Марксизм
Марксизм —одно из влиятельных направлений в развитии общественной мысли конца XIX—XX веков. До конца 80-х годов XX века в СССР рассматривался в качестве основы партийно-государственной идеологии. Марксизм является комплексом знаний, включает не только философию, но и экономическую доктрину — марксистскую политическую экономию, а также систему политических воззрений — теорию научного коммунизма[1].
Общая характеристика
Марксизм возник в середине XIX века, возникновение его связано с именами немецких мыслителей К. Маркса (1818—1883) и Ф. Энгельса (1820—1895), которые пытались найти условия и пути освобождения трудящихся от эксплуатации и социального гнета. Они стремились наметить контуры строя, который сможет преодолеть отчуждение рабочих от собственности и власти, разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное и гармоничное развитие личности. Теория К. Маркса задумывалась как наука, однако его идеи превратились в идеологию, и ими стали обосновываться программы политических действий[2].
Теоретической базой марксизма послужили труды немецкой классической философии Ф. Гегеля, Фейербаха Л. А., идеи английской политической экономии А. Смита. и Д. Рикардо, французских историков эпохи Реставрации О. Тьерри, О. Минье, Ф. Гизо, работы в области утопического социализма А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, эволюционной теории Ч. Дарвина, взгляды Ж-Ж. Руссо.
Сердцевина демократии - принципы народного суверенитета, верховенства и полновластия народа в государстве. Этот принцип реализуется через фактический контроль народа за исполнительной властью.Ж-Ж. Руссо
Из диалектики Ф. Гегеля К. Маркс и Ф. Энгельс взяли ее «рациональное зерно» и создали марксистскую диалектику. Простыми словами: внутри всякой развивающейся системы обязательно есть две противоположности. Противоположности не изолированы одна от другой. Они существуют в одних и тех же явлениях, выступают в единстве, не могут «жить» друг без друга. Неразрывно спаянные между собой, они в то же время не могут находиться в «мире» и «согласии» именно потому, что противоположны. Развитие происходит в результате взаимодействия противоположностей друг с другом. Причем, для этого развития характерен прогресс: от простых форм к более сложной организации[3].
Три закона марксизма:
- «закон перехода количественных изменений в качественные» (всегда существует какой-то «переломный» момент в развитии; например, медленное нагревание воды: в какой-то момент она превратится в пар);
- «закон единства и борьбы противоположностей» (природа включает в себя внутренние противоречия, антагонистические силы, которые и порождают новые изменения);
- «закон отрицания отрицания» (любое развитие совершается по спирали, в этом процессе осуществляется отрицание предыдущей стадии, а потом происходит отрицание отрицания и предыдущая стадия повторяется, но в новом качестве; пример с семенем и плодом)[4].
Три эти закона К. Маркс и Ф. Энгельс приложили к истории (обществу). Так закон перехода количества в качество на абстрактном уровне объяснял, каким образом медленные и незаметные изменения, например в развитии техники, могли при накоплении привести к нарушению баланса в обществе и осознанию необходимости изменить социальные отношения. Закон единства и борьбы противоположностей показывал, каким образом борьба антагонистических классов могла рассматриваться в качестве движущей силы развития общества; он мог быть также применен к анализу взаимоотношений производительных сил и производственных отношений[5]. Развитие производительных сил и формирование мирового капиталистического рынка связали страны экономически и политически, буржуазия и пролетариат стали двумя решающими классами общества, а борьба между ними — главной движущей силой общественного прогресса[6].
Центральными положениями марксистской теории являются тезисы о классовой борьбе как главном содержании всемирной истории и революционном насилии как радикальном способе ликвидации эксплуатации человека человеком. К. Маркс и Ф. Энгельс полагали, что победа пролетариата во всемирном масштабе превратит человечество в единую общность без классовых различий и национальных границ, обеспечив тем самым возможность искоренения войн и достижения вечного мира[7].
Для Марксизма характерен системный подход к обществу, рассмотрение его как многомерной системы социальных взаимосвязей. Центральное понятие общесоциологической теории Марксизма — общественно-экономическая формация, иными словами, «скелет» общества, идеальная модель, позволяющая абстрагироваться при его исследовании от случайного. Формация включает в себя «базис» — производственные отношения, прежде всего отношения собственности и соответствующую политико-юридическую «надстройку». Наряду с понятием формации в Марксизме выделяются понятия общества, социального организма, общественно-исторической эпохи. Исторические типы формации составляют ступени мировой истории[8].
Составные части марксизма
Есть три составные части марксизма — политическая экономия, философия и научный коммунизм. Философия сводится к двум составным частям: диалектическому материализму и историческому материализму[9].
Философия марксизма (диалектический материализм и исторический материализм)
Марксистская философия утверждает, что материя, которую мы видим в природе — это всё, что существует. Маркс считал, что физический мир не должен объясняться как что-то «сверхъестественное», поскольку в естественном мире существующие законы объясняют себя сами. Так для диалектического материализма предметом изучения являются: соотношение сознания и материи, мысли и существования. Материя — это самое главное, основа мира; а сознание — дело второстепенное, свойство материи[4]. Сознание отображает существующий мир вокруг. Суть диалектики состоит в том, что всё имеет движение из-за внутреннего конфликта, а не из-за внешних причин. Так общество меняется благодаря внутренним противоречиям, которые сами и спровоцировали эти изменения. Если материальный мир представляет объективную реальность, существующую независимо от сознания людей, а сознание является отображением этой объективной реальности, то из этого следует, что материальная жизнь общества, его бытие также является первичным, а его духовная жизнь — вторичным, производным, что материальная жизнь общества есть объективная реальность, существующая независимо от воли людей, а духовная жизнь общества есть отражение этой объективной реальности[10].
Исторический материализм представляет собой цельную и стройную научную теорию, объясняющую развитие общества, переход от одного общественного строя к другому. Вместе с тем он является единственно правильным, научным методом изучения каждой из отдельных сторон общественной жизни, методом исследования конкретных исторических явлений и в целом — истории стран и народов[11].
Исторический материализм есть распространение положений диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к явлениям жизни общества, к изучению общества, к изучению истории общества.И. В. Сталин
Маркс и Энгельс в построении концепции материалистического понимания истории пытались поставить во главу угла развитие производства (производительных сил). Экономические и социальные перемены происходят в результате диалектического взаимодействия классов. В результате столкновения двух классов возникает новый социально-экономический строй. Когда какая-либо стадия экономического развития достигает полной зрелости, начинается следующая. Однако необходимо, чтобы в той или иной форме произошла революция, которая принесет с собой соответствующие изменения[12].
Марксистская политическая экономия.
Начало экономической теории К. Маркса было положено работами «Нищета философии»; «Манифест Коммунистической партии», «Наемный труд и капитал» и др. Особое место занимают экономические рукописи 1857—1859 годов. В них была изложена трудовая теория стоимости и создана теория прибавочной стоимости, научно обоснованы материальные предпосылки коммунизма. Однако с наибольшей полнотой экономическое учение К. Маркса изложено в работе «Капитал». Центральным вопросом исследования «Капитала» является прибавочная стоимость. Прибавочную стоимость К. Маркс рассматривал как внутреннюю цель и движущую силу капиталистического производства, а производство прибавочной стоимости — как абсолютный закон этого способа производства. Теория прибавочной стоимости рассматривается К. Марксом как дальнейшее развитие трудовой теории стоимости и теории товарного производства[13].
Взяв за отправную точку своих исследований утверждения А. Смита и Д. Рикардо о том, что в основе стоимости всех товаров лежит количество труда, затраченного на их производство, К. Маркс создал довольно таки стройную теорию, которая описывает законы функционирования и развития капиталистической системы хозяйства. Он показал, как из простого товарного производства, целью которого является потребление и где деньги являются лишь посредником в обмене, совершенно логично вытекает капиталистическое производство, где целью является возрастание денег, получение прибыли.
Деньги — это товар, который стихийно выделился из всей массы товаров и стал играть роль всеобщего эквивалента, выразителя стоимости всех других товаров.К. Маркс
Деньги — конечный продукт развития простого товарного производства и в то же время — первая форма существования капитала. Первоначальной его формой выступает торговый и ростовщический капитал. Капитал, по Марксу, это не просто деньги, это деньги, которые приносят дополнительные деньги, это стоимость, приносящая прибавочную стоимость[14].
Маркс считал, что товаром является не труд, как считали и А. Смит и Д. Рикардо, а рабочая сила (способность к труду). Как и любой другой товар рабочая сила имеет стоимость и потребительскую стоимость (полезность).
Научный коммунизм
Основные идеи научного коммунизма были выдвинуты К. Марксом и Ф. Энгельсом уже в работах: «Святое семейство», «Положение рабочего класса в Англии», «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Принципы коммунизма» и других. Наиболее концентрированное выражение они нашли в «Манифесте Коммунистической партии», который был подготовлен К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению, созданного в 1847 году Союза коммунистов — первой в мире коммунистической партии. «Манифест» был опубликован в 1848 году[15].
«Манифест Коммунистической партии» — это первая программа революционной партии рабочего класса. В нем сформулированы важнейшие положения научного коммунизма. К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что самым революционным классом буржуазного общества является пролетариат, и раскрыли положение о всемирно-исторической миссии рабочего класса как могильщика буржуазии и создателя нового общества. В «Манифесте» сформулирована одна из важнейших идей марксизма — идея диктатуры пролетариата.
Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.К. Маркс, Ф. Энгельс
К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали положение о том, что пролетариат должен иметь свою собственную политическую партию — партию коммунистов, которая призвана осуществлять руководство рабочим движением.
В 1857 году разразился мировой экономический кризис, ухудшилось положение пролетариата и крестьянства, что способствовало подъему международного рабочего движения и волны крестьянских выступлений. В связи с этим было решено было создать Международное товарищество рабочих — I Интернационал. I Интернационал был основан 28 сентября 1864 года на международном митинге в Лондоне.
Важное значение для развития международного рабочего движения имел выход в свет «Капитала» — главного произведения К. Маркса. Первый том «Капитала» опубликован в сентябре 1867 года. Второй и третий тома этого труда были подготовлены к печати и выпущены в свет Ф. Энгельсом уже после смерти К. Маркса.
«Капитал» — не только экономическое произведение. В нем развиты также марксистская философия и теория научного коммунизма, всесторонне обоснована неизбежность гибели капитализма и победы социализма. Давая высокую оценку «Капиталу», III конгресс I Интернационала, состоявшийся в 1868 году, рекомендовал рабочим изучать «Капитал» во имя успеха их освободительной борьбы. В России «Капитал» был издан в 1872 году. Это первое его издание на иностранном языке[16].
Марксизм в России
В 1883 году в России впервые появилась марксистская группа, организованная Г. В. Плехановым и зарождение марксизма в России напрямую связано с деятельностью этой группы, которая называлась «Освобождения труда». А. С. Ильин справедливо отмечал, что «группа „Освобождения труда“ проделала большую работу по распространению марксизма в России как путём перевода произведений, так и путём популяризации и обоснования вопросов марксистской теории применительно к русского революционному движению». Рабочий класс в России набирал всё большую силу с развитием капитализма, становился способным к организованной революционной борьбе. По мнению Г. В. Плеханова задача революционера состояла, чтобы развить сознание рабочего класса, организовать его и помочь ему создать свою рабочую партию. Опираясь на марксистский материализм Г. В. Плеханов утверждал, что прогресс общества определяется развитием материальных условий существования данного общества, изменениями взаимоотношений классов в процессе производства и распределения материальных благ, их борьбой за роль и место в этой области[17].
Осенью 1887 года В. И. Ульянов (Ленин) поступил в Казанский университет, где он увлекся марксизмом. В дальнейшем В.И. Ульянов (Ленин) станет создателем Российской социал-демократической рабочей партии большевиков, организатором и руководителем Великой Октябрьской социалистической революции в России, государственным деятелем, который развивал в России идеи марксизма как коммунистической идеологии. Марксизм в России зародился не просто как результат механического переложения постулатов К. Маркса и Ф. Энгельса на русскую почву, но как своеобразный синтез отдельных положений учения К. Маркса и Ф. Энгельса с элементами русского «общинного» социализма, что в итоге положило начало появлению такого феномена как «русский марксизм»[18].
Литература
- Как марксизм из науки превращался в утопию
- К. Маркс, Ф. Энгельс Манифест Коммунистической партии
- Ф. Энгельс Диалектика природы
- Письма Ф. Энгельса по историческому материализму
- К. Маркс. Капитал. том 1. 1952
- Karl_Marx__Kapital_tom_II_1952_g.pdf
- Karl_Marx__Kapital_tom_III_1952_g.pdf
Примечания
- ↑ Г.Г.Кириленко. Марксизм . Краткий философский словарь. Дата обращения: 31 августа 2023.
- ↑ Н.Баранов. Лекция 6. Марксизм и неомарксизм . Персональный сайт Николая Баранова (16 июня 2016). Дата обращения: 25 августа 2023.
- ↑ Алексей Брагин. Марксизм-Ленинизм. Начальный курс. . Ридли. Дата обращения: 25 августа 2023.
- ↑ 4,0 4,1 Что такое марксизм . Узнай что такое. Дата обращения: 2023.09.12.
- ↑ Гринин Л.Е. Исторический материализм в западном марксизме. Размышления над судьбой концепции . Журнал "Вопросы философии" (2019.01.31). Дата обращения: 2023.09.12.
- ↑ А. В. Гусев, Т. А. Луковцева. Мировой пролетарской революции идея . Большая Российская энциклопедия 2004-2017. Дата обращения: 25 августа 2023.
- ↑ Николай Баранов. Лекция 6. Марксизм и неомарксизм . Персональный сайт Николая Баранова. Дата обращения: 25 августа 2023.
- ↑ Г.Г.Кириленко. Марксизм . Краткий философский словарь. Дата обращения: 31 августа 2023.
- ↑ В.П.Лега. Марксизм. История западной философии. . Азбука.ру. Дата обращения: 24 августа 2023.
- ↑ Исторический материализм как наука . Проект "Исторические материалы". Дата обращения: 2023.09.12.
- ↑ Исторический материализм как наука . Проект "Исторические материалы". Дата обращения: 2023.09.12.
- ↑ Рик Руд. Марксизм . rud_marksizm.pdf. Дата обращения: 2023.09.22.
- ↑ Б.Ф.Поршнев. Марксистская политическая экономия . studfile.net. Дата обращения: 31 августа 2023.
- ↑ Марксистская политическая экономия . lektcii.org. Дата обращения: 2023.09.20.
- ↑ П. Н. Федосеев, В. Г. Афанасьев, К. Н. Брутенц и др. Научный коммунизм. Учебник для вузов. Политиздат, 1976 г. . Большая Советская энциклопедия, 3-е издание, Онлайн. Дата обращения: 2023.09.15.
- ↑ П. Н. Федосеев, В. Г. Афанасьев, К. Н. Брутенц и др. Научный коммунизм. Учебник для вузов. Политиздат, 1976 г. . Большая советская энциклопедия.3-е издание. Онлайн. Дата обращения: 2023.09.15.
- ↑ Чебаков Р.К. Марксизм и его развитие в России . cyberleninka.ru. Дата обращения: 2023.09.22.
- ↑ Д. П. Борисов, В. А. Мокеева. К вопросу о генезисе марксизма в России . moluch.ru. Дата обращения: 2023.09.22.