангкок с провинцией Тонбури.
Бангкок разделён на 50 районов («кхет» или как их называют в других провинциях — «ампхы»), которые в свою очередь разделены на 154 «кхвэнг».
География
Столица Таиланда расположена всего в 2 метрах над уровнем моря. Бангкок практически посередине пересекает река Чао Прайя, которая определяет две большие области:[13]
- Правый берег (старый Тонбури — старое название) — более традиционный, испещренный множеством каналов Хлонг, искусственно соединенных с рекой. Именно из-за них город часто сравнивают с Венецией;
- Левый берег — современная, развитая инфраструктура талантливо соединенная с древними достопримечательностями. Именно здесь находится деловой центр столицы.
Климат
Климат Бангкока тропический, саванный, субэкваториальный. Жарко круглый год, заметных сезонных колебаний температуры нет (апрель — май немного жарче, чем декабрь — январь). Выражены сезон дождей (май — октябрь) и сухой сезон (середина ноября — конец апреля). В сухой сезон осадки относительно редки, в сентябре норма осадков составляет почти 350 мм. За год выпадает около 1500 мм осадков.
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Абсолютный максимум, °C | 37,6 | 38,8 | 40 | 40,2 | 39,7 | 38,3 | 37,9 | 38,5 | 37,2 | 37,9 | 38,8 | 37,1 | 40,2 |
Средний максимум, °C | 32,4 | 33,3 | 34,3 | 35,4 | 34,4 | 33,6 | 33,2 | 32,9 | 32,8 | 32,6 | 32,4 | 31,7 | 33,3 |
Средняя температура, °C | 27,1 | 28,4 | 29,6 | 30,6 | 30 | 29,6 | 29,1 | 28,9 | 28,4 | 28,2 | 27,8 | 26,6 | 28,7 |
Средний минимум, °C | 23,1 | 24,7 | 26 | 27 | 26,6 | 26,4 | 26 | 25,9 | 25,5 | 25,2 | 24,3 | 22,5 | 25,3 |
Абсолютный минимум, °C | 10 | 14 | 15,7 | 20 | 21,1 | 21,1 | 21,8 | 21,1 | 20 | 18,3 | 15 | 10,5 | 10 |
Норма осадков, мм | 12 | 18 | 39 | 85 | 209 | 140 | 149 | 203 | 293 | 269 | 54 | 7 | 1477 |
Источник: Погода и Климат |
Парки и зелёные зоны
Бангкок имеет несколько парков. Общая площадь зеленых насаждений составляет в среднем 11,8 квадратного метра на человека. Зеленые зоны пояса включают в себя около 700 квадратных километров рисовых полей и садов в восточных и западных краях собственно города, хотя их основная цель состоит в том, чтобы служить в качестве бассейнов для сдерживания наводнений, а не ограничения роста города. Заповедник Бангкачао площадью 20 квадратных километров расположен в старице реки Чаупхрая (провинция Самутпракан).
Крупнейшие парки Бангкока включают в себя расположенный в центре парк Люмпини площадью 57,6 га, Suanluang Rama IX площадью 80 гектаров в восточной части города и парковый комплекс Чатучак в северной части Бангкока, который имеет общую площадь 92 гектара.[14]
Экономика
Бангкок — экономический центр Таиланда и порт (благодаря своему расположению на реке Чао Прайя). Фондовая биржа Таиланда также находится в Бангкоке. Главные источники дохода — экспорт риса и рыбопродуктов, производство электронных компонентов, автомобилестроение, нефтепереработка, судостроение. Доля туризма — около 10 процентов.
Компания Mastercard в течение многих лет проводит исследования туристической активности в крупнейших городах мира и на основе различных данных составляет рейтинг Global Destination Cities Index по популярности городов у туристов (учитываются иностранные туристы, остававшиеся в городе минимум на одну ночь). Бангкок возглавлял этот список несколько лет: 2012 (15,82 млн туристов), 2013 (17,47 млн туристов)[15], 2015 (19,59 млн туристов), 2016 (19,41 млн туристов)[16] и 2017 годах (20,05 млн туристов). Ниже Бангкока в 2017 году на втором и третьем местах оказались Лондон и Париж с 19,83 и 17,44 млн иностранных туристов соответственно. Прогноз на 2018 год предполагал рост туристического потока на 9,6 %.
Транспорт
Городской транспорт
Загазованность — одна из основных проблем сегодняшнего Бангкока, в чём в первую очередь винят постоянные дорожные пробки. Недавнее возведение надземной скоростной дороги частично улучшило ситуацию.
Водный
Наличие в городе крупной реки, а также заболоченная, сильно обводненная местность, в которой расположен Бангкок, обусловили широкое использование водного транспорта как для внешнего сообщения, так и для внутригородских перевозок. Сложная система каналов («клонгов»), прорытых благодаря одному из тайских королей в середине XIX века, дала городу ещё одно имя — «Восточная Венеция». В то время лодки были единственным средством передвижения по городу. В настоящее время большинство каналов засыпаны и представляют собою улицы с обычным автомобильным движением. Однако значительное количество каналов всё же сохранилось — по берегам по-прежнему действуют рынки и живут люди. Городской водный транспорт включает в себя несколько маршрутов речных трамваев, курсирующих по реке Чаупхрая[17], и ряд паромных переправ, связывающих её берега. На реке развит также извоз в режиме такси, имеющий как транспортное, так и туристическое значение, и выполняемый в основном типичными для Таиланда лодками-«длиннохвостками», узкими деревянными моторными лодками с дизельным, как правило, автомобильным двигателем, и гребным винтом, расположенным на длинной консоли-«хвосте». Кормчий на такой лодке маневрирует, поворачивая на «турели» всю конструкцию, состоящую из двигателя, консоли и винта. По каналам Бангкока проложены маршруты скоростных катеров большой вместимости[18]. Низкая стоимость поездки и малые малые интервалы движения (около 5 минут), а также независимость от пробок делает «экспресс-боты» привлекательной альтернативой наземному транспорту.
Рельсовый
В 1999 году были открыты две линии эстакадного метрополитена Скайтрейн (официальное название BTS Skytrain). Подвижной состав, оборудование и депо были поставлены концерном Siemens AG «под ключ» и в техническом отношении аналогичны ранее созданной Ванкуверской системе Скайтрейн. Линия Сукхумвит имеет протяжённость 16,8 км, время поездки 27 минут; линия Силом — 6,3 км, время поездки 12 минут. Сиам — пересадочная станция в двух уровнях, с пересадками через платформу. Депо у станции Мочит общее для двух линий. Подвижной состав насчитывает 35 трёхвагонных поездов длиной 65 м. Движение поездов автоматическое.
3 июля 2004 года, в присутствии короля Таиланда и других первых лиц государства, была запущена первая подземная линия метро (официальное название MRT), проходящая по восточной части города и соединяющая северную железнодорожную станцию Бангсы (Bang Sue) с расположенным недалеко от центра Бангкока железнодорожным вокзалом Хуалампхонг (Hua Lamphong). Линия имеет протяжённость 21 километр и насчитывает 18 остановок. Как и для БТС, подвижной состав, оборудование и депо были поставлены концерном «Сименс», которому было перечислено 2,75 миллиарда долларов. Подвижной состав, аналогичный БТС, состоит из 19 трёхвагонных поездов. Проездной тариф зависит от дальности следования.
MRT и BTS принадлежат разным частным компаниям и не имеют общей тарификации и прямых пересадок. Пересадки могут выполняться за счёт близкого расположения станций двух систем: Чатучак парк (Chatuchak Park) — Мочит (Mo Chit), Сукхумвит (Sukhumvit) — Асок (Asok) и Силом (Si Lom) — Сала Дэнг (Sala Daeng).
В 2010 году вступила в действие новая скоростная надземная железнодорожная линия до аэропорта Суварнабхум (Suvarnabhumi Airport Link, SARL)с городским авиатерминалом в районе Маккасан и пересадкой на внутригородские линии MRT и BTS[19]. В дальней перспективе планируется развитие линии в аэропорт Дон Мыанг.
Данный проект скоростной линии, связывающей центр города с аэропортами, является уже вторым по счету. Более ранний проект Bangkok Elevated Road and Train System компании Hopewell Holdings Ltd, обанкротился из-за финансового кризиса в Азии. Строительные работы были приостановлены, а уже установленные в большом количестве бетонные опоры получили у местные жители прозвище «Хоупхендж» (Hopehenge) или Стоунхендж. Часть опор была снесена в ходе строительства новой линии SARL.
Автобусы
Наземный городской транспорт представлен в основном автобусами. Имеется несколько категорий автобусов с различной ценой проезда: обычные (с открывающимеся окнами), повышенной комфортности с кондиционером, «мини-басы» и «микро-басы», обслуживающие маршруты с низким пассажиропотоком. Сеть маршрутов достаточно плотная (всего более 400 маршрутов), а интервалы движения на основных направлениях составляют примерно 10-15 минут. Отдельно следует упомянуть систему автобусов-экспрессов, связывающих городские аэропорты со всеми основными районами Бангкока. Автобусы ходят с 5 утра до 23 часов вечера. Часть маршрутов обслуживается круглосуточно. Основным оператором городского автобусного транспорта является государственная компания Bangkok Mass Transit Authority (BMTA)[20]. BMTA, подчиняющееся министерству транспорта, основано 19 октября 1976 года, и отвечает за общественный транспорт в Бангкоке и связь с ближайшими населенными пунктами. Также в городе действует одна линия скоростного автобуса (BRT).
Такси
В городе имеется огромное количество такси (в основном новые кондиционированные «седаны» ярких расцветок). Оплата такси осуществляется по счетчику, причём цены считаются одними из самых низких в мире (средняя поездка по городу без использования платных участков обходится в сумму менее 100 батов, проезд из туристического центра города в международный аэропорт Суварнабхум, включая проезд по двум платным участкам, — около 250). Распространены также моторикши и мототакси.
Городские улицы сильно загружены, для борьбы с пробками построено достаточно большое количество скоростных надземных магистралей и частично законченная кольцевая дорога вокруг Великого Бангкока. Как правило, эти магистрали (Express way) являются платными.
Междугородный транспорт
Железнодорожный
В городе имеется два железнодорожных вокзала, обслуживающих четыре направления железнодорожных путей, расходящихся от Бангкока.
Большинство пассажиров, отправляющихся в путешествие на поезде, начинают свой путь с вокзала Хуалампхонг (Hua Lamphong). Отсюда идут поезда: на юг — в города на полуострове Малакка; на север — в Чиангмай; на северо-восток — в Кхонкэн и Нонгкхай. Западное направление до станции Нам Ток (провинция Канчанабури, в том числе знаменитый мост через реку Квай) обслуживает станция Тхонбури (Thonburi)[21]. В 2023 году начался процесс переноса маршрутов поездов дальнего следования в новый центральный железнодорожный терминал страны — Бангсы.
Железные дороги в Таиланде узкоколейные (ширина колеи равна 1000 мм — как и в соседних странах). Линии в основном однопутные — за исключением столичного региона. Интенсивность движения поездов на тайских железных дорогах относительно невелика, часто бывают опоздания поездов.
Автобусный
В любой город или провинцию легко попасть из Бангкока, воспользовавшись автобусом. Автобусы, отправляющиеся на запад или юго-запад отходят от южного автовокзала Сай Тай Май (Sai Tai Mai), расположенного в западной части города. Для того чтобы попасть на юго-восток, например в Паттайю или на остров Самет, удобно воспользоваться автобусами, отправляющимися с восточного автовокзала Эккамай (Ekkamai). На север и северо-восток автобусы отправляются с северного автовокзала Мочит (Mo Chit).
Авиационный
Старый Международный Аэропорт Бангкока, чаще называемый «Дон Мыанг», до своего закрытия был самым загруженным аэропортом Юго-Восточной Азии — расположен в северной части города и уже окружён городскими постройками. Строительство нового Аэропорта Суварнабхум в районе Бангпхли провинции Самутпракан к юго-востоку от города началось в 2002 году. Открытие аэропорта произошло 28 сентября 2006 года. Весь международный и частично национальный трафик был перенесён в новый аэропорт. Международный код BKK был присвоен новому аэропорту, новый код IATA для Дон Мыанг — DMK. В настоящее время аэропорт Дон Мыанг обслуживает внутренние и международные перелеты лоукост компаний, таких как Thai AirAsia, Nok Air и др. Аэропорт Дон Мыанг соединен с одноимённой железнодорожной станцией, через которую проходят поезда от вокзала Хуалампхонг на север и северо-восток.
Новый международный аэропорт Бангкока Суварнабхум (SBIA, Suvarnabhumi) начал эксплуатироваться с 28 сентября 2006 года, в настоящий момент является одним из крупнейших аэропортов в мире. Аэропорт расположен на юго-востоке от Бангкока. Суварнабхум удобен тем, что в нём нет разделения на международный и местный терминалы, как это было в Дон Мыанг. Новый аэропорт принимает все регулярные и чартерные рейсы. Из аэропорта можно уехать на рейсовых автобусах как в Бангкок, так и в соседние регионы: Паттайя, Чантхабури, Ко Чанг, Нонгкхай, Араньяпратет.
Достопримечательности
Историческим центром Бангкока является расположенный на реке Чаупхрая остров Раттанакосин, что в переводе с тайского означает «высшая драгоценность». Он со всех сторон окружён каналами, башнями и стенами, построенными для обороны столицы.
Центром острова является бывшая королевская резиденция — великолепный Большой дворец, окруженный с четырёх сторон защитной стеной длиной 1900 метров. На территории дворца расположен храм Ват Пхра Кео (храм Изумрудного Будды), считающийся самым священным местом в Таиланде и одним из красивейших храмов. Китайская керамика, орнаменты из бронзы и железа, разноцветные витражи, фрески, статуи — всё это привлекает множество туристов. Здесь же расположен королевский Пантеон, где воздвигнуты статуи в натуральную величину восьми предыдущих королей династии Чакри. Вход в храм охраняют шестиметровые демоны-ракшасы из буддийских легенд, вооружённые пиками и раскрашенные в разные цвета.
Также в историческом центре Бангкока расположен храм Ват Пхо (храм Лежащего Будды), он известен главным образом благодаря изображению Будды в ожидании достижения нирваны, самого большого его изображения в такой позе (статуя достигает 46 м в длину и 15 м в высоту). Рядом с храмом расположена декорированная китайской мозаикой библиотека, в которой хранятся древние рукописи.
В храме Ват-Ратчанадда находится единственное в Бангкоке железное здание буддийской архитектуры.
Также следует отметить находящийся на противоположном берегу Чаупхраи храм Ват Арун (храм Утренней зари), центральный пранг которого инкрустирован разноцветным фарфором, декорирован по периметру фигурами воинов и мифических существ.
В Бангкоке есть большой китайский рынок, который называется «Чайна-таун».[22] Имеется планетарий на 450 человек.
Музеи
Образование
В Бангкоке действуют ряд высших учебных заведений, в том числе:
|
|
Города-побратимы
Примечания
- ↑ Prayut congratulates Chadchart . Bangkokpost (23 мая 2022).
- ↑ 2,0 2,1 Bangkok Metropolitan Administration Official Cite (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 мая 2014. Архивировано 12 мая 2014 года.
- ↑ Thailand’s latest population census announced to make way for May 7 polls | The Nation Thailand
- ↑ Thailand Major urban areas - population | CIA The World Factbook
- ↑ Городецкая И. Л., Левашов Е. А. Бангкок // Русские названия жителей: Словарь-справочник. — М.: АСТ, 2003. — С. 40. — 363 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016914-0.
- ↑ TAT News . Архивировано 24 мая 2015 года. — Bangkok 2nd top global city destination, but first in Asia-Pacific, MasterCard index shows
- ↑ กรุงเทพมหานคร // Royal Institute Newsletter. — 1993. — Декабрь (т. 3, № 31). Воспроизведено в กรุงเทพมหานคร . Королевское общество Таиланда. Дата обращения: 12 сентября 2012. Архивировано 10 декабря 2016 года.
- ↑ Record Application Search . Guinness World Records. Дата обращения: 2 декабря 2016.
- ↑ วัดอรุณราชวราราม ราชวรมหาวิหาร . Dhammathai.org. Архивировано 23 марта 2020 года.
- ↑ 10,0 10,1 พลาดิศัย สิทธิธัญกิจ. История Бангкока от периода Аютии до Ратанокасина. — Бангкок: บันทึกสยาม, 2008. — 288 с. — ISBN 978-974-13-0411-0.
- ↑ 11,0 11,1 Дорлинг Киндерсли. Таиланд. — М.: Издательство «Астрель», 2004. — 504 с. — ISBN 5-17-024192-5, ISBN 5-271-08955-X, ISBN 0-7513-4688-8.
- ↑ คำสั่งหัวหน้าคณะรักษาความสงบแห่งชาติ ที่ ๖๔/๒๕๕๙ เรื่อง การให้ผู้ว่าราชการกรุงเทพมหานครพ้นจากตำแหน่ง และการแต่งตั้งผู้ว่าราชการกรุงเทพมหานคร // Официальный бюллетень правительства Таиланда (Ратчакитчанубекса). — 2016. — 18 октября (т. 133, № Special Part 238 ง). — С. 9—10. Архивировано 27 января 2021 года.
- ↑ Столица таиланда
- ↑ Public Park Office, Environment Department. Public Park Office website (англ.). Bangkok Metropolitan Administration. Дата обращения: 10 октября 2016. Архивировано 1 ноября 2016 года.
- ↑ MasterCard 2015 Global Destination Cities Index (англ.). MasterCard Social Newsroom. Дата обращения: 10 марта 2019. Архивировано 14 ноября 2018 года.
- ↑ Mastercard Global Destination Cities Index 2017 Report (англ.). MasterCard Social Newsroom. Дата обращения: 10 марта 2019. Архивировано 21 июля 2018 года.
- ↑ Сайт компании Чаупхрая Экспресс Бот — основного речного перевозчика Бангкока (англ.)
- ↑ Маршруты скоростных катеров по каналам (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 января 2010. Архивировано 26 июля 2011 года.
- ↑ Официальный сайт SARL . Архивировано 8 декабря 2009 года.
- ↑ Официальный сайт компании BMTA . Архивировано 30 апреля 2008 года.
- ↑ Железнодорожное сообщение в Таиланде (англ.)
- ↑ Достопримечательности Бангкока
Литература
- Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- Бангкок // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ссылки
- Официальный сайт
- Информационный туристический сайт
- Бангкок — город-столица Таиланда
- Аэропорт Бангкока Суварнабхуми
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |