Инновации
Инновация — новый для определенных социокультурных условий продукт, услуга, процесс или же метод, определяющий положительный экономический эффект, проявляющийся при внедрении и становящийся итогом в творческой предметно-ориентированной работе[1].
Происхождение термина
Этимология слова «innovation» и производных от него родственных понятий восходит, по мнению лингвистов, к латинскому слову novus (novellus — уменьшит.), что означает «новый». Древний индоевропейский корень nov обозначает такой признак, который ранее не существовал, а теперь появился, и который имеет положительную оценку. В свою очередь, глагол novare означает «делать новым, обновлять»[2].
Характеристики и функции инноваций
Характеристики инноваций
- Объект специализации для инновации — товар, продукт, услуга, процесс или же метод. Инновация подразумевает появление нового качества[1].
- Предмет специализации для инновации — творческая деятельность человека, при решении профессионального вопроса. Потребность в нетривиальном подходе к решению задач, для чего необходимо творчество[1].
- Территория распространения инновации — территория, где присутствуют социокультурные условия, и новые качества для объекта специализации будут передовыми[3].
- Результат реализации инновации — формирование положительного экономического эффекта через усиление конкурентных преимуществ для товара, продукта, услуги. Их реализация — условие для развития фирмы, страны и мировой экономики[4].
Функции инноваций
- Воспроизводственная функция — получение прибыли от инновации и использование её в качестве источника финансовых ресурсов[5].
- Инвестиционная функция — использование прибыли от инноваций для инвестирования различных проектов[5].
- Стимулирующая функция — стимулирование предпринимательской деятельности[5].
История разработки понятия
Меркантилисты.
Инновации в теориях меркантилистов не были источником для прибыли — интеллектуальный труд, не рассматриваемый ни в одной из их теорий.
Физиократы
Физиократы же первыми определили представителей инновационного процесса как отдельную группу или «бесплодный класс», в который входили представители индустрии, торговли, других либеральных профессий.
Классическая полит экономика
3 основных течения:
- А. Смит рассматривал инновации как итог в разделении труда: изобретения и их усовершенствования, вносимые в производство рабочими, поглощенными определенной операцией и каждодневно выполняющими ее[6].
- Ж. Б. Сэй придерживался точки зрения, что производителен любой труд, и возникает понятие «нематериальных продуктов» с ценностью и полезностью, что и материальные[7].
- Д. Рикардо, Мак-Куллох, Д. Милль, Нассау Сениор, определявшие, что меновая стоимость находится в зависимости не только от числа и качества труда, а также от редкости товаров. При росте прогрессивного производства происходит повышение цен, определяющих выгоду изобретений для их производителя. Развитие данной теории встречает попытки сдержать прогрессивное развитие техники, в частности, для сельского хозяйства, чтобы сохранить доход арендодателей[8].
Марксизм
В теориях марксизма К. Маркса, и Ф. Энгельса выделяются капиталосберегающие и трудосберегающие инновации, а также влияние инноваций на развитие производительных сил[9].
Маржинализм
К. Менгер как представитель маржиналистов развивал концепцию экономического блага, а также субъективной ценности. Инновации воспринимались данной экономической школой с позиции экономического блага, ценного для общества[10].
Неоклассическая теория
Неоклассическая теория, оперируя с различными моделями рынков, выделят рынок новаций в качестве монополистического с конкурирующими технологиями, продуктами, и агентами, их создающими, а также видами деятельности.
Историческая школа
В исторической школе экономических наук её представитель немецкого течения М. Вебер считал, что новация, есть нечто внезапное и огромное и рассматривал её не как результат эволюции, а в качестве творчества, творения[9].
Кейнсианство
Для кейнсианства рассматривающего рыночную экономику через призму государственного регулирования и при существующей фундаментальной разнице между социальной нормой прибыли и частной нормой прибыли для исследовательских работ, что обосновывает их теорию необходимости государственного вмешательства в процесс научно технического развития.
Институционализм и монетаризм
Институционалисты и монетаристы сформулировали и дополнили понятие национальной инновационной системы, чтобы объяснить различия в уровне технологического развития государств. Такая система взаимосвязанных институтов будет создавать, хранить и передавать знания, навыки и артефакты, которые определят новые технологии[9].
И. Шумпетер
Й. Шумпетер ввел термин «инновации» впервые в xx веке в качестве изменения в целях реализации и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В своих ранних публикациях он рассматривал инновации с позиции «осуществления новых комбинаций» в контексте экономического развития и «делания вещей по-другому» в экономической сфере. Позднее, он приходит к выводу, что инновации выступают как процесс «созидательного разрушения»[11].
Р. Солоу, П. Ромер
Р. Солоу и П. Ромер разрабатывают модель экономического роста на основе эндогенного и экзогенного технического прогресса. Общепринятым становится то, что финансовый результат при внедрении инноваций — основной для экономики на современном этапе. Инновации стали входить в приоритетные направления развития в промышленно-развитых странах. А рост инновационной активности и экспорта для инновационной продукции — главный фактор в обеспечении конкурентных позиций определенной страны на мировых рынках[12].
1970—2000 годы
Сложность характера концепции инноваций отражают определениях инноваций в исследованиях 1970-х и 1980-х годов, а также в 2000-х годов, подчеркивая их сложный характер для инновационных процессов. Линейные модели описывают, что произошло, а не, как и подгоняют к упорядоченности, которой нет. В других моделях инновационный подход распространяется на многие виды деятельности, компании и время. Модели, часто, неверно описывающие природу и направление действия факторов. Инновация довольно сложна, новация при этом неопределенна и подвержена изменениям. Инновации тоже трудно измерить и требуется взаимодействие технических знаний и рыночного суждения, для удовлетворения различных ограничений — все одновременно. Процесс инноваций выстраивается в серию изменений в сложной системе как аппаратного обеспечения, так и рыночной среды, техники и знаний, и социальных условий самой фирмы[9].
21 век
В современном мире меняется подход к понятию инновации, который обусловлен следующими факторами: новые инновационные сети и кластеры, укрепление международных связей, капитал, основанный на знаниях, и нематериальные активы, информационно-коммуникационные технологии[9].
Классификация инноваций
Автор | Группы инноваций | Взаимосвязь |
Герхард Менш, Германия[13] | Базисные (технологические и нет), улучшающие и псевдоинновации | Появление базисных инноваций дает экономический рост и цикличность экономических систем. Технологический пат-кластер базисных нововведений — псевдонововведения |
М. Хучек, Польша[14] |
|
Классификация инноваций находится в зависимости от ряда критериев, а одна и та же инновация может быть отнесена к нескольким видам.
такое деление является избыточным. Было бы достаточным выделить здесь три группы инноваций по эффекту от их внедрения: 1) улучшающие потребительские характеристики изделий; 2) способствующие экономии ресурсов; 3) приносящие экологический эффект |
П. Ф. Друкер[15] | Подгруппы относительно результатоа инноваций:
|
Рассматривал значение социальных инноваций, вопреки — как он утверждает — всеобщему убеждению, что инновации относятся к предметам и базируются на точных науках и технике. Можно привести ряд примеров социальных инновации, приводящих к существенным изменениям в жизни общества. Чрезвычайно важной на сегодня признаётся инновационная деятельность в области безопасности и гигиены труда. |
А. И. Пригожин, П. Н. Завлин, И. Т. Балабанов, М. В. Аньшин, А. А. Дагаев[13] | 4 вида инноваций в компании: инновации продукции; процессов (технологических); рабочей силы (человеческого фактора); управленческой деятельности. | Классификация относительно предмета инновационных преобразований в фирме |
М. В. Аньшин[13] | По степени новизны продуктовые инновации: базисные (радикальные) и улучшающие инновации, системные инновации, псевдоинновации | Описания для технологических процессов основаны на международных стандартах, охватывающих новые продукты и новые процессы, их значительные технологические изменения. К продуктовым инновациям относят получение принципиально новых продуктов, освоение выпуска новых или усовершенствованных продуктов, новые полуфабрикаты, комплектующие, новые материалы. |
П. Н. Завлин, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели[16] | Разделение по степени новизны (базисные, улучшающие, псевдоинновации) применимо и к другим видам инноваций | В основе такого разделения, лежат 2 различных инновационных процесса. Пионерный тип (опережающий) и догоняющий (имитационный). |
Р. А. Фатхутдинов[17] |
|
Недостаточная структурированность классификации |
А. И. Пригожин[18] |
|
Наиболее полная классификация |
Обобщив представленные подходы к классификации инноваций возможно отразить систему классификационных признаков, которая будет включать следующие признаки[19]:
- Целевой признак определяет цель инновации: решение немедленной задачи (текущей или стратегической). Инновации разделяют на кризисные (признак — решение проблем фирмы в разных областях или их комплекса) и развития (признак — перспективные прогнозы хозяйственной деятельности, а цел повышение конкурентоспособности объекта)[19].
- Внешний классификационный признак определяет форму реализации инновации: продукт, операция, и пр.- Структурный классификационный признак определяет отрасли и сферы экономических отношений где требуется инновация: производственно-торговые; социально-экономические; финансовые.
- По признакам, характеризующим масштабы и значимость инноваций, есть много вариаций[19].
Жизненный цикл инноваций
Процессный подход
— Этап 1. Генерация идей. Идеи, которые могут быть использованы в инновационных процессах, возникают не сами по себе, а в результате фундаментальных или прикладных исследований. С учетом существования институтов авторского права и смежных с ним прав это необходимо учитывать даже на самом раннем этапе в аспекте юридической чистоты инновационной идеи[20].
— Этап 2. Фильтрация идей. После того, как инновационная идея сгенерирована, она должна пройти стадию отбора или, иными словами, показать позитивность будущей инновации как в организационно-технологическом, так и в маркетингово - рыночном смыслах. Этот этап представляется необходимым, хотя некоторые авторы его отрицают и переходят сразу к этапу разработки[21]. К фильтрам (критериям отбора) можно отнести в частности:
- потенциальную прибыльность;
- потенциальную емкость рынка;
- уровень входных барьеров на рынок;
- доступность материальных ресурсов;
- степень кадрового обеспечения;
- степень риска и неопределенности[21].
— Этап 3. Мероприятия по защите авторских прав. Необходимость данного этапа вытекает из условий функционирования и развития любой инновации в глобализированной экономике. Недооценка данного этапа может привести в дальнейшем к краху инновационной деятельности на более поздних этапах[20].
— Этап 4. Оценка эффективности будущего проекта. Как правило, в той или иной степени такие оценки получают, однако говорить об их адекватности достаточно сложно, так как методики получения таких оценок не всегда учитывают специфику инноваций.
— Этап 5. Разработка нового продукта. В целом этот этап совпадает с аналогичным этапом при продуктовом подходе, однако здесь выделяют иногда некоторые дополнительные этапы, как, например, испытания нового продукта, оформление нового продукта в товар (товарный знак, торговая марка), проведение пробного маркетинга продукта[22] и другие этапы.
— Этап 6. Организация серийного производства. Данный этап применим не ко всем инновациям, однако является достаточно важным для емких рынков сбыта инновационной продукции.
— Этап 7. Коммерциализация инноваций или вывод инновационной продукции на рынок. Представляется, что ключевым фактором успеха всего жизненного цикла является именно коммерциализация инноваций. Именно рынок является главным оценщиком позитивности инновации[20].
Продуктовый подход
- Этап 1. Разработка нового продукта. При этом не уточняется, кем продукт будет разработан, каким образом, в какие сроки и на какие деньги[21].
- Этап 2. Выход на рынок. Снова следует отметить, что никак не конкретизируется, как продукт выйдет на рынок, на какой рынок и в каком объеме, хотя здесь необходим хотя бы традиционный маркетинг, так как продукт новый и ранее рынку не известный[20].
- Этап 3. Развитие рынка. Имеется в виду, что новый продукт постепенно достигнет максимального или существенного уровня продаж, хотя не очень понятно, почему это гарантируется. Вполне возможно, что продукт не получит признания на рынке, что будет означать неуспешность или непозитивность инновации[20].
- Этап 4. Стабилизация рынка. В принципе эта стадия наступает практически всегда, если имеет место предыдущая, именно в силу насыщения рынка ввиду цикличности[21].
- Этап 5. Уменьшение рынка. Также вполне логичная стадия ввиду научно-технического прогресса и появления новых инноваций (например, в форме улучшенных товаров-аналогов или товаров-заменителей)[20].
- Этап 6. Падение рынка. Неизбежная стадия для любых физически или морально устаревших продуктов, переставших нести в себе признаки инновации и вытесненных с рынка более успешными продуктами-конкурентами[21].
Маркетинговый подход
- Этап 1. Предварительный маркетинг. На этом этапе осуществляется маркетинговое исследование возможностей реализации будущей инновации в аспектах кадрового, технологического, информационного, организационного и финансового обеспечения создания инновационного продукта[23].
- Этап 2. Маркетинг возможностей инновационного решения. В процессе разработки и последующего создания рыночно ориентированной инновации следует заранее оценить её реализуемость, окупаемость и экономическую эффективность[22].
- Этап 3. Маркетинг рынка. Разработанный инновационный продукт нуждается в продвижении на рынок. На этом этапе жизненного цикла инновации маркетинг выполняет свои традиционные функции: поиск клиентов и (или) посредников, анализ ценообразования и разработка оптимальной ценовой стратегии, реклама и пиар, включая имиджевые мероприятия, и т. д[23].
- Этап 4. Оценка результатов, корректировка рыночной стратегии и поддержка сбыта. На данном этапе проводится всесторонний анализ эффективности результатов реализации инновационного проекта в целом. На основе такого анализа принимаются обоснованные решения по корректировке маркетинговой стратегии, совершенствования или даже изменения самих инновационных продуктов[22].
Источники инноваций
- Внутренние источники, включающие инициативные предложения сотрудников и предложения, сгенерированные на базе проведения опросов, мозговых штурмов, анкетирования и иных методов в рамках компании или другого единого сообщества (бизнес-инкубатора, технологической платформы и т. д.)[24].
- Внешние открытые источники, включающие научную литературу в открытом доступе, материалы научных конференций, выставки, интернет-ресурсы[24].
- Внешние закрытые источники, к которым относятся разработки компаний с аналогичной продукцией, результаты независимых исследований, не публикуемых авторами[24].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Шпак Н. А. Современное определение термина «Инновация» . cyberleninka (2012). Дата обращения: 5 июня 2023.
- ↑ Хоменко Елена Владимировна. Общее значение и экономическая сущность понятия «Инновация» . cyberleninka (2011). Дата обращения: 5 июня 2023.
- ↑ СТРУННИКОВА С.Е. РИСКИ В ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ . Научная электронная библиотека elibrary (2021). Дата обращения: 5 июня 2023.
- ↑ Жириков Юрий Евгеньевич. Инновационное развитие организаций на основе конкурентных преимуществ . cyberleninka (2015). Дата обращения: 5 июня 2023.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Пузакова Ксения Андреевна. Теоретические основы инновационной деятельности . cyberleninka (2016). Дата обращения: 5 июня 2023.
- ↑ Аникин А. В. Всемирная история экономической мысли: В 6 томах . Т. II. От Смита и Рикардо до Маркса и Энгельса.. Мысль (1988). Дата обращения: 5 июня 2023.
- ↑ Склярова Екатерина Евгеньевна. Генезис теории инновационной экономики // Социально-экономические явления и процессы. . cyberleninka (2012). Дата обращения: 5 июня 2023.
- ↑ Maxim Kotsemir, Alexander Abroskin. INNOVATION CONCEPTS AND TYPOLOGY – AN EVOLUTIONARY DISCUSSION. — Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2013. — 50 с.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Сайбель Н.Ю., Косарев А.С. Эволюция теории инноваций . cyberleninka (2017). Дата обращения: 5 июня 2023.
- ↑ Мамонтов Владимир Дмитриевич, Харитонова Елена Владимировна. Вклад в развитие экономической теории К. Менгера . cyberleninka (2019). Дата обращения: 5 июня 2023.
- ↑ Шумпетер, Йозеф Алоиз. Теория экономического развития : (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Перевод с нем. В. С. Автономова и др.. — М.: Прогресс, 1982. — 455 с.
- ↑ Алиева Эльнара Аметовна. Сущность инноваций: анализ теоретических подходов . cyberleninka (2019). Дата обращения: 5 июня 2023.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Голдякова Т. В. Понятие и классификация инноваций . cyberleninka (2006). Дата обращения: 5 июня 2023.
- ↑ Хучек, Мариан. Стратегия инноваций на предприятии : диссертация ... доктора экономических наук / Российская Академия управления. Центр проблем рыночной экономики. — М., 1992. — 369 с.
- ↑ Друкер, Питер Фердинанд. Бизнес и инновации / Питер Ф. Друкер. — Москва [и др.] : Вильямс, 2007. — 423 с. — ISBN 978-5-8459-1195-7.
- ↑ [Завлин П. Н. и др.]; Под ред. П. Н. Завлина и др. Инновационный менеджмент : Справ. пособие. — СПб.: Наука, 1997. — 559 с. — ISBN 5-02-028353-3.
- ↑ Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для студентов, обучающихся по экономическим и техническим специальностям и направлениям. — М., 2005. — 447 с. — ISBN 5-469-00810-X.
- ↑ А. И. Пригожин. Нововведения: стимулы и препятствия : (Социал. пробл. инноватики). — М.: Политиздат, 1989. — 270 с. — ISBN 5-250-00329-X.
- ↑ 19,0 19,1 19,2 Руководство Осло . Дата обращения: 5 июня 2023.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 20,3 20,4 20,5 Самолдин Александр Николаевич. Жизненный цикл инноваций . cyberleninka (2016). Дата обращения: 5 июня 2023.
- ↑ 21,0 21,1 21,2 21,3 21,4 МИРОНЕНКОВ К.Н. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ЦИКЛА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ . Научная электронная библиотека elibrary. 94-96 (2008). Дата обращения: 5 июня 2023.
- ↑ 22,0 22,1 22,2 Маркова, Вера Дмитриевна. Маркетинг инноваций : науч.-практ. изд. / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова ; Федер. прогр. подгот. упр. кадров, Новосиб. гос. ун-т, Экон. фак.. — Новосибирск : Новосиб. гос. ун-т, 2005. — 130 с. — ISBN -.
- ↑ 23,0 23,1 Кетова Н.П. Реализация стратегий маркетинга инноваций: предпосылки и условия поддержания конкурентоспособности российских компаний в условиях экономического кризиса // Теория экономики и управления народным хозяйством : Журнал. — 2009. — № 9. — С. 91—97.
- ↑ 24,0 24,1 24,2 Самолдин Александр Николаевич. Жизненный цикл инноваций . cyberleninka (2016). Дата обращения: 5 июня 2023.