Полат, Евгения Семеновна
Евгения Семёновна Полат | |
---|---|
Дата рождения | 12 февраля 1937 |
Место рождения | город Ленинград, РСФСР |
Дата смерти | 28 мая 2007 (70 лет) |
Место смерти | город Москва, Россия |
Страна | СССР → Россия |
Научная сфера | педагогика |
Место работы | Лаборатория дистанционного обучения ИСМО РАО |
Учёная степень | доктор педагогических наук |
Учёное звание | профессор, 1995 год |
Известна как | Разработчик теории и практики применения метода проектов |
Евге́ния Семё́новна По́лат (12 февраля 1937, Ленинград — 28 мая 2007, Москва) — советский и российский педагог, доктор педагогических наук, профессор, преподаватель и эксперт ИИТО ЮНЕСКО[1], руководитель Лабораторией дистанционного обучения Научно-исследовательского института содержания и методов обучения Российской Академии Образования. Автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию Интернет-технологий и ресурсов в системе образования[2].
Биография
Евгения Семёновна Полат родилась зимой, 12 февраля 1937 года в Ленинграде. В детстве Евгения Семёновна пережила тяжелые годы блокады, что оставило отпечаток на её жизни. С четырехлетнего возраста она была вынуждена жить в условиях постоянной угрозы жизни в нечеловеческих условиях. Для успешного развития ребенка в период с четырех до шести лет важно активное вовлечение в игровую деятельность, однако Евгения, как и многие дети блокадного Ленинграда, была лишена такой возможности. Несмотря на трудности, она хорошо училась и проявляла интерес к различным дисциплинам. В 1954 году Евгения Семёновна решила поступить учиться в Ленинградский государственный педагогический институт имени Александра Ивановича Герцена. Успешно пройдя обучение и окончив институт в 1958 году по специальности учитель английского и немецкого языков, Евгения Семёновна устроилась работать воспитателем в школу-интернат № 40 родного города Ленинграда.
Выйдя за муж в 1962 году, Евгения Семёновна с мужем переехала в Москву и устроилась работать преподавателем английского языка в Московском суворовском военном училище. Она посвятила этой работе много времени и сил, получила большой опыт работы с суворовцами, который пригодился ей в дальнейшей работе и при написании научных трудов. Евгения Семёновна проработала в суворовском училище 10 лет[2].
В 1972 году Евгения Семёновна решила продолжить обучение в аспирантуре Научно-исследовательского института школьного оборудования и технических средств обучения Агентства печати «Новости» СССР. Её знания и полученный ранее опыт воспитателя и преподавателя позволили успешно защитить кандидатскую диссертацию по специальности «Методика обучения иностранным языкам». Пытливый ум, привыкший к постоянному обучению, интересы в области воспитания и трудовой путь сподвигли Евгению Семёновну к покорению дальнейших вершин. Так в 1989 году Евгения Семёновна защитила докторскую диссертацию в Ленинградском государственном педагогическом институте имени Александра Ивановича Герцена, который она успешно закончила в 1958 году по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)»[3].
Также в период с 1980 года по 1984 год Евгения Семёновна работала учёным секретарем Научно-исследовательского института средств обучения и учебной книги Агентства печати «Новости» СССР. Это работа оказала большое влияние на будущего учёного и помогла увидеть новые горизонты своего развития. У Евгении Семёновны появились новые профессиональные цели и задачи[3].
В 1984 году Евгения Семёновна возглавила лабораторию дидактики школьного оборудования Научного-исследовательского института школьного оборудования и технических средств обучения Агентства печати «Новости» СССР, став её заведующей и заведующей лабораторией средств обучения иностранным языкам Научного-исследовательского института стратегии развития образования Российской академии образования. Евгения Семёновна возглавляла обе лаборатории одиннадцать лет, до 1995 года[2].
Многолетний труд и имеющиеся достижения дали свои результаты, и в 1995 году Евгении Семёновне Полат, было присвоено учёное звание профессора (Высшая Аттестационная Комиссия РФ)[4].
Квалификация и знания являются единственным стойким преимуществом в современном обществе. Если человек умеет учиться, достигать цели и получать знания, то ему легче повысить свой профессиональный уровень и приобрести новые знания, — что и нужно в жизни.Е.С.Полат
Начиная с 1996 года и до самого конца своей жизни, до 2007 года, Евгения Семёновна отдала все свои знания и опыт лаборатории дистанционного обучения Научно исследовательского-института общего среднего образования Российской академии образования, заведуя этой лабораторией одиннадцать лет[2].
Написанные труды и осуществлённые наработки позволили Евгении Семёновне войти в состав участников секции программированного обучения Российского педагогического общества с 1975 года по 1985 год, в экспертный совет Института «Открытое общество» (издательский проект; мегапроект «Высшая школа» до 2001 года); программы Фулбрайт, программы «Межрегиональные исследования в общественных науках»; Высшая аттестационная комиссия Российской Федерации; Национальный фонд подготовки кадров[2].
На протяжении многих лет Евгения Семеновна сотрудничала с гимназией № 1527 города Москвы, являлась руководителем экспериментальной площадки по организации и сопровождению международных проектов с партнерами из Германии, Австрии[5].
Евгения Семеновна посвятила много лет разработке теории и практики применения метода проектов в образовательном процессе школы, как в очной, так и в дистанционной формах[1]. Это направление деятельности привлекало ученую на протяжении многих лет. В своих работах она впервые разработала классификацию типов проектов, представив типологию проектов и их признаков. Она сумела подробно описать методику организации и проведения ученических проектов разных типов, и доказала их эффективность для формирования предметных и общеучебных умений[3].
Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.Е.С.Полат
Под руководством Евгении Семёновны Полат была разработана методика проведения телекоммуникационных проектов, как Российских, так и международных. Ею разработана дидактическая система, для использования в очной и дистанционной формах[5].
Сфера научных интересов
Научные интересы Евгении Семёновны были разносторонние, но в основном сосредоточены в области дистанционного обучения, информационных технологий в образовании и телекоммуникационных проектов. Она внесла значительный вклад в решение проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования, занималась теоретическими и практическими проблемами дистанционного обучения. Её видение этого вопроса опережало время и не сразу было понято педагогическим сообществом. При этом полученные Евгенией Семёновной научные результаты актуальны и сейчас, они сегодня имеют научную новизну, практическую и научную ценность как для школ, так и для институтов, успешно внедрены в практику обучения курсов дистанционного обучения, которые были разработанных под руководством замечательного педагога и учёного. Евгения Семёновна разработала и, что важно, апробировала дидактическую систему личностно-ориентированного подхода, реализованного с помощью использования проектной деятельности учащихся. Относительно метода проектов было написано несколько трудов, в которых чётко описаны основные требования к использованию данного метода, даны понятие «учебный проект» и понятие «исследовательский проект». В своей работе «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» чётко отметила, что умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его инновационной методике обучения и развития учащихся. Концептуальной основой педагогической системы Евгения Семёновна считала учащихся[6].
Наши учащиеся завтра — это люди, призванные принимать важные решенияПолат Е.С.
Евгения Семёновна, за время своей трудовой деятельности, опубликовала свыше 200 научных работ, под её чутким руководством защищено более 20 кандидатских диссертаций[6].
Евгения Семёновна Полат является автором многочисленных изданий, в которых ей удалось отразить принципиально новый подход к системе образования, имеющий проблемную направленность, формирующую у обучающихся критическое мышление, умение работать с информацией. На постоянной основе, осенью на базе Московского Государственного университета экономики, статистики и информатики проходит Международная научно-практическая конференция «Полатовские чтения»[5].
Сочинения
Евгенией Семёновной были проведены научные исследования, результаты которых нашли отражение в ее трудах[6]:
- Дистанционное обучение : [учебное пособие для студентов пед. вузов] / [Е. С. Полат и др.]; Под ред. Е. С. Полат. — Москва : Владос, 1998. — 190 с. : ил.; 22 см. — (Учебное пособие для вузов).; ISBN 5-691-00194-9
- Интернет в гуманитарном образовании : [учебное пособие для студентов вузов] / [Е. С. Полат и др.] ; Под ред. Е. С. Полат. — Москва : Владос, 2001. — 271 с.; 20 см. — (Учебное пособие для вузов).; ISBN 5-691-00689-4
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : [учебное пособие] / [Е. С. Полат и др.]; под ред. Е. С. Полат. — 4-е изд., стер. — Москва : Академия, 2009. — 268, [1] с. : ил., табл.; 22 см. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).; ISBN 978-5-7695-6156-6
- Педагогические технологии дистанционного обучения : [учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02 — Педагогика)] / [Е. С. Полат и др.]; под ред. Е. С. Полат. — 2-е изд., стер. — Москва : Академия, 2008. — 391, [1] с. : ил., табл.; 22 см. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).; ISBN 978-5-7695-5407-0 (В пер.)
- Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: [ учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 050706 (031000) — Педагогика и психология ; 050701 (033400) — Педагогика] / [Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина.] — 3-е изд., стер. — Москва : Академия, 2010. — 364, [1] с. : ил.; 22 см. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).; ISBN 978-5-7695-7057-5
- Теория и практика дистанционного обучения : [учебное пособие для вузов] / [Е. С. Полат [и др.]; под редакцией Е. С. Полат. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 434 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13159-8
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Е.В.Васильева. Женские имена современной российской педагогики в новом выпуске библиотечного проекта «Круг интересов» . ДВФУ. Дата обращения: 24 марта 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Евгения Полат . Люди. Дата обращения: 20 марта 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Полат Евгения Семёновна . posts24.ru. Дата обращения: 22 марта 2024.
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносок:5
не указан текст - ↑ 5,0 5,1 5,2 Алексаненкова М.В. Московский педагог Всероссийского масштаба . Школьная страна (20 августа 2013 года). Дата обращения: 22 марта 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Александр Фёдоров. Полат Евгения Семёновна . evartist.narod.ru. Дата обращения: 22 марта 2024.