Полат, Евгения Семеновна

Материал из «Знание.Вики»
Евгения Семёновна Полат
ЕС Полат.jpg
Дата рождения 12 февраля 1937(1937-02-12)
Место рождения город Ленинград, РСФСР
Дата смерти 28 мая 2007(2007-05-28) (70 лет)
Место смерти город Москва, Россия
Страна  СССР Россия
Научная сфера педагогика
Место работы Лаборатория дистанционного обучения ИСМО РАО
Учёная степень доктор педагогических наук
Учёное звание профессор, 1995 год
Известна как Разработчик теории и практики применения метода проектов

Евге́ния Семё́новна По́лат (12 февраля 1937, Ленинград — 28 мая 2007, Москва) — советский и российский педагог, доктор педагогических наук, профессор, преподаватель и эксперт ИИТО ЮНЕСКО[1], руководитель Лабораторией дистанционного обучения Научно-исследовательского института содержания и методов обучения Российской Академии Образования. Автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию Интернет-технологий и ресурсов в системе образования[2].

Биография

Евгения Семёновна Полат родилась зимой, 12 февраля 1937 года в Ленинграде. В детстве Евгения Семёновна пережила тяжелые годы блокады, что оставило отпечаток на её жизни. С четырехлетнего возраста она была вынуждена жить в условиях постоянной угрозы жизни в нечеловеческих условиях. Для успешного развития ребенка в период с четырех до шести лет важно активное вовлечение в игровую деятельность, однако Евгения, как и многие дети блокадного Ленинграда, была лишена такой возможности. Несмотря на трудности, она хорошо училась и проявляла интерес к различным дисциплинам. В 1954 году Евгения Семёновна решила поступить учиться в Ленинградский государственный педагогический институт имени Александра Ивановича Герцена. Успешно пройдя обучение и окончив институт в 1958 году по специальности учитель английского и немецкого языков, Евгения Семёновна устроилась работать воспитателем в школу-интернат № 40 родного города Ленинграда.

Выйдя за муж в 1962 году, Евгения Семёновна с мужем переехала в Москву и устроилась работать преподавателем английского языка в Московском суворовском военном училище. Она посвятила этой работе много времени и сил, получила большой опыт работы с суворовцами, который пригодился ей в дальнейшей работе и при написании научных трудов. Евгения Семёновна проработала в суворовском училище 10 лет[2].

В 1972 году Евгения Семёновна решила продолжить обучение в аспирантуре Научно-исследовательского института школьного оборудования и технических средств обучения Агентства печати «Новости» СССР. Её знания и полученный ранее опыт воспитателя и преподавателя позволили успешно защитить кандидатскую диссертацию по специальности «Методика обучения иностранным языкам». Пытливый ум, привыкший к постоянному обучению, интересы в области воспитания и трудовой путь сподвигли Евгению Семёновну к покорению дальнейших вершин. Так в 1989 году Евгения Семёновна защитила докторскую диссертацию в Ленинградском государственном педагогическом институте имени Александра Ивановича Герцена, который она успешно закончила в 1958 году по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)»[3].

Также в период с 1980 года по 1984 год Евгения Семёновна работала учёным секретарем Научно-исследовательского института средств обучения и учебной книги Агентства печати «Новости» СССР. Это работа оказала большое влияние на будущего учёного и помогла увидеть новые горизонты своего развития. У Евгении Семёновны появились новые профессиональные цели и задачи[3].

В 1984 году Евгения Семёновна возглавила лабораторию дидактики школьного оборудования Научного-исследовательского института школьного оборудования и технических средств обучения Агентства печати «Новости» СССР, став её заведующей и заведующей лабораторией средств обучения иностранным языкам Научного-исследовательского института стратегии развития образования Российской академии образования. Евгения Семёновна возглавляла обе лаборатории одиннадцать лет, до 1995 года[2].

Многолетний труд и имеющиеся достижения дали свои результаты, и в 1995 году Евгении Семёновне Полат, было присвоено учёное звание профессора (Высшая Аттестационная Комиссия РФ)[4].

Квалификация и знания являются единственным стойким преимуществом в современном обществе. Если человек умеет учиться, достигать цели и получать знания, то ему легче повысить свой профессиональный уровень и приобрести новые знания, — что и нужно в жизни.Е.С.Полат

Начиная с 1996 года и до самого конца своей жизни, до 2007 года, Евгения Семёновна отдала все свои знания и опыт лаборатории дистанционного обучения Научно исследовательского-института общего среднего образования Российской академии образования, заведуя этой лабораторией одиннадцать лет[2].

Написанные труды и осуществлённые наработки позволили Евгении Семёновне войти в состав участников секции программированного обучения Российского педагогического общества с 1975 года по 1985 год, в экспертный совет Института «Открытое общество» (издательский проект; мегапроект «Высшая школа» до 2001 года); программы Фулбрайт, программы «Межрегиональные исследования в общественных науках»; Высшая аттестационная комиссия Российской Федерации; Национальный фонд подготовки кадров[2].

На протяжении многих лет Евгения Семеновна сотрудничала с гимназией № 1527 города Москвы, являлась руководителем экспериментальной площадки по организации и сопровождению международных проектов с партнерами из Германии, Австрии[5].

Евгения Семеновна посвятила много лет разработке теории и практики применения метода проектов в образовательном процессе школы, как в очной, так и в дистанционной формах[1]. Это направление деятельности привлекало ученую на протяжении многих лет. В своих работах она впервые разработала классификацию типов проектов, представив типологию проектов и их признаков. Она сумела подробно описать методику организации и проведения ученических проектов разных типов, и доказала их эффективность для формирования предметных и общеучебных умений[3].

Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.Е.С.Полат

Под руководством Евгении Семёновны Полат была разработана методика проведения телекоммуникационных проектов, как Российских, так и международных. Ею разработана дидактическая система, для использования в очной и дистанционной формах[5].

Сфера научных интересов

Научные интересы Евгении Семёновны были разносторонние, но в основном сосредоточены в области дистанционного обучения, информационных технологий в образовании и телекоммуникационных проектов. Она внесла значительный вклад в решение проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования, занималась теоретическими и практическими проблемами дистанционного обучения. Её видение этого вопроса опережало время и не сразу было понято педагогическим сообществом. При этом полученные Евгенией Семёновной научные результаты актуальны и сейчас, они сегодня имеют научную новизну, практическую и научную ценность как для школ, так и для институтов, успешно внедрены в практику обучения курсов дистанционного обучения, которые были разработанных под руководством замечательного педагога и учёного. Евгения Семёновна разработала и, что важно, апробировала дидактическую систему личностно-ориентированного подхода, реализованного с помощью использования проектной деятельности учащихся. Относительно метода проектов было написано несколько трудов, в которых чётко описаны основные требования к использованию данного метода, даны понятие «учебный проект» и понятие «исследовательский проект». В своей работе «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» чётко отметила, что умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его инновационной методике обучения и развития учащихся. Концептуальной основой педагогической системы Евгения Семёновна считала учащихся[6].

Наши учащиеся завтра — это люди, призванные принимать важные решенияПолат Е.С.

Евгения Семёновна, за время своей трудовой деятельности, опубликовала свыше 200 научных работ, под её чутким руководством защищено более 20 кандидатских диссертаций[6].

Евгения Семёновна Полат является автором многочисленных изданий, в которых ей удалось отразить принципиально новый подход к системе образования, имеющий проблемную направленность, формирующую у обучающихся критическое мышление, умение работать с информацией. На постоянной основе, осенью на базе Московского Государственного университета экономики, статистики и информатики проходит Международная научно-практическая конференция «Полатовские чтения»[5].

Сочинения

Евгенией Семёновной были проведены научные исследования, результаты которых нашли отражение в ее трудах[6]:

  1. Дистанционное обучение : [учебное пособие для студентов пед. вузов] / [Е. С. Полат и др.]; Под ред. Е. С. Полат. — Москва : Владос, 1998. — 190 с. : ил.; 22 см. — (Учебное пособие для вузов).; ISBN 5-691-00194-9
  2. Интернет в гуманитарном образовании : [учебное пособие для студентов вузов] / [Е. С. Полат и др.] ; Под ред. Е. С. Полат. — Москва : Владос, 2001. — 271 с.; 20 см. — (Учебное пособие для вузов).; ISBN 5-691-00689-4
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : [учебное пособие] / [Е. С. Полат и др.]; под ред. Е. С. Полат. — 4-е изд., стер. — Москва : Академия, 2009. — 268, [1] с. : ил., табл.; 22 см. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).; ISBN 978-5-7695-6156-6
  4. Педагогические технологии дистанционного обучения : [учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02 — Педагогика)] / [Е. С. Полат и др.]; под ред. Е. С. Полат. — 2-е изд., стер. — Москва : Академия, 2008. — 391, [1] с. : ил., табл.; 22 см. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).; ISBN 978-5-7695-5407-0 (В пер.)
  5. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: [ учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 050706 (031000) — Педагогика и психология ; 050701 (033400) — Педагогика] / [Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина.] — 3-е изд., стер. — Москва : Академия, 2010. — 364, [1] с. : ил.; 22 см. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).; ISBN 978-5-7695-7057-5
  6. Теория и практика дистанционного обучения : [учебное пособие для вузов] / [Е. С. Полат [и др.]; под редакцией Е. С. Полат. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 434 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13159-8

Примечания

  1. 1,0 1,1 Е.В.Васильева. Женские имена современной российской педагогики в новом выпуске библиотечного проекта «Круг интересов». ДВФУ. Дата обращения: 24 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Евгения Полат. Люди. Дата обращения: 20 марта 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Полат Евгения Семёновна. posts24.ru. Дата обращения: 22 марта 2024.
  4. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :5 не указан текст
  5. 5,0 5,1 5,2 Алексаненкова М.В. Московский педагог Всероссийского масштаба. Школьная страна (20 августа 2013 года). Дата обращения: 22 марта 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 Александр Фёдоров. Полат Евгения Семёновна. evartist.narod.ru. Дата обращения: 22 марта 2024.