Информационные технологии

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Информационные технологии

Информацио́нные техноло́гии — область знаний и практических навыков, связанных с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, обработки, хранения, передачи и анализа информации. Информационными технологиями называют процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления, то есть получения информационного продукта[1].

В состав средств информационных технологий входят технические средства и методы работы с информацией. Информационные технологии с начала XX века стремительно распространяются в различных областях: науке, образовании, медицине, военных структурах, управлении, промышленности, банковских операциях и других[2].

История

С появления первых вычислительных машин начинается история информационных технологий. Первые компьютеры были очень большими по размеру и сложными в управлении. Их использование ограничивалось военным и научным применением. Например, Эниак — первый компьютер, дата создания 1946 год. Развитие компьютерной техники в началось с 1950-х годов, а с 1970 годов размер компьютеров стал уменьшаться. Информационные технологии развивались за счет совершенствования компьютерной техники и программного обеспечения[3].

Операционные системы, разработанные в 1970-х годах управляли работой компьютеров. В дальнейшем программисты упростили работу за счет создания графического интерфейса — виртуальной оболочки, позволяющей запускать процессы через активацию нажатием, а не вводом команды, такой прорыв в 1980-х годах запустил массовое распространение персональных компьютеров[2].

Следующий этап развития информационных технологий связан с созданием одной из первых сетей персональных компьютеров, которая уже не была военной, а позволяла производить обмен данными между удаленными друг от друга учреждениями. В 1990-х годах Интернет стал доступен для обычной публики и приобрел статус глобальной сети[1].

В настоящее время информационные технологии все больше уходят в сферу мобильной коммуникации, где развиваются новые инновации и перспективы.Информационные технологии идут по пути развития мощностей, комфортности и понятности для пользователя[4].

Содержание информационных технологий

Обычно термином информационные технологии обозначают множество понятий, тем самым минимизируя их в одном словосочетании[1]. Информационные технологии можно условно разделить на:

  • технические средства,
  • программные средства,
  • организационно-методическое обеспечение,
  • разработку стандартов.

Технические средства

Технические средства в свою очередь делятся на средства компьютерной техники, предполагающие использование средства ввода-вывода, обработки и хранения информации, и коммуникационной техники, направленной на передачу информации. В число устройств компьютерной техники входят клавиатуры, цифровые камеры, аудио- и видеоустройства, а также специализированные устройства для пользователей с ограниченными физическими возможностями — это устройства ввода информации. В свою очередь вывод данных осуществляется через дисплеи, принтеры, динамики и наушники и различные многофункциональные устройства, информация может выводиться на устройства в виде текста, изображений, звука или видео. Устройства компьютерной техники, предназначенные для обработки данных на основе заданных им алгоритмов, преобразуют введённые данные в тот вид информации, который удобен для восприятия пользователями или дальнейшей обработки. Обработка информации осуществляется процессором с помощью системных или прикладных программ. К компьютерной технике для хранения информации относятся магнитные диски, ленты, устройства флеш-памяти и др. Коммуникационная техника предназначается для реализации технологий передачи различного вида информации и предполагает как собственно передачу, так и передачу через средства компьютерной техники[1].

Программные средства

Программные средства — это программное обеспечение, которое принято делить на системное и прикладное. Системное необходимо для управления компьютером, в том числе оно осуществляет процессы разработки и выполнения прикладных программ. Определим их более конкретно: операционные системы, в настоящее время они выстраиваются на двух дистрибутивах, а так же программные средствами организации компьютерных сетей различного уровня, системы управления базами данных, средства промежуточного программного обеспечения, средства создания приложений, средства поддержки безопасности данных и другие. К прикладному программному обеспечению относят, как правило, программные системы, ориентированные на непосредственное использование пользователями, то есть различные офисные приложения, например, для создания текстовых документов, электронных таблиц, а так же системы автоматизации, информационные и поисковые системы и другие[2].

Организационно-методическое обеспечение

Организационно-методическое обеспечение информационных технологий подразумевает нормативно-методические материалы, инструкции по подготовке и организации работ, по эксплуатации технических средств[3].

Разработка стандартов

Разработка стандартов необходима для совместного использования продуктов, производимых разными поставщиками, замены одного продукта на другой. Официальные стандарты в области информационных технологий принимаются Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization — ISO)[3].

Применение информационных технологий

Здравоохранение

Информационные технологии в здравоохранении являются залогом качества медицинского обслуживания. Электронный документооборот позволяет оптимизировать деятельность медицинского персонала по управлению медицинскими сведениями и личными данными пациентов. В современной больнице присутствует множество информационных систем: от общей системы управления больницы, до киберпротезирования, телемедицины и других приложений, позволяющих осуществлять мгновенную диагностику, анализ состояния пациента, в том числе дистанционно[3].

Бизнес и управление

Информационные технологии применяются в сфере бизнеса и управления, так как автоматизация производственных процессов улучшает эффективность работы, позволяет рационально управлять ресурсами и анализировать большие массивы данных[2].

Транспортные системы

Составление оптимальных маршрутов доставок или обмена грузами, управление грузоперевозками и осуществление логистики доставки и хранения осуществляется с помощью информационных технологий. Самыми используемыми в этой среде являются системы GPS, приобретение, возврат и учет электронных билетов на все виды транспорта, программы и приложения для заказа такси или перевозки грузов.

Образование

Современное образование невозможно представить без цифровизации. Дистанционный доступ к различным электронным образовательным материалам и ресурсам, коммуникация, контроль, а так же технические средство обучения (интерактивная доска, проектор, документ — камера и другие) являются неотъемлемой частью цифровой образовательной среды[3].

Развлечения

Информационные технологии в настоящее время позволяют как создавать так и активно распространять музыку, видео, анимацию, игры, и другое. Социальные сети, виртуальная реальность и игры являются яркими представителями современных развлекательных систем. Цифровая трансформация современного мира продолжает набирать обороты[4].

Правовое регулирование

Информационные технологии в России регламентируются государством, предъявляются серьезные требования к безопасности, эффективности и качеству информационных продуктов, особенно для нужд самого государства. Правовое регулирование информационных технологий в РФ осуществляется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»[5]. Закон определяет информационные технологии как «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов».

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Минькович Т. В. Информационные технологии. Понятийно терминологический аспект // Образовательные технологии и общество : журнал. — 2012. — № 2. — С. 22—41.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Зайцев Д. Р. Применение информационных технологий и систем для повышения эффективности управления организацией // Территория науки : журнал. — 2015. — № 2. — С. 96—103.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Кузнецов С. Д. Информационные технологии. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (9 июня 2022). Дата обращения: 26 марта 2024.
  4. 4,0 4,1 Беспалов В. В. Информационные технологии. — Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2011. — С. 8. — 121 с.
  5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Информационно-правовой портал «Гарант». Дата обращения: 28 марта 2024.